Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Понятия "этика" и “мораль”. Предмет этики

Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа.

Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.

Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней.

Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль».Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика».

Таким образом, по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латинским - "мораль".

Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке используются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления – набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно- академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл.

При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что данной наукой изучается.

Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).

Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?

Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.

Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном. Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нравственного совершенствования.

Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами философии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.

 

Структура морали

Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.

Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.

Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции. Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и моральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали. Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет собой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.

Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали.

Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необходима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.).

Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.

Мораль существует не только на уровне сознания. Нравственные чувства, понятия и убеждения проявляют себя в разнообразных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе, в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (производственной, политической, бытовой и др.).

Моральное сознание и моральный поступок взаимосвязаны. Моральная деятельность (поступок) является реализацией ценностей морального сознания (добра, справедливости, долга и т. д.). Однако в реальной действительности не всегда легко оценить то или иное действие как моральное или аморальное. Анализ того или иного действия и отнесение его к разряду поступка (действия, имеющего положительную нравственную значимость) или проступка (действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

Контрольные вопросы:

1. «Наукой люди называют либо ту самую важную на свете науку, по которой человек узнаёт, как ему надо жить на свете, либо всё то, что лестно знать человеку и что может, или иногда и не может пригодиться ему. Первое знание - великое дело, второе - большей частью пустое занятие» (Л.Н. Толстой). Какую науку Л.Н. Толстой называл самой важной? Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Почему этику называют практической философией?

3. Аристотель писал, что юноши - самые неподходящие слушатели лекций по этике. (При этом он отмечал, что основной признак юноши - не возраст, а незрелость характера). Семена же этики упадут только на благодатную почву, коей являются умение владеть страстями, желание направить их на прекрасные цели. Как вы считаете, какие требования должен предъявить к себе всякий человек, приступивший к изучению этики?

4. Существуют ли в обществе отношения, которые были бы нейтральными по отношению к нравственности?

5. Почему необходимо соблюдать нормы морали?

6. Какие нормы морали необходимо соблюдать всем?

7. Каким нормам морали трудно следовать? Как вы считаете, можно ли их отменить?

8. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх».

9. Какие из приведённых ниже утверждений выражают обычаи, а какие нравственные нормы.

10. Сравните высказывания:

- «Надо жить в мире – таков первый естественный закон человека» (Монтескьё).

- «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать» (Спиноза).

- «Не делай другому того, чего не желаешь себе сам» (Золотое правило нравственности).

- «И так во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Золотое правило нравственности. Матфей. Святое Благовествование).

- «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (От Матфея. Святое Благовествование)

 

Профессиональная мораль

Мораль (нравственность), как было отмечено, является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

Одной из областей общественной жизни, в которой предъявляются особые моральные требования к человеку, является труд.

Наряду с общечеловеческими моральными принципами к трудовой деятельности человека формируются особые моральные требования, так называемая трудовая мораль. Под понятием «трудовая мораль» понимают совокупность общих моральных требований (норм), выработанных в процессе жизненного опыта людей, позволяющих трудовую деятельность делать общественно значимой. Трудовая мораль получает реальное воплощение в профессиональной деятельности. Поэтому длительное время происходило отождествление трудовой и профессиональной морали не только в массовом сознании, но и в этической литературе.

В самом общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде.

Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудовой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые хотя и могут быть отнесены к числу проблем трудовой морали, но несут на себе «печать» той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали (для некоторых профессий) имеет длительную историю.

Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали медицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков –бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчивающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древней Греции, мало изменились по сравнению с «Женевской клятвой», принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные моральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, делать всё необходимое для «пользы» больного и др. Красной нитью через все эти нормы проходит требование «не навреди».

Также ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учителю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний».

Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Греции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые профессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или, развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа.

Итак, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные:

- регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность;

- регулировать отношения внутри профессиональной группы.

Зададимся вопросом, почему к отдельным профессиям, в частности врача, учителя, предъявлялись всегда особые требования?

Профессии программиста, рабочего-станочника и пр. подпадают под категорию сложного и важного труда. Если рабочий по своей халатности, из-за несоблюдения инструкции выведет из строя станок, то на нём будет лежать моральная вина, которую можно описать через понятие «трудовая мораль». Но всё это не будет иметь отношения к профессиональной морали. Требования, предъявляемые к этим профессиям, не являются специфическими. Они не несут в себе черты профессий, так как работники всех профессий должны добросовестно выполнять свой профессиональный долг, осознавать свою моральную ответственность за выполняемую работу.

Какими особенностями должны обладать профессии, функционирование которых нуждается в профессиональной морали? Возьмём, к примеру, труд врача, учителя. Объектом их труда является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера).

В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель – учитель, врач – врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель – ученик, врач – пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно усложняют нравственную жизнь представителей этих профессий, повышают их моральную ответственность перед обществом. Поэтому к этим профессиям предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной морали. Профессий, где объектом труда выступают живые люди, достаточно много. По содержанию труда эти профессии различаются между собой.

Итак, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек. Есть смысл подразделить их по характеру воздействия на человека как объект труда. Целесообразно выделить, во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец), во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов), в- третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане (труд врача, юриста, но в большей степени это

находит выражение в труде социального работника).

Очевидно, что профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп. В профессиях обслуживающего труда также присутствуют элементы профессиональной морали, удельный вес которых увеличивается в последнее время в связи с возрастанием требований к работникам этих профессий. Однако профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей группы, но особенно значимо нравственное начало в профессиях третьей группы. Не случайно эти профессии называют «помогающими» (helping professions). Эффективность деятельности работников одной и той же профессии, принадлежащих к профессиям второй и третьей групп, может различаться не только уровнем их профессиональных знаний и умений, но и тем, насколько профессионалы обладают необходимыми для данной профессии нравственными качествами. Однако профессиональная мораль является не только характеристикой моральных качеств её представителей, но и выражает совокупность моральных норм (обязанностей, стандартов, требований), которые общество предъявляет к той или иной профессии. Профессиональные моральные нормы призваны регулировать отношения как внутри профессии, так и отношения между профессиональной группой и частью общества, на которую направлена деятельность той или иной профессиональной группы.

Итак, профессиональная мораль обеспечивает общественно-значимое поведение в рамках определённой профессии.

Контрольные вопросы:

1. Каков смысл понятия "трудовая мораль"? Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждаются принципы трудовой морали.

2. Каков смысл понятия "профессиональная мораль"?

3. Каково соотношение между трудовой и профессиональной моралью?

4. Какие отношения в профессии регулирует профессиональная мораль?

 

Регулятивная функция

Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, не просто отображает проблемные области, в которых профессионально-этические вопросы акцентируются более напряжённо. Этика социальной работы формирует нормы нравственно должного.

В самом общем виде профессионально-этическая норма выступает как требование, которое должно быть выполнено. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний:

«не поступай так, ибо это зло» (несправедливость, жестокость, подлость и т. п.), «поступай так, ибо это добро» (благо, справедливо и т. п.).

Как видим, профессионально-этические нормы могут быть выражены либо в виде запрета, либо в виде указания. Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность).

Итак, нормами (правилами, требованиями) морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало: «заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», «выполняй честно свой профессиональный долг» и т. п. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально-значимая регуляция помыслов и действий социального работника.

Нормы морали требуют от него определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии. Профессионально-этическая норма как бы отталкивается от сущего (люди несовершенны), и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.

Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди далеко не всегда следуют моральным нормам.

Оценочная функция

Профессиональная этика не только описывает нормы профессиональной морали (нравственности), но позволяет выявить в профессиональной деятельности собственно нравственный аспект. Мораль не выступает в качестве особой сферы профессиональной деятельности социального работника, а пронизывает всё её многообразие. Поэтому необходимым компонентом качества профессиональных действий социального работника является оценка её профессионально-этической составляющей. Моральные оценки распространяются на все профессиональные действия социального работника.

Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии профессионально-этическим нормам. Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т. д. Однако эти оценки могут стать основанием для административных действий по отношению к социальному работнику. Оценивая моральные качества специалиста, прибегают к такого рода характеристикам: справедливый, несправедливый, честный, нечестный, трудолюбивый, скромный и т. д.

Когда говорят о специалисте социальной работы, что он добрый, справедливый, порядочный, милосердный, то имеют в виду, что эти свойства обнаруживаются у него только в отношениях с другими людьми. Эти оценки не могут социальным работником восприниматься с безразличием, наоборот, они придают силы, способствуют более эффективной его работе. Как видим, хотя гармоничные отношения человека с другими людьми в профессии поддерживаются с помощью многих социальных институтов (права и др.), можно утверждать, что морали отводится в этом процессе ведущая роль.

Как замечает А.А. Гусейнов, мораль не просто отвечает за общежитие, но и придаёт человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Это означает, что способность человека жить среди других людей и является в человеке собственно человеческим. Мораль является безусловной человеческой ценностью.

Воспитательная функция

Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определённостью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с таким мироощущением, такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для этого человека является и призванием.

Однако не нужно преувеличивать роль личностных качеств, с которыми вчерашние школьники приходят в вуз для получения профессии «социальная работа». Вся система подготовки специалистов по социальной работе основывается на вере в человеческую способность к изменению, росту и улучшению. В этой связи одной из функций этики социальной работы является задача воспитания личности социального работника.

Нравственное воспитание является сложным процессом. Эта сложность обусловлена многими факторами объективного порядка (социально- экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами воспитателей и тех, кого они воспитывают (личные склонности, убеждения и пр.). Нравственное воспитание является полем деятельности многих дисциплин: педагогики, психологии, эстетики и др. Но в этом процессе особая роль отводится морали, которая занимается выработкой стратегии нравственного воспитания.

Эта роль морали в нравственном воспитании очень точно подмечена Л.А. Поповым. Так как этика раскрывает сущность морали, то она обязана ответить на вопросы «Какую личность воспитывать?», «Какого идеала необходимо придерживаться в нравственном развитии личности?».

Продолжая, можно сформулировать круг этих вопросов применительно к этике социальной работы, «Какими нравственными качествами должен обладать социальный работник?», «Возможно ли в профессии идеальное воплощение морального долга»? Эти вопросы особенно значимы в наши дни, когда во многом обоснованными являются утверждения о кризисе общественной нравственности. Безусловно, задачей нравственного воспитания средствами этики социальной работы является не только нравственное просвещение, но и необходимость формирования практических навыков воспитываемых, что позволит им реализовывать нравственные идеалы в их повседневной жизнедеятельности.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение понятий "мораль" и "профессиональная мораль социального работника"?

2. Каково соотношение понятий "этика" и "этика социальной работы"?

3. Каковы задачи этики социальной работы?

 

Ценности этики утилитаризма

История утилитаризма продолжительная. Первые идеи появились довольно давно. Наиболее известными мыслителями утилитаристской этики утилитаризма являются И. Бентам (1748-1832) и Д.С.Милль (1808-1873).

Эти мыслители развивали своё учение как разновидность гедонизма. Они утверждали, что все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Мыслители поставили перед собой задачу сформулировать критерий, на основании которого можно было бы различить, когда действие является правильным, а в каком случае нет. Его они назвали "принципом пользы". Этот принцип утверждал, что такое действие является правильным, если оно приводит к большему количеству удовольствия для наибольшего количества людей. В противном случае оно не является правильным.

Сущность утилитаризма состоит в том, что он делает акцент на результатах действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является правильным. Последствия действия, а не мотивы определяют его правильность.

Философы - утилитаристы обратили внимание на тот факт, что часто, исходя из лучших побуждений в своих поступках, люди получают ужасные результаты. Не всегда моральная ценность действия совпадает с мотивом того, кто его совершал. Личность, безупречная в моральном отношении, может совершить действие, последствия которого ею не могли быть предугаданы.

Поэтому принцип пользы, считали они, позволяет по объективным основаниям (результатам) оценить действие как правильное или неправильное.

Этот принцип устанавливает: действие является правильным в той степени, в какой оно позволило дать наибольшее счастье наибольшему количеству людей. Этими мыслителями была даже разработана методика, которая позволила бы рассчитать на основании нескольких параметров (интенсивность удовольствия, его продолжительность и пр.) является действие правильным или нет. Они считали, что при вычислении счастья или несчастья, вызванного данным действием, каждый человек будет считаться представляющим одну единицу счастья.

Существует много критических замечаний в адрес этой концепции. Они касаются невозможности во всех случаях произвести исчисления последствий действия. Эта трудность обусловлена тем, что результаты некоторых действий наступают не сразу. Ждать последствий, может, придётся очень долго. Это возражение тем более значимо, так как нарушается объективность в оценке: подсчёт последствий часто уходит в сферу субъективного, обусловливается чьими-то интересами.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается утилитаристский принцип пользы?

2. На ваш взгляд, может ли принцип пользы играть роль в оценке профессиональной деятельности социального работника?

3. Каковы, на ваш взгляд, границы принципа пользы?

 

Правила речевого этикета

Речевой этикет предполагает избегать обращения на «ты», особенно, если оно проявляется в публичном обращении начальника к подчиненному, старшего (по возрасту) сотрудника к своему молодому коллеге. Недопустимо такое обращение и к клиенту. Во всех случаях такое обращение унижает человеческое достоинство и является выражением пренебрежительного отношения.

Правила вербального этикета

Культура поведения социального работника предполагает обязательное соблюдение вербального (словесного) этикета, который представлен формой морали речи, т. е. стилем речи.

В настоящее время среди некоторых социальных групп прививаются такие обращения как «дамы», «господа», однако в учреждениях социальной защиты эти обращения к клиентам вряд ли будут уместными по причине нищенского их существования. Господин – это вежливое обращение, употребляемое в России, к привилегированным слоям общества. Те обращения, которые мы слышим на улицах, общественном транспорте, магазинах:

«Женщина, передайте на билет», «Мужчина, подвиньтесь» и т. д. не могут также использоваться.

Пока в обществе не выработались стереотипы обращения, в практике социальной работы нельзя найти иной формы обращения как по имени-отчеству. В этом обращении выражается уважительное отношение к человеку. Однако, если обращение «господин» или «госпожа» произносится естественно и не может другой стороной рассматривается как язвительное или пренебрежительное, то он вполне может использоваться в речевом этикете социального работника по отношению не только к клиентам, но и коллегам.

В речевом этикете большое значение имеют вежливые вопросы: «Как дела?», «Как здоровье?», и умение отвечать на них важно также. Эти вопросы подчеркивают доброжелательное отношение к другому человеку, что вызывает в нем ответное расположение. Ничего не ответить на такого рода вопрос невежливо, но и долго отвечать на эти вопросы – это значит создать неловкую ситуацию, когда противоположная сторона вынуждена будет как-то ускорить окончание разговора. Поэтому вербальный этикет предписывает такого рода ответы: «Спасибо, пока все нормально» и т. д. Невежливо не поинтересоваться в ответ: «Надеюсь, что и у вас все хорошо». Такие ответы нейтральны. Но они способствуют развитию доброжелательных отношений в коллективе.

Необходимой стороной речевого этикета является умение делать комплименты, к примеру: «Как Вы хорошо выглядите». Положительная оценка внешности, вкуса в одежде, деловых качеств, деятельности создают уверенность, ободряют человека. Особенно важно помнить о том, что комплимент должен учитывать психологическое настроение человека.

 

Правила общения по телефону

Благодаря телефону многократно повысилась деловая оперативность решения многих вопросов в социальной работе. По телефону можно отдать распоряжение, договорится о встрече, провести консультацию, задать вопросы и т. д. Телефонный разговор позволяет избежать в некоторых случаях деловой переписки, он обеспечивает необходимое двустороннее общение. Однако пользование телефоном является успешным только при разумном его использовании.

Можно выделить следующие правила для более эффективного общения по телефону:

- к телефонному деловому разговору нужно тщательно готовиться, выделив в нем главное; подобрать все необходимые материалы, календарь, авторучку, номера телефонов. При неподготовленности к телефонному разговору 30-40 % его времени будет занято повторениями, паузами, обусловленными обдумыванием, просмотром бумаг и т. д.

- помнить о том, что излишняя эмоциональность ведет к речевой нечеткости и увеличивает время телефонного разговора;

- учитывать то, что телефон усугубляет недостатки речи: быстрое или замедленное произношение слов затрудняет их восприятие;

- до того как набрать номер телефона, необходимо знать не только цель разговора, но и его тактику. Для этого необходимо записать вопросы, на которые вы хотите получить ответы. Вопросы и ответы должны быть сформулированы четко, чтобы собеседник их правильно истолковал (порядок постановленных вопросов);

- если в разговоре будут подняты два или несколько вопросов, то необходимо их разделять, задавая после обсуждения каждого вопроса, например,

такие:

«Итак, я понял(а), что по этому вопросу мы договорились?!», «Могу я считать, что …?», «Таким образом, вы придете на прием 20 числа?»;

- набрав номер телефона, необходимо помнить, что длительные телефонные гудки отрицательно действуют на нервную систему, мешают работать и т. д.

Если вы звоните пожилому человеку и др., которым требуется более длительное время, чтобы услышать звонок и подойти, то вы должны ждать ответа боле<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.