Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний





Область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладной. Этика социальной работы может быть понята как прикладная этика, являющаяся практическим воплощением норм морали в деятельности социальных работников. В этике социальной работы как прикладной области знания содержатся общие нормы моральных отношений, так называемой нормативной этики. Нормативная (теоретическая) этика или этика в строгом смысле этого слова (фундаментальная этическая теория) является своего рода сущностью и прикладной этики.

В этом смысле этика социальной работы - это конкретизация общечеловеческих нравственных принципов к условиям деятельности социального работника. Как прикладная область этического знания этика социальной работы изучает специфическое проявление добра, справедливости, совести, чести, долга, ответственности и др. нравственных принципов в социальной работе. Здесь речь идёт о высших нравственных ценностях и принципах, которые обусловливают высокопрофессиональную деятельность

социального работника.

Хотя этика социальной работы не «вырабатывает» сами принципы, она является важной ступенью в развитии этического знания, так как повышает практическую эффективность принципов нормативной этики. Этика социальной работы не только «применяет» известные принципы морали к специфическим видам деятельности социальных работников, но и формулирует дополнительные требования к выполнению служебного долга, исходя из особенностей направлений деятельности социального работника (работа с проблемой клиента, с другими службами, учреждениями и организациями).

Этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.



Поскольку сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка (организатор социальной защиты населения, экономист социальной службы, юрист социальной службы, медико-социальный работник, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, психолог социальной службы, социальный педагог социальной службы и т. д.), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

Нравственная позиция социального работника предваряет само действие, определяя его моральный выбор. Что такое моральный выбор? Когда он возможен? Моральный выбор существует в том случае, если имеется несколько вариантов действий. Их наличие затрудняет осуществление морального выбора, делая значимым для социального работника знание профессионально-этических требований, предъявляемых к профессии. Не всегда можно оценить моральную значимость данных действий социального работника для клиента, других людей, выявить отдалённые последствия этого действия. Поэтому важным фактором морального выбора являются нравственные качества социального работника. Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формируя у неё морально одобряемые мотивы профессиональной деятельности. Изучение этики социальной работы также должно способствовать развитию качеств личности, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, используемые в их достижении средства, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

 

Функции профессиональной морали

Каковы же задачи профессиональной этики в отношении своего предмета? Исходя из того, что этика социальной работы является наукой о профессиональной морали, то её значение в отношении своего предмета будет заключаться в том, чтобы описать профессиональную мораль, объяснить мораль и учить морали. Всё это находит выражение в следующих функциях профессиональной морали:

Регулятивная функция

Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, не просто отображает проблемные области, в которых профессионально-этические вопросы акцентируются более напряжённо. Этика социальной работы формирует нормы нравственно должного.

В самом общем виде профессионально-этическая норма выступает как требование, которое должно быть выполнено. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний:

«не поступай так, ибо это зло» (несправедливость, жестокость, подлость и т. п.), «поступай так, ибо это добро» (благо, справедливо и т. п.).

Как видим, профессионально-этические нормы могут быть выражены либо в виде запрета, либо в виде указания. Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность).

Итак, нормами (правилами, требованиями) морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало: «заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», «выполняй честно свой профессиональный долг» и т. п. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально-значимая регуляция помыслов и действий социального работника.

Нормы морали требуют от него определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии. Профессионально-этическая норма как бы отталкивается от сущего (люди несовершенны), и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.

Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди далеко не всегда следуют моральным нормам.

Оценочная функция

Профессиональная этика не только описывает нормы профессиональной морали (нравственности), но позволяет выявить в профессиональной деятельности собственно нравственный аспект. Мораль не выступает в качестве особой сферы профессиональной деятельности социального работника, а пронизывает всё её многообразие. Поэтому необходимым компонентом качества профессиональных действий социального работника является оценка её профессионально-этической составляющей. Моральные оценки распространяются на все профессиональные действия социального работника.

Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии профессионально-этическим нормам. Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т. д. Однако эти оценки могут стать основанием для административных действий по отношению к социальному работнику. Оценивая моральные качества специалиста, прибегают к такого рода характеристикам: справедливый, несправедливый, честный, нечестный, трудолюбивый, скромный и т. д.

Когда говорят о специалисте социальной работы, что он добрый, справедливый, порядочный, милосердный, то имеют в виду, что эти свойства обнаруживаются у него только в отношениях с другими людьми. Эти оценки не могут социальным работником восприниматься с безразличием, наоборот, они придают силы, способствуют более эффективной его работе. Как видим, хотя гармоничные отношения человека с другими людьми в профессии поддерживаются с помощью многих социальных институтов (права и др.), можно утверждать, что морали отводится в этом процессе ведущая роль.

Как замечает А.А. Гусейнов, мораль не просто отвечает за общежитие, но и придаёт человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Это означает, что способность человека жить среди других людей и является в человеке собственно человеческим. Мораль является безусловной человеческой ценностью.

Воспитательная функция

Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определённостью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с таким мироощущением, такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для этого человека является и призванием.

Однако не нужно преувеличивать роль личностных качеств, с которыми вчерашние школьники приходят в вуз для получения профессии «социальная работа». Вся система подготовки специалистов по социальной работе основывается на вере в человеческую способность к изменению, росту и улучшению. В этой связи одной из функций этики социальной работы является задача воспитания личности социального работника.

Нравственное воспитание является сложным процессом. Эта сложность обусловлена многими факторами объективного порядка (социально- экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами воспитателей и тех, кого они воспитывают (личные склонности, убеждения и пр.). Нравственное воспитание является полем деятельности многих дисциплин: педагогики, психологии, эстетики и др. Но в этом процессе особая роль отводится морали, которая занимается выработкой стратегии нравственного воспитания.

Эта роль морали в нравственном воспитании очень точно подмечена Л.А. Поповым. Так как этика раскрывает сущность морали, то она обязана ответить на вопросы «Какую личность воспитывать?», «Какого идеала необходимо придерживаться в нравственном развитии личности?».

Продолжая, можно сформулировать круг этих вопросов применительно к этике социальной работы, «Какими нравственными качествами должен обладать социальный работник?», «Возможно ли в профессии идеальное воплощение морального долга»? Эти вопросы особенно значимы в наши дни, когда во многом обоснованными являются утверждения о кризисе общественной нравственности. Безусловно, задачей нравственного воспитания средствами этики социальной работы является не только нравственное просвещение, но и необходимость формирования практических навыков воспитываемых, что позволит им реализовывать нравственные идеалы в их повседневной жизнедеятельности.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение понятий "мораль" и "профессиональная мораль социального работника"?

2. Каково соотношение понятий "этика" и "этика социальной работы"?

3. Каковы задачи этики социальной работы?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.