|
Функции социальной педагогики.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Социальная педагогика 1. Объект и предмет социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики. 2. Функции и задачи социальной педагогики. 3. Исторические этапы становления социальной педагогики в России.
Социальная педагогика – это педагогика среды. (Семенов) Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания детей в процессе их социализации. (Галагузова Н.А.) Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения подрастающего поколения в организациях, специально для этого созданных (А.В. Мудрик). 1. Объект социальной педагогики – это процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий и самовоздействия. 2. Объект социальной педагогики – это процесс адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в общество (процесс социализации). Предмет социализации – это процесс социально контролируемой социализации (социальное воспитание).
Функции социальной педагогики.
1. Теоретико-познавательная. Формулирование и определение задач науки педагогической практики. Выявление закономерностей социально-педагогических процессов и явлений. Определение принципов социальной педагогической деятельности. Объяснение социально-педагогических фактов. Обобщение передового социально-педагогического опыта. Разработка методологии и методов социально-педагогического исследования. 2. Прикладная. Разработка рекомендаций по организации социально-педагогической деятельности. Задачи социальной педагогики, как науки. 1. Определение факторов социальной среды, влияющих на социальное развитие личности, её воспитание и социальную защищённость. 2. Изучение способов использования и умножение воспитательного потенциала социума. 3. Налаживание связи с различными институтами общества (государственными, религиозными, общественными, коммерческими), обеспечение открытости для сотрудничества этих институтов). 4. Поиск путей преобразования социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, её успешной адаптации и интеграции в обществе. 5. Изучение и определение наиболее эффективных путей (технологии) оказания социально-педагогической и психологической помощи социально неблагополучным и социально незащищённым категориям людей. Основные категории социальной педагогики. 1. Социализация. Это процесс активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу). 2. Социальная адаптации. Это внутренний процесс принятия (усвоения норм общественной жизни) и активного приспособления человека к условиям социальной среды. Влияние извне Социализация = соц.адаптация + соц. автономность + активная жизненная позиция Самовоздействие 3. Социальная дезадаптация. Это процесс утраты или несформированности у ребенка социально значимых качеств, препятствующих его успешному приспособлению к условиям социальной среды. 4. Социальная реабилитация. Это внешний процесс по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций. 5. Социальное воспитание. Его задачи содержание и принципы. Это создание условий и стимулирование развития человека, его социальной активности с учетом использования всех социальных влияний и развитий. Это система целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смысл жизни отдельного человека, социальных макрогрупп, в интересах согласований их активности с интересами и ценностями данного общества. 6. Социально-педагогическая деятельность. Это последовательная работа по социальному воспитанию в конкретно окружающем микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Ознакомление с ценностями и правилами поведения в обществе
Предыдущий социальный опыт ребенка
Принятие Не принятие
Реализация позитивных соц.ролей Реализация негативных соц.ролей (семья, ученик, член детского общества, (наркоман, тунеядец, вор, бродяга и др.) член общественного объединения, гражданин, труженик)
Успешная социализация Дезадаптация
ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1 ПОДХОД (Мудрик). Этапы социализации могут быть соотнесены с периодами психического развития человека.
1. Стадия детства · младенчество (0-1), · раннее детство (1-3), · дошкольное детство (3-6), · младший школьный возраст (6-10). 2. Стадия отрочества · младший подростковый возраст (10-13), · старший подростковый возраст (13-15). 3. Стадия молодости (юношества) · ранний юношеский возраст (15-17), · юношеский возраст (18-23), · молодость (23-30). 4. Стадия зрелости · ранняя зрелость (30-40), · поздняя зрелость (40-55), · пожилой возраст (55-65). 5. Стадия старости. · старость (65-70) · долгожительство (70 +)
2 ПОДХОД (Г.М. Андреева). Этапы социализации соотнесены с этапами трудовой деятельности.
1. Дотрудовой этап 2. Трудовой этап 3. Послетрудовой этап.
3 ПОДХОД (А.В. Петровский). Этапы социализации соотнесены с периодами социального развития личности на дотрудовой стадии социализации.
1. Этап первичной социализации (0-10 лет) (этап адаптации индивида) 2. Маргинальная (состояние между нормой и отклоняющимся поведением) социализация (этап индивидуализации), (отрочество, 11-15 лет). 3. Устойчивая социализация (этап интеграции, превращение индивида в социально активную личность, с развитым уровнем самосознания и самоопределения), (юношеский возраст 16-23 л.).
На каждом этапе социализации человек решает 3 группы задач: а) естественно-культурные (достижение определенного уровня физического и сексуального развития) б) социально-культурные задачи (приобщение к определенному уровню культуры, овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, нравственными ценностями с учетом этнорегиональных особенностей). в) социально-психологические задачи (становление самосознания личности, ее самоопределение, самоутверждение, самореализация).
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Психологические механизмы социализации: · Идентификация (неосознаваемое отождествление); · Подражание (сознательное и бессознательное усвоение или воспроизводство модели поведения); · Внушение (процесс неосознанного поведения, мыслей и психических состояний окружающих людей); · Конформность (осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках или пассивное принятие ориентации группы); · Фасилитация (стимулирующее (облегчающее) влияние поведения одних людей на деятельность других).
СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ Совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые определяют качество социализации детей и подростков. Средства социализации это то, с помощью чего создают условия для достижения задач социализации. 1. Способы вскармливания младенца и ухода за ним; 2. Окружающие продукты материальной культуры (эстетика интерьера, техническое оснащение); 3. Окружающие элементы духовной культуры (сказки, которые любят в этой семье, колыбельные, книги, картины, журналы); 4. Стиль и содержание общения в семье, группе сверстников, с окружающими; 5. Методы поощрения и наказания (набор позитивных и негативных санкций на то или иное поведение в обществе);
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Факторы социализации - это условия, влияющие на социальное развитие детей и подростков (А.В. Мудрик). Факторы могут оказывать: 1. Непосредственное и опосредованное влияние; 2. Влияние может быть стихийно или целенаправленно; 3. Позитивное или негативное влияние. Факторы: 1. Мегафакторы социализации (космос, планета, мир) опосредованно влияют на социализацию всех жителей Земли через другие группы факторов. 2. Макрофакторы (страна, общество, этнос, государство) опосредовано влияют на социализацию всех людей, живущих в определенной стране. 3. Мезофакторы (регион, город, село (тип поселения), СМК, субкультура) влияют на социализацию больших групп людей как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. 4. Микрофакторы (семья, соседи, группа сверстников, воспитательные организации, общественные и религиозные объединения) непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют. Реализация действия этих факторов осуществляется по 4 каналам социализации: 1. Канал стихийной, неуправляемой социализации происходящей в процессе естественного взаимодействия человека с окружающей средой. 2. Канал представляющий относительно направляемое влияние со стороны государства и общества на те или иные группы людей с помощью социально-политических решений (макро- и мезофакторы). 3. Канал целенаправленной (социально-контролируемой) деятельности по созданию условий для развития человека. Прежде всего, это организованное влияние микрофакторов. Это дошкольное учреждение, школы, религиозные организации, семья. 4. Канал самовоспитания и саморазвития, это деятельность человека, как субъекта, проявляющего социальную активность и самореализующегося в обществе.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ
Каждый человек является объектом социализации, должен стать субъектом социализации, может оказаться жертвой неблагоприятных условий социализации. Субъект социализации – это человек, который усваивая социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, занимается саморазвитием, стремится к самореализации в обществе. Жертва неблагоприятных условий социализации это ребенок, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий воспитания, разнообразных ситуаций, действий посягателя). Различают 3 вида жертв: 1. Реальная жертва. Люди с психосоматическими дефектами, инвалиды, сироты, беспризорники, дети, проживающие в неблагополучных семьях. 2. Потенциальные жертвы. Люди с пограничными психическими состояниями (неврозами), мигранты, дети, живущие в семьях «группы риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные). 3. Латентные жертвы. Люди, условия существования которых, в принципе не является негативным, но, тем не менее, не позволяют полностью реализовывать заложенные от природы задатки (одаренные дети). ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ Это неблагоприятные условия социализации, способные оказать негативное влияние на развитие человека. Виктимизация – это процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – двусторонний, внешний процесс. С одной стороны это влияние на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – это процесс социально психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий, формирующих в нём психологию жертвы. Различают объективные и субъективные факторы виктимизации. Объективные факторы виктимизации. · неблагоприятные природно-климатические условия (суровые климатические условия, неустойчивый климат негативно влияет на здоровье, психику человека, вызывая состояние депрессии), · неблагоприятные экологические особенности среды (загрязнение воздушной, водной, наземной среды провоцирует возникновение хронических и раковых заболеваний, иногда является причиной саморазрушающего поведения), · другим таким фактором может стать государственно-общественная система, для которой характерно низкий уровень экономического развития, отсутствие продуманной социальной политики, в отношении незащищенных слоев населения – детей, сирот, инвалидов, внешняя государственная политики приводящая к войнам, депортации социальных групп и целых народов. · тип поселения (низкий культурный уровень населения, наличие антисоциальных субкультур в городе (например, криминальных структур, наркоманов, сект), демографическая структура населения). · микросоциум (семья, сверстники). Неблагоприятный социально психологический климат в семье или школе, осложняет процесс социализации личности и т.д. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В содержательном смысле социальное воспитание представлено совокупностью 3-х взаимосвязанных и в то же время автономных по содержанию стилей компонентов: Образования Индивидуальная помощь. Создание «ситуации успеха». Это создание специальных ситуаций жизнедеятельности воспитательных организаций, обеспечивающее ребенку его позитивное самораскрытие, повышение статуса. Гулевич Татьяна Михайловна
Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития. Менталитет, понятие введенное в нач.20 в. французским ученым Леви-Брю, означает духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, сформировавшийся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Менталитет определяет: 1. Отношение представителей к труду. 2. Представление об удобствах быта. 3. Идеалы красивого и некрасивого. 4. Каноны семейного счастья и взаимоотношения членов семьи. 5. Нормы полоролевого поведения. 6. Понимания доброты, такта, сдержанности.
Модели открытой школы
1. Адаптивная школа. Её основной целью обеспечение благоприятных условий и полноценной социализации для каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и интересов. Автором такой школы стал коллектив школы-комплекса №109 г.Москвы Е.А. Ямбург. 2. Валеологическая (оздоровительная) школа. Её цель создание условий гармоничного сочетания обученности, воспитанности и здоровья. 3. Школа – досуговый центр. Чаще всего такие школы создаются в сельской местности, где культурные центры отдалены и создаются с целью организации свободного времени детей из неблагополучных семей. 4. Школа-клуб. Образовательное учреждение в основе, которой лежит методика КТД, которая предполагает создание различных творческих групп, кружков, разновозрастных объединений, включающих в себя детей из разных классов и их родителей. 5. Социально-педагогический комплекс (СПК). Это система, включающая в себя школу, социальные службы, спортивные и культурные учреждения и осуществляющая совместную деятельность по единому плану воспитательной работы и защиты детства.
Модели выпускника школы
Каждая социально-ориентированная школа разрабатывает ту модель жизнеспособной личности, которая бы соответствовала требованиям современного общества. Модель №1 (Гимназия №15 г.Москва) 1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность. 2. Мировоззрение, мироощущение 3. Интеллектуальное развитие 4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям. 5. Черты характера (сознательная дисциплинированность, внутренняя свобода, порядочность). 6. Отношение к окружающим 7. Культура общения. 8. Здоровье, здоровый образ жизни. 9. Отношение к семье, браку, любви. 10. Эстетическая культура.
27 июня 2008 г.
III этап Завершающий этап. 1. Усиливается внимание коллектива к личности. 2. Возрастает интенсивность самоуправления 3. Происходит педагогизация ученической среды (дети выступают в роли коллег, формируется чувство «наша школа – моя школа», формируется новый тип учителя – «педагога-исследователя», налаживаются контакты с учеными, усиливается интерес к науке).
Дополнительное образование
Первое учреждение доп.обр. в России появилось в 1905 году, открыли его С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко. Создан: клуб, дневной приют для приходящих детей, которые посещало 150 детей. На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент» (название заимствовано из американского опыта: это поселение культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы). Особенности Образовательный процесс УДОД происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Дополнительное образование направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение ребенку условий для его духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение потребностей. Число основных потребностей: · творческие потребности (креативные) обусловленные желанием родителей и детей развивать способности, а также стремление детей к самореализации. · познавательные потребности детей и их родителей, которые заключают в себя: стремление к расширению объема знаний, в том числе и областях выходящих за рамки школьной программы; · коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками и взрослыми; · компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний, круга общения решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения; · профориентационные потребности, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку; · досуговая потребность детей, обусловлено стремлением содержательной организации свободного времени. Содержание работы учреждений дополнительного образования отражено в специально разработанных для учреждений дополнительного образования программах по различным направлениям: научно-техническое, спортивно-техническое, физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, культурологическое, экономико-правовое, естественно-научное, социально-педагогического (образовательные). Досуговые программы, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени молодежи, развивает общую культуру личности, к таким программам относятся: Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы; Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «А ну-ка, девушки» и т.п.); Праздник, предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений, с активным участием детей; Игра-спектакль для приглашенной неподготовленной аудитории. В ходе спектакля дети, неожиданно для себя наделяются ролями, им предлагается выполнить задание, помогая героям спектакля. Длительная досуговая программа (игра-путешествие). Типичным примером является программа детского оздоровительного лагеря.
Функции УДОД:
1. Социальная · Формирование социальных ценностей · Выявление и поддержка детей из малообеспеченных семей · Выявление и поддержка детей с отклонением физического и психического развития · Выявление и поддержка детей способных к творческой деятельности (одаренных) · Предупреждение детской безнадзорности · Привлечение семей 2. Педагогическая · Реализация познавательных потребностей; · Реализация потребностей в личностном самоопределении; · Реализация потребностей в профессиональном самоопределении; · Реализация коммуникативных потребностей; · Формирование социально-одобряемого продуктивного созидательного духовного образа жизни.
Вид образовательного учреждения ДО определяется в соответствии с направленностью, реализуемой дополнительной образовательной программой.
Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков (отличаются возможностями, охватом детей, педагогическим потенциалом). Учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности (однопрофильные): 1. Школы (спортивно-технические, художественно-эстетические, военно-патриотические и др.). 2. Станции (туристско-краеведческие, научно-технические, эколого-биологические): станции детского и юношеского туризма; юных натуралистов, юных техников. 3. Детские театры, детские студии художественно-эстетической направленности 4. Стадионы, спортивные площадки и комплексы.
Учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы разной направленности (многопрофильные): · Дворцы и Дома детского и юношеского творчества, · Центры детского творчества, · клубы (юных моряков, техников, туристов), · детские и юношеские библиотеки, · детские оздоровительно-образовательные лагеря, · детские музеи, · детские парки.
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1. Современная картина детского общественного движения. 2. Функции и задачи детских общественных объединений. 3. Исторический опыт создания детских и молодежных общественных объединений.
Г. Гулевич Н.М.
Функции 1. Информационная. Цель: распространение сведений о текущих событиях, знаний об окружающей действительности. 2. Воспитательная. Передача образцов жизни, примеров поведения, пропаганду ценностей, отношение к миру, к людям, к самому себе и т.д. 3. Образовательная. Сообщение людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации. 4. Социально-управленческая. СМК именуют 4 властью, т.к. они формируют социальные ориентации, организуют общественное сознание, регулируют отношения внутри общества, формируют потребительский спрос на те, или иные товары и услуги с помощью рекламы. 5. Рекреативная. СМК во многом определят досуговое времяпрепровождение, как групповое, так и индивидуальное. Эта функция реализуется по отношению ко всем людям, т.к. чтение книги, посещение кинотеатра, просмотр ТВ, компьютер отвлекают от повседневных забот и обязанностей. 6. Релаксационная. СМК обладают огромным терапевтическим эффектом. Особенно важно это для подростков у которых есть сложности в общении с окружающими, т.к. кино, радио, телевидение заглушают и рассевают эмоциональную неудовлетворенность.
Результаты воздействия СМИ.
Влияет на умственную, поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия: 1. Поведенческие, т.к. образ деятельности представленной СМИ является руководством для зрителя. 2. Установочные. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки, которые носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на действия и поступки зрителя. 3. Когнитивные (умственные). Под воздействием информации изменяются знания и мировоззрение (информированность и суждения). 4. Последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни. Увлечение телевидением и интенсивное общение с интернетом приводит к формированию так называемых виртуальных интересов, потребностей и образа жизни. 5. Психологические. При просмотре различных триллеров, фильмов ужаса у человека под воздействием глубоких переживаний возникают возбуждение и страх. Он долго не может заснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. 6. Физиологические. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме.
Г. Селезнева Е.В.
Роль подростковых клубов по месту жительства в социализации детей и подростков. Клубы – детские учреждения решают комплекс педагогических задач:
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Социально-педагогическая защита подростков; 2. Формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в социум. 3. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развития их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы. 4. Создание условий для более максимального проявления детьми и подростками интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей, а также для их развития. 5. Адаптация и реадаптация детей и подростков в обществе. РЕАДАПТАЦИЯ это восстановление утраченных способностей приспособления к социальной среде.
6. Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди сверстников. 7. Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников. ЛИТЕРАТУРА А.В. Мудрик «Социальная педагогика» «Социальная педагогика» под редакцией Галагузовой Шакурова «Социальная педагогика» Л.В. Мардахаев
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – 10 СТРАНИЦ Социальная педагогика 1. Объект и предмет социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики. 2. Функции и задачи социальной педагогики. 3. Исторические этапы становления социальной педагогики в России.
Социальная педагогика – это педагогика среды. (Семенов) Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания детей в процессе их социализации. (Галагузова Н.А.) Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения подрастающего поколения в организациях, специально для этого созданных (А.В. Мудрик). 1. Объект социальной педагогики – это процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий и самовоздействия. 2. Объект социальной педагогики – это процесс адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в общество (процесс социализации). Предмет социализации – это процесс социально контролируемой социализации (социальное воспитание).
Функции социальной педагогики.
1. Теоретико-познавательная. Формулирование и определение задач науки педагогической практики. Выявление закономерностей социально-педагогических процессов и явлений. Определение принципов социальной педагогической деятельности. Объяснение социально-педагогических фактов. Обобщение передового социально-педагогического опыта. Разработка методологии и методов социально-педагогического исследования. 2. Прикладная. Разработка рекомендаций по организации социально-педагогической деятельности. Задачи социальной педагогики, как науки. 1. Определение факторов социальной среды, влияющих на социальное развитие личности, её воспитание и социальную защищённость. 2. Изучение способов использования и умножение воспитательного потенциала социума. 3. Налаживание связи с различными институтами общества (государственными, религиозными, общественными, коммерческими), обеспечение открытости для сотрудничества этих институтов). 4. Поиск путей преобразования социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, её успешной адаптации и интеграции в обществе. 5. Изучение и определение наиболее эффективных путей (технологии) оказания социально-педагогической и психологической помощи социально неблагополучным и социально незащищённым категориям людей. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|