Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Близкие межличностные отношения





1. Межличностная привлекательность, её модели и факторы.

2. Управление впечатлением и самопрезентация.

3. Дружба как психологический феномен.

4. Психология влюблённости и любви.

 

1. Межличностная аттракция – формирование положительного эмоционального отношения друг к друга к взаимной симпатии.

Модели межличностной аттракции:

- модель Хоманса – привлекательность личности зависит от баланса психологических выгод и затрат отношений;

- модель идеального партнёра – нас привлекают люди, которые обладают определённым набором качеств, близким к нашему идеалу.

- модель сходства (Д. Бири) – нам нравятся люди, взгляды которых похожи на наши;

- модель оптимальных различий – нам нравятся люди, которые отличаются от нас. Но не очень сильно.

Выделяют следующие уровни межличностной аттракции:

1. Симпатия – устойчивое положительное отношение к другим людям или группам, которое проявляется в приветливости, доброжелательности и побуждает к общению, оказанию внимания и помощи. Симпатия или антипатия может возникать по принципу ассоциации.

2. Дружба;

3. Любовь.

Факторы межличностной аттракции:

1) внешние факторы – физическая привлекательность другого человека:

- стиль общения человека;

- пространственная близость;

- демографические данные (образование, возраст);

- доступность другого человека для общения;

- фактор знакомства;

2) внутренние факторы:

- личностные и интеллектуальные особенности партнёра по общению;

- фактор сходства между партнёрами по общению;

- взаимнодополняемость.

 

2. Управление впечатлениями – целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа. Управление впечатлениями связано с особенностями самопрезентации.

Самопрезентация – процесс осознаваемого или не осознаваемого, целенаправленного или стихийного, предъявление определенных аспектов собственной личности окружающим.

На самопрезентацию влияют следующие факторы:

- степень полезности самопрезентации для достижения целей человека;

- правдоподобность самопрезентации.

Самопрезентация адресована социальному окружению и косвенно подчинена ролевым требованиям.

В зарубежной психологии имеется теория самомониторинга Марка Снайпа.

Он делили людей на две группы:

- с высоким самомониторингом:

1) хорошо приспосабливаются к любым ситуациям м к любым людям;

2) умеют контролировать свои эмоции и поведение;

3) эффективно создают нужное впечатление;

4) обладают высоким соответствием между желаемой и реальным самопрезентацией.

- с низким самомоаниторингом:

1) не стремятся учитывать и контролировать впечатление, которое производят на окружающих;

2) не стремятся специально создавать нужных образ;

3) могут осознавать. Какое они производят впечатление, но не стремятся отрегулировать его;

4) их самоапрезентация отражают устойчивое особенности личности.

Близким понятием самопрезентации является понятие имидж.

Персональный или индивидуальных имидж – это образ человека, в глазах окружающих, который возникает стихийно или формируется целенаправленно.

Виды индивидуальных имиджей:

1. Елена Перелыгиной:

1) имидж, ориентируемый на самоощущение – направлен на изменение Я-концепции человека в сторону его приближения к идеальному Я;

2) имидж, ориентируемый на восприятие другими людьми, т.е. здесь учитывается требование окружающих;

2. Модель многословного имиджа В. Шепеля. Имидж человека включает ряд частных имиджей: имидж среды обитания – среда обитания должна быть лучше, чем у других; габаритный имидж; деловой имидж, т.е. какое впечатление производит человек, как профессионал; вербальный имидж – мнение, которое формируется у человека в ходе общения; не вербальный поведенческий имидж.

Этапы формирования имиджа:

- изучение личностных характеристик человека;

- подбор характеристик соответствующих профессиональной деятельности человека;

- работа над внешним видом;

- работа над совершенствованием коммуникативных качеств.

 

3. Дружба – это вид устойчивых избирательных межличностных отношений, который характеризуется взаимной привязанностью.

Дружба – это отношение между людьми, которое основано на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

Виды дружбы:

1. По мотивам и ценностям:

- утилитарная дружба, которая основана на взаимной выгоде;

- гедонистическая дружба, основана на эмоциональной привязанности человека;

- нравственная дружба. Основана на принятии человека к таким, каким он есть.

2. По функциям выделяют следующие виды дружбы:

- экспрессивная или эмоциональная дружба;

- инструментальная дружба.

Объективные предпосылки к возникновению дружбы:

- пространственная близость;

- групповая принадлежность;

- наличие совместной деятельности.

Параметры дружбы:

- устойчивость – длительность отношений;

- частота встреч;

- психологическая глубина – обмен переживаниями, с которыми мы не будем обмениваться с приятелями.

Возрасты для дружбы:

- юношеский возраст;

- молодость;

- пожилой возраст.

Существуют половые различия в дружеских отношениях:

- для женщин более характерно эмоциональная дружба, для мужчин инструментальная;

- женщины более гибки в поведении, у мужчин стереотипное отношение;

- круг общения у женщин в полтора раза больше чем у мужчин.

Критерии выбора друга:

- осуществляется по критерию сходства друга;

- выбор друга по критерию комплиментарности (дополнительности).

Аргайн выделил следующие правила дружбы:

- правила обмена:

- делиться новостями о своих успехах;

- демонстировать эмоциональную поддержку;

- помогать в случае необходимости;

- стараться, чтобы другу было приятно общаться;

- уверенность в другом и доверие к другу;

- отношение к третьем лицам:

- защищать друга в его отсутствии;

- не критиковать друга публично;

- сохранять тайны;

- быть терпимым к остальным друзьям друга;

- координация:

- уважать внутренний мир друга;

- не быть назойливым и не поучать.

 

4. Любовь – это:

Майерс: яркое эмоциональное переживание уникальной связи с другим человеком;

- высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего объект любви из других объектов и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов человека;

Ильин: - интимная привязанность, обладающая большой силой.

Компоненты любви. Рубин:

1) забота;

2) привязанность;

3) интимность.

Свенсен:

1) эмоциональная поддержка объекта любви;

2) толерантность к его недостаткам и требованиям.

Трёхкомпонентная теория любви Стернберга:

1) интимность – чувство близости и забота о любимом человеке;

2) страсть – то, что связано с физическим влечением; с потребностью в любви;

3) решение – обязательство: решение о том, любим мы человека или нет – человек принимает на себя обязательство сохранять отношения в виду их ценности.

 

Виды Компоненты
интимность страсть решение-обязатель.
симпатия + - -
страстная любовь - + -
придуманная любовь - - +
романтическая + + -
любовь-товариществ + - +
одержимость - + +
совершенная + + +

 

Ли:

1) эрос – страстная любовь;

2) людус – любовь-игра; один партнёр манипулирует другим;

3) стровгэ – любовь-товарищество;

4) мания – любовь-одержимость;

5) прагма – рассудочная любовь;

6) агапе – бескорыстная любовь-самоотдача.

 

Влюблённость – страстное влечение к кому-либо. Обладает признаками физиологической доминанты и является устойчивым эмоциональным состоянием. Может развиваться зависимость от объекта любви, похожую на алкогольную или наркотическую. Создаётся образ любимого, который может далёким от представляемого.

Фромм: Влюблённость – незрелая любовь. Может выступать как симбиоз с другим человеком. Пассивный (люблю, потому что даёт то, чего мне не хватает) и активный (имею власть над человеком). Любовь-дружба – зрелая любовь. Компоненты:

1) забота;

2) ответственность – обязательство перед партнёром;

3) уважение.

Стремление к сохранению личности.

Маслоу: на основе влюблённости формируется любовь. Чтобы это произошло, нужно принять себя. Такой человек более способен принять другого. Лучше, когда бытийные потребности: человек нравится сам по себе. Зрелая любовь позволяет личностный рост обоих партнёров в отношениях.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.