Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Академия социального управления





Академия социального управления

 

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: «Социология»

 

 

Тема 13. Культура общества

 

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

 

Москва – 2012

Тема 13. Культура общества

Основные вопросы темы:

1.Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры общества.

2. Структура и разновидности культуры общества.

3. Религия как специфическая часть культуры.

4. Функции культуры и её роль в обществе.

5. Основные характеристики развития культуры общества.

6. Особенности организационной культуры в России.

7. Управление в сфере культуры.

Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры общества

Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений культуры общества, отражающих отдельные аспекты этого понятия.

Российская социологическая энциклопедия дает следующее определение: Культураспецифический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Если понимать общество как продукт социальных действий, взаимодействия и отношений людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону деятельности, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми. Качественные особенности любой социальной системы определяются прежде всего её культурой, которая характеризует достигнутый уровень социального развития. Культура - это историческая память человечества, сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Основными элементами культуры общества обычно считают:

1. Ценности – то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным, т.е. социально одобряемые представления о том, что такое добро, справедливость, что хорошо, что плохо. Ценностные ориентации характеризуют индивидуальное отношение к конкретным ценностям (деньги, собственность, власть, любовь, свобода, патриотизм и т.д.).

2. Язык – система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Наряду со словами в социальном общении используются символы – знаки, отражающие определенное миропонимание, присущее данной культуре (знамена, гербы, корона, особая одежда и т.д.).

3. Знания – достоверные сведения об окружающем мире, обществе и людях, являющиеся результатом всех видов познания, прежде всего научного.

4. Идеологии – системы взглядов, убеждений и ценностей, в которых отражаются особые отношения к действительности и интересы больших групп людей, содержатся цели (программы) их деятельности.

5. Верования – убежденность и эмоциональная приверженность каким либо реальным или иллюзорным идеям и ценностям.

6. Социальные нормы – те ценности и правила поведения, которые считаются обязательными для всех членов общества и соблюдение которых поддерживается определенными формами социального контроля. Сюда включаются табу (абсолютные запреты, например кровосмешения), законы, нормы права, морали, этикета.

7. Традиции – совокупность устойчивых представлений и моделей поведения, наследуемых поколениями. Более частные и ситуационные проявления традиций принято называть обычаями, привычками, нравами, манерами.

8. Ритуалы – фиксированная последовательность действий, жестов, слов, выполняемых в определенных обстоятельствах. В основе ритуалов лежат мифы и мифологические события, сохранение памяти о которых считается важной с точки зрения поддержания единства и солидарности в обществе определенной культуры (например, в христианской культуре ритуалы пасхи воспроизводят воскресение Христа). Частными случаями ритуалов являются обряды, церемонии.

9. Архетипы. Во многих современных исследованиях функционирования и развития культуры используется понятие «архетип». Это понятие связано с концепцией коллективного бессознательного К.Юнга. Под архетипом понимаются врожденные априорные, праисторические образы, общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного К.Юнга.

 

Некоторые исследователи пытаются обобщить элементы культуры и уменьшить их количество. Например, антрополог У. Гуденау выделил всего четыре элемента культуры:

1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт. В каждом обществе одни и те же явления внешнего мира упорядочиваются и осмысливаются по-разному. Скажем, жители тропических островов различают гораздо больше оттенков различных цветов, чем европейцы. С другой стороны, в уэльском языке есть одно слово, обозначающее все цвета, которые в английском называются зеленым, синим и серым;

2 ) отношения, определяющие связь понятий между собой. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества. Скажем, в большинстве современных обществ считается, что дети должны заботиться о родителях, а в Скандинавских странах в древности существовала так называемая «родительская дубина», висевшая в доме на почетном месте над очагом, с помощью которой выросшие дети отправляли на тот свет одряхлевших родителей;

3) ценности — общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (десять христианских заповедей, воровские «понятия»);

4) правила — нормы, регулирующие поведения людей (уголовный кодекс, моральный кодекс строителя коммунизма).

Гуденау дает следующее обоснование своей классификации элементов культуры: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)».

Управление в сфере культуры

Сфера культуры по механизмам своего функционирования и развития относится к самоорганизующимся системам. Отличительная черта процессов самоорганизации — спонтанность, самопроизвольность, отсутствие единого рационального начала. Это, однако, не отрицает возможности нормативного регулирования и целенаправленного решения достаточно большого круга вопросов в сфере культуры.

Подчеркивая значимость управления сферой культуры, Председатель Правительства В. Путин в Отчете Правительства Госдуме 20 апреля 2011 г. отметил:

 

 

 

 

«Мы с вами неоднократно обсуждали разные аспекты поддержки отечественной культуры. Считаю, что нужно вернуться к этому вопросу. Мы не можем оставить решение этой проблемы совсем на потом. Это будет несправедливо по отношению к людям, которые трудятся на столь важном поприще, и неправильно по отношению к нашему культурному духовному достоянию, к нашему историческому наследию, а, значит, и к будущему нашего народа».

 

Сложность культуры как самоорганизующейся системы состоит в ее двойственной природе: культура подчиняется общим закономерностям функционирования больших социальных систем, и вместе с тем ее динамика складывается под воздействием и в результате рациональных действий огромного числа людей, способных осуществлять оценки окружающего мира, производить отбор своих поступков и собственных решений, выбирать варианты развития групповых сообществ. Все это ведет к значительному усложнению прямых и обратных связей культурных систем, взаимодействия в них традиций и инноваций. Все более широкое включение человеческого интеллекта в процессы самоорганизации ведет к повышению непредсказуемости развития культуры. Направление развития зависит от множества субъективных предпочтений и приоритетов. Неотрегулированное, спонтанное столкновение субъективно разумных линий поведения огромного числа людей могло бы привести к социальному хаосу или к аномальным и нежелательным формам социокультурного порядка. Однако в культуре вырабатываются такие механизмы, которые подчиняют эту индивидуальную спонтанность определенным правилам и тем самым упорядочивают ее: таковы система законов и правовых норм, государственно-административные и иные управленческие регуляторы. Именно эти регуляторы концентрируют и представляют в культурной практике общерациональное начало, с наибольшей очевидностью выражающее себя в праве, государстве, системе образования и в других социальных институтах. Все эти концентрированные проявления общерационального начала нельзя рассматривать как моменты, противостоящие процессам самоорганизации. Хотя деятельность этих институтов не всегда гармонично согласуется со спонтанно развивающимися самоорганизационными процессами, в целом проявляемое в них рациональное начало выступает в качестве важного дополнительного механизма процессов самоорганизации. Рассмотрим наиболее важные механизмы нормативного регулирования и целенаправленного руководства в сфере культуры.

 

Законодательные нормы обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность и принципы государственной культурной политики определены в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре».

 

 

Согласно законодательству, предметом управления в сфере культуры выступают культурная деятельность, культурные ценности и культурные блага.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Управление в сфере культуры предполагает регулирование культурной деятельности в следующих областях:

Ø выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

Ø художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

Ø художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

Ø самодеятельное (любительское) художественное творчество;

Ø музейное дело и коллекционирование;

Ø книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

Ø телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

Ø эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

Ø научные исследования культуры;

Ø международные культурные обмены;

Ø производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

Ø иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

 

Важно отметить, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.Однако федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

 

Целями таких программ определяются:

сохранение культурного наследия Российской Федерации;

формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;

создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;

интеграция в мировой культурный процесс; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

Академия социального управления

 

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: «Социология»

 

 

Тема 13. Культура общества

 

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

 

Москва – 2012

Тема 13. Культура общества

Основные вопросы темы:

1.Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры общества.

2. Структура и разновидности культуры общества.

3. Религия как специфическая часть культуры.

4. Функции культуры и её роль в обществе.

5. Основные характеристики развития культуры общества.

6. Особенности организационной культуры в России.

7. Управление в сфере культуры.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.