Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Номенклатура потребительских свойств





Номенклатура потребительских свойств — перечень потребительских свойств, разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру, которая одинакова для определенных групп и видов товаров.

Для оценки качества всех видов товаров пользуются развернутой номенклатурой потребительских свойств данной группы товаров, которая включает в себя совокупность всех комплексных и единичных показателей, характеризующих в совокупности качество.

Выбор потребительских свойств зависит от наличия общественных потребностей, сложившейся структуры потребления и ее особенностей.

Товар может утратить свою полезность, не меняясь при этом физически. Потребительная стоимость товара может быть утрачена в результате смены общественных предпочтений, появления на рынках новых, более современных изделий и др.

Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления.

Целями выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;

включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию (стандарты, регламенты, нормы, правила, рекомендации, технические условия и др.);

комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;

определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;

определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;

установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям:

учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара;

отражать современные достижения науки, техники и технологии, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения;

способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и потребления (эксплуатации).

Основным методом определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров является экспертный.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает в себя три этапа: изучение товара; разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара; определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Изучение конкретного товара предусматривает выявление свойств и особенностей товара, условий его производства, реализации, хранения и транспортирования, использования и утилизации. Это делается для определения комплекса свойств товара, характеризующих его качество.

Каждая группа товаров имеет особые признаки, которые определяют характерные требования, предъявляемые к выбору их потребительских свойств и показателей качества. Например, к функциональным показателям таких групп, как одежда, обувь, косметические средства, относят ряд эргономических или эстетических показателей.

Для наиболее полного определения функционального назначения товаров необходимо изучить потребителей товаров, условия и способы их хранения, транспортирования и потребления.

Потребители товаров характеризуются определенными социально-демографическими признаками (пол, возраст, состав семьи и др.), степенью подготовленности к потреблению, культурными запросами (учетом требований моды, престижа, местных традиций и др.).

Степень подготовленности к потреблению характеризуется наличием или отсутствием у потребителей навыков потребления, профессиональной подготовки, квалификации. Например, с появлением на рынке плодоовощной продукции экзотических овощей (авокадо, батат, бамия и др.) многие из них не пользовались спросом из-за отсутствия навыков потребления.

При выявлении условий и способов потребления учитываются условия хранения, способы приготовления, характер размещения товара в жилой среде (встроенные, настольные, напольные и др.), сезонность использования, мобильность использования (переносные, стационарные и др.).

 

Таблица 6.1 Типовая номенклатура потребительских свойств товаров

Потребительские свойства
I уровня II уровня
Функциональные     Надежность в потреблении   Эргономические     Эстетические   Технологические   Безопасность   Экологические Совершенство выполнения основной функции. Универсальность применения. Совершенство выполнения вспомогательных функций Долговечность. Безотказность. Сохраняемость. Ремонтопригодность   Антропометрические. Физиологические (гигиенические). Психофизические. Психологические   Информационная выразительность. Рациональность формы. Целостность композиции. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида   Удобство использования   Химическая. Биологическая. Физиологическая. Акустическая. Вибрационная. Электромагнитная. Электрическая. Радиационная. Механическая. Пожаробезопасность. Безопасность транспортных средств Влияющие на атмосферу, почву, живые организмы, гидросферу

 

При определении потребительских признаков швейных машин учитывают, что наряду с машинами, выпускаемыми для взрослых, в ассортиментном наборе существуют машины для девочек среднего и старшего возраста (не считая машин-игрушек). Швейные машины могут выпускаться для массового потребителя и квалифицированных швей, выполняющих на машине операции повышенной сложности. Швейные машины могут быть переносными и стационарными. Эти потребительские признаки швейных машин определяют специфические требования, формулируемые к качеству машин разных видов (подвидов), а, следовательно, и специфические наборы их потребительских свойств и показателей качества.

Конкретизация назначения изделий позволяет сформулировать комплекс потребительских требований к ним, установить необходимость выпуска изделий различных потребительских классов. Отнесение товара к определенной классификационной группе служит основой для определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества.

Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров (табл. 6.1). Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара осуществляют на основе развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров данной группы, проводя отбор наиболее важных для товара показателей, их конкретизацию и обоснование. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.

 

Функциональные свойства

Функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров, способствуют успешному использованию товаров в процессах потребления, для которых они предназначены.

Функциональные свойства товаров столь же сложны и разнообразны, как сложна и многообразна система окружающих человека вещей. Функциональные свойства, как свойства сложные, подразделяются на несколько подгрупп (свойств II уровня): свойства, характеризующие совершенство выполнения основной функции; свойства, определяющие универсальность применения, и свойства, определяющие совершенство выполнения вспомогательных функций. Подгруппы свойств подразделяются на простые свойства.

При группировке функциональных свойств решающее значение имеет способность товара выполнять основное назначение: для стиральной машины — количество и качество выстиранного белья, для магнитофона — количество и качество записи и воспроизведения на заданном отрезке времени, для велосипеда — скорость передвижения и легкость хода при заданных нагрузках.

Выполнение основной функции зависит от параметров изделия, вида исходного сырья, качества изготовления. Если в техническом отношении изделие уступает другим, аналогичным, образцам или если человек, пользуясь изделием, совершает непроизвольные ошибки из-за сложности управления им или неполной информации о качестве его работы, то это сказывается на выполнении изделием основной функции.

Важной характеристикой функциональных свойств изделия является универсальность применения, характеризуемая широтой диапазона условий и возможностей использования изделия по назначению. Универсальность применения определяется возможностью выполнения ряда вспомогательных функций. Универсальность бытового светильника может определяться конструкцией, позволяющей использовать его в качестве бра и настольной лампы.

Вспомогательные функции расширяют возможности и повышают удобство использования (оттаивание холодильника). В ряде случаев вспомогательные функции позволяют сократить количество используемых товаров (магнитола, кухонный комбайн). У каждого вида товара есть своя система вспомогательных функций, от совершенства выполнения которых во многом зависит результат потребления. Например, скорость и усилия при движении велосипеда зависят от наличия и количества звездочек в передаче.

Примером свойств, характеризующих универсальность применения, могут служить способность проведения фотоаппаратом съемки объектов с широким диапазоном выдержек, фокусных расстояний, условий освещения и т.д.; способность велосипеда ездить по различным дорогам (пересеченная местность, шоссе).

 

Свойства надежности

Надежность — способность изделия выполнять заданные функции в заданных режимах и условиях применения (технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования и др.), сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение заданного промежутка времени или требуемой наработки на отказ, т.е. способность товара противостоять действию факторов, оказывающих отрицательное влияние на качество товара в течение требуемой наработки.

Наработка — продолжительность или объем работы изделия, измеряемые в различных единицах (сутках, годах, килограммах и др.).

Надежность это комплекс свойств, который в зависимости от назначения и условий эксплуатации может включать в себя долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

В зависимости от вида изделия, его назначения и условий эксплуатации или потребления надежность может оцениваться в большей степени свойствами одной из групп, составляющих надежность. Например, если изделие невосстанавливаемое, то для него в комплекс свойств надежности не входит ремонтопригодность. Для продовольственных товаров в комплекс свойств надежности входят в основном свойства сохраняемости.

В процессе эксплуатации или потребления изделия испытывают различные воздействия, которые оказывают влияние на свойства надежности.

Процесс, вызывающий изменение показателей качества и протекающий во времени, называют изнашиванием, а его конечный результат — износом. Износ происходит под воздействием различных факторов: механических, физико-химических, биологических и комбинированных.

Изделия в процессе эксплуатации могут подвергаться различного рода механическим воздействиям, например трению, изгибу, растяжению и др. Процесс постепенного разрушения (изменения свойств) изделия от многократного повторения небольших механических воздействий называется утомлением — одним из видов изнашивания. Оно протекает без существенных потерь массы, локализуется в отдельных частях изделия, как правило, в местах дефектов структуры или в местах максимального воздействия изнашивающих факторов.

Механические воздействия, которые испытывают изделия при эксплуатации, вызывают внешний и внутренний износ. При внешнем износе начинает разрушаться поверхность изделия. При этом может уменьшаться толщина изделия, масса, прочность на участке износа. Степень износа в этом случае зависит от структуры поверхности, свойств материала и интенсивности изнашивающих воздействий, например износ под действием трения.

Внутренний механический износ сопровождается изменением структуры материала, вследствие чего изменяются его механические свойства. При внутреннем износе внешний вид изделия до определенного момента не изменяется. Хотя упругие и пластические свойства материала могут снижаться, он может приобретать жесткость, хрупкость. Для определения внутреннего износа проводят механические испытания на растяжение, изгиб и т.д.

К физико-химическим факторам относятся действие света, тепла, атмосферы воздуха, влаги, моющих средств, загрязнений, органических растворителей, температуры и др. В результате этих воздействий могут изменяться потребительские свойства товаров в целом.

К биологическим факторам износа относят воздействие плесневых грибов, микроорганизмов, повреждения насекомыми и др. К комбинированным факторам относят действие светопогоды (комбинированное воздействие атмосферных факторов: света, влаги, температуры, воздуха), стирки, истирания с утомлением и др.

Наряду с физическим износом происходит и моральный износ изделий, т.е. изделия устаревают по форме, конструкции, технико-экономическим показателям и др. Моральный износ связан с изменением отношения потребителя к товару при изменении потребностей.

Долговечность характеризует способность изделия сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (для технически сложных товаров). Под работоспособностью понимают состояние изделия, в котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативными документами.

Полная или частичная потеря работоспособности называется отказом. Отказы классифицируют: по причинам и характеру возникновения, характеру проявления, возможности и сложности устранения. Причинами возникновения отказов могут быть: конструктивные ошибки и недостатки, производственные недостатки, неправильная эксплуатация и техническое обслуживание, внешние факторы, некачественный ремонт.

К ошибкам и недостаткам конструкции относятся: недостаточная прочность отдельных элементов или конструкции в целом; неудачная компоновка узлов; нетехнологичность конструкции, вызванная выполнением заготовок, механической и термической обработкой, сборкой и разборкой; недостаточная защищенность конструкции от попадания влаги, пыли, нагревания; неудобство обслуживания и др.

К производственным недостаткам относятся скрытые дефекты (раковины, рыхлости, мелкие трещины, инородные включения, неоднородность материала), некондиционные материалы, нарушение технологии изготовления и (или) сборки и др.

Неправильная эксплуатация и техническое обслуживание также являются причиной возникновения отказов. Они могут быть вызваны нарушением правил эксплуатации, несоблюдением правил технического обслуживания из-за низкой квалификации обслуживающего персонала, из-за неисправности вспомогательных механизмов и т.д.

К внешним факторам, вызывающим отказы, относятся высокая или низкая температура, повышенная влажность, повышенное или пониженное атмосферное давление, загрязненность воздуха и др. К внешним факторам можно отнести колебания тока в электрической цепи, которые оказывают влияние на работу электроприборов.

Некачественный ремонт является результатом несоответствия материала, технологии изготовления (методов, режимов, точности и качества обработки) и сборки первоначальным условиям изготовления, а также плохого контроля над проведением и результатами ремонта.

По характеру возникновения отказы могут быть внезапными, постепенными и периодическими. Внезапные отказы невозможно предусмотреть заранее. Постепенные отказы накапливаются с течением времени или циклов наработки. Причиной постепенных отказов может быть износ, перегревание, усталостные явления, старение, деформации. Периодические отказы повторяются через определенные интервалы времени по мере накопления причин, приводящих к отказу.

По характеру проявления отказы могут быть явными, скрытыми, независимыми и зависимыми.

Явный отказ обнаруживается при внешнем осмотре (например, спущенное колесо автомобиля).

Скрытый отказ обнаруживается при непосредственном задействовании данной функции (например, разрыв тормозного шланга автомобиля, уменьшение толщины тормозных колодок автомобиля).

Независимым называется отказ, который не вызван отказом других элементов работающей системы. Отказ какого-либо элемента системы, произошедший в результате отказа других ее элементов, является зависимым. Отказ может быть случайным или явно закономерным.

В зависимости от сложности устранения различают отказы, устраняемые в порядке технического обслуживания при среднем или капитальном ремонте. В зависимости от места устранения различают отказы, устраняемые в условиях эксплуатации и в стационарных условиях.

Безотказность — способность изделия сохранять свою работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Например, два телевизора прослужили 10 лет, но один телевизор побывал в ремонте 1 раз, а другой — 10 раз. Таким образом, безотказность первого телевизора в 10 раз выше, чем второго.

Сохраняемость характеризует способность изделия выполнять заданные функции после хранения и транспортирования. Так, сохраняемость батарейки определяется скоростью саморазряда: чем выше скорость саморазряда, тем меньше сохраняемость батарейки. О факторах, оказывающих влияние на сохранение качества товаров, говорилось выше. Долговечность продовольственных товаров определяется условиями хранения, т.е. сливается с сохраняемостью.

Ремонтопригодность характеризует особенности конструкции и способа изготовления изделия, которые заключаются в приспособленности его к техническому обслуживанию, ремонту и др. Например, особенностью конструкции автомобиля «Москвич» было то, что детали кузова крепились винтами, что облегчало замену крыльев (ремонт).

 

Эргономические свойства

Эргономические свойства характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех этапах функционирования в системах «человек—среда—изделие» и «человек—изделие». Они выявляют эффективность деятельности человека при взаимодействии с изделием. К эргономическим свойствам относятся антропометрические, физиологические (гигиенические), психофизиологические и психологические.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие размеров и формы изделия размеру и форме тела человека. Конструкция изделия и его размеры (габариты) должны обеспечивать удобство пользования им и рациональное расходование энергии человека в системе «человек—среда—изделие». Антропометрические свойства имеют важное значение при оценке качества обуви, одежды, мебели и др. Например, высота и угол наклона спинки кресла должны соответствовать форме тела человека, в зависимости от их размеров обеспечивается степень комфорта при сидении.

Соответствие изделия форме и размерам тела человека достигается правильным конструированием, подбором материалов.

Физиологические свойства характеризуют особенности товаров, которые оказывают влияние на жизнедеятельность и особенности функционирования человеческого организма в целом и отдельных его органов.

Физиологические свойства, как правило, удовлетворяют витальные потребности человека (в пище, тепле, крове). Так, особенности пищевой ценности продовольственных товаров (сбалансированность элементов, температура плавления жиров, усвояемость белков, жиров, углеводов и витаминов) определяют их физиологические свойства.

Гигиенические свойства также связаны с влиянием товаров на условия жизнедеятельности человеческого организма, они характеризуют непродовольственные товары.

Гигиенические свойства подразделяют на следующие группы: свойства, определяющие взаимодействие изделия с парообразной и жидкой влагой; свойства проницаемости; свойства электризуемости; свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией; свойства загрязняемости и очищаемости.

К свойствам, определяющим взаимодействие изделий с парообразной и жидкой влагой, относятся гигроскопические свойства, влагоотдача, водопоглощение и др. Эти свойства имеют большое значение особенно для одежды и обуви. Они способствуют поддержанию нормальной влажности в пространстве между изделием и кожей человека.

Свойства проницаемости характеризуют способность материалов пропускать воздух (воздухопроницаемость), пары влаги (паропроницаемость), пыль (пылепроницаемость), свет (светопроницаемость), капельную воду (водопроницаемость, водоупорность) и др. Эти свойства важны для одежды, обуви, мебели и др. Например, мебель, предназначенная для хранения продуктов должна иметь соответствующий воздухообмен. Плащевые ткани гигиенические, обязательно должны обладать водоотталкивающими свойствами, а резиновая обувь должна быть водоупорной.

Свойства электризуемости характеризуют способность изделия накапливать на своей поверхности заряды статического электричества. Накопление зарядов статического электричества, например, у текстильных материалов, может вызвать помехи в технологических процессах производства и изготовления из них швейных изделий. Электризуемость при носке одежды вызывает неприятные ощущения, а наэлектризованная одежда прилипает к телу и быстрее загрязняется.

Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией, характеризуют способность изделия к переносу теплоты (теплопроводность, температуропроводность) и ее поглощению (теплоемкость). Эти свойства называют теплозащитными. Высокими теплозащитными свойствами должны обладать изделия зимнего ассортимента, а также строительные товары. Теплоемкость, в частности, имеет значение для электронагревательных приборов.

Свойства загрязняемости и очищаемости характеризуют способность изделий загрязняться и очищаться, имеют большое значение для оценки их гигиенических свойств.

Загрязнение изделий осуществляется разнообразными веществами (жировыми веществами, пылью, остатками пищи и др.). Накапливаясь на материалах, загрязнения являются благоприятной средой для развития микроорганизмов. Необходимость частой очистки повышает расходы на эксплуатацию изделий.

Простота и удобство очистки, а также возможность поддержания чистоты обязательно учитываются при оценке гигиенических свойств. Способность изделия очищаться зависит от вида материала, из которого оно изготовлено, от конструкции изделия, от наличия специальных покрытий и др. Например, удобство очистки металлохозяйственных изделий определяется отсутствием труднодоступных мест, гладкостью поверхности и др.

Психофизические свойства характеризуют соответствие изделия силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека. Масса переносной техники должна соответствовать силовым возможностям человека. Сила звукового сигнала должна превышать порог слышимости, но не вызывать болевых ощущений.

Восприятие изделия человеком осуществляется через систему чувств (сенсорную систему): зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную, вкусовую.

Зрительные ощущения возникают при восприятии внешнего вида изделия. При соприкосновении с изделием у человека возникают различные осязательные ощущения: тактильные (от касания), температурные, болевые, тяжести и др. Слуховые ощущения — ощущения звука, шелеста, треска, шуршания, шума. Обонятельные ощущения позволяют оценить свойства парфюмерных и продовольственных товаров. Вкусовые ощущения в основном характеризуют свойства продовольственных товаров. Однако их нельзя не учитывать, например, при оценке качества детских игрушек.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Например, направление поворота ручки прибора при регулировании с целью увеличения значения регулируемого параметра должно соответствовать направлению движения часовой стрелки. Для перекрытия потока воды, газа в газопроводе рукоятки и маховики кранов поворачивают против часовой стрелки. Это объясняется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Эстетические свойства

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.

Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.

Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки.

Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.

Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта.

Понятие моды появилось в XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми проявлениями «массовой культуры» в середине XIX в.

Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий.

Мода является формой эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В широком и общепринятом значении мода — это «то, что красиво сегодня».

Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в XX в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких лет.

Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Он выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения и т.п. У стиля есть вполне конкретные признаки, «носители» — элементы композиции. Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция) и материал. Объединение осуществляется средствами художественной выразительности: контраст и нюанс, принцип подобия, отношения и пропорции, динамика и статика, симметрия и асимметрия и т.п. При этом используются единые методические и технические приемы обработки материалов: формовычитание или формосложение; тектоничность или атектоничность; пространственность или плоскостность.

Стиль представляет собой синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности.

Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества, т.е. все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях.

Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания, например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и др.

В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными. В современном дизайне возникло понятие «фирменный» стиль. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность «стиля жизни», определяемого факторами коммерческой выгоды, внешней эффектности, психологией новизны.

Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и др.

Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия.

Дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает в себя также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования, приспособлений и инструментов.

Благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в число мировых лидеров вошли фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони», определившие дальнейшее направление художественного проектирования.

Слово «дизайн» используют в более широком значении, как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов.

Тектоничность выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью.

Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.

Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др.

Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п. Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением, которое получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др.

Текстура — строение, в данном случае, поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон.

Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и др.

Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Рациональны такие форма и конструкция изделия, посредством которых максимально проявляется его назначение. Форма, не отражающая практическое назначение изделия и усложняющая его использование, нерациональна, антихудожественна.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Этим определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

 

Свойства безопасности

Безопасность — особенность товара, которая обусловливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами. При производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товары должны быть безопасны, т. е. не должны наносить вреда жизни и здоровью потребителя.

При эксплуатации или потреблении любых товаров абсолютная безопасность не может быть достигнута. Например, при эксплуатации электротоваров всегда есть определенная вероятность для потребителя пострадать от высокого напряжения, а при использовании острых предметов — вероятность порезаться.

Безопасность в <







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.