Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет товароведения — потребительная стоимость





Название научной дисциплины «Товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» (знать) и означает на современном языке «знание о товаре».

Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства, когда создаются блага, удовлетворяющие потребности людей. Но потребности людей удовлетворяются не только продуктами, созданными на производстве. Благо — это любой объект потребления, материальный и нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности человека или быть использованным для соответствующих целей производителем. В рыночной экономике обычные (хотя и неточные) названия благ — товары и услуги.

В настоящее время существовавшие ранее различия между товарами, удовлетворяющими личные и общественные потребности, почти отсутствуют (например, самолеты, яхты и др.). В сферу рассмотрения товароведения целесообразно также включить такой объект, как услуги, так как к ним применим научный аппарат товароведения. Услуги обладают полезностью, имеют показатели качества.

Однако существуют объекты, обладающие свойствами товара, но пока не рассматриваемые товароведением, например недвижимость. Следовательно, объектом товароведения являются продукты труда, которые обращаются на рынке, т. е. приобретают форму товара, и удовлетворяют личные и общественные потребности.

Для того чтобы товары и услуги могли удовлетворить потребности людей, т.е. быть благами, они должны обладать полезностью. С позиций экономической теории полезность определяется как удовлетворение, получаемое потребителем в результате использования приобретенного им блага (в данном случае товара). Полезность товара лежит в основе выбора его потребителем. Если потребитель выберет товар А, а не товар Б, то это значит, что товар А для него более полезен.

Однако полезность — это не только субъективное удовольствие или польза, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Это скорее научная концепция, объясняющая распределение денежных средств потребителей между товарами и услугами, приносящими удовлетворение. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью.

Под продукцией понимают результат деятельности или процессов. Результатом деятельности может быть услуга, а результатом деятельности и процессов является товар. Товар — сложное многоплановое понятие. Товар — наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее верный индикатор экономической силы производителя. Товар — это продукт труда, производимый для удовлетворения человеческих потребностей и реализуемый в результате продажи или обмена.

Товар представляет собой диалектическое единство меновой и потребительной стоимости.

Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена на другие вещи в определенных пропорциях, т.е. меновая стоимость — это пропорция обмена. Меновая стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь следует рассматривать как полезность товара, т. е. способность товара удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость — это экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага, оценка желанности блага, которая в денежном выражении превышает цену этого блага. Таким образом, у потребительной стоимости есть реальная основа для измерения. Этой основой служат соотношения потребительной стоимости и денежного выражения стоимости — цены. Например, цена свежего хлеба, купленного вечером у метро, заметно выше, чем в булочной, где его испекли и где он был куплен изначально. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет возможность выбора: покупать батон в булочной, расположенной не по пути домой, сэкономив деньги, или у метро, сэкономив время. Принятие решения о покупке хлеба с переплатой в этой ситуации зависит от субъективных факторов: как каждый из потенциальных покупателей соизмеряет относительную ценность для него сэкономленных сил и времени, с одной стороны, и денежной суммы, которую ему придется заплатить сверх цены булочной за достижение такой экономии — с другой.

Таким образом, под потребительной стоимостью товара понимают максимальную пользу, которую товар приносит потребителю. Причем эта польза может носить материальный и нематериальный характер.

Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется лишь при потреблении или эксплуатации товара, так как лишь при эксплуатации или потреблении товара можно оценить его полезность.

Термин эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (одежда, обувь, бытовая техника и т.п.). Например, обувь в процессе эксплуатации изнашивается. Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (продукты питания, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т.п.).

Каждый товар обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют свойства, которые обусловливают полезность. Эти свойства принято называть потребительскими.

Потребительная стоимость товара проявляется в момент использования. Если товар не используется, то он будет обладать не реальной, а потенциальной потребительной стоимостью. Потенциальная потребительная стоимость отражает многообразие возможностей производителя, а реальная — многообразие запросов потребителей.

Например, мебель, выпущенная на фабрике и хранящаяся на складе из-за отсутствия на нее спроса, обладает потенциальной потребительной стоимостью. Мебель обладает и меновой стоимостью, так как для ее производства был затрачен общественно необходимый труд. Таким образом, потребительная стоимость в зависимости от характера проявления может быть потенциальной и реальной.

В зависимости от характера потребления продуктов труда потребительную стоимость подразделяют на индивидуальную и общественную.

Индивидуальной потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления. Эти продукты труда не попадают в сферу обращения, не приобретают форму товара, а потому не являются объектом товароведения. Потребительные стоимости этих продуктов труда оцениваются с позиций не общественных, а индивидуальных потребностей их создателей, что и определяет их название.

Индивидуальная потребительная стоимость определяется естественными свойствами продуктов труда (физическими, химическими, биологическими). Например, индивидуальной потребительной стоимостью характеризуется продукция, выращенная для личного потребления на приусадебном участке.

Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы не для личного потребления производителя, а для других членов общества.

Общественная потребительная стоимость оценивается с позиций общественных потребностей. Потребление товаров по своей сущности имеет общественный характер. Производимые товары служат для удовлетворения потребностей общества. Однако, хотя потребление и носит общественный характер, оно проявляется в личной форме или в форме семейного потребления (бытовая техника, продукты питания и т.п.), т.е. потребительная стоимость товаров в целом удовлетворяет потребности общества, но каждый раз это удовлетворение индивидуально для каждого члена общества.

Таким образом, по уровню удовлетворяемых потребностей различают: единичную общественную потребительную стоимость (единичная потребительная стоимость, потребительная стоимость) и совокупную общественную потребительную стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи при потреблении единицы изделия. Она свойственна единице товара или набору товаров, предназначенному для удовлетворения какой-либо потребности человека.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров определенного вида и проявляется через суммарные единичные потребительные стоимости, т.е. степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества. Например, в условиях перепроизводства или снижения платежеспособного спроса населения часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и превратиться в бесполезный для общества продукт труда. Общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством. Следовательно, у общественной потребительной стоимости товаров есть качественные и количественные характеристики.

Товароведение непосредственно связано с решением ключевых задач организации экономики, отвечая на вопросы: какие товары и с какой потребительной стоимостью представлены на рынке — как их следует использовать и хранить? При этом, товароведение определяет качественные и количественные характеристики товаров.

Общественная потребительная стоимость товаров характеризуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. Материально-вещественная сторона потребительной стоимости определяется степенью развития науки, техники и технологии. Социально-экономический характер потребительной стоимости определяется уровнем и характером потребностей, которые общество предъявляет к товару. С изменением общественных потребностей потребительная стоимость товара может снижаться при неизменных естественных свойствах, т.е. товары морально стареют. Таким образом, потребительная стоимость является экономической категорией, поэтому изучением общественной потребительной стоимости занимаются многие научные дисциплины.

Предметом изучения товароведения является материально-вещественная сторона потребительной стоимости, а социально-экономическая сторона является объектом изучения ряда экономических дисциплин, а также товароведения.

Предметом товароведения являются единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и (или) семьи и характеризуемая в товароведении категорией «качества», и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемая обычно в товароведении категорией «ассортимента».

 

Содержание товароведения

Прежде, чем товар попадет к потребителю, он проходит несколько стадий, что составляет его жизненный цикл. В соответствии со стандартом Международной организации по стандартизации (ИСО) жизненный цикл продукции включает в себя 11 этапов: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию после использования.

Эти этапы можно объединить в стадии: проектирования, изготовления (переработки), товарного обращения, потребления или эксплуатации, утилизации.

На стадии проектирования закладываются свойства товара. На этой стадии товар рассматривается в форме проекта. Проект обладает потенциальной потребительной стоимостью. Чтобы проект успешно воплотился в товар, необходимо учесть текущие и перспективные потребности общества. Товаровед не может непосредственно участвовать в процессе проектирования (переработки), но может косвенно воздействовать на качество проекта, разрабатывая критерии оценки потребительной стоимости, участвуя в стандартизации, сертификации товаров и разработке систем качества.

На стадии изготовления проект превращается в продукт труда. Продукт производства обладает свойствами, отличающимися от свойств исходного сырья и материалов. На этой стадии формируется качество товаров, потенциальная потребительная стоимость. На этой стадии товароведение уделяет внимание факторам, влияющим на формирование качества товаров, возможность возникновения и устранения дефектов готовых изделий.

Продукт производства на стадии (сферы) обращения приобретает все характеристики товара, обладающего определенной потребительной стоимостью. На этой стадии в процессе продвижения товара от производителя к потребителю важно сохранить потребительную стоимость, поскольку товар в процессе хранения и транспортирования подвергается внешним воздействиям. Товаровед должен знать условия хранения и транспортирования товаров, их сроки службы, годности или реализации. Он должен знать способы и методы реализации товаров, правила сертификации и порядок проведения экспертизы, а также конъюнктуру рынка товаров, уметь оценивать их конкурентоспособность.

На стадии потребления (эксплуатации) товар постепенно расходуется сам (расходует свой ресурс). На этой стадии потребительную стоимость товара можно сохранить более длительное время, если есть рекомендации о способах и режимах хранения товаров, рациональном использовании, правилах по уходу, об оптимальной упаковке товаров, о соответствующей маркировке. Эти вопросы также рассматривает товароведение.

Товароведение состоит из общей и специальной частей.

В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы, необходимые для познания потребительной стоимости товаров. К числу основных вопросов, изучаемых в общей части товароведения (кроме предмета и содержания), относятся:

определение важнейших категорий товароведения;

разработка и совершенствование научной классификации товаров;

установление требований к товарам в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

разработка номенклатуры (перечня) потребительских свойств;

оценка факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров;

определение показателей качества товаров, их весомости;

оценка уровня качества;

оценка конкурентоспособности товаров;

выбор и обоснование нормативов показателей качества;

определение сроков, способов и условий хранения товаров в сфере обращения и потребления (при перевозке, хранении, использовании), разработка на их основе рекомендаций сроков годности товаров;

исследование причин физического и морального износа товаров;

изучение проблем формирования и совершенствования оптимального ассортимента товаров исходя из их полезности и структуры потребностей общества в целом;

идентификация и изучение методов и способов установления фальсификации и контрафакции товаров;

правила и порядок проведения сертификации товаров;

разработка требований для стандартизации товаров;

экспертиза товаров.

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией (товароведение плодов и овощей; рыбных товаров; текстильных товаров; древесно-мебельных товаров и др.). В каждом из разделов специальной части перечисленные выше вопросы общей части рассматриваются применительно к определенной группе товаров. Основное место в каждом разделе специальной части занимают вопросы формирования и сохранения качества, изучение потребительских свойств и методов оценки качества товаров. Значительное место отводится изучению ассортимента товаров, его структуры, характеристике укрупненного и развернутого ассортимента товаров.

 

Методы товароведения

Методы товароведения позволяют решить задачи товароведения. Методы, применяемые в товароведении, можно разделить на общие и специфические.

Общие методы определяют наличие общих подходов к научному освоению вопросов, связанных с потребительной стоимостью, потребительскими свойствами, качеством, дают общую методологическую базу для исследований. Эти методы могут определять методологические подходы и направления исследований товароведения.

Связь товароведения с философией находит свое выражение в общих методах товароведения, проявляя себя на всех этапах развития товароведения как науки.

Общие методы товароведения. Эти методы объединяют позитивистский, структуалистический, диалектический, а также синтетические методы товароведения.

Позитивистский метод основывается на философии позитивизма (позитивной философии), признающей главным источником знания конкретные эмпирические науки, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании.

Для позитивистского метода (подхода) характерны:

феноменализм (отражение конкретных факторов как явлений);

верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным);

прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

Позитивистский подход широко использует формально-логические методы, которые носят универсальный характер (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках):

инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);

операционализм, или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);

экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей);

ситуационный анализ, или «полевые исследования» (анализ конкретно складывающихся ситуаций).

В товароведении позитивистский метод во всех его разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось при исследовании и контроле качества, активном использовании математического моделирования, поиске решений в конкретных ситуациях и т.д.

Кроме перечисленных позитивистский подход можно реализовать методами эмпирической верификации — статистическим и графическим. Статистический метод использует данные математической статистики и применяется при обработке результатов испытаний, отборе проб, выборочном контроле качества.

Графический метод предполагает представление данных в виде гистограмм, диаграмм, графиков. Он позволяет обнаружить и проанализировать взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.

Структуалистический метод акцентирует выявление структуры системы, т.е. ее внутреннее строение, совокупность отношений между ее элементами. Характерные черты этого метода — стремление к упорядоченности элементов, приоритет структуры системы над содержанием ее элементов, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного как «изнанки системы» и т. п.

Широко используя целый ряд обозначенных выше формальнологических методов, структуалистический метод включает в себя:

структурно-функциональный анализ, отражающий взаимосвязь содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты на взаимосвязи могут быть разными);

принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели);

метод «бинарных оппозиций» (использование парных категорий «потребитель—производитель»; «спрос—предложение» и т.п.);

рекомбинацию (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др.

Широко используется математическая логика и моделирование.

В товароведении структуалистический метод получил заметное развитие, например в определении классификации товаров; разделении товаров на группы, подгруппы, виды и т.п.; разграничении свойств на простые и сложные; делении показателей качества на единичные и комплексные.

Реализация структуалистического метода сопряжена с опасностью схематизма, невниманием к взаимосвязям, отстраненностью от явлений, не вписывающихся в структурные порядки.

Диалектический метод связан с диалектикой, как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика отражает процесс развития, показывая его закономерный характер. Развитие трактуется тремя основными законами диалектики: переход количества в качество и наоборот, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т.е. соотношение между двумя взаимообусловленными и отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. «Разрешение» противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т.д.

Диалектический метод использует следующие основные специфические методы познания реального мира: восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, системный.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному определяет систематизацию понятий (категорий) в рамках целостной системы, теоретическое воспроизведение целого. Движение от абстрактного к конкретному — одновременное движение от части к целому, от простого к сложному, от общего к особенному и единичному, от неразвитого к развитому на основе принципов и законов диалектики (прежде всего диалектического противоречия). Восхождение от абстрактного к конкретному как бы нанизывается на ось восхождения противоречий, начиная от исходного противоречия системы — противоречия между стоимостью и потребительной стоимостью товара.

Метод единства логического и исторического сводится к тому, что логическое (теоретическое) исследование предмета отражает реальный исторический процесс развития. Субординация категорий в теоретической системе в основных пунктах должна соответствовать исторической последовательности процессов. Логическое не является точной копией исторического: в нем история как бы освобождается от случайных форм, воспроизводится в ее наиболее значимых, объективно необходимых звеньях.

В основе системного метода лежит исследование объектов как систем. Этот метод ориентирует исследование объекта на раскрытие его целостности, выявление многообразия типов связей, сведение их в единую целостную картину. Целостное представление о предметной среде может быть создано на основе приведения в единое целое различных аспектов исследования, что возможно на основе системного подхода к ее изучению. В решении этого вопроса следует исходить из представления о целостной системе на основе принципа интеграции ее различных свойств. Например, взаимодействие художественных и технических форм в дизайне (художественном проектировании) может быть исследовано с применением системного метода. Комплексность и системность в разработке моделей, конструкций новых изделий имеет определяющее значение. Для решения этой задачи необходимы совместные усилия инженеров, художников, экономистов, технологов, различных специалистов, работающих в конструкторских бюро.

Синтетические методы подразумевают использование в товароведении методов других научных дисциплин. Это связано со стремлением преодолеть имеющиеся в рамках одной науки односторонние подходы. В результате расширяются возможности товароведных исследований, однако возможна потеря их целостного характера.

Специфические методы предписывают использование конкретных инструментов, средств, приемов, с помощью которых исследуются различные стороны и аспекты товароведения. К этим методам можно отнести:

анализ (деление объекта исследования — товара на отдельные элементы со своими свойствами) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое, например потребительских свойств в качество);

индукцию (движение от частного к общему, например выборочный метод контроля качества) и дедукцию (движение от общего к частному);

абстракцию (выделение существенных свойств товара при отвлечении от других свойств), допущение (при прочих равных условиях), обобщение (общие, в том числе усредненные или наиболее вероятные, характеристики) и др.

Указанные методы следуют в основном из формальной логики и могут быть обозначены как формально-логические.

Поиск новых методологических подходов, применяемых в товароведении, продолжается.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.