Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ





Дисциплина – Основы социальной медицины

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цель курса:

Целью учебной дисциплины является изучение влияния социальных и природных процессов, образа жизни человека на его здоровье и работоспособность, а также показать роль профилактики заболеваний и создании благоприятных эпидемиологических условий в сохранении и укреплении здоровья человека.

Задачи курса:

– Ознакомить с понятием индивидуального и общественного здоровья как динамического процесса

– показать социальную обусловленность здоровья населения

– ознакомить с влиянием социальных, психологических, в также экологических и генетических и других факторов на здоровье человека,

– рассмотреть образ жизни как главный фактор сохранения здоровья, включая проблемы питания, двигательной активности и вредных привычек

– дать современные представления о патологии и эпидемиологии

– ознакомить с общими принципами профилактики социально-значимых неинфекционных и инфекционных заболеваний.

– Ознакомить с общими принципами охраны матери и ребенка, планировании семьи

– обучить оказанию само- и взаимопомощи при внезапных заболеваниях, травмах и отравлениях.

– ознакомить с социально-правовыми основами охраны здоровья населения, с социально-медицинской этикой

– показать значение социально-медицинской просветительской деятельности в охране здоровья граждан

– разъяснить социально-медицинские проблемы организации социальной работы

Изучение дисциплины «Основы социальной медицины» предполагает использование следующих форм обучения: лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельную работу студентов.



На лекциях студенты знакомятся с теоретическими и практическими основами социальной медицины. Лекции носят проблемный характер и раскрывают актуальные проблемы социальной медицины

На семинарских занятиях студенты учатся самостоятельно анализировать теоретические и практические аспекты социальной медицины, физиологии, медицины, гигиены, валеологии. На семинарах закрепляются знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в социальной сфере.

Во время самостоятельной работы студенты готовятся к докладам по темам семинарских занятий.

Во время практических занятий студенты отрабатывают навыки оказания доврачебной неотложной помощи.

На занятиях проводится заслушивание и обсуждение докладов в виде вопросов-ответов и дискуссии, что помогает контролировать качество знаний и выявлять способности обучаемых при решении организационных задач в социальной сфере.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях при обсуждении докладов, а также по содержанию рефератов (очное обучение) и контрольных работ (заочное обучение). Итоговый контроль проводится в виде зачета ‒ 3 семестр‚ экзамена ‒ 4 семестр.

Для выполнения указанных целей и задач студент должен:

Знать:

– Основные понятия о здоровье человека и его показателях;

– Факторы здорового образа жизни и их значение в сохранении здоровья

– Роль образа жизни и его влияния на состояние здоровья человека;

– Требования к рациональному питанию человека и роль физической активности в сохранении и укреплении здоровья

– Основные законодательные акты, определяющие организацию охраны здоровья

– Правила социально-медицинской этики

– Современные представления о патологии и эпидемиологии

– Основные социально-значимые неинфекционные и инфекционные заболевания.

– Основы сохранения здоровья матери и ребенка и планировании семьи

– Основные правила оказания первую помощь при травмах и отравлениях.

Уметь:

– Дать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья человека общедоступными (немедицинскими) способами.

– Пропагандировать основы здорового образа жизни и вести социально-медицинскую просветительскую работу.

– Оказать доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях и острых состояниях при заболеваниях.

Быть ознакомлен:

с достижениямисовременной социальной медицины в России и зарубежных странах;

с современными технологиями исследований в области социальной медицины.

Дисциплина «Основы социальной медицины» изучается на втором курсе в течение двух семестров. Основными видами занятий являются лекции‚ семинары и самостоятельная работа. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Данная дисциплина связана с социологией медицины‚ социальной психологией‚ социальной педагогикой‚ нормальной физиологией‚ психофизиологией.

2. Организационно-методическое построение курса:

Структурно курс состоит из 14 тем:

Тема 1. Основные понятия и категории социальной медицины.

Тема 2. Здоровье человека его показатели, индивидуальное и общественное здоровье.

Тема 3. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни.

Тема 4. Классификация болезней, структура заболеваемости. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.

Тема 5. Основные социально-значимые неинфекционные заболевания.

Тема 6. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Тема 7. Инфекционные заболевания.

Тема 8. Травмы и отравления и их социальная значимость.

Тема 9. Умения и навыки доврачебной неотложной медицинской помощи.

Тема 10. Социально-медицинские проблемы здоровья матери и ребенка.

Тема 11. Основы законодательства РФ и ВОЗ об охране здоровья граждан.

Тема 12. Социально-медицинская этика и просветительская деятельность.

Тема 13. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.

Тема 14. Особенности медико-социальной работы с молодежью.

 

Тематический план

А) Очная форма обучения – 5 лет.

№ п/п Разделы, темы Количество часов
Все- го Аудиторные Сам. подг.
Лек-ции Практ. Занят.
1. Основные понятия и категории социальной медицины.
2. Здоровье человека его показатели, индивидуальное и общественное здоровье
3. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни
4. Классификация болезней, структура заболеваемости. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней
5. Основные социально-значимые неинфекционные заболевания
6. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
7. Инфекционные заболевания
8. Травмы и отравления и их социальная значимость
9. Умения и навыки доврачебной неотложной медицинской помощи.
10. Социально-медицинские проблемы здоровья матери и ребенка
11. Основы законодательства РФ и ВОЗ об охране здоровья граждан
12. Социально-медицинская этика и просветительская деятельность.
13. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы
14. Особенности медико-социальной работы с молодежью
ИТОГО:

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия.

Тема 1. Основные понятия и категории социальной медицины

 

Основные понятия и категории социальной медицины. Направления социальной медицины. Составные части медицины – патология, гигиена, валеология. Роль общества и государства в сохранении здоровья граждан. Роль клинической медицины в сохранении здоровья каждого гражданина и общества в целом. Взаимосвязь социальной медицины с клинической медициной, гигиеной и валеологией, психологией. Социальная медицина и ее взаимоотношения с социально-экономическими факторами жизни населения: прожиточный минимум, коммунально-бытовые условия проживания, социальная защита, обеспечение личной безопасности и т.п.

Семинарские занятия.

ТЕМА 1

Семинар 1. Основные понятия и категории социальной медицины,

План семинара:

1. Основные понятия и категории социальной медицины.

2. Роль общества в сохранении здоровья граждан.

3. Взаимосвязь социальной и клинической медицины.

 

ТЕМА 2

ТЕМА 4.

ТЕМА 5

ТЕМА 6.

ТЕМА 7.

ТЕМА 8.

ТЕМА 10.

ТЕМА 11.

ТЕМА 12.

ТЕМА 13.

ТЕМА 14.

ТЕМА 9

Глоссарий

Адаптация — активный процесс приспособления к окружающей среде, направленный на формирование и сохранение возможного оптимального баланса между субъектом, его внутренним состоянием и окружающей его внешней средой.

Адекватность (adequancy)- применение мер, технологий и использование ресурсов, в качественном и количественном отношении достаточных для достижения желаемых целей.

Амбулаторная помощь (ambulatory care)- все виды медицинских услуг, оказываемых пациентам, которые не находятся на стационарном лечении в момент оказания услуг. Амбулаторная помощь предоставляется вразличных условиях: от отдельно расположенных амбулаторий, общеврачебныхпрактик и медицинских пунктов до многопрофильных поликлиник, специализированных диспансеров и диагностических центров.

Анализ решений (decision analysis) в здравоохранении- выявление всех имеющихся вариантов решений и определение потенциальных результатов каждой из альтернатив в серии решений, принятых по поводу диагностических процедур, схем лечения, прогнозируемых результатов, а также других важных аспектов в оказании лечебно-профилактической помощи. Часто альтернативы располагают на дереве решений, а на каждой ветви или в точке принятия решений (узле), показана предполагаемая вероятность каждого из результатов (по возможности).

Анализ риска для здоровья (health risk appraisal)- процесс сбора, анализа и сравнения прогнозируемых параметров состояния здоровья отдельного лица с параметрами стандартной возрастной группы, что позволяет предсказать вероятность того, что у пациента может преждевременно проявиться какая-либо проблема со здоровьем, связанная с высоким уровнем заболеваемости и смертности в группе.

Анкета о состоянии здоровья (health status questionnaire)- бланк опроса, заполняемый пациентом самостоятельно, данные из которого позволяют оценить качество его жизни, отношение к своему здоровью и провести оценку здоровья по многочисленным параметрам (например, данным о физическом здоровье, эмоциональном благополучии и т.д.).

Баланс здоровья — соответствие потенциала здоровья населения выделяемым ресурсам и запросам населения.

Безопасные условия для человека- состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Благополучие (well-being) — субъективная оценка состояния здоровья и степени комфортности жизни индивидуума или отдельной группы, населения в целом.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека- состояние среды обитания, при котором возможно достижение оптимального качества жизни, адаптации, отсутствует или сведено к минимуму воздействие вредных или неблагоприятных факторов на человека.

Благосостояние (welfare)- уровень материального обеспечения индивидуума, семьи и общества в целом.

Больница, больничное учреждение (hospital)- имеющее лицензию медицинская организация, предназначенная для оказания стационарной помощи. В России в больнице должно быть не менее 15 коек.

Валовой внутреннийпродукт — ВВП — (gross domestic product — GDP)- совокупность основных средств и произведенных товаров и услуг в стране за год.

Валовой национальный продукт — ВНП — (gross national product — GNP) — валовой внутренний продукт, дополненный доходами, полученными от внешнеторговой и международной деятельности.

Врач (physician) — в Российской Федерации врачом считается лицо, получившее высшее медицинское образование в медицинском институте или на медицинском факультете университета и имеющее право заниматься врачебной деятельностью. Понятие врач в России отличается от других стран. Оно включает в себясанитарных врачей, врачей по лечебной физкультуреи физиотерапевтов, которые в других странах не относятся к медицинским специальностям вообще, а также стоматологов и психотерапевтов.

Вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Гигиена окружающей среды (environmental health) -область деятельности в здравоохранении, в рамках которой выявляют, определяют, контролируют и управляют физическими и социальными условиями, воздействующими на здоровье групп населения, к примеру, рабочих на заводах или людей, проживающих в той или иной местности. Гигиена окружающей среды изучает прямое воздействие патогенных химических, радиационных, физических и некоторых биологических агентов, а также (часто косвенные) эффекты от состояния физической, психологической, социальной и эстетической среды.

Гигиенические навыки — умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение — система, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, которая направлена на повышение информированности по вопросам охраны здоровья, а так же на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Глоссарий (glossary) — словарь терминов и понятий по предметной области.

Группа высокого риска — группа лиц с высокой вероятностью развития отклонений в состоянии здоровья, заболеваний, травм, их неблагоприятного течения и исходов вследствие воздействия различных факторов риска: наследственных, социально-экономических, профессиональ-ных, экологических, поведенческих и др.

Группа риска — группа лиц с наличием различных факторов риска возникновения заболеваний, травм и других нарушений здоровья, с которыми должно планироваться проведение профилактических мер.

Групповая модель организации по поддержанию здоровья (group model HMO) — организация по поддержаниюздоровья, которая заключает контракт в основном с одной независимой групповой практикой с целью предоставления услуг здравоохранения.

Групповая практика (group practice) — формальная ассоциация трех или более врачей общей практики или других работников здравоохранения, направленная на оказание медицинской помощи большим группам населения.

Группы пациентов (groups of patients) — это совокупность пациентов, классифицируемая с учетом исходного состояния и достижения сходных результатов лечения.

Действенность, сила воздействия (efficacy) — степень, в которой медицинские вмешательства улучшают здоровье в строго контролируемых и наблюдаемых условиях, например, в рамках рандомизированных контролируемых клинических испытаний.

Дерево решений (decision tree) — инструмент, применяемый при анализе решений, который разработан для представления альтернатив в количественном выражении и конструируемый в процессе рассмотрения того или иного вопроса. Ряд вариантов решений представлен в виде ветвей, а последующие возможные решения изображаются в виде дополнительных ответвлений. Соединение, в котором требуется сделать выбор, называется точкой (узлом) принятия решений. Дерево решений показывает альтернативы вмешательств, а также вероятность каждого из результатов, связанных с этими альтернативами.

Дерево целей (objective tree) — важнейшая основа программно-целевого планирования, представляющая собой упорядоченную иерархию целей, включая главную цель, цели, подцели (иногда — задачи). Для каждой цели устанавливаются критерии ее достижения. По каждой цели должно быть определено, что известно (отсюда заданиена практическую реализацию) и что не известно (отсюда задание на проведение исследований).

Деятельность (activity) — общее определение работы, выполняемой персоналом при достижении поставленной цели, например, по обслуживанию на дому, по направлению к специалистам, по консультированию. Каждая подобная деятельность включает в себя группу задач. Группа видов деятельности является способом осуществления определенной функции.

Диагноз (diagnosis) — это краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти.

Диспансер (dispensary) — специализированное лечебно-профилактическое учреждение, которое может действовать в рамках стационара или быть амбулаторным учреждением.

Доказательная медицина (evidence-based medicine) — медицинская практика или проведение медицинских вмешательств, которое руководствуется или основывается на строгих научных результатах, поддерживающих или опровергающих применение тех или иных медицинских вмешательств. Это новая технология сбора, анализа, синтеза и использования медицинской информации, позволяющая принимать оптимальные клинические решения.

Достижения в улучшении здоровья (health gain) — результат систематического процесса реализации мер, которые оказывают непосредственное длительноевоздействие на продолжительность и качество жизни.

Доступ к медицинскому обслуживанию (access to care) — понятие, отражающее степень, в которой отдельное лицо или определенная группа населения имеет право на пользование и фактически может воспользоваться необходимыми услугами системы здравоохранения.

Доступность, наличие (availability) — выявляется наличие или отсутствие требуемых видов медицинской помощи и услуг.

Заинтересованные стороны (stakeholder) — группы, заинтересованные в организации и предоставлении услуг здравоохранения. Такими группами могут быть руководители служб здравоохранения, финансирующие органы, заказчики исследований в области здравоохранения.

Защита здоровья (health advocacy) — выступление или приведение доводов в защиту чего-либо, например, дела, идеи или политики. Защита здоровья включает в себя действия медицинских профессионалов и потребителей, направленные на перераспределение ресурсов на определенные сферы повышенной значимости в целях защиты интересов пациентов в их здоровье.

Здоровье (health) -это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.

Здоровье для всех — направление политики ВОЗ на достижение всеми людьми Мира такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь.

Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Здоровье психическое — динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное — способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Здоровый образ жизни — категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Здравоохранение в узком, ведомственном значении — это совокупность всех отраслевых ресурсов и достижений медицинской науки в виде клинических и организационных технологий, направленных на профилактику и укрепление здоровья и трудоспособности.

Измерение деятельности (performance measurement) — оценка (количественное измерение) соответствия признанным стандартам качества медицинской деятельности. Оценка деятельности может проводиться по показателям процесса и результата на национальном, ведомственном, учрежденческом уровнях или на уровне отдельного медицинского работника.

Измерение процесса (process measure) — оценка (количественное измерение) выполнениятехнологии медицинской помощи по отношению к потребности (показатель технического процесса) и стиля общения лиц, оказывающих медицинскую помощь, с пациентами (показатель межличностного процесса) по отношению определенному профессиональному стандарту.

Измерение результата (outcome measure) -количественное измерение последствий для здоровья в результате оказания или неоказания услуги, этапа, процесса медицинской помощи, оказываемой учреждениями или медицинскими работниками, для оценки ее качества.

Индекс (index) — относительный показатель, выражающий отношение уровня данного явления к его уровню в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы (основы), например, текущее экономическое и финансовое положение, или качественный уровень ведения деятельности по отношению к расчетному году, предыдущему году или к какому-либо другому промежутку времени. Индексы часто используются для корректировки, например, ставок заработной платы и пенсионных выплат, определенных долгосрочными контрактами.

Индекс DALY (Disability-adjusted life years index) — индекс, отражающий число лет жизни, скорректированных с учетом нетрудоспособности.

Индекс QALY (Quality-adjusted life years index) — индекс, отражающий качественно прожитые годы.

Индикаторы деятельности (performance indicators) — это показатели, позволяющие оценить, несколько результативно и эффективно медицинские работники, ЛПУ, страховые компании предоставляют или обеспечивают медицинскую помощь. Это понятие широко используется для описания ряда показателей, включающих в себя финансовую стабильность, качество деятельности, удовлетворенность пациента, доступность, использование и наличие квалифицированных лиц и медицинских организаций. Индикаторы могут отражать текущую деятельность и результаты деятельности.

Индикатор качества (quality indicator) — показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи. Индикаторы качества: доля случаев повторной госпитализации; доля врачей и ЛПУ, выполняющих клинические руководства; рейтинги удовлетворенности пациентов медицинской помощью и т.д.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи — характеристики, применяемые для оценки качества профилактической медицинской помощи, на основе которых могут быть разработаны показатели и критерии оценки. К этим индикаторам относятся: наличие и доступность; адекватность; оптимальность; преемственность и непрерывность; действенность; результативность; эффективность; способность удовлетворять потребности.

Интегрированная система здравоохранения (integrated health care system) — сеть учреждений, имеющая возможность предоставлять разноплановые услуги здравоохранения по множеству направлений.

Информационная система управления (management information system) — система сбора, подготовки и представления руководству данных, облегчающих принятие решений и оценку успехов организации в достижении ее главных целей.

Исследования в области здоровья и здравоохранения (health survey) — программа изучения населения или отдельных групп населения с целью определения и оценки проблем здоровья или выявления заболеваний, требующих принятия профилактических и оздоровительных мер.

Исследования деятельности (activity studies) — исследования, обычно проводимые с целью анализа работы групп и индивидуумов за данный период, например, за одну неделю или месяц, во время которых классифицируются и изучаются все виды деятельности за данный рабочий период. Эти исследования предназначены для проверки действенности рабочих операций и ценности выполняемой работы с точки зрения интересов службы.

Качество — (quality) — наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других.

Качество жизни — категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации. На качество жизни влияют заболевание, травма, лечение или политика. Его можно оценить с помощью индексов QALY, DALY и др.

Качество медицинской помощи — (quality of medical care) совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

Качество профилактической медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи имеющимся потребностям, ожиданиям пациента и общества, современному уровню медицинской науки и медико-профилактических технологий. К этим характеристикам относятся: адекватность; безопасность; действенность; наличие услуг и их доступность; оптимальность; преемственность и непрерывность; результативность; своевременность; стабильность процессов и результатов; эффективность.

Клиническая информационная система (clinical information system) — информационная система, в рамках которой происходит сбор, хранение и передача информации, которая затем используется в качестве вспомогательного инструмента в процессе клинической деятельности. Один из методов создания клинических информационных систем — ведение всех историй болезни с помощью компьютеров.

Концепция (concept) — совокупность обоснованных взглядов (мыслей, положений), направленных на футурологическое представление объекта (процесса, явления, системы).

Концепция системы (concept of a system) — это совокупность обоснованных взглядов и представлений в виде желаемой модели системы в сочетании с общими приоритетными направлениями и мероприятиями, нацеленными на реализацию этой модели. Концепция системы, как правило, реализуется в виде программы.

Критерий, критерии — (criterion, criteria, греч. criterion — средство для суждения) — признак или правило, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; иногда может выступать в виде стандарта для оценки и степени достижения цели.

Культура движения — элемент здорового образа жизни, включающий аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях.

Культура питания — элемент здорового образа жизни,являющийся определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.

Культура эмоций — элемент здорового образа жизни, включающий как отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.), обладающие огромной разрушительной силой, так иположительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.), сохраняющие здоровье и способствующие успеху.

Лечение (treatment), терапия — общее название различного рода мероприятий, направленных на восстановление здоровья.

Медико-санитарный центр (health center) — учреждение, обеспечивающее медико-санитарное обслуживание конкретной группы населения, охватывающего медико-санитарную помощь индивидуумам, семьям и другим специальным группам и обществу в целом; медицинскую помощь больным как в самом медико-санитарном центре, так и на дому; службы реабилитации совместно с учреждениями социального обеспечения. В России такими медико-санитарными центрами являются амбулаторные диспансеры и поликлиники.

Медицинская помощь (health care) — в России — это деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на то право в соответствии с действующим законодательством. Медицинская помощь включает в себя определенную совокупность медицинских услуг.

Медицинская профилактическая услуга — мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, и направленных на профилактику заболеваний и их своевременную диагностику, а также на оздоровление.

Медицинская специальность (clinical specialty) — базисные медицинские знания, необходимые для осуществления определенных видов организационной, диагностической, лечебной и профилактической помощи при конкретных формах патологии для определенных групп населения и пациентов.

Медицинский индикатор (clinical indicator) — утверждение о желаемом свойстве (процесса или результата) медицинской помощи для оценки ее качества (например, «женщины 50-ти лет и старше должны проходить ежегодную маммографию для проверки наличия рака грудной железы»). Определение «медицинский» требуется для отделения этих показателей от показателей, которые отражают точку зрения пациента (например, удовлетворенность пациента) или которые измерят структурные признаки (например, показатель обеспеченности врачами на 10 000 населения).

Медицинское образование (medical education) — процесс обучения и подготовки, после завершения которого, индивидуум получает право заниматься медицинской практикой. Различают несколько этапов медицинского образования в России:

1. Основное медицинское образование:

o Преддипломное образование (undergraduate educat);

o Постдипломная подготовка (postgraduate training);

2. Постдипломное усовершенствование (postgraduate advanced training) (или профессиональная подготовка).

Медицинское страхование (health insurance) — система, обеспечивающая страховые выплаты исключительно в связи с медицинской помощью. Медицинская страховая организация может быть коммерческой или некоммерческой, государственной или частной. Страхование может быть частным (добровольным), а также государственным (обязательным для всего населения или для определенных его категорий). Может существовать как самостоятельная система.

Международная статистическая классификация болезней десятого пересмотра — МКБ-10 (ICD-10 International Classification of Diseases, 10th Edition) — это система рубрик, в которые конкретные нозологические единицы включены в соответствии с принятыми критериями.

Методы управления (management techniques) -представляют собой систематические процедуры руководства, планирования и контроля, которые могут применяться к решению всех проблем управления. Методика управления включает широкий спектр методов: контроль, анализ затрат и пользы, анализ эффективности затрат, управленческий учет, сетевой анализ, исследование операций, организацию и методы, бюджетный расчет итогов, оценка качества работы.

Модель (model) — теоретическая структура, которая отображает взаимоотношение между различными структурными элементами или процессами и одним или более результатами. В общем виде, это условный образ исследуемого объекта (процесса, явления, системы). Различают модели статические и динамические, простые и сложные, математические, концептуальные, логические, графические, физические, прогностические и другие. Точность модели определяется степенью приближения (сходства) условного образа и реального.

Модель организации по поддержанию здоровья, основанная на ассоциациях независимой практики (independent practice association (IPA) model HMO) — организация по поддержанию здоровья (НМО), которая напрямую заключает контракты с частнопрактикующими врачами; и/или контракты с одной или более ассоциациями частнопрактикующих врачей; и/или контракты с одной или более мультидисциплинарными групповыми практиками. Такой план по большей части организуется вокруг практик, специализированных в одной области.

Мониторинг (monitoring) — целенаправленная деятельность, включающая перманентное наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния объекта (процесса, явления, системы). Другое определение: это аналитическая система слежения.

Мониторинг (контролирование) качества (quality control) -применение действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества.

Мониторинг социально-гигиенический -государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определение причин следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Мотивация к формированию потребности в здоровье — побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Наблюдение за людьми из групп риска ((human) risk management) -деятельность, основанная на снижении потребности в лечении людей из групп риска путем своевременного их выявления, предоставления им профилактической помощи и регулярного наблюдения (медицинского или психологического) дляпредотвращения возникновения у них психологического, клинического или финансового кризиса.

Непрерывное улучшение качества — НУК (continuous quality improvement — CQI) — управленческая деятельность по непрерывному изучению и усовершенствованию процессов оказания медицинской помощи с целью удовлетворения потребностей пациентов и других потребителей. НУК направлено на улучшение результатов работы системы в целом путем постоянной модификации и усовершенствования самой системы, а не путем выявления и отказа от людей или процессов, практика или результаты работы которых не соответствует установленным нормам. НУК часто считают синонимом «общего управления качеством».

Надзор санитарно-эпидемиологический государственный — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны его здоровья и среды обитания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.