Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Субъекты конституционно-правовых отношений





Конституционные правоотношения охватывают всю систему субъектов права, но каждый из них наделён особым конституционно-правовым статусом. Следовательно, субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все те, на кого нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

Для конституционного права характерно, что субъекты конституционно-правовых отношений обладают различными правами и обязанностями, т. е. различной по содержанию конституционно-правовой правоспособностью. Из истории известно, что в разные эпохи круг субъектов права различен, ведь способность быть субъектом права, участником правоотношений обусловлена социально-политическими и экономическими условиями жизни общества, что находит закрепление в юридических нормах.

Например, в рабовладельческом обществе рабы не рассматривались субъектами права, они выступали в качестве объектов права как «говорящее орудие», т. е. входили в состав имущества рабовладельца (рабы – «суть вещи»). Впрочем, и среди свободных римских граждан не было формального равенства. Что интересно, эти соображения и принципы всё же рано или поздно учитывались при создании правовых норм и, как пишет В. М. Розин [245, с. 146], происходило это под давлением новых субъектов власти, которые начинают отвоёвывать у традиционных субъектов правовую территорию. Например, в III в. н. э. в Риме было провозглашено равенство в правоспособности всех граждан, а не только латинян, и даже появился институт пекулий, наделявший определёнными правами рабов.

При феодализме многие субъекты (например, крепостные крестьяне) были очень ограничены в правах, ведь феодальное право было основано на привилегиях и правовое положение лиц в таком обществе напрямую зависело от принадлежности к определённому сословию. Но и среди господствующего класса не было полного правового равенства (система вассалитета).

Буржуазное право в отличие от феодального отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии, а мерилом экономической свободы при капитализме становится обладание частной собственностью. В свою очередь, экономическая свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного субъекта, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и законах прав и свобод. Однако формальное равенство в буржуазных обществах не признавалось автоматически, и особенно это касалось политической сферы. Относительно недавно женщины получили избирательное право (в США, например, в 1920г.), а в Великобритании лишь в 1948г. было отменено правило, согласно которому одни избиратели в зависимости от обстоятельств имели больше голосов, чем другие.

В Советском государстве действовало тоталитарное государственное право, игравшее роль некоего демократического фасада,но по существу оставалось только прикрытием большевистской диктатуры. За лозунгом о народовластии коммунисты полностью узурпировали власть, сделав её абсолютной, бесконтрольной и безраздельной, а концепция «врагов народа» составила юридический, политический и «моральный» фундамент для массовых репрессий, хотя советскую власть провозглашали как власть народную, прежде всего – рабочих и крестьян.

Но никогда советская власть не была народной, даже с самого первого дня своего существования. Достаточно привести следующие факты. В 1917г. в составе первого Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов не было ни одного рабочего или солдата, а в Исполнительном Комитете Совета крестьянских депутатов из 30-ти его членов крестьян было лишь трое – такова была истинная сущность псевдонародной власти. Среди членов первого Совета Народных Комиссаров (Большевистское Правительство) лишь один из них – А. Г. Шляпников был рабочего происхождения.

С первых лет Советской власти никакого формального равенства между субъектами не существовало. Дело в том, что помимо чудовищных злоупотреблений (вопреки даже советскому закону) подавление личной свободы граждан строилось и на самих законах, т. е. носило организованный характер. Вот некоторые примеры и формы этой политики:

- уже в первой Советской Конституции была установлена откровенная дискриминация в области избирательного права, которая выражалась в том, что права избирать и быть избранными лишались многие категории граждан (священнослужители, наниматели в частных экономических отношениях, торговцы и др.);

- все 20-е годы поголовно исключали из ВУЗов уже состоявшихся студентов – по социальному происхождению: детей дворян, духовенства, чиновников, купцов, офицеров, даже мелких лавочников, и все последующие годы им отказывали в приёме;

- уничтожали и принудительно выселяли миллионы крестьян в ходе коллективизации под видом «борьбы с кулачеством»;

- были запрещены браки с иностранными гражданами и свободный выезд из страны;

- в городах вводилась прописка, которая лишала людей возможности по собственному выбору выбирать место жительства;

- была проведена всеобщая паспортизация населения с изъятием из неё жителей деревень, что исключало возможность для крестьян не только свободно менять место жительства, но и без особого разрешения в сельсовете просто покидать хотя бы на время свой населённый пункт (окончательно ограничения были сняты лишь в 70-е годы);

- под видом борьбы с «антисоветскими элементами» осуществлялась принудительная депортация огромных масс населения (из Прибалтики, Западной Украины) либо целых народов (чеченцев, ингушей, крымских татар и др.);

- одним из направлений государственной политики была антирелигиозная пропаганда, уничтожение и закрытие храмов и монастырей, ликвидация любого церковного образования и соответствующей издательской деятельности;

- в национальных республиках проводилась тотальная русификация под лозунгом пролетарского интернационализма и формирования новой общности – советского народа, уничтожалась национальная творческая интеллигенция (в 1930г. Белорусский союз писателей насчитывал 300 человек, а к концу 1937г. – только семь, поскольку остальные были расстреляны либо находились в местах лишения свободы).

Модель нового белорусского конституционного права, формирующаяся с начала 90-х годов XX в. и получившая окончательное закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 года, подчинена главной цели: охране и содействию реализации прав и свобод человека (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Любые отклонения от данного принципа в конституционной практике следует рассматривать как противоречащие духу и букве Белорусской Конституции. Поэтому только в рамках подлинного демократического конституционного права имеет смысл анализировать статус субъектов конституционно-правовых отношений и реальное взаимодействие между ними.

При рассмотрении данного вопроса необходимо соотнести понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений», так как в современной юридической литературе они чаще всего используются как синонимы. Например, А. Ф. Черданцев пишет о том, что «понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» тождественны, равнозначны» [285, с. 292]. По нашему мнению, различие всё же существует.

Во-первых, многие категории граждан (новорожденные, недееспособные и др.), будучи субъектами права, не являются субъектами правоотношений.

Во-вторых, правоотношение не является единственной формой реализации права.

В-третьих, конкретный дееспособный гражданин, будучи постоянным субъектом права, не может одновременно быть участником всех правоотношений.

Следовательно, все субъекты правоотношений являются субъектами права, но не все субъекты права выступают как субъекты правоотношений.

Субъект правоотношений – это, как правило, не потенциальный его участник. Очень редко достаточно одной правоспособности, чтобы быть субъектом конституционно-правового отношения (например, в правоотношениях гражданства одним из субъектом является всякое лицо, обладающее правоспособностью от рождения). Согласно О. Е. Кутафину [109,с. 317], субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, которые в конкретном правоотношении осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности либо своей правоспособностью порождают правовые состояния.

Анализ конституционного законодательства Республики Беларусь и практики его применения показывает, что участниками конституционно-правовых отношений являются:

1) Народ Беларуси;

2) Граждане Республики Беларусь, а также лица без гражданства и иностранцы;

3) Социальные общности (консолидированные группы граждан, коллективы, собрания и др.);

4) Само государство;

5) Административно-территориальные единицы;

6) Государственные органы и должностные лица;

7) Общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, союзы и ассоциации, органы территориального общественного самоуправления и др.

В зарубежных странах существует своя специфика относительно круга субъектов конституционно-правовых отношений. Например, это могут быть субъекты федерации (Германия, Россия, США); этнические группы и национальные общности, за которыми могут быть признаны особые права (индейцы в США и Канаде, саами в Швеции и Финляндии, эскимосы Гренландии и др.); монархи, как лица обладающие суверенитетом и собственным правом на власть (в Бельгии, Великобритании, Омане, Японии и др.); местные органы самоуправления, не входящие в общую систему государственных органов власти (США, Литва, Россия и др.); церковь, где она имеет статус государственной, официальной, господствующей, традиционной (Греция, Норвегия, Иран, Грузия и др.); иностранные государства и международные организации (например, современная государственность Боснии и Герцеговины была сформирована при непосредственном иностранном участии, когда в 1995г. министры иностранных дел Хорватии, Сербии с участием правительства Боснии подписали Соглашение о принципах конституционного устройства Боснии и Герцеговины); органы, осуществляющие оккупационное правление на соответствующей территории (военная администрация США в Ираке) и др.

Таким образом, всех субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на индивидуальные и коллективные (комплексные), статус которых в сфере конституционного права зависит от закреплённой за ними правосубъектности, где решающее значение имеет объём их юридических прав и обязанностей.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.