Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Проблема развития личности в культурном пространстве





Специфика культурологического подхода к осмыслению личностного аспекта культурного развития.

Человек как причина, цель и действующее лицо в истории. Философская антропология об «открытости» человека, соотношении в нем биологического, социального и божественного начал (Платон, Вл. Соловьёв, М. Шелер, А. Гелен, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм). П. Т. де Шарден о «феномене человека». Необходимость, свобода и ответственность как факторы деятельности человека в истории. Филогенез и онтогенез. Роль гендерного аспекта в культурном развитии. Феномен феминизма.

Социальные ориентиры и характеристики деятельности человека. Роль орудийной деятельности в истории культуры. Труд, познание, общение, выработка целей и ценностей.

Роль ценностного компонента в духовной жизни. Динамика аксиологических концептов в истории развития культуры. Принципы классифицирования ценностей. Универсальное и специфическое в природе ценностей. Проблема соотношения ценности и мотивации личности.

Творчество как способ личностной самореализации и инкультурации. Роль личностно-психологического фактора в развитии культуры. Проблема соотношения личностного культурного пространства с господствующим типом культуры. Влияние техногенной цивилизации на роль личности в культуре. Человек эпохи постмодерна в ситуации «заброшенности» (по М. Хайдеггеру).

Тематическое планирование

очная форма обучения

№ п/п   Тема Количество часов
лекции п/з Сам. раб.
  Культурология как наука   -  
  Подходы к изучению культуры   -  
  Становление культурологической мысли в европейской философии   -  
  Проблемы культуры в русской философии XIX – XX вв.   -  
  Проблемное поле культурологи во второй половине XX века.   -  
  Понятие культуры   -  
  Структура культуры   -  
  Функции культуры   -  
  Закономерности исторического развития культуры   -  
  Миф как универсальная культурная форма   -  
  Религия как феномен культуры   -  
  Наука в системе культуры   -  
  Искусство как феномен культуры   -  
  Культура и цивилизация   -  
  Этническая проблематика в культурологии   -  
  Культура человечества в XX веке   -  
  Проблема развития личности в культурном пространстве   -  
  Итого:   -  

заочная и очно-заочная форма обучения

№ п/п   Тема Количество часов
лекции п/з Сам. раб.
  Культурология как наука   -  
  Подходы к изучению культуры - -  
  Становление культурологической мысли в европейской философии - -  
  Проблемы культуры в русской философии XIX – XX вв. - -  
  Проблемное поле культурологи во второй половине XX века. - -  
  Понятие культуры   -  
  Структура культуры   -  
  Функции культуры   -  
  Закономерности исторического развития культуры   -  
  Миф как универсальная культурная форма   -  
  Религия как феномен культуры   -  
  Наука в системе культуры   -  
  Искусство как феномен культуры   -  
  Культура и цивилизация   -  
  Этническая проблематика в культурологии - -  
  Культура человечества в XX веке   -  
  Проблема развития личности в культурном пространстве   -  
  Итого:   -  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины особое значение имеет самостоятельная работа студента в соответствии с предусмотренным учебным планом распределением времени.

Целью самостоятельной работы является повышение качества подготовки студентов путем развития у них самостоятельности, творческих способностей, актуализации творческого потенциала.

Самостоятельная работа включает:

- дополнительную работу с материалами, изученными на лекциях и семинарах;
- самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях преподавателя;

- знакомство с основной и дополнительной научно-исследовательской литературой, указанной в списке;

- знакомство с текущими публикациями по проблемам учебного курса в периодических изданиях

- выполнение творческих заданий (рефераты, доклады, участие в студенческих конференциях), в том числе и с использованием ресурсов Интернет;

- подготовку к промежуточному тестированию – работу с пробными тестами

- подготовку к контрольной работе

- решение и составление казусов по отдельным источникам права

- освоение глоссария

В целях проверки качества самостоятельной работы студентов преподаватель в соответствии с программой самостоятельной работы выборочно проверяет конспекты, в которых студенты фиксируют информацию, полученную из дополнительной литературы по темам лекций; проверяет качество конспектов по темам, полностью определенным для самостоятельного изучения; проводит коллоквиумы в учебных группах; проводит защиту реферативных работ и иные формы контроля в установленные сроки.

Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателем в течение учебного семестра. Контроль над качеством выполнения самостоятельной работы осуществляется систематически посредством разного вида контроля.

Текущий контроль осуществляется в ходе защиты рефератов; выборочной проверки конспектов, в которых студенты фиксируют информацию, полученную из дополнительной литературы по темам лекций; проверяется качество конспектов по темам, полностью определенным для самостоятельного изучения.

Промежуточный контроль реализуется в виде тестирования; проведения контрольных работ.

Итоговый к онтроль представлен зачетом.

Вопросы к зачету

1. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности. Определение понятия «культура».

2. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура.

3. Культура как предмет философского анализа.

4. Культурология как наука. Предмет культурологии.

5. Эволюция культурологической мысли (взгляд на культуру в эпохи: античности, средневековья, Возрождения, Нового времени).

6. Современные концепции развития культуры и цивилизации (О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Ф. Ницше, К. Юнг, З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гассет).

7. Противостояние "Восток - Запад": социокультурный аспект.

8. Миф как форма культуры.

9. Мистика как архаичная культурная форма. Тотемизм, анимизм, фетишизм в первобытной и современной культуре.

10. Магическое мышление, идолопоклонство, ритуализм в архаичных культурах. Современные пережитки.

11. Искусство как феномен культуры. Особенности первобытного искусства.

12. Древнейшие цивилизации (египетская, шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская, древнеиранская, древнекитайская, древнеиндийская).

13. Понятия: «пантеизм», «политеизм» и «монотеизм».

14. Античность как колыбель европейской цивилизации и культуры.

15. Античная философия: основные школы, представители.

16. Наука как феномен культуры. Зарождение научного знания.

17. Телесность античной культуры: скульптура, архитектура, театр, Олимпийский игры.

18. Зарождение христианства как нового типа религии и культуры. Противостояние язычества и христианства.

19. Особенности христианского типа культуры.

20. Феномен средневекового сознания.

21. Особенности развития искусства в средневековую эпоху. Место искусства в религиозной системе.

22. Понятие Ренессанса. Этапы эпохи Возрождения.

23. Гуманизм как ценностная основа культуры Возрождения. Персоналии эпохи. Феномен инквизиции.

24. Реформация, ее представители, причины и последствия.

25. Характеристика основных течений в христианстве.

26. Исламский мир культуры: особенности развития, традиции, основные черты искусства в мусульманском мире.

27. Буддизм как древнейшая этико-религиозная система.

28. Место конфуцианства и даосизма в азиатских культурах.

29. Общая характеристика эпохи Просвещения. Представители.

30. Основные стили европейского искусства.

31. Россия на стыке двух культурно-исторических типов.

32. "Русская идея": этапы формирования, основные теории.

33. Роль искусства в системе русской культуры, его мессианский характер.

34. Славянские корни русской культуры. Современные языческие пережитки.

35. Эпоха модерна в истории европейской культуры. Основные стили.

36. Постмодерн: характеристика эпохи, основные направления в развитии культуры.

37. Личность как центр культурного процесса.

38. Этапы развития аксиологического сознания в истории культуры.

Литература

Основная:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2010.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

3. Культурология: Учебное пособие/ Сост. И отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2009.

Дополнительная:

1. Аленов М.М. Русское искусство Х – начала ХХ в. – М., 1989.

2. Антология исследований культуры / Под ред. Л. А. Морозова.

3. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С. П. Мамон-

4. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1994.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

7. Боннар А. Греческая цивилизация. /Пер. с фр. - М., 1992.

8. Брагина А. Х. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

9. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

10. Васильев А.С. История религий Востока. - М., 1983.

11. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Попова. ­­­­– М., 1995.

12. Всеобщая история искусства. В 6-и т. М., 1956 - 1965

13. Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 2001.

14. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

15. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолствующего большинства. - М., 1990.

16. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. М., 1996.

17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1993.

18. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.

19. Западное искусство ХХ века: Между Пикассо и Бергманом. – СПб., 1999.

20. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб, 1995.

21. Ильин И.П. Постмодернизм - М., 1998.

22. Культурология ХХ века: Антология. М., 1995.

23. Культурология ХХ века: Энцикл.: В 2 т. М., 2000.

24. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.

25. Культурология: Учебное пособие / Под редакцией доц. Н.Н. Фоминой, доц. Н.О. Свечниковой. – СПб.: СПбГУ ИТМО. – 2008.

26. Леви – Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

27. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

28. Методические указания к курсу культурологи / Сост. Е.А. Дробышева. – Владивосток, 2004.

29. Поликарпов В. Лекции по культурологии. М., 1997.

30. Проблема человека в западноевропейской философии. - М., 1988.

31. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

32. Степанянц М.Т. Восточная философия. - М.: Восточная литература, 1997.

33. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М., 1989.

34. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

35. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. – М.,1980.

36. Фрезер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. – М, 1989.

37. Хрестоматия по культурологии: В 2 ч. М., 2000.

38. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 2000.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.