|
Тема 4. Проблема развития личности в культурном пространствеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Специфика культурологического подхода к осмыслению личностного аспекта культурного развития. Человек как причина, цель и действующее лицо в истории. Философская антропология об «открытости» человека, соотношении в нем биологического, социального и божественного начал (Платон, Вл. Соловьёв, М. Шелер, А. Гелен, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм). П. Т. де Шарден о «феномене человека». Необходимость, свобода и ответственность как факторы деятельности человека в истории. Филогенез и онтогенез. Роль гендерного аспекта в культурном развитии. Феномен феминизма. Социальные ориентиры и характеристики деятельности человека. Роль орудийной деятельности в истории культуры. Труд, познание, общение, выработка целей и ценностей. Роль ценностного компонента в духовной жизни. Динамика аксиологических концептов в истории развития культуры. Принципы классифицирования ценностей. Универсальное и специфическое в природе ценностей. Проблема соотношения ценности и мотивации личности. Творчество как способ личностной самореализации и инкультурации. Роль личностно-психологического фактора в развитии культуры. Проблема соотношения личностного культурного пространства с господствующим типом культуры. Влияние техногенной цивилизации на роль личности в культуре. Человек эпохи постмодерна в ситуации «заброшенности» (по М. Хайдеггеру). Тематическое планирование очная форма обучения
заочная и очно-заочная форма обучения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ При изучении дисциплины особое значение имеет самостоятельная работа студента в соответствии с предусмотренным учебным планом распределением времени. Целью самостоятельной работы является повышение качества подготовки студентов путем развития у них самостоятельности, творческих способностей, актуализации творческого потенциала. Самостоятельная работа включает: - дополнительную работу с материалами, изученными на лекциях и семинарах; - знакомство с основной и дополнительной научно-исследовательской литературой, указанной в списке; - знакомство с текущими публикациями по проблемам учебного курса в периодических изданиях - выполнение творческих заданий (рефераты, доклады, участие в студенческих конференциях), в том числе и с использованием ресурсов Интернет; - подготовку к промежуточному тестированию – работу с пробными тестами - подготовку к контрольной работе - решение и составление казусов по отдельным источникам права - освоение глоссария В целях проверки качества самостоятельной работы студентов преподаватель в соответствии с программой самостоятельной работы выборочно проверяет конспекты, в которых студенты фиксируют информацию, полученную из дополнительной литературы по темам лекций; проверяет качество конспектов по темам, полностью определенным для самостоятельного изучения; проводит коллоквиумы в учебных группах; проводит защиту реферативных работ и иные формы контроля в установленные сроки. Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателем в течение учебного семестра. Контроль над качеством выполнения самостоятельной работы осуществляется систематически посредством разного вида контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе защиты рефератов; выборочной проверки конспектов, в которых студенты фиксируют информацию, полученную из дополнительной литературы по темам лекций; проверяется качество конспектов по темам, полностью определенным для самостоятельного изучения. Промежуточный контроль реализуется в виде тестирования; проведения контрольных работ. Итоговый к онтроль представлен зачетом. Вопросы к зачету 1. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности. Определение понятия «культура». 2. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. 3. Культура как предмет философского анализа. 4. Культурология как наука. Предмет культурологии. 5. Эволюция культурологической мысли (взгляд на культуру в эпохи: античности, средневековья, Возрождения, Нового времени). 6. Современные концепции развития культуры и цивилизации (О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Ф. Ницше, К. Юнг, З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гассет). 7. Противостояние "Восток - Запад": социокультурный аспект. 8. Миф как форма культуры. 9. Мистика как архаичная культурная форма. Тотемизм, анимизм, фетишизм в первобытной и современной культуре. 10. Магическое мышление, идолопоклонство, ритуализм в архаичных культурах. Современные пережитки. 11. Искусство как феномен культуры. Особенности первобытного искусства. 12. Древнейшие цивилизации (египетская, шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская, древнеиранская, древнекитайская, древнеиндийская). 13. Понятия: «пантеизм», «политеизм» и «монотеизм». 14. Античность как колыбель европейской цивилизации и культуры. 15. Античная философия: основные школы, представители. 16. Наука как феномен культуры. Зарождение научного знания. 17. Телесность античной культуры: скульптура, архитектура, театр, Олимпийский игры. 18. Зарождение христианства как нового типа религии и культуры. Противостояние язычества и христианства. 19. Особенности христианского типа культуры. 20. Феномен средневекового сознания. 21. Особенности развития искусства в средневековую эпоху. Место искусства в религиозной системе. 22. Понятие Ренессанса. Этапы эпохи Возрождения. 23. Гуманизм как ценностная основа культуры Возрождения. Персоналии эпохи. Феномен инквизиции. 24. Реформация, ее представители, причины и последствия. 25. Характеристика основных течений в христианстве. 26. Исламский мир культуры: особенности развития, традиции, основные черты искусства в мусульманском мире. 27. Буддизм как древнейшая этико-религиозная система. 28. Место конфуцианства и даосизма в азиатских культурах. 29. Общая характеристика эпохи Просвещения. Представители. 30. Основные стили европейского искусства. 31. Россия на стыке двух культурно-исторических типов. 32. "Русская идея": этапы формирования, основные теории. 33. Роль искусства в системе русской культуры, его мессианский характер. 34. Славянские корни русской культуры. Современные языческие пережитки. 35. Эпоха модерна в истории европейской культуры. Основные стили. 36. Постмодерн: характеристика эпохи, основные направления в развитии культуры. 37. Личность как центр культурного процесса. 38. Этапы развития аксиологического сознания в истории культуры. Литература Основная: 1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2010. 2. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 3. Культурология: Учебное пособие/ Сост. И отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2009. Дополнительная: 1. Аленов М.М. Русское искусство Х – начала ХХ в. – М., 1989. 2. Антология исследований культуры / Под ред. Л. А. Морозова. 3. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С. П. Мамон- 4. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1994. 5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989. 6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. 7. Боннар А. Греческая цивилизация. /Пер. с фр. - М., 1992. 8. Брагина А. Х. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1986. 9. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. – М., 1993. 10. Васильев А.С. История религий Востока. - М., 1983. 11. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Попова. – М., 1995. 12. Всеобщая история искусства. В 6-и т. М., 1956 - 1965 13. Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 2001. 14. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. 15. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолствующего большинства. - М., 1990. 16. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. М., 1996. 17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1993. 18. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990. 19. Западное искусство ХХ века: Между Пикассо и Бергманом. – СПб., 1999. 20. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб, 1995. 21. Ильин И.П. Постмодернизм - М., 1998. 22. Культурология ХХ века: Антология. М., 1995. 23. Культурология ХХ века: Энцикл.: В 2 т. М., 2000. 24. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998. 25. Культурология: Учебное пособие / Под редакцией доц. Н.Н. Фоминой, доц. Н.О. Свечниковой. – СПб.: СПбГУ ИТМО. – 2008. 26. Леви – Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994. 27. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. 28. Методические указания к курсу культурологи / Сост. Е.А. Дробышева. – Владивосток, 2004. 29. Поликарпов В. Лекции по культурологии. М., 1997. 30. Проблема человека в западноевропейской философии. - М., 1988. 31. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. 32. Степанянц М.Т. Восточная философия. - М.: Восточная литература, 1997. 33. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М., 1989. 34. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990. 35. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. – М.,1980. 36. Фрезер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. – М, 1989. 37. Хрестоматия по культурологии: В 2 ч. М., 2000. 38. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 2000. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|