Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурогенез - учение о происхождении культуры.





30. Ликбез (ликвидация неграмотности) массовое обучение грамоте – умению писать и читать. В России 1897 г. было 28,4 % грамотных в возрасте 9 – 10 лет, в СССР в 1970 г. – 99,7 %.

31. Мем – когнитивно-поведенческий образец, передаваемый от одного к другому в общении. Автор идеи и термина Р. Давкин («Эгоистический мем»).

32. Меметика -от греч. mimeme (память) – новейшее направление эволюционализма.

33. Менталитет – способ выражения знаний о мире и человеке в нем. Атрибут ментальности – идентичность, которая проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира.

34. Ментальность – глубинный уровень массового сознания, коллективное представление людей, их образ мира, доминирующий в обществе.

35. Модернизм – общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX - XX вв. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т.п.)

36. Модерн – (от фр. – moderne – новейший, совершенный (ар нуво, югенстиль)), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. Модернисты использовали новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных зданий, все элементы которых подчинялись единому, образно-символическому замыслу (Ф.О. Шехтель).

37. Морфология культуры – одна из наук о культуре, изучающая порождение, становление, развитие культурных форм.

38. Национальный характер – генотип + культура (то, что приобретает человек от природы через гены и то, к чему человек приобщается в процессе социализации).

39. Национальный менталитет – глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного времени ее этническое национальное) или историческое (эпохальное) своеобразие.

40. Ода – (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии и музыки, торжественное патетическое прославляющее произведение. Возникла в античности (Пиндар); в XVI – XVIII вв. жанр высокой лирики (Державин); с XVII в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица; в XIX - XX вв. создаются и чисто инструментальные оды.

41. Парсуна – (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской, украинской портретной живописи конца XVI – XVII вв., сохраняющей приемы иконописи.

42. Партесное пение – (от позднелат. partes – голоса), стиль русского многоголосного хорного искусства. Количество голосов от трех до двенадцати.

43. Постмодерн – тип мировоззрения, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности, игровое начало, отрицание норм и традиций, авторитетов любого ранга.

44. Прикладная (практическая) культурология – применение культурологических исследований для решения проблем развития человека, социальной группы, общества.

45. Просвещение – идейно-политическое движение в странах Европы и в Северной Америке в XVII – XVIII вв.

46. Реальные гимназии – учебные заведения общего среднего образования, учреждены в 1864 г., с 1872г. преобразованы в реальные училища, учебный план которой включал объем знаний по математике, физике, биологии, химии, черчение, немецкий и французский языки.

47. Рококо – ( фр. rococo, от рокайль), стилевое направление в европ. искусстве первой половины XVIII в. Характерны гедонические настроения, мир театрализованной игры и пасторальных сюжетов, манерно-утонченной, изящной и усложненный декор, прихотливый ритм, господствующие в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративном искусстве.

48. Романтизм – идейное и художественное направление в литературе конца XVIII в. первой половине XIX в., характеризующееся возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью, желанием создать совершенный мир, резким выступлением против будничности и серости действительности.

49.Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета). В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи.

50. Соборность – общечеловеческие духовные ценности, закрепленные в храмовой культуре с помощью канона.

51. Социодинамика культуры – (societas – лат.: общество; dynamicos – греч.: относящееся к силе, движение).

52. Социокультурный подход – понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. С.п. есть своеобразное отражение наметившейся смены парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждиться грядущая цивилизация постматериальных ценностей.

53. Социология культуры – изучает закономерности развития и функционирования культуры в обществе, формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения.

54. Структура – строение, расположение, порядок – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность при различных внутренних и внешних изменениях и преобразованиях.

55. Субкультура (от лат. sub. - под, около и cultura) – 1) система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры; 2) совокупность некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

56. Сюрреализм – (от фр. surrealisme, букв. сверхреализм) – направление в искусстве XX века, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а творческим методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями, парадоксальную алогичность предметов и явлений, которым придается видимая предметно-пластическая достоверность. Сложился в 20х гг. (Бретон, Дали и другие).

57. Учреждения культуры – государственные или общественные организации, ведающие какой-либо областью культурной информации, деятельность которых определяется нормативными документами и инструкциями.

58. Фратрия – совокупность нескольких родов, часть племени.

59. Футуризм – (от лат. futurum – будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 10 – 20-х гг. XXв. В основе отрицание традиции культуры, стремление создать искусство будущего (В. Маяковский), В. Хлебников).

60. Церковно - приходские школы – в дореволюционной России начальные школы при церковных приходах. Были одноклассные (трехгодичные) и двухклассные (пятигодичные).

Цивилизация (от лат. civilis) – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 4) в некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев).

62. Часослов – православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами».

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

 
 

 

 


Кафедра «Общеобразовательные дисциплины»

 

 

Ю.А. Карпова

 

 

Культурология

 

 

Методические рекомендации

 

 

Для студентов, обучающихся по специальностям

080507 «Менеджмент организации»,

030501 «Юриспруденция» (специалист)

 

 

МОДУЛЬ 3

Рекомендовано Учебно-методическим советом РГИИС

(протокол № 11 от 29 июня 2009 г.)

Одобрено кафедрой «Социология инноватики и

гуманитарные дисциплины»

(протокол № 11 от 17 июня 2009 г.)

 

 

Москва – РГИИС - 2009

ББК 71.0

К 26

 

Рецензент:

Братусь Б.С. – д.псих.н., зав. кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Карпова Ю.А.

К 26Культурология.Методические рекомендации. Для студентов, обучающихся по специальностям: 080507.65 - «Менеджмент организации» и 030501 - «Юриспруденция» (специалист). - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), кафедра общеобразовательных дисциплин, 2009. –21с.

 

 

Учебное издание

Карпова Юлия Алексеевна

Культурология

 

© РГИИС, 2009

© Карпова Ю.А.

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Культурология»

Курс культурологии для студентов юридического факультета рассчитан на 72 аудиторных часа (лекции - 48 часов и семинарские занятия - 24 часа).

Программа состоит из двух разделов: «Введение в теорию культуры» и «Культурология и история культуры». В процессе изучения курса следует провести все семинарские занятия, приведенные в Модуле №1. Изучение второго раздела следует сопровождать иллюстрациями в электронном виде. Студенты выполняют реферат или эссе (методические рекомендации по выполнению эссе приводятся в ниже). Кроме того ими должны быть выполнены две самостоятельных работы: «Образы античности в произведениях А.С. Пушкина» и «Использование библейских сюжетов в мировом искусстве» (литература, живопись, скульптура, архитектура и музыка). По итогам изучения тем курса проводится тестирование.

Для студентов факультета экономики и менеджмента курс культурологии рассчитан на 54 аудиторных часа (лекции - 36 часов, семинары - 18 часов). Изучение второго раздела также следует сопровождать иллюстрациями в электронном виде.

Студенты этого факультета принимают участие в семинарах №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, выполняют самостоятельную работу «Образы античности в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», реферат либо эссе, проходят тестирование как текущий контроль.

Для студентов очно-заочного отделения юридического факультета курс рассчитан на 22 аудиторных часа (лекции – 14 часов, семинары – 8 часов). Более глубокому освоению материала курса будет способствовать использование электронной версии курса. Тематику семинаров определяет преподаватель из приведенного перечня в Модуле №2.

Студенты выполняют реферат (эссе) и проходят тестирование.

Для студентов очно-заочного отделения факультета экономики и менеджмента курс рассчитан на 24 аудиторных часа (лекции – 18 часов, семинары – 6 часов). Более глубокому усвоению материала курса будет способствовать использование электронной версии курса. Тематику семинаров определяет преподаватель из приведенного перечня в Модуле №2.

Студенты выполняют реферат (эссе) и проходят тестирование.

Для студентов заочного отделения отводится 10 часов аудиторных занятий, из которых рекомендуется выделить 6 часов на раздел «Введение в теорию культуры» и 4 аудиторных часа - на раздел «Культурология и история культуры». Изучение второго раздела целесообразно организовать преимущественно с использованием электронной версии курса.

 

 

11. Методические рекомендации для студентов

Основу курса составляет проблематика социокультурных взаимодействий, механизмов, влияющих на становление, закономерности развития, своеобразие культур, в том числе отечественной, что выражается, в частности, в многообразии типов культур, в нравственных и эстетических идеалах, образе человека той или иной исторической эпохи.

При изучении I раздела курса «Введение в теорию культуры» необходимо усвоить основные категории и понятия культурологии, что облегчит чтение культурологических текстов и явится необходимым условием их понимания и усвоения. Этому поможет глоссарий, приведенный в УМК, учебные пособия, словари по культурологии, энциклопедии и текст лекций.

Поскольку культурология как наука изучает прежде всего сущность культуры, следует внимательно изучить различные подходы к определению культуры и взять за основу рабочее определение, что поможет в анализе культурных феноменов.

Культура – это многоаспектный феномен, что сообщает культурологии междисциплинарный характер и влияет на ее структуру, основными составными элементами которой являются культурная антропология, социология культуры и прикладная культурология.

В программе выделена тема, в которой рассматривается эволюция научных представлений о культуре. Если рассматривать в совокупности представленные в программе научные концепции, теории культуры, то можно выделить основные факторы, сообщающие неповторимость тому или иному типу культуры, объясняют обстоятельства рождения форм культуры, которые затем становятся объектом межкультурных коммуникаций, достоянием многих культур. Именно поэтому культурология как гуманитарная наука несет в себе огромный потенциал воспитания в духе толерантности, уважения к носителям разных культур.

Тема, в которой представлена типология культур, дает возможность понять, носителем какой культуры является изучающий культурологию. Важно усвоить, чем отличаются друг от друга восточные и западные культуры, оценить эти различия с точки зрения развивающейся тенденции культурной универсализации. Не менее важно разобраться в сущности таких форм культуры, как элитарная и массовая культуры с тем, чтобы сформировать программу своего общекультурного развития.

Культуру создает человек, он же является носителем культуры, развивая ее в процессе деятельности (жизнедеятельности и профессиональной деятельности) и является ее «главным продуктом». Таким образом, культура – это прежде всего мир людей, мир созданных и создаваемых артефактов, духовных и материальных, мир смыслов и значений, которые человек вкладывает в них, наконец, мир ценностей, которыми регулируется человеческая деятельность.

Именно поэтому, изучая тему «Функции культуры», особое внимание следует обратить на главную – человекотворческую.

Содержание Раздела II «Культурология и история культуры» строится по хронологически-типологическому принципу. В истории человечества выделяются эпохи: Первобытная, эпоха Древних царств, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Новейшее время. Типология культур, как правило, проводится по этим эпохам, однако хронологические рамки культур одного типа совпадают не всегда. Например, средневековая культура таких восточных стран, как Индия, Китай, Япония сохранялась до середины XIX века, даже начала XX.

При изучении культуры первобытного общества следует иметь в виду, что время возникновения homo sapiens относится к периоду от 40тыс. до 100тыс. лет назад. Это период собственно первобытной культуры. Доцивилизационный период развития этой культуры называется каменным веком, в котором выделяются три периода:

· палеолит (древний каменный век, до XII – X тыс. лет до н.э.) – человек овладел огнем, начал строить жилища;

· мезолит (средний каменный век, от XII – X – до VIII тыс. лет до н.э.) – человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение, изготовление корзин и рыболовных сетей;

· неолит (новый каменный век, от VIII до III тыс. лет до н.э.) – связан с неолитической революцией, когда от присваивающего типа (охота, собирательство) человек переходит к производящему хозяйству.

Далее следует эпоха традиционной первобытной культуры, которая в истории представлена как культура Древних царств. При изучении культур этой эпохи необходимо обратить внимание на совокупность факторов (географического, экономического, политического, социологического, психологического), которые сообщили неповторимость, своеобразие культурам Древних царств (Великомесопотамской, Египта, Индии, Китая и т.д.). Вместе с тем эти культуры имеют общие социальные и мировоззренческие основы (см. Учебную программу).

Важно помнить, что истоки многих современных цивилизационных достижений уходят именно в эту эпоху. Сегодня мы пользуемся лунным и солнечным календарем, десятичной системой счета и кратной числу 6, бумагой, тушью, чаем, хлопком, алфавитным письмом, колесом, отдельными способами диагностики и лечения. Эстетические, религиозные традиции Египта (переход к единобожию в период Нового царства), появление Библии в Палестине и многое другое - все это оказало значительное влияние на европейскую культуру.

Античная (греко-римская) культура является фундаментом европейской культуры. Изучая этот раздел программы, обратите особое внимание на классический период (VI – V вв. до н.э.), когда появляются философия, живопись, возникает классическая скульптура, театры, строятся стадионы, храмы, развивается полисная система, демократическая форма правления. Демократия по-гречески означает власть народа. На самом деле избирательным правом не пользовались: свободнорожденные женщины; юноши, не достигшие 21 года (кроме того они должны были быть женатыми и иметь ребенка); метеки (греки, пришедшие из другого полиса); рабы; рабы, получившие свободу; подвергшиеся остракизму.

В период с IV в. до н.э. по V в. н.э. вошел в историю как период эллинизма, начавшийся с завоевания Александра Македонского и закончившийся захватом Рима варварами. Завоевания Александра Македонского и создания им империи, в которую вошли весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, малая Азия, Египет, вся передняя Азия, южные районы средней Азии и часть центральной Азии до нижнего течения Инда, оказали огромное влияние на все последующее развитие культуры. После смерти Александра империя распалась на отдельные государства, во главе которых стояли греки-македоняне. В этот период начинается процесс эллинизации завоеванных территорий: распространяется греческий язык, греческая философия, традиции образования, градостроительство, греческая наука, эстетические традиции в скульптуре, архитектуре и т.п. Во втором веке до н.э. Греция была захвачена Римом, а после распада Римской империи (395г.н.э.) на Западную и Восточную (Византию), Греция входит в Византию и находится в ней вплоть до ее падения в XV веке.

Культура Древнего Рима развивалась в значительной степени под влиянием греческой, но, тем не менее, римляне внесли в культуру новации (Колизей, Пантеон, скульптурный портрет, триумфальная арка, новые жанры в литературе, технология строительства дорог и т.д.). При этом важно уметь объяснить, какие факторы обусловили эти новации.

В истории культуры европейского Средневековья принято выделять три периода: ранее (V-X вв.), зрелое (XI-XIIIвв.) и позднее (XIV-XVвв.). Следует знать три главных фактора, повлиявшие на культуру Средневековья: вторжение варваров, создание ими новых государственных образований (франков, англосаксов, бургундов, вестготов и других), принятие христианства. Преобладающее влияние на культуру Средневековья оказал фактор принятия христианства, что проявилось в новых ценностях, в новом мировоззрении, новой картине мира.

Христианская картина мира – теоцентрична и антропоцентрична. Приоритет в новой картине мира отдается духовному (идеал – не сильный атлет, как в Античности, а одухотворенный человек). Высшая цель – спасение, что требует от человека духовных усилий, очищения и преображения своей духовной природой. В основе христианской нравственности – самоценность личности и связь добра, истины, свободы. Высшая нравственная ценность – совесть. Истинная вера держится не на страхе и внешнем долге и внешних делах (как в язычестве), а на любви к Богу и каждому человеку, как носителю образа Божьего. В новой духовности средневековый человек нашел ту внутреннюю смысловую опору, которая была утрачена им вместе с уходящей античностью.

Дальнейшее развитие культуры происходит под знаком церкви, старавшейся примирить разум и веру и понять, насколько языческая рациональная наука приемлема в новом, христианском мире.

Неслучайно уже в X-XI вв. появляется интерес к античному наследию, к работам исламских мыслителей. Начавшееся движение по переводу на латинский язык греческих и арабских сочинений дал Западу сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Элементы античности проявились и в образовании (тривий и квадривий).

Новые мировоззрения и роль церкви нашли отражение в художественной культуре. В X-XII вв. возникает романский стиль. Его отличительные черты: простые четкие объемы, роль несущей конструкции выполняют мощные стены, узкие окна, ступенчато углубленные порталы, внушительные сторожевые башни, доминирующий продольный корпус (корабль – символ церкви). Основные типы зданий: храм, монастырь, замок. Здания в романском стиле напоминали крепости. В храме во время набегов укрывалось значительная часть жителей города. Ведущая роль в оформлении храма отводилась рельефам, которые украшали двери, капители, подножия колонн. На них можно увидеть изображения кентавров, львов, полуящеров, химер – сил дьявола во главе со змеем искусителем, что резко отличалось от украшений византийских церквей, выдержанных в строго каноническом стиле. Например, храмы на Рейне: в Вормсе, Шпейере, Майнце.

По мере развития городов в середине XII-XIV вв. рождается готический стиль, который широко распространился не только на религиозные, но и светские здания. Главная роль по-прежнему отводилась храму (собору). Колыбель готического стиля – Реймский собор. В том же стиле были построены Нотр-Дам в Париже, собор в Кельне, Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор св. Вита в Праге и другие. Основные признаки готического стиля: несущая конструкция нетолстая стена, а каркас из опорных столбов (контрфорсов) и опирающихся на них стрельчатых арок; стены украшаются окнами с витражами; устремленность вверх подчеркивается гигантскими ажурными башнями (высота башни в Кельне 157м), высокими стрельчатыми арками, порталами, ажурными фронтонами; круглые окна со сложным переплетом – розы. В готической скульптуре появляется правда переживания, телесность (Принесение Авраамом в жертву сына, Улыбающийся ангел – Шартрский собор).

В живописи Средневековья зарождается предренессанс. Джотто (1266/1267- 1337гг.) порывает с католическими канонами, вносит в религиозные сцены земное начало (см. Оплакивание Христа, Поцелуй Иуды, Аллегории).

Приступая к изучению культуры эпохи Возрождения (XIV-XVIвв), следует прежде всего познакомиться с историческим контекстом и мировоззренческими предпосылками, обусловившими содержание этой реформаторской эпохи. В условиях развития мануфактурного производства, банковского дела и торговли, великих географических открытий меняются мировоззренческие ориентиры в культуре эпохи. Объектом внимания становится человек. На смену теоцентризма приходит антропоцентризм (anthtropos – человек), что обусловило гуманистическое мировоззрение и традицию называть выдающихся деятелей эпохи гуманистами (от лат. humanus – человечный).

Итальянский гуманист XV века Дж. Пико делла Мирандола в знаменитой «Речи о достоинстве человека» отметил, что Бог, сотворив человека, поставил его в центр мира. Однако чем дальше, тем больше человек этой эпохи забывает о Творце.

Возрождение зарождается в Италии, где, с одной стороны, богатеет буржуазия, а с другой стороны, все более бедствует основная масса людей. Неслучайно, вслед за английским мыслителем Томасом Мором мечту о справедливой жизни выразил Томазо Кампанелла в книге-утопии «Город солнца» (1602г.).

Наряду с утопиями возникают политические трактаты, отразившие принцип «все средства хороши», примером чему является «Государь» Николо Макьявелли.

Культурная жизнь эпохи дала миру множество шедевров и великих имен. Колыбель Возрождения – Флоренция. Здесь рождается первая общедоступная библиотека (Николо Николе), здесь создавали свои шедевры Данте, Джотто, Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие, здесь развиваются искусствоведческие дисциплины, теории разных видов искусств, в том числе теория линейной перспективы.

Искусство Возрождения, обратившись и желая возродить идеалы Античности, сильного духовно и физически самодостаточного человека, в отличие от античных мыслителей, пытавшихся найти и объяснить невидимый мир, основным предметом своего внимания сделали мир реальный, материальный. При этом закрывались глаза на социальные противоречия и неминуемую расплату, о чем предостерегала картина П. Брейгеля «Притча о слепых».

Гуманистическая культура Возрождения была элитарной по своей сущности, недоступная восприятию простого народа, который жил своей жизнью, исповедуя свои ценности. Вспыхнувшее массовое народное движение – реформация (М. Лютер – Германия, Ж. Кальвин – Швейцария), пошатнувшее устои католической церкви, оказало сильное воздействие на общество. Наследие, которое оставили гуманисты Возрождения, оказало влияние на характер дальнейшего развития культуры Европы.

Изучая раздел программы «Европейская культура и цивилизация Нового времени», необходимо помнить, что культура каждого из трех веков (XVII, XVIII, XIX), имеющих отношение к этому времени, самодостаточна по своему характеру и содержанию. XVII век – «век гениев» - заложил основы новой, механистической, картины мира (Галилей – телескоп, Левенгук – микроскоп, Ньютон – открытия в физике, Бойль – в химии, Кеплер – в астрономии). Этому же способствовала и активизировавшаяся философская мысль (Бэкон, Декарт).

Рационализм XVII века проложил дорогу веку XVIII, веку Просвещения. В основу мировоззрения века было положено представление о том, что Человек и его разум являются залогом решения социальных проблем, и, следовательно, залогом счастливой жизни. Путь к этому виделся в просвещении народа, распространении знаний. В 1751г. под редакцией д*Аламбера и Дени Дидро выходит «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», ориентированный на широкие слои общества. В XVIII веке рождается идея общественного прогресса, движущей силой которого являются знания, развитие, образование. Новое мировоззрение века отразилось в новых формах культуры. Наряду с барокко и классицизмом появляются новые художественные стили: рококо, сентиментализм, предромантизм. Знакомясь с этими стилями, важно обратить внимание на то, какие факторы вызвали к жизни эти новые формы культуры, и проследить их воплощение в литературе, живописи, скульптуре и т.д.

Идея прогресса, возникнув в XVIII веке, стала определяющей в культурной ситуации XIX века. Развитие техники, крупного машинного производства потребовало увеличение числа квалифицированных рабочих и инженеров, что в свою очередь сделало более доступным просвещение и образование. Однако разум эпохи Просвещения не сделала людей счастливее, не устранил социальных противоречий, о чем свидетельствовала новая волна революционных выступлений. Лозунги свободы, равенства, братства не были реализованы в жизни общества. Оптимизм сменился разочарованием.

Противоречия между личностью и обществом, идеалом и действительностью находят выражение в романтизме, что наиболее ярко проявилось в музыке (Шуман, Лист, Шуберт, Шопен, Берлиоз), в литературе (Байрон, Гофман, Гейне, Гюго, Шелли, Мицкевич). Романтики, не желая мириться с миром насилия, пошлости, несправедливости, уводят своих героев в мир фантазий, странствий, в ситуацию героической истории.

Наряду с этим направлением в художественной культуре развивается реализм, который принимает форму критического. При этом важно знать основные реалистические произведения Бальзака, Гюго, Флобера, Диккенса, Теккерея, Голсуорси, Шоу, Верди, Бизе и других.

В середине XIX в европейской культуре появляются признаки кризиса реалистической традиции. Появляются новые стили, продемонстрировавшие стремление к поиску новых средств для выражения постоянно меняющейся картины мира. Среди них: примитивизм, импрессионизм, символизм.

Для понимания своеобразия русской культуры важно осмысление природы национального менталитета как источника мышления, эмоций, чувств, веры, идеологии, как того общего, что объединяет сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, индивидуальное и общественное. Менталитет русской культуры следует рассматривать как менталитет суперэтноса, в который были включены различные этносы, связанные общей исторической судьбой.

При анализе социальных традиций эпохи становления Московского царства и самодержавия необходимо обратить внимание на культурно-исторические корни национального идеала самодержавной власти в России, географические, геополитические, этнологические факторы генезиса этого феномена. При этом важно понять фольклорно-мифологические, религиозные и морально-этические мотивы обоснования самодержавия в качестве идеальной для Руси формы власти. Проследите, каким образом идеал самодержавной власти в России нашел отражение в литературе, живописи, архитектуре, музыке, скульптуре. Неповторимое национальное явление в древнерусской культуре – юродство. Этот социокультурный феномен явился реакцией на гнетущую социальную действительность. Оружие юродивых – пророчество и обличения на грани между смешным и серьезным.

Следует обратить внимание на то, какое отражение в русском искусстве нашла триада «православие-самодержавие-народность».

XVIII век в России, век Русского Просвещения, явился переходным от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Начало этому переходу положили петровские реформы, содержанием которых явилась секуляризация культуры, т.е. ее обмирщение. Следует иметь в виду, что в культуре Русского Просвещения обозначились два полюса: культура старой средневековой Руси и культура Нового времени. Кроме этого противоречия, явившегося результатом петровских реформ, наметилась конфронтация между культурной элитой и консервативно настроенным большинством, между прозападнически настроенными поборниками реформ и их противниками, выступавшими за восточную самобытность России.

Культурно-историческое развитие России XVIII века – первой половины XIX века породило феномен «демократии несвободы». Русское дворянство испытывало тоже бремя тяжелых условий, в которое было повергнуто большинство населения. На известный период времени интересы освобождения дворянства совпадают с интересами освобождения других социальных слоев России. Это положение можно проиллюстрировать примерами литературных персонажей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, И.А. Крылова, произведениями скульптора Ф. Шубина, портретистов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского.

Важно обратить внимание на тот факт, что противоречия русской культуры способствовали формированию на рубеже веков отечественной классики в ситуации пробуждения национального самосознания русского народа.

В культуре XIX века доминируют «западничество» и «славянофильство» как две основных линии идеологии и культурной политики. Это ярко проявилось прежде всего в литературе, которая становится ведущим видом искусства этого времени.

Для литературы характерна особая чуткость к социально-нравственным проблемам. Литературоцентризм, характерный для культурного развития России XIX в., демонстрирует значительное воздействие на культуру острых общественных проблем эпохи. Особенно это проявляется в пореформенную эпоху, продемонстрировавшую склонность времени к словесно формулируемым образам, стремление художественной культуры к целостному выражению национальных проблем исторического развития. При этом следует обратить внимание на особую роль критики, которая взяла на себя почетную миссию – позаботиться о духе и направлении литературы.

Критика Чернышевского, Добролюбова, Писарева являла собой разновидность публицистики, предметом которой была сама жизнь, в том числе и нашедшая отражение в литературе. Литературная критика выбрала цель распространения культуры в обществе, установку на» просветительство», тиражирование ценностей культуры.

На рубеже XIX – XX вв. в России сложилась историческая ситуация, на фоне которой стали выдвигаться задачи творческого переосмысления и обновления прежних традиций, что создавало почву для нового культурного синтеза искусства, философии, общественности. Произошло взаимопроникновение этих трех компонентов.

На первый план общественной жизни вышли сами художники, мыслящие категориями культуры в целом. Их творчество – синтез искусства и философии, образа и мысли, эстетической теории и практики. К их числу относятся символисты Д. Мережковский, Вяч. Иванов, В. Брюсов, К. Бальмонт, З.Гиппиус, Ф. Соловьев, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, А. Скрябин.

Революция начинает пониматься как творчество, духовный, культурный переворот. Это ярко выразил А. Белый в словах «Акт революции двойственен; он насильственен; он свободен; он есть смерть старых форм; он – рождение новых; но эти два проявления – две ветви единого корня;…»[1]

Революция понимается как искусство, предмет ее – сама жизнь.

В русской культуре конца XIXв. – начала XXв. явственно обозначились две тенденции. Одна, демократическая, развивавшаяся вширь, сводилась к распространению «культурного минимума» среди масс, другая, элитная, выразившаяся в развитии самой культуры, ее ценностно-смысловых отношений. В рассматриваемый период противоречия культуры предельно обострились, не достигнув равновесия. В этом конфликте отразилась амбивалентность и русской революции и российской интеллигенции. Важно проследить, как эта коллизия повлияла на становление будущей тоталитарной советской культуры.

При изучении советской тоталитарной культуры следует обратить внимание на истоки рождения классических образцов культуры начала XX в. и, с другой стороны, - на вытеснение революционного типа социокультурной динамики социокультурным механизмом тоталитарного типа. Проанализируйте, как связана тоталитарная ментальность с ментальностью русской культуры в целом.

Далее следует обратить внимание на мотивы «Второй русской революции», причины ее мирового характера, растянутости во времени, ее социокультурные и цивилизационные последствия. Обратите внимание и попытайтесь объяснить феномен «коммунальности» в посттоталитарной русской культуре.

При этом можно вспомнить об опасности утраты национальной самоидентификации Руси в X в., в XVIIв., в разгар петровских реформ и в XIX в. (спор западников и славянофилов). Чем все это завершилось? Рассмотрите в контексте этого анализа возможные последствия проникновения низкопробной массовой культуры в современную отечественную культуру. Подумайте, какую роль играет «постмодернизм как некая ситуация в культуре в развитии культурно-исторического творчества.

Культура Западной Европы ХХ века развивается в условиях научно-технической революции, увеличивающегося объема информации, глобальных потрясений, войн.

Социокультурную ситуацию ХХ века принято называть модернизмом (до к. 60х гг.) и постмодернизмом.

Модернизм – (от modern – новый, современный) – направление в литературе и искусстве к.XIX – н. ХХ вв., выразившее кризис буржуазной культуры и характеризующийся разрывом с традициями реализма.

Мировоззренческие основания:

Интуитивизм (интуиция – единственно верное средство познания) Э.Гуссерль, С.Л. Франк, Н.О. Лосский.

Ницшеанство (отрицание разумного в процессе познания, роль бессознательного). Бытие – стихийный процесс.

Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг). В центре – психические процессы и мотивация.

Экзистенциализм (С. Кьеркегор, И. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев). Проблема абсурдности существования. Основные проявления человеческого существования: забота, страх и т.д.

Центры модернизма: Франция, Германия, Италия, Россия. Основные течени







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.