Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По теме «Миф как форма духовной культуры»





Вопросы для обсуждения

1. Миф, мифология, мифологическое сознание.

2. Функции мифа:

· моделирующая,

· коммуникативная,

· познавательная и объяснительная,

· компенсаторная.

3. Человек и природа в «Мифе о Гильгамеше» и др. мифах.

4. Добро и зло в «Мифе о Гильгамеше» и др. мифах.

5. Мифы и современность.

Литература:

1. Древний Восток. М., 1998.

2. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1984.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

5. Мариманов В. Искусство и миф. М., 1997.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Советская Энциклопедия», 1988. — т. 2.

7. Эпос о Гильгамеше.

(http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/gilgames.htm)

8.Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: 1988.

9. Мифологический Словарь. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991г.

10. Элиаде М. Аспекты мифа. М.,1995.

СЕМИНАР№3

По теме «Место и значение русского фольклора

В отечественной культуре»

Вопросы для обсуждения

Фольклор как искусство слова. Собиратели фольклора.

Роды фольклора: эпический, лирический, драматический и их взаимовлияние.

Жанры эпического рода (летопись, сказка, былина, историческая песня, житие, слово). Приведите примеры.

4. Основные темы и образы исторических песен. Примеры.

Образы и характеры героев былин, сказок и т.д. Примеры.

6 Общественное сознание народа домонгольской Руси (сравните с общественным сознанием других народов Европы).

Лирический род (песни обрядовые, лирические и т.п.). Примеры.

Драматический род (причитания, народные драмы и др.). Примеры.

Развитие музыки в культуре Древней Руси (богослужебное пение (кондак), светское песнопение, искусство скоморохов, фанфары).

Влияние фольклора на отечественную литературу. Примеры.

 

Литература:

1. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

2. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2006.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 2005г.

5. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.

6. История русской литературы X-XVII вв. М., 1980.

7. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1970 и др. издания.

8. Лосский Н.О. Условия русского добра. Основы этики. Характер русского народа. М., 1991.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

10. Сокровища русского фольклора. Былины. М., 1991.

11. Сокровища русского фольклора. Исторические песни. Баллады. М.,1991.

 

СЕМИНАР№4

По теме «Основные концепции, теории культуры»

Вопросы для обсуждения

1. Философский, социологический, антропологический подходы к изучению культуры.

2. Какой критерий положил в основу культурно-исторического круговорота Дж. Вико?

3. Раскройте основные положения теории культурно-исторического типа Н.Я. Данилевского.

4. Прасимволы культуры О. Шпенглера.

5. Как понимали сущность феномена цивилизации Н. Бердяев, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер.

6. Социодинамическая концепция культуры П.Сорокина.

7. Какую роль в развитии культуры играет психика, определяя ее особенности, по мнению З. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма.

8. Концепции культуры в этнологии. Л.Н. Гумилев.

9. Цивилизационная концепция культуры.

10. Семиотический подход к изучению культуры. Ю.М. Лотман.

11. Эволюционное направление в исследовании культуры (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Ш. Летурно, Л. Морган, Дж. Стюард, Л. Уайт, Д. Мердок и другие).

Литература:

1.Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

2.Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов-н-Д, 1996.

3.Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

5. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». М., 2004.

6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1995.

7. Бердяев Н.А. Человек и машина: проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. № 2. М., 1989.

8. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

9. Фромм Э. Человек для себя. М., 2004.

10. Лекции проф. Карповой Ю.А.

 

СЕМИНАР№5

По теме «Античная культура гомеровского периода»

Вопросы для обсуждения

1. Гомер. Иллиада и Одиссея.

2. Общая оценка эпоса Гомера с точки зрения культурологии.

3. Этнографическое значение эпоса (обычаи, верования, особенности труда, быта древних греков; поведенческие стереотипы и мотивации в социальной коммуникации).

4. Аксиологическое значение эпоса.

5. Художественные средства. Выражения, используемые в современном языке.

6. Человек и образ идеального в эпосе.

 

Литература:

1. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

2. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

3.Гомер. Илиада. М., 1993.

4.Гомер. Одиссея. М., 1993.

5. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2000.

 

СЕМИНАР№6

По теме «Библия как источник мировой и отечественной культуры»

Вопросы для обсуждения

1. Библия как явление культуры. История создания Библии, ее структура, язык, авторы.

2. Ветхий Завет. Идея главенства Закона.

3. Отражение сюжетов Ветхого Завета в творчестве писателей, художников, скульпторов, композиторов разных культурно-исторических эпох.

4. Новый Завет. Идея главенства личности. Любящий человек как высшая ценность, мера и принцип построения культуры.

5. Нагорная проповедь Иисуса Христа как источник нравственных ценностей.

6. Отражение библейских сюжетов Нового Завета в мировой и отечественной художественной культуре.

7. Библия и современный язык.

 

Литература:

1.Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

2. Библия. Современный перевод библейских текстов. М., 1997.

3. Библейские мотивы. М., 1991.

4. А. П. Лопухин. Библейская история. Монреаль, 1987.

 

 

СЕМИНАР№7

По теме «Культура Российской империи в контексте

Общеевропейской культуры»

Вопросы для обсуждения

1. Феномен русской «европейскости». Нравственные ценности русских просветителей.

2. Общественные идеалы, вызвавшие к жизни русский классицизм, русское барокко (Ф.–Б. Растрелли, В.И. Баженов, И.Е. Старов, Н.А. Львов, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, А.П. Антропов; М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев и другие).

3. Самобытность российского Просвещения.

4. Характеристика основных художественных стилей XIX в.

5. Культурные коннотаты самодержавной власти в области архитектуры (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси), изобразительного искусства (В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов, И.Н. Крамской, Н.Н.Ге, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов), литературы (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А, Гончаров, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), музыки (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский).

 

Литература:

1. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1998.

2. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М.,2002.

4.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: 2006 г.

5.Лилеева А.Г., Ружиницкий И.В. Из истории русской художественной культуры: хрестоматия, М., 2006 г.

6.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.

7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 2005 г.

8.Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX в. М., 1989.

СЕМИНАР№8

По теме «XX век. Культура модернизма»

Вопросы для обсуждения

1. Мировоззренческие основания культуры модернизма.

2. Модернизм. Основные течения: символизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм, абстракционизм, поп-арт, концептуализм и т.п..

3. Модерн в архитектуре.

4. Романтический и пророческий символизм, их значение для культуры «серебряного века».

5. Актуальность культурной проблематики, выявленной русскими символистами (Вяч. Иванов, А. Блок, Д. Мережковский).

Литература:

1. Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме) Спб., 1993.

2. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

3. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. М., 1996.

4. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки, История, Проблемы. М., 1989.

5. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века. М., 1994.

6. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов – н -Д, 1996.

7. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

8. Лекции проф. Карповой Ю.А.

 

СЕМИНАР№9







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.