Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экзамен по курсу «Культурология»





Экзаменационный билет содержит два вопроса: первый вопрос из тематического блока №1 (вопросы №1 – 11), второй вопрос – из тематического блока №2 (вопросы №12 – 22).

 

Список вопросов для экзамена по курсу «Культурология» (2011г.)

Вопрос №1. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье.

Вопрос №2. Культурологические идеи И.Г. Гердера.

Вопрос №3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.

Вопрос №4. Понимание культуры в философии марксизма.

Вопрос №5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

Вопрос №6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

Вопрос №7. Представления о культуре К.Г. Юнга

Вопрос №8. Философия культуры О. Шпенглера.

Вопрос №9. Культурологическая концепция Н. Бердяева.

Вопрос №10. Философия культуры А. Тойнби.

Вопрос №11. Культурологическая концепция П. Сорокина.

Вопрос №12. Функции культуры.

Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая.

Вопрос №14. Общие свойства культур.

Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость

Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм

Вопрос №15. Нормативная система культуры

Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма

Вопрос №16. Культура и природа.

Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологии

Вопрос №17. Массовая и популярная культура

Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура



Вопрос №18. Молодежная субкультура

Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения

Вопрос №19. Формы и механизмы приобщения к культуре

Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы)

Вопрос №20. Культура и этнос

Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура

Вопрос №21. Массовая и популярная культура

Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура

Вопрос №22. Культура и природа.

Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи.


Методические рекомендации для преподавателей.

Культурология как интегративная социогуманитарная научная дисциплина является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности. Целью курса является выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознанием себя субъектом культурного творчества. Изучение его студентами художественных специальностей Института искусств НГПУ имеет особенности.

Прежде всего, изучение студентами ИИ НГПУ значительных по объему специальных курсов по теории и истории искусства избавляет курс «Культурология» от обилия фактологического материала и дает возможность преподавателю активно использовать межпредметные связи.

При выборе тем самостоятельных работ студентами (написание реферата, реферирование культурологических трудов) необходимо исходить из интереса и творческого потенциала студента. В связи с этим, несмотря на то, что в программе приведено несколько тем рефератов, они не являются обязательными. Тему реферата студент выбирает самостоятельно, при этом, консультируется и согласовывает ее с преподавателем. Этим объясняется и значительный список литературы для реферирования, из которого студент может выбрать заинтересовавшую его работу. Необходимо учитывать, что различные рефераты и контрольные работы по культурологии в готовом виде очень широко представлены в Интернете и предлагаются различными «образовательными» фирмами на продажу, поэтому при их проверке необходимо устное собеседование со студентами по темам рефератов. Собеседование по реферату может быть включено 3-м вопросом в экзаменационный билет.

Автор-составитель программы считает невозможным формализацию различных форм контроля (в виде тестов и т.п. форм) по курсу «Культурология», тем более для студентов творческих специальностей, поскольку формализованная) тестовая форма контроля противоречит гуманитарному характеру курса и формированию необходимых компетенций студентов при его изучении. Устный экзамен (собеседование) представляется наиболее оптимальной формой итогового контроля по курсу.


7. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЛИТЕРАТУРА

 

Содержание раздела.

7.1. Персоналии.

7.2. Словарь по дисциплине «Культурология».

7.3. Литература.

7.3.1. Учебная литература.

7.3.2. Справочная литература.

 

Персоналии.

Античность.

Платон (428 (427) – 348 (347) до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель объективного идеализма. В своих произведениях изложил оригинальные идеи по онтологии, гносеологии, душе, политике и культуре. Автор многочисленных диалогов, среди которых выделяются «Апология Сократа», «Государство», «Протагор», «Горигий», в которых рассматриваются политико-правовые вопросы и нравственные проблемы.

Платон утверждал дуализм бессмертной души и тела. Выделил три начала души: разумное, яростное, страстное. Двойственный человек, согласно Платону, обладает возможностью и стремлением к познанию, что является отличием людей от животных.

Вопросы блага занимают в философии Платона особое место. При этом, благо рассматривается им и как то, что приносит пользу и как абсолютная мораль. В ряде диалогов Платона аскетически рассматривает этику. Человеку необходимо очищение души, отход от низменных удовольствий, чувственной радости. Платон показывает постоянность стремления к высшей красоте, наполнению Бытия. Для обозначения цели и идеала воспитания человека (пайдейи) Платон использует термин калокагатия.

Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.) – древнеримский мыслитель, политический деятель. Цицерон – последовательный сторонник республиканского устройства Римского государства.

В «Тускуланских беседах» Цицерон излагает оригинальный взгляд на культуру. Термин, который до него употреблялся по отношению к земледелию, Цицерон использует по отношению к душе человека. Душу человека также необходимо «возделывать» («окультуривать»). Для этого существует философия.

Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов.

Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между «окультуренностью человека» и «civilis», обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной.

[Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519с.]

Плотин (204/205-270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Продолжил и упорядочил учение Платона о воплощении триады в Природе и Космосе. В качестве непознаваемой первосущности определил Божество. В своих трактатах «Эннеады» обеспечил начало средневековым теоцентричным представлениям о культуре, связав политеизм античности и распространяющийся монотеизм.

Цель человеческой жизни, по Плотину, заключается в восхождении к первоединому. Достигается она посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом. В учении Плотина налицо мистическая диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире благо и красоту гармонии, зло и безобразие.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.