Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информационно-поисковые системы и их классификация





Информационно-поисковая система – это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.

Каждая информационно-поисковая система (ИПС) состоит из двух частей: базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД).

База данных — это совокупность информационных массивов с записями об объектах и связями между ними..

Система управления базами данных — это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

На настоящий момент существует множество различных СУБД. Наиболее широкую известность получили такие как Dbase, Clipper, FoxPro, Paradox, Microsoft Access.

Каждая информационно-поисковая система (ИПС) предназначена для решения определенного класса задач, для которых характерен свой набор объектов и их признаков. ИПС бывают двух типов:

Для юристов важно знать также определение, данное в статье 1260 Гражданского кодекса РФ: «База данных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)».

Для сравнения приведем украинский вариант определения, данный в законе «Об авторском праве и смежных правах»: база данных (компиляция данных) — совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе — электронной, подбор и расположения составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческой работы, и составные части которой являются доступными индивидуально и могут быть найдены с помощью специальной поисковой системы на основе электронных средств (компьютера) или других средств.

ИПС могут быть классифицированы по различным признакам:

♦ территориальному: международные, районные, региональные, геоинформационные и т. д.;

♦ области применения: экономика, право, медицина, образование и т. д.;

♦ целевому назначению: оперативные, архивные, учебные и т. д.;

♦ виду данных: полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых базах собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. В фактографических базах ИПС накапливается описание выбранных характеристик, свойств объектов.

ИПС могут быть также классифицированы по их функциональным возможностям:

♦ информационно-справочные системы (ИСС);

♦ информационно-логические системы (ИЛС);

♦ экспертные системы (ЭС);

♦ автоматизированные рабочие места (АРМ);

♦ автоматизированные системы управления (АСУ).

Информационно-справочные системы предназначаются для сбора, систематизации, хранения и поиска информации в определенной области знаний. Наиболее распространенными в правовой области являются ИСС «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс». Работа пользователей с этими системами осуществляется путем выполнения запросов по заданным критериям поиска, например тематике или реквизитам документа.

Создано большое количество специализированных ИСС для правоохранительных органов: «Кортик», «Рэкет», «Разбой», «Сонда», «Следователь», «Убийство».

К более сложным информационным системам относятся системы, позволяющие решать логические задачи. Пользователю предоставляется возможность не только выполнять поиск информации, но и получать новые сведения путем выполнения некоторых логических процедур. Примером такой системы является подсистема «След», использующаяся в органах прокуратуры.

Более функциональными (и сложными в разработке) являются экспертные системы (ЭС).

Экспертные системы — один из немногих видов систем искусственного интеллекта, которые получили широкое распространение и нашли практическое применение в различных видах деятельности. Разработка экспертных систем очень трудоемкая задача, требующая не только усилий программистов, но и работы большой группы аналитиков-профессионалов в узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для накопления, обработки знаний из некоторой области с целью выработки новых решений практических задач. Важно отметить, что при помощи экспертных систем решаются задачи неформализованные, не поддающиеся алгоритмизации. Одной из главных проблем создания экспертных систем является решение задачи формализации знаний, получаемых от экспертов, для размещения их в компьютерной системе.

Дороговизна и узкая специализация являются сдерживающим фактором в широком распространении экспертных систем. В практике юридической деятельности в России можно привести ЭС:

♦ Прогнозирования преступлений, которая позволяет установить зависимость между личностными качествами преступников и выбором места совершения преступления.

♦ Выявления скрытых преступлений — предназначена для выявления скрытых хищений на производстве на основе анализа показателей деятельности предприятия.

♦ Поиска и установления личности преступника по информации, полученной на месте происшествия. Выдает типовые версии о личности подозреваемого, сужает круг подозреваемых лиц и по мере поступления новых данных уточняет типологические свойства личности неизвестного преступника.

Разновидностью экспертных систем являются генераторы экспертных заключений (ГЭЗ). Их назначение — получение готового экспертного заключения.

Например, ГЭЗ «Клинок» позволяет получить заключение по холодному оружию, включая выбор аналога рассматриваемого клинкового оружия, содержащегося в информационно-поисковой системе. Программа содержит базу данных по клинковому оружию, которая используется при построении экспертного заключения.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это комплекс программно-технических средств, предназначенный для автоматизации задач в конкретной предметной области. Сегодня АРМ создаются, как правило, на базе персонального компьютера и других средств, включённых в вычислительную сеть организации, а также необходимых программных средств. В состав АРМ может входить несколько программ, необходимых для решения задач конкретного специалиста, однако часто вместо набора программ создаётся специализированный программный комплекс, называемый автоматизированным рабочим местом. Основная задача любого АРМ – автоматизировать процесс решения ежедневных задач конкретного специалиста. В возможности АРМ, как правило, входят функции, осуществляемые специалистом во время решения профессиональных задач.

Например, АРМ юрисконсульта должно включать в себя редактор текстов, электронную таблицу, переводчики, справочно-правовые системы и др. АРМ студента-юриста должно включать в себя электронные учебники по изучаемым дисциплинам, обучающие программы и среды, электронные справочники, кодексы и энциклопедии, переводчики и др.

Одним из распространенных АРМ в юридической деятельности, обладающих описанными выше функциями, является АРМ следователя. Очень часто на практике используются узкоспециализированные АРМ, представляющие собой аппаратно-программные комплексы. В юридической деятельности такие комплексы наибольшее распространение получили в криминалистике.

АРМ, применяемые при проведении экспертиз (например, трассологических, баллистических, портретных, автотехнических, фоноскопических, почерковедческих), проводимых в рамках расследования уголовных дел, многообразны. Изучение конкретных АРМ целесообразно проводить в рамках соответствующих спецкурсов.

К числу методов, автоматизация которых имеет значительные перспективы в области идентификационного исследования веществ и материалов, относят количественные методы анализа, включающие в себя теорию распознавания образов.

Справочно-правовые системы

Информационно-справочные системы, используемые в области права, обычно называют справочно-правовыми системами. Наиболее распространенными в России документальными информационными системами являются справочно-правовые системы: «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс», «Эталон». Предпочтение же той или иной системе пользователь должен отдать после знакомства с сервисом, имеющимся у каждой системы и организации поставщика услуг.

Общим, что характеризует все эти системы, является изменяемый набор баз данных, которые могут быть установлены у пользователя в зависимости от пожелания и оплаты. Много общего имеется и в принципах выполнения поиска документов, работы со списками найденных документов. В то же время каждая справочно-правовая система обладает своими особенностями в организации баз данных, видах поиска документов.

Справочно-правовые системы содержат правовую и экономическую информацию. Это первоисточники, разъяснения и комментарии, проекты законов, а также формы различных документов.

При выполнении поиска документов в справочно-правовых системах необходимо придерживаться определенного алгоритма.

1. Уяснить, что требуется найти — конкретный документ или подборку документов по заданной теме (проблеме).

2. Определить известные реквизиты (номер, дату, название и т. д.) или ключевые слова, в содержании которых в названии или в тексте документа вы уверены.

3. Выбрать способ поиска: по реквизитам, ситуации и т. д.

4. Ввести условия поиска и выполнить поиск. Не рекомендуется вводить реквизиты, в точности которых вы не уверены. Лучше дополнительно уточнить найденный список документов.

5. В ряде случаев требуемый документ проще найти по гиперссылкам, чем уточнять первоначально полученный список.

СПС «Гарант»

Как и всякая справочно-правовая система, «Гарант» позволяет проводить поиск информации, работать со списком и текстами найденных документов. Основной вид работы — это поиск документов.

Работа со справочной системой делится на три этапа:

♦ формирование запроса на поиск;

♦ работа со списком документов, полученным в ответ на запрос;

♦ работа с текстом документа.

Основная функция справочной правовой системы — поиск информации.

Система ГАРАНТ предоставляет пользователю возможность формировать запрос на поиск, основываясь на любой предварительной информации об интересующем документе или правовой ситуации. Для выбора в каждом конкретном случае того или иного вида поиска важно понимать принципы, по которым система отбирает документы. В различных ситуациях требуются различные механизмы поиска.

Выбор вида поиска зависит от того, какой предварительной информацией об интересующем вас вопросе или документе вы располагаете. В системе ГАРАНТ реализованы следующие виды поиска:

♦ Поиск по правовому навигатору (классификатору) — удобен для составления тематических подборок документов.

♦ Поиск по реквизитам — наиболее удобен для поиска документов с известными реквизитами. Для поиска достаточно внести реквизиты документа (или известную их часть) в специальную Карточку запроса, которая помимо всего прочего дает возможность поиска документа по контексту.

♦ Поиск по ситуации — особый вид поиска, позволяющий быстро решить проблему в условиях отсутствия информации о реквизитах необходимых документов.

♦ Поиск по источнику опубликования — поиск консультационного материала по печатному первоисточнику и дате опубликования. Пользуясь этим видом поиска, можно регулярно просматривать новые разъяснения и консультации специалистов, опубликованные в самых популярных изданиях.

♦ Поиск по толковому словарю — поиск толкований терминов, встречающихся в текстах правовых документов.

♦ Дополнительным видом поиска является «Базовый поиск», реализованный по принципу поисковых серверов Интернета. Пользователь набирает фразу и получает список документов.

Воспользоваться всеми видами поиска можно из Основного меню.

Основное меню делится на три блока:

♦ Блок Правовой навигатор. В этом разделе представлен полный набор правовой информации: документы, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, консультационные материалы и формы документов. Доступ к ним осуществляется через Тематический рубрикатор или Классификатор по отраслям права.

♦ Блок Справочная информация содержит: мониторинг законодательства, формы бухгалтерской и налоговой отчетности, календарь бухгалтера, в котором приведены сроки основных платежей в бюджет, новые документы, горячую информацию.

♦ Блок Поиск. По реквизитам, по ситуации, по источнику опубликования, по толковому словарю, ПРАЙМ — обзор изменений законодательства.

Рассмотрим более подробно виды поиска.

Базовый поиск. Окно базового поиска содержится в основном меню. Для выполнения базового поиска необходимо набрать фразу, которая, по вашему мнению, отражает проблему, и щелкнуть на кнопке Найти. Например, «оплата коммунальных услуг при временном отсутствии жильцов». Для уточнения результатов поиска имеется возможность в качестве области поиска указать: В списке, В названиях документов списка или Везде (рис. 8.2). Базовый поиск по своим принципам сильно походит на поиск в глобальной сети Интернет. Только в данном случае просматривается внутренняя база данных.

Пользуясь базовым поиском СПС «Гарант», следует помнить и о наличии других видов поиска. Некоторыми аналогами базового поиска могут служить поиски по ситуации или по классификатору, рассматриваемые ниже. Данные два вида поиска

Рис. 8.1. Общий вид стартового окна «Гарант»


 

 

Рис. 8.2. Результат базового поиска в «Гаранте»

 

базируются на внутреннем структурировании документов в базе данных. При известных значениях атрибутов искомых документов наиболее эффективным будет поиск по реквизитам.

Поиск по классификатору. Все документы в базе данных отнесены к определенным разделам правового классификатора, который имеет древовидную структуру. Поиск документов по классификатору осуществляется последовательным выбором соответствующего раздела. Предположим, что нас интересуют документы, регламентирующие представление результатов научной продукции на регистрацию.

Выбираем раздел Все документы — перед нами появится классификатор первого уровня, в классификаторе первого уровня перечислены общие разделы.

Среди общих разделов необходимо найти раздел, который наиболее близко относится к вопросам регулирования науки. В данном случае это раздел Здравоохранение, образование и наука... Выберем этот раздел. Перед вами появится классификатор следующего уровня: Охрана здоровья населения, Образование, Научная деятельность, Культура. Следует выбрать Научная деятельность, научные организации. В правом окне отобразится список из 8738 документов, который можно отсортировать по юридической силе, дате издания или дате последнего изменения. Среди этого списка можно обнаружить и искомый нами документ, это Приказ Министерства науки от 17 ноября 1997 г. №126 «Об утверждении положения представлений обязательного экземпляра алгоритмов и программ».

Таким образом, можно искать документы по классификатору. Конечно, последняя операция работы с большим списком неудобна, зато, с другой стороны, мы получили огромный список документов, который собственно относится к проблеме общей организации научной деятельности в стране.

Рис. 8.3. Поиск по классификатору

 

Для быстрого поиска разделов классификатора, содержащих фразу «научная деятельность», можно воспользоваться контекстным фильтром, расположенным в левом верхнем углу. Пример использования контекстного фильтра приведен на рис. 8.3. Поиск по реквизитам. Следующий вид поиска — По реквизитам. Для осуществления поиска по реквизитам достаточно выбрать соответствующий пункт списка Поиск или нажать Р7.

При нажатии кнопки Поиск по реквизитам перед вами открывается окно запроса, в котором можно задать значения следующих реквизитов: тип документа, орган/ источник, раздел/тема, диапазон дат (с какого по какое число был принят документ), номер документа, а также осуществлять контекстный поиск. Контекстный поиск можно осуществлять либо в названии документа, либо по всему тексту. Так же можно применять фильтры. Дополнительно имеется возможность задать параметры регистрации документа в Минюсте, а также территорию регулирования, статус и другие.

На вкладке Фильтры левого окна можно выбрать условия фильтрации списка найденных документов. Пользователь может также создать свой собственный фильтр.

На рис. 8.4 приведен пример карточки запроса для поиска документов, содержащих фразу «оплата коммунальных» в названии документа с применением фильтра для действующих документов с территорией регулирования «г. Барнаул».

Рис. 8.4. Карточка запроса поиска по реквизитам

 

Поиск по ситуации. Поиск по ситуации — это особый вид поиска, применяемый в случае подборки документов, которые помогли бы решить какую-то конкретную проблему и дать информацию, чем вы должны руководствоваться при возникновении той или иной ситуации. Критерием отбора документов являются ключевые слова, описывающие проблему, ситуацию.

Рис. 8.5. Поиск по ситуации

 

После выбора соответствующего вида поиска перед вами появится диалоговое окно с древовидной структурой ситуаций. Для быстрого поиска требуемой ситуации можно воспользоваться контекстным фильтром, расположенным в правом верхнем углу.

Предположим, что вас интересуют документы, регламентирующие отпуска сотрудников органов внутренних дел.

Наберем в поле контекстного фильтра фразу «отпуск сотр». В дереве ситуаций раскроются ветви, содержащие, набранный контекст. Вторая ветвь является нашей ситуацией. Отмечаем ее и выполняем поиск.

Поиск по источнику опубликования. Следующий способ — поиск по источнику опубликования. Для осуществления поиска по источнику опубликования достаточно в главном меню нажать соответствующую кнопку, при этом развернется список источников опубликования. Если вы считаете, что искомый вами документ опубликован в журнале «Гражданин и Право» за 2011 г., то следует выбрать данный источник в списке, и перед вами появится список статей, опубликованных в данном журнале.

Поиск по толковому словарю. Следующий вид поиска — поиск слов и терминов по словарю терминов. Часто в текстах правовых документов встречается большое количество терминов и определений, благодаря толковому словарю вы можете получить их толкование. Например, вас интересует значение слова «сервитут». Набрав, соответствующее слово в контекстном фильтре, получаем набор ссылок на документы. Перемещаясь по ссылкам в левом окне, получаем соответствующие фрагменты документов в правом окне.

Рис. 8.6. Поиск по толковому словарю

 

Работа со списком. Как мы уже видели, в некоторых случаях список документов, найденных по интересующему нас вопросу, достаточно велик, и хотелось бы побыстрее найти в этом списке конкретный документ. Справочно-правовая система «Гарант» предоставляет возможность выполнять различные операции со списком — это уточнение списка, сортировка списка, контекстный поиск и сохранение списка найденных документов в папке. Контекстный поиск выполняется не только в списке документов, но и в ряде других диалоговых окон. Особым действием является постановка документа на контроль.

В том случае, когда ваша деятельность часто связана с нормами каких-либо законов, важно своевременно получать информацию об их изменении. СПС «Гарант» позволяет поставить на контроль любой документ, содержащийся в базе, включая утратившие силу законы и статьи комментариев. Постановка на контроль документа из списка производится при помощи пункта меню Анализ ► Поставить на контроль. Просмотреть список документов, стоящих на контроле можно при помощи папки На контроле из панели управления (рис. 8.7). В случае обновления документов, стоящих на контроле, при запуске системы появляется информационный знак. Рядом с названиями измененных документов в панели управления появляется также

Рис. 8.7. Документы на контроле

 

информационный знак. У пользователя имеется возможность снять отметки об изменении как у отдельных документов, стоящих на контроле, так и у всех сразу.

Работа с текстом документов. После того, как вы нашли нужный документ, вы начинаете работать непосредственно с текстом документа. Документы в справочноправовых системах снабжены гиперссылками, переход по которым позволяет быстро находить информацию, на которую ссылается документ. Переход по ссылкам возможен как внутри документа, так и на любой другой документ, содержащийся в справочно-правовой системе.

Так же у вас есть возможность контекстного поиска необходимых слов, фраз, возможность делать закладки, получать справку о документе, получать информацию о ссылках на документ и из документа, непосредственно экспортировать документ в текстовый редактор Word, в файл или выводить на печать документ. Для структурированных документов большого объема имеется возможность работы с содержанием.

Текст документа имеет различную окраску: зеленым цветом с подчеркиванием определены слова, фразы, щелчок указателя мыши по которым обеспечивает переход в соответствующие места в документе. Синим цветом выделен заголовок документа. Сиреневым цветом отмечены собственные комментарии разработчиков системы (данные слова, фразы отсутствуют в реальном документе, но позволяют пользователю лучше ориентироваться в сведениях о ходе принятия, о времени вступления в силу документа и т. д.). Оливковым цветом с зачеркиванием сопровождаются части документа, утратившие силу.

Комментарии. Существенной новинкой системы Гарант F1 является возможность пользователю вставлять собственные комментарии в текст документа. При этом комментарии каждого пользователя хранятся отдельно и доступны для просмотра только ему.

Закладки. Если вы нашли интересующие вас места в тексте документа, а документ слишком большой, то, чтобы не осуществлять постоянный поиск, можно установить закладки. Установить закладку можно при помощи пункта меню «Документы — установить закладку». Просмотреть созданные закладки можно в левом окне на вкладке «Мои документы».

Машина времени. С течением времени во многие нормативные документы вносится множество поправок. В практической деятельности юриста может возникнуть необходимость в версии документа, действовавшей в определенный период времени. Для получения такой версии документа в системе «Гарант» предусмотрена «Машина времени». При просмотре текста документа на панели инструментов появляется календарь, выбрав в котором требуемую дату, вы получите копию документа, актуальную в соответствующий момент времени.

Экспорт в Word. Финалом работы с текстовыми документами может быть печать всего документа или выдержек из него. Поместить текст в редактор Word можно простым нажатием соответствующей кнопки.

СПС «КонсультантПлюс»

Информационная система «КонсультантПлюс» может работать как в однопользовательском, так и во многопользовательском режиме. Установку программной оболочки, информационного банка и регистрацию системы производят представители Регионального Информационного Центра (РИЦ). Зарегистрированная система привязана к компьютеру, на котором проведена регистрация. После перерегистрации система будет работать и на старом компьютере, но принимать пополнения банков данных можно только на новом.

В том случае, когда система установлена на сервере локальной вычислительной сети, возможна работа в многопользовательском режиме. Для обычного пользователя порядок работы с сетевым вариантом программы практически не отличается от однопользовательского режима.

Каждый пользователь системы может иметь свои папки для хранения найденных документов, а также создавать свои настройки работы системы.

После запуска системы появится диалоговое окно со списком доступных баз данных, а также вкладки, позволяющие получать справочную информацию о системе. Возможно, после запуска системы появится дополнительное окно «Совет дня» со справочной информацией. Вы можете при помощи управляющих кнопок этого окна просмотреть различные советы и закрыть окно. Если появление этого окна при запуске программы нежелательно, то перед закрытием окна следует отметить флажок, расположенный в нижней части окна.

Рис. 8.8. Стартовое окно «КонсультантПлюс»

 

На рис. 8.8 приведено «стартовое» окно системы «КонсультантПлюс». Как и в СПС «Гарант», в «КонсультантПлюс» реализован понятный пользователям Интернета вид поиска — Быстрый поиск. Кроме этого можно открыть Карточку поиска, Правовой навигатор, списки Кодексы, Обзоры законодательства, Справочную информацию, а также Словарь терминов. Уже приведенное перечисление показывает, что системы «Консуль- тантПлюс» и «Гарант» очень близки по функциональным возможностям. Имеются, конечно, и различия. Например, в СПС «Гарант» для ограничения области поиска применяются фильтры, а в СПС «КонсультантПлюс» можно непосредственноперед выполнением поиска отключить не интересующие вас региональные или федеральные базы, документы СССР, комментарии и т. д.

Работа с системой основана на выборе команд меню и подменю. Строка меню находится стандартно в верхней части окна. Для ускоренного вызова некоторых команд можно воспользоваться командными кнопками, расположенными под строкой меню.

Кроме главного меню в программе имеются диалоговые окна со списками команд. Примером такового является окно со списком разделов, рассмотренное ранее. Для выполнения команд из списка диалогового окна достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши при соответствующем положении указателя.

В программу встроена справочная система помощи. Главный принцип, заложенный в основу справочной системы, — высокая структурированность текста и поддержка перекрестных ссылок. Отдельные фрагменты текста, входящие в справочную систему, упорядочены по контекстным связям. Вызов системы помощи — по клавише П из любого места программы.

Виды поиска. В СПС «КонсультантПлюс» в отдельный список вынесены ссылки на Кодексы. Если пользователю необходимо просмотреть Кодекс об административных правонарушениях или Налоговый кодекс, то для этого достаточно перейти


 

по ссылке «Кодексы» (см. рис. 8.8) и далее выбрать из списка необходимый документ.

Практически ни чем не отличается от Базового поиска «Гаранта» Быстрый поиск «КонсультантПлюс». Даже при попытке набрать фразу об оплате коммунальных услуг в окне Быстрого поиска появляется такая же подсказка, что и в «Гаранте»: «оплата коммунальных услуг при временном отсутствии».

Поиск документов по известным реквизитам начинается с заполнения карточки поиска. Вид диалогового окна заполнения карточки поиска приведен на рис. 8.9. Запрос на поиск документов состоит из совокупности логических условий, накладываемых на содержимое полей (реквизитов) разыскиваемых документов. Наименования реквизитов приведены в диалоговом окне.

Для составления логического условия по тому или иному реквизиту необходимо выбрать его наименование в диалоговом окне и нажать клавишу Enter или дважды щелкнуть указателем мыши. После этого перед вами появится новое диалоговое окно со списком возможных значений выбранного реквизита. О правилах составления сложных запросов будет рассказано позже. Здесь же рассмотрим простой пример поиска документа по известной дате его принятия: 17.11.1997.

Диалоговое окно реквизита Дата принятия имеет две вкладки: Выбрать из словаря и Задать (рис. 8.10). Выбрать требуемую дату можно, перемещаясь по списку словаря либо набирая требуемую дату непосредственно на клавиатуре. Вкладка Задать позволяет указать различные интервалы дат. Во вспомогательные списки, называемые словарями, включаются не все возможные значения реквизита документа, а только встречающиеся в документах из базы данных. Каждому реквизиту из карточки документа соответствует свой словарь. При каждом пополнении базы данных новыми документами программа анализирует реквизиты добавляемых документов и обновляет соответствующие им словари. Такая процедура обновления словарей гарантирует наличие в базе данных хотя бы одного документа с выбранным значением реквизита.


 

После заполнения реквизита в нижней части окна карточки запроса выдается информация о количестве документов, удовлетворяющих данному условию в разных разделах. При этом имеется возможность отключения режима поиска документов по другим разделам.

Очистить содержимое реквизита можно нажатием клавиши Delete, очистка всей карточки производится нажатием Ctrl + Delete.

В связи с тем, что информационные базы системы постоянно обновляются, одному и тому же запросу, выполненному в разное время, может соответствовать разное число найденных документов. В рассматриваемом случае по запросу найдено 74 документа, что вполне позволяет просмотреть их названия и выбрать конкретно требуемый документ.

В современной версии «КонсультантПлюс» при задании значений реквизитов карточки поиска «название документа» и «текст документа» словари не используются. На рис. 8.11 приведен пример диалогового окна поиска по полю Название документа. Окно имеет две вкладки: Основной поиск и Расширенный поиск. Расширенный поиск позволяет задать дополнительные условия поиска на расположение слов и точность совпадения набранной фразы с содержимым реквизита. Имеется возможность составлять логические выражения. Символ «*» в конце слова обозначает произвольную цепочку символов. При выполнении основного поиска программа самостоятельно осуществляет поиск всех словоформ, заданных в поле поиска.


 

Для просмотра списка найденных документов следует щелкнуть указателем мыши на кнопке Построить список или нажать клавишу Р9. При этом производится выборка из базы данных запрошенных документов и создается их список.

Список найденных документов может быть отсортирован: по дате принятия, по дате изменения, а также комплексно. Для уточнения списка можно выполнить дополнительный поиск: Искать в найденном (рис. 8.12). При этом необходимо указать, по какой базе данных производится поиск.

Рис. 8.12. Уточнение списка документов по номеру

 

Ранее был рассмотрен простой поиск документа по одному известному параметру. При этом был выбран параметр типа дата, смысл которого очевиден. Нам повезло, для этой даты в базе данных оказалось всего 74 документа, и не составило труда просмотреть их список для отбора искомого документа. Аналогичная ситуация может быть, когда точно известен номер документа. В то же время следует иметь в виду, что имеющиеся сведения о реквизитах документа могут быть неточными. Вместо даты принятия вам могли сообщить дату введения в действие документа. При задании номера документа часто забывают сообщить об имеющемся буквенном дополнении, например, для федеральных законов «127 ФЗ». В таких случаях либо список найденных документов оказывается пуст, либо в нем не содержится требуемый документ.

Часто встречается ситуация, когда известна часть какого-либо реквизита документа: некоторые слова из названия, год подписания документа, рассматриваемая тема. В этих случаях первоначальный поиск может закончиться большим списком отобранных документов. В такой ситуации следует провести уточнение запроса по предполагаемым ключевым словам из текста документа или другим параметрам.

Поиск в правовом навигаторе. В том случае, когда доподлинно неизвестны значения ни одного реквизита разыскиваемого документа, возможно,более успешным будет поиск в правовом навигаторе. Поиск в правовом навигаторе «КонсультантПлюс» аналогичен поиску по ситуации в «Гарант». Окно правового навигатора разделено на две части. При наборе фразы в поле найти происходит фильтрация соответствующих разделов в левом фрейме окна и выделение соответствующего пункта в правом. На рис. 8.13 приведен пример поиска группы документов по тематике отпуска совместителей. При необходимости можно в левом окне выбрать либо группу Отпуска (513 документов), либо группу Совместительство (166 документов). Более конкретный результат получится при отметке в правом окне подгруппы Отпуска совместителей — два документа в разделе Законодательство.

Рис. 8.13. Поиск в Правовом навигаторе

 

Отдельным видом поиска являются обзоры документов и поиск справочной информации по отдельным документам. И наконец, для лиц, постоянно работающих с какой-либо информационно-поисковой системой, важна возможность поиска документов, поступивших с последним пополнением базы данных. Доступ к этой информации пользователь может получить из главного окна системы (см. рис. 8.8).

В СПС «КонсультантПлюс» имеется возможность выполнять поиск документов, в которых дается определение специальных финансовых и юридических терминов. На рис. 8.14 приведен пример поиска документов, определяющих термин «сервитут». После набора искомого слова в левом окне отображается список фраз, содержащих слово. Для каждой строки из левого окна в правом окне приводится извлечение из документа, где дается определение термина, и ссылка на него.

Работа со списком найденных документов. Для просмотра списка названий документов следует нажать клавишу F9 или кнопку Построить список, расположенную в нижней части окна. При этом производится выборка из основной базы данных запрошенных документов и создается их список.

Может так оказаться, что по запросу система предоставит несколько однотипных документов. Какой документ просмотреть в первую очередь? Каждый документ в списке имеет реквизиты: тип документа, принявший орган, дату принятия, реги-страционный номер и название документа. Кроме этого система сообщает о размере документа в килобайтах. Одна страница печатного варианта документа имеет размер около 2 Кбайт. Если вы открыли документ, то подсчитать количество страниц можно, нажав Йг1+Р.

Указанной в списке информации достаточно для того, чтобы при беглом просмотре определиться с очередностью просмотра документов. Установив курсор на требуемом документе, вы можете приступить к работе с ним. Для того чтобы выяснить

[[І| Копировать Ctrl+C
Выделить все Ctrl+A
Отменить выделение Num-
[w| Экспорт в Word Ctrl+W
0 Печать... Ctrl+P
Сохранить в файл... Ctrl+S
1^1 Отправить по дочте...  
2Др Добавить в Избранное..,  
Добавить весь список в Избранное,,.  
Поставить на контроль F3
Найт





Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.