Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».





Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Преподаватель Смирнова А.В.

Изобразительная деятельность как средство эстетического восприятия дошкольников.

Эстетика – наука раскрывающая человеку возможности восприятия красоты во всех ее проявлениях, помогающая развить прикладные умения, для передачи в различных изображениях своего отношения к пониманию художественной ценности предметов окружающего мира.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста – это деятельность, направленная на развитие культуры восприятия предметов и явлений окружающего мира и их отображение в различных продуктах детского творчества, освоение изобразительных материалов и способов создания изображений различного вида, развитие самостоятельности и творчества в выборе тематики и ее реализации.

Особенности развития изобразительной деятельности. Цель изобразительной деятельности — содействовать развитию личности ребенка. Смысл — своевременное психологическое личностное развитие детей, их общих и психологических особенностей.

Изобразительная деятельность зарождается в дошкольном возрасте, если есть условия для ее проявления, и становится благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Важно видеть мотивы ее побуждения, закономерности ее становления, развития целенаправленной деятельности, каков ее результат и смысл для дальнейшего развития ребенка.

Особености развития изобразительной деятельности:

1 ступень развития изобразительной деятельности в раннем возрасте — интерес к материалам и познавательные действия с ними, интерес к действиям взрослых, подражание им, появление ассоциативного образа и первых замыслов.

2 ступень 2-3 лет. Изобразительная деятельность в этом возрасте адресована на предметный мир, ведущая деятельность — предметно-орудийная. Появление и развитие ассоциативного образа на основе речи и интереса к предметному миру. В процессе игрового действия переход от орудийного действия к активному отражению окружающего мира. Задачи в этом возрасте ориентированы на развитие мотивационно - потребностной стороны деятельности, на возможность развития замысла и понятия изобразительных возможностей деятельности.

3 ступень. Содержание изобразительной деятельности определяют мотивы и отношение ребенка к миру (ребенок - предмет, ребенок — взрослый). Развитие представлений о предметном мире на основе чувственного опыта восприятия, освоения изобразительных действий.

4 ступень. Развитие творчества — действие замысливания образа, развития замысла, индивидуальности, оригинальности изображения.

5 ступень. Развитие действий контроля и оценки результатов.

Изобразительная деятельность помогает развить эстетические чувства – цвета; пропорции; формы. Все эти чувства складываются в чувства гармонии.

В соответствии с выбранным изобразительным материалом выделяется несколько видов изобразительной деятельности. Графические и живописные средства представляют вид рисования, лепка, аппликация, конструирование. В рисовании дети отражают окружающий мир при помощи цвета, линии и пятна, используя как основу сочетание плоскостных форм; в лепке основой образа являются объемные формы; в аппликации для создания образа используются заготовки на основе плоского контура; в конструировании, поделки и постройки передающие модели реальных образов, создаются из строительного материала, природного и бросового. Таким образом, любой предмет окружающего мира может быть передан из разных материалов с определенными выразительными средствами.

Задачи изобразительной деятельности:

1. Развитие культуры восприятия предметов окружающего мира

2. Формирование мотивов изобразительной деятельности

3. Освоение определенных изобразительных действий, способов работы материалами дающими возможность создавать изображения любого вида

4. Развитие самостоятельности и творческого подхода в решении изобразительной темы.

Типы непосредственной организованной образовательной деятельности (занятий) по развитию детского творчества.

Типы НООД соответствуют циклам освоения знаний и умений:

1. Цикл - освоения нового. В целях НООД ставят такие задачи: познакомить, дать сведения, обобщить знания. В НООД такого типа используются информационно-рецептивные методы – наблюдение, обследование, показ образа действия, образец.

2. Цикл – повторение и закрепление пройденного. Основные задачи: закрепление умений, приемов, навыков, обобщить закрепление знаний. Методы – упражнения.

3. Цикл – занятия по замыслу. Т. Е.в основе занятия задумывание темы детьми. Поиск путей и средств ее реализации. Основные задачи: расширять творческий замысел, развивать самостоятельность, подводить к индивидуализации творчества. Основные методы: беседа, творческие задания.

Значение изобразительной деятельности дошкольников для целостного и всестороннего развития и воспитания.

Изобразительная деятельность — процесс отражения впечатлений от окружающего мира графическими и живописными средствами в виде плоскостных и объемных изображений. Значение для всестороннего развития велико: ребенок развивает свои психические качества — восприятие, представление, воображение; развиваются понятия об особенностях внешнего вида предметов, отношениях в предметном, природном, человеческом мире. Ребенок развивает возможность отражать эти знания в продуктах изобразительная деятельности и рассказывать о мире и о себе в этом мире.

Значение для умственного воспитания — развивает психические процессы:

- восприятие, представление, воображение;

- ощущение, память, мышление.

Развиваются изобразительные понятия, способность перейти от предметно-орудийной деятельности к собственно изобразительной деятельности творческого характера.

Значение для сенсорного воспитания: все процессы, связанные с накоплением знаний об окружающем мире развиваются в изобразительной деятельности. Ощущения — все органы чувств нацелены на получение знаний о внешних признаках предметов через использование анализаторов. В изобразительной деятельности развивается культура восприятия объектов, т.к. это основа всего процесса изображения, нет знаний о внешних признаках предмета и нет правильного, четкого изображения. Эти знания развиваются и закрепляются в изобразительной деятельности. Развитие остроты зрения, видение цвета, формы, пропорции возможны только в обследовании. Полученные в обследовании форм образы, пластика движения — основа рисунка и лепки.

Нравственное воспитание — усидчивость, взаимопомощь, технология процесса изображения, алгоритмы процесса изображения, коллективный труд.

Эстетическое воспитание — формирование эстетических чувств: цвета, пропорций, формы, величины, гармонии цветосочетаний.

Физическое — развитие глазомера, мелкой мускулатуры рук, развитие речевого аппарата действиями.

Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) — основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.

Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.

Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.

Воспитатель выясняет:

1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.

2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.

3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.

Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.

Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.

Типы НОД по ведущим задачам:

- обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);

- развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);

- воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.

Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.

По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.

По месту их проведения: изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.

По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

По способу изображения и материалу: рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.

Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.

По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.

НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:

-интегрированные;

-комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.

Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.

Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников.

В сравнении с изобразительной деятельностью на НОД - деятельность, не регламентированная временем, руководством и организацией педагога, а организованная по желанию ребенка в ДОУ или дома, в любое свободное время. К свободной форме деятельности дети подходят только к 4 годам, когда определяются интересы, мотивы, потребности, способности к деятельности и творчеству. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся умений.

Специфику руководства составляют:

1) Воспитатель создает базу знаний, умений для самостоятельной деятельности.

2) Обсуждает яркие впечатления, составляющие основы интересов, искусство, народное творчество, быт, природу.

3) Ориентирует направленность результатов творчества - для игры, для оформление группы, для подарка.

4) Создает условия для самостоятельной деятельности.

5) Позиция педагога — сотрудничество, соавторство и сотворчество.

Руководство косвенное предполагает:

1. Наблюдение, выяснение мотивов деятельности.

2. Создание условий для индивидуального и коллективного творчества.

3. Наблюдение за исполнительной частью творчества, корректировка замысла.

4. Положительное принятие результата и нахождение возможностей его применения

Принципы построения развивающей среды:

1. Сближение взрослого и детей друг с другом.

2. Принцип стабильности и динамичности — оформление уголка изо, смена материалов, места для творчества.

3. Гибкое зонирование — зоны в группе, на прогулке, в живом уголке, зеленой зоне, зал демонстрации произведений искусства и детского творчества.

4. Содержание самостоятельной деятельности - определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

5. Взаимосвязано с содержанием всей деятельности ребенка в ДОУ и дома - впечатления от занятий, развлечений, подготовка к праздничным датам.

6. Содержание творчества только по желанию и интересу детей, мотивы может предлагать взрослый.

Самостоятельная творческая деятельность детей часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети научились на занятиях. Поэтому обучение на занятиях должно быть ориентировано на развитие самостоятельности и творчества.

Алгоритм рисования пейзажа.

1. начинается с рисования линии горизонта (в младшей гр. Просто небо) определение линии горизонта.

2. изображение задних планов (если они есть)

3. рисование передних планов (дорога, деревья)

4. детализация передних планов (курочка, грибочки, цветочки).

Алгоритм рисования дерева:

1. рисование ствола

2. анализ расположения ветвей (модуль дерева)

3. рисование кроны (характеристика по размеру в соотношении со стволом)

4. анализ цвета кроны (по временам года, (липа 2/3 ствола занимает крона.)

Алгоритм наклеивания.

1. Взять двумя руками первую деталь.

2. Выложить деталь, перевернув обратной стороной на клеенку.

3. Набрать на кисть клей, одной рукой придерживать деталь, смазать контур детали клеем, затем ближе к середине.

4. Положить кисть на подставку.

5. Взять деталь двумя руками, приложить намазанной стороной к основе, вытереть руки о салфетку.

6. Приложить салфетку к детали, надавить, удалить излишки клея салфеткой.

38.Развитие детского изобразительного творчества в конструировании: содержание, виды и приемы работы.

Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование — один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов, модулей; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование отличается от взрослого тем, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные, а детские просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Общее - конструкция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Виды конструирования.

По материалам:

- из строительных наборов;

- из конструкторов;

- из природного материала;

- из бросового материала;

- из бумаги и картона (бумагопластика, оригами, объемное бумажно-картонное моделирование).

По содержанию:

- реалистичное конструирование;

- стилизованное;

- абстрактное.

По характеру деятельности детей:

- индивидуальное;

- подгрупповое;

- групповое;

- коллективное.

По назначению:

- имеющее практическое назначение;

- имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Материалы используется те же, что и для работы над аппликацией (бумага, природный, бросовый материалы), но есть и специфичные материалы — строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный (модули). На занятиях в основном используются разнообразные наборы настольного строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется модули.

Конструкторы очень разнообразны. По характеру использования различают конструкторы:

- предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно разобрать и использовать);

- ограниченные в содержании построек (состоят из элементов, которые можно использовать только для получения определенных видов построек);

- универсальные (не ограничены ни в содержании и в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приемы конструирования:

обучение с раннего возраста:

- закрепление частей на основе;

- соединение частей друг с другом;

- сминание;

- сгибание, разгибание, выгибание;

- приклеивание;

- разворачивание, сворачивание;

- скручивание, раскручивание;

обучение с младшей группы:

- сложение;

- примазывание,

- заклеивание;

- склеивание;

обучение со средней группы:

- зажимание.

обучение со старших группы:

- обматывание;

- пришивание;

- прокалывание;

- закручивание;

39. Развитие личностных качеств дошкольника средствами конструирования.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании - получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объемную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок, прежде чем выполнить постройку, сначала представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает форму ее частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе конструирования ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Структура обследования.

В обследовании предметов для подготовки их к изображению важно использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. Комплексное восприятие, полученное разными органами, дает более широкое видение предмета и его признаков. Такое комплексное восприятие дает глубокое, чувственное представление предмета, изображение его будет для ребенка интересным и индивидуальным.

В структуре обследования следует выделить 3 этапа (разработка Подьякова В.А.)

1 этап — целостное эмоциональное восприятие через самый яркий признак, чтобы развить познавательный интерес, чувство восхищения, желание его изобразить.

2 этап — аналитическое восприятие предмета — последовательное выделение признаков.

1.Выделяют и показывают самую крупную часть, определяя ее назначение

2.Определяют форму части, зависимости ее от функции предмета

3.Положение части относительно других

4.Цвет.

5.Затем выделяют менее крупную часть и тоже находят признаки. И так все части, составляющие структуру предмета. Сравнивают их по признакам.

3 этап — целостное эмоциональное восприятие, как бы объединяющее все части и создающее целостный образ предмета.

В структуре обследования очень важен жест воспитателя и детей, который помогает вычленить форму. Обведение ее пальцем помогает выделить ее особенности. Движение обследующего жеста совпадают с формообразующим движением при изображении (как обводим, так и рисуем). Поэтому важно правильно организовать обследующие жесты. Чем меньше дети, тем более это движение совместно с воспитателем (прием пассивных движений). Чем старше дети, тем больше используется словесная инструкция: обхвати руками, найди углубление, бугорок, скажи, что чувствуешь?

Если форма и строение знакомы, то достаточно визуально рассмотреть, сравнить и сделать вывод.

В младшей группе важно в обследовании выделить признак формы. В средней группе — строение из частей их пропорций. В старшей — сравнение частей по величине, высоте, ширине, цвету, нахождение цветовых характеристик. В подготовленной группе важно выделять разнообразие предметов одного типа, находить выразительные детали для создания образа, подводить к самостоятельному использованию обследования и выражения его результатов в слове.

План анализа живописной картины.

1. Как называется картина?

2. Кто автор? Годы жизни? Где родился? Где учился? (интересные факты).

3. Что изображено на картине? (содержание).

4. Какой замысел художника (что хотел выразить)

5. Как осуществил художник раскрытие замысла с помощью изобразительных средств:

-выразительность рисунка

-расположения действующих лиц (композиция)

-цветовых отношений(колорит картины)

6. К какому художественному направлению относится творчество художника?

7. Личное отношение к картине с объяснением вопроса «Почему?».

продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Преподаватель Смирнова А.В.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.