Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общество. Основы философского анализа.





Проблема социального в философии.

Рассматривая общество как систему взаимо­действий людей, можно выделить несколько подходов к пониманию его основ. С одной стороны можно принять за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), с другой – видеть эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разуме­ется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и пове­дения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отноше­ний, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существо­вания. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составля­ют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производст­венной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравствен­ной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах мате­риальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов опреде­ляется тем, насколько они способствуют удовлетворению разно­образных потребностей людей, созданию условий для их разви­тия, проявления их творческих способностей.

Можно выделить объективную и субъективную сторону об­щественного бытия. Объективная его сторона – это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия от­носится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начи­нать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей – это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятель­ности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъ­емлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, пред­метном существовании, а его мысленное отражение идеаль­ная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Подходы к изучению общества.

1. 1. Диалектическая концепция изучения общества.

В основе данной концепции лежит определение общества, состоящего из индивидов, которые находятся в определенных связях и отношениях друг с другом. Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Общество определяется как продукт взаимодействия людей и определяется производительными силами и производственными отношениями. Главным звеном производственных отношений являются от­ношения собственности на средства производства и его продук­ты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа произ­водства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Вводится понятие общественно-экономической формации как определенной научной характеристики общества на данном этапе ее развития. ОЭФ это конкретно-исторический тип общества, взятых во всей его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация – целостная система, ее качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса. В формацию входят производительные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляют материальную основу общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отношения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество – это определенный предметный мир мате­риальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме – социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

1. 2. Философско-антропологический подход.

Данная концепция социального развития ставит в центр изучения жизненный мир человека. При этом человек выступает сначала как природное существо, которое, используя в процессе своего эволюционного развития природные ресурсы, выстраивает свою вторую природу, т.е. все искусственное, чтобы обеспечить себя, лучше адаптироваться к окружающей среде и при этом развивать себя. Итак, человек выстраивает себе новую среду, выступая как органическое существо, достраивает свое неорганическое тело, т.е. усиливает свои ощущения, физический возможности через орудия и средства труда во взаимодействии с природой. Надо отметить, что в отличие от животных человек активно приспосабливается к природе.

Кроме этого каждый человек по своему выстраивает свое отношение к культурному миру. Жизнь человека в мире культуры выстраивается через отношения к этому миру: а) неприятие, отторжение, б) обогащение себя в этом мире, в) обогащение этого мира собой, г) изменение культуры мира.

1. 3. Деятельностный подход к изучению общества.

При данном подходе к изучению общества как бы не остается человека с позиции философской антропологии, которая занимается человеком в первую очередь как биологическим, и уже во вторую очередь как социальным существом. Общество выступает только как результат деятельности людей.

Деятельность как форма движения вбирает в себя.

А) физические процессы, связанные с преобразованием вещества и энергии

б) целенаправленную адаптивную деятельность людей

В данном случае мышление выступает как деятельность, определенная логическая фаза физических проявлений человека.

В данной концепции четко проводится отличие деятельности человека от деятельности животного: а) если животное проявляет характер адаптивной деятельности, то человека – активно-адаптивной, б) для человека характерен целесообразный, целенаправленный характер деятельности, в соответствии с идеальным образом того, что он желает, в) человека способен создавать не только идеал, имеющий место в реальности, но и способен создавать идеал несуществующий (утопии), г) человек способен символизировать свой опыт (описывать, теоретически выражать, формулировать и др.), д) человек поступает разумно даже в нестандартной ситуации, где теряется животное е) человек способен координировать свою деятельность.

1. 4. Концепция гражданского общества.

Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина, как самостоятельного, сознающего себя как таковым, наделенного определенным сводом законов или комплексом прав, и в тоже время несущим перед обществом индивидуальную ответственность. Гражданское общество предполагает приоритет личности, одинаковые условия для всех граждан, справедливость, в которой перед законом все равны и где все оценивается в соответствии с законом. Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов, потребностей частных индивидов.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.