Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 3. Концепция диалектики.





Мир сложен и изменчив, к нему надо подходить как к явлению всеобъемлющего характера, находящегося в развитии.

Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.

Существует несколько ступеней понятия диалектического противоречия: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Формы диалектического противоречия: основные и не основные, существенные и несущественные, внутренние и внешние (по разному влияющие на развитые системы), антагонистические и неантагонистические.

Понятие диалектики (с греческого искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истин путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущей к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий, производится познание истинно сущего – идей, те движение мысли от низших понятий к высшим (восхождение к истине). Аристотель определял в своей философии диалектику, как способ доказательства путем вывода из исходных положений. В средние века диалектика определяется как искусство различения истины и лжи (через Бога). Кант считал диалектику иллюзионным путем, неистинным, обманчивым в поисках истины. Гегель дает определение диалектике как методу мышления и познания как учению о самодвижении понятия, причем в развитии находится прежде всего не мир, а абсолютная идея. Материалистическая диалектика выступает как учение о развитии реального мира (природы, общества и мышления. Под структурой диалектики понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого, при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут существовать как самостоятельные хотя и теряют в связи с целым ряд своих свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут существовать, например, биологический организм).

Элемент – это конечный в данной системе компонент, например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом». Однако «неделимое» в одной системе оказывается делимым в другой. Диалектика как учение о развитии опирается не свои законы, категории и понятия.

Закон перехода количественный изменений в качественные. Категории закона: «свойство», «качество», «мера», «скачок».

Свойства объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств, как существенных, таки и менее существенных, внутренних и внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его определенность.

Качество есть совокупность свойств, указывающих не определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих не размеры и величину объекта. Качество и количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру.

Изменение количества происходи непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде перерыва непрерывности – в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества.

Закон отрицания-отрицания. Категории закона: «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания». Разрешение противоречий осуществляется через отрицание одних качественных состояний объекта другим, потому что в процессе развития утверждение нового всегда старого. Диалектика состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Старое продолжает существовать в новом, но в снятом, те превращенном «измененном» виде. Эти и есть диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания показывает направление развития, выступая, как единство преемственности, как бы возврату к старому в процессе развития. Принцип развития – основной принцип детерминизма, различные типы универсальных связей, выраженные в законах и категориях.

Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона: «противоречий», «противоположность», «единство противоположностей», «борьба», «тождества», «различие», «конфликт». Взаимодействие представляет по соей сути противоречие, те отношение взаимосвязанных, но различных сторон, тенденций, процессов в рамках одной системы, а именно де5йствия и противодействия. Противоположность двух объектов суть выявление сторон одного материального образования с противоположным направлением изменения. Взаимодействие противоположностей представляет противоречие или борьбу противоречий. Противореча друг другу, противоположности не расходятся в органической связи, взаимопроникают друг в друга, представляя собой единства противоположностей. Противоречие – есть единства и борьба взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих противоположностей. Противоположности не только не исключают друг друга, но и совпадают между собой, между ними складываются отношения различия (несущественные и существенные) и тождества. При развитии противоположности противоречия переходя в стадию крайностей, где вступают между собой в конфликт, переходят друг в друга, обуславливая этим разрешение противоречий. Исторически сложились альтернативные способы постижения мира – философского понимания связей и развития: диалектический, догматический (метафизический), софистика и эклектика.

Догматическое мышление слабо учитывает связи и взаимодействие явлений, ему присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон объекта, рассмотрение их как независимых друг от друга.

Эклектический подход к действительности заключается в субъективистском соединении противоположностей, избирательном подходе к ним и к способам их соединения, это простое перечисление сторон объекта, а не его всесторонний анализ.

Софистика возводит в абсолют или преувеличивает ту или иную сторону момент, часть целого и в результате приводит к неверным умозаключениям, придавая видимость доказательства недоказуемого.

Сложилось несколько подходов к современному понятию диалектики. Для большинства русских и зарубежных философов диалектика способна конкретно и адекватно отражать реальность, помогать в решении сложных проблем современности. Первым шагом к созданию новой формы диалектики должно стать исследование механизмов с которыми связано развитие. При этом диалектика не противопоставляется другим методам а рассматривается в качестве одного из наличествующих в философском познании методов.

Представители другого подхода к диалектике считают, что она себя полностью исчерпала, развитие теории диалектики упирается в некоторые границы, и в существующей форме она способна охватить лишь определенный жизненный материал, не все, а лишь определенную часть бытия.

Третий подход к диалектике связан с феноменологическо-экзистенциалистской традицией и представляет попытку понять диалектику как выражение специфических особенностей сознательной жизни субъекта и в этой связи его практическую деятельность.

Для Серена Кьеркегора важно внутреннее повторение бытия человеком в его страданиях и в искуплении своей вины.

Бергсон утверждает, будто то, что предопределено, уже потенциально и совершенно. Появление новых форм, по Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу волевого импульса со стороны творческого начала. Неспособность механистического детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и в свойственной ему концепции «круга причинностей», согласно которой время и длительность суть формы «вечного возвращения» всего сущего на круги своя (буддизм, Ф.Ницше).

Экзистенциальная диалектика (Ясперс). В основе данной диалектики лежит представление о том, что бытие должно быть достигнуто интуитивно. Интуиция в данном случае выражает ощущения, представление того или иного явления. Бытие в экзистенциализме есть пребывание во множестве пограничных ситуаций.

Теологическия диалектика (религиозная) рассматривает все существование «тварного№» мира как объясняющегося волей сверхъестественных сил (Бога).

Диалектика интегрального рационализма. С позиции данной диалектики все процессы и явления объясняются с помощью научных абстракций. При этом научные мысли (абстракции) представляют собой мысли в движении. И они-то составляют теорию познания.

Негативная диалектика Маркузе и Адорно представляют собой эпистемологический анархизм как критику теории познания.

Категории диалектики.

Как понятия категории диалектики отражают всеобщие формы бытия, всеобщие свойства и связи действительности. Категория (греч. высказывание, обвинение) представляет собой общее фундаментальное понятие, как выражение наиболее существенных закономерных связей и отношений реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Как в мире все взаимосвязано, так и категории выстраиваются в определенную систему понятий. Есть понятие принципа, который так же близок по функциональным свойствам к категориям. Принцип выступает как: 1. предположение, предпосылка, 2. руководящая идея, правило поведения, 3. как утверждение, 4. как знание и совокупность определенных требований.

Категория выстраивается и рассматривается в том порядке, как шел процесс познания действительности и как он углублялся.

Монизм (греч. Monos. – один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты основой, началом мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля.

Плюрализм (лат. Pluralis – множественный) – концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому начало. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализму выражает стремление современных идеалистов возвыситься над материалистическими и идеалистическими учениями.

Единое – центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое и предшествующее ему. Намеченное у Платона, развито Плотином.

Аксиома (греч. – принятое положение) – исходное утверждение (предложение) какой либо научной теории, которая берется в качестве недоказуемого в данной теории и из котрой выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода. Современное понимание аксиоматического метода требует от аксиомы выполнения лишь одного условия – быть исходными положениями. Для вывода с помощью принятых логических правил всех остальных предложений данной теории.

Всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума. Он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания и учения о врожденных идеях (идея Бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма.

Единственной реальностью Бердяев объявляет «существование» субъекта, основа творчества которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны», содержание этого творчества – так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия «рождения Бога в человеке и человека и Боге».

Антиномия (греч. – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Разрешение антиномии означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Разработанные в настоящее время различные способы исключения антиномии позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. На основе закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (например – массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших размерах системы (например законы гравитационных и электромагнитных взаимодействий) между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии системы.

1.Частные, или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел

2.Общие законы выражают связь между универсальными свойствами тел

3.Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все детерминировано, обусловлено объективными законами. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря субъективному фактору сознательной целенаправленной деятельности людей.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, эти состояния называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность причинности – порождение причиной следствия. Диалектический материализм отвергает «диалектическое толкование» причинности как субъективной «упорядочивающей» категории познания, либо как проявления «объективного духа», «идеи». Каузальность (лат – причинный, тоже, что и причинность.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связь классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма, по их силе, по характеру, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию.

Статистическая и динамическая закономерности – формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.

Динамическая закономерность – форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определят все ее последующие состояния, в силу чего знания начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы.

Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистическая закономерность – форма причинной связи, при которой данное состояние определяет все ее последующие состояния неоднозначно, а лишь с определенной степенью достоверности, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Категории диалектики

Явление есть то, что представляется нам прежде всего, когда мы сталкиваемся с объективным миром. Это внешняя сторона действительности, то, как она предстает чувственному познанию или поверхностному изучению. Категория явления отражает обнаружение сущности через массу случайных свойств и связей, проявляющихся в результате взаимодействия вещи с другими вещами.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Иначе – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась вовне и была непознаваемой, как нет и явления, которой не заключало бы в себе никакой информации о сущности.

Часть и целое – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают как части.

Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. ее форм.

Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.

Структура (строение – лат.) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

В современной науке и технике получили значительное развитие системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы. Диалектико-материалистическая философия изучает наиболее общие, универсальные законы структурной организации и развития всех материальных систем, а также раскрывает взаимоотношения системно-структурного и других конкретных методов научного познания.

Благодаря многообразию структурных уровней материи, каждая материальная система является полиструктурной, например, в обществе имеется экономическая структура, политическая, социально-классовая структура и др. В системах природы каждому структурному уровню материи соответствует определенная структура объектов. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого.

Элемент (лат. Стихия, первоначальное вещество) – понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т.д.) Понятие элемента с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы.

Система (греч. – составленное из частей, соединенного) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единства. Понятие системы играет важную роль в современной философии, науке, технике и практической деятельности.

Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем.

Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и взаимоотношения со средой, проявляя при этом целостность.

Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут быть выступать в качестве системы более низкого порядка.

В наиболее общем плане системы делятся на материальные и идеальные (абстрактные). Первые, в свою очередь, включают системы, неорганической природы, особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как определение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано высшими условиями.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки зрения принадлежит Спинозе, который определял свободу как осознанную необходимость. Выдвинутая концепция диалектического единства свободы и необходимости была дана Гегелем с идеалистических позиций.

Случайность – «дополнение и форма проявления». За случайностью всегда скрывается необходимость, необходимая основа явлений, которая определяет ход развития в природе и обществе.

Судьба – понятие, выражающее религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей.

В древнегреческой мифологии участь людей и даже богов зависела от богинь судьбы – мойр (у римлян – парки).

Со временем судьбу стали представлять как верховную справедливость, управляющую миром (Тихе, Немезида и греков). В христианстве судьба выступает в виде божественного промысла, высшей силы. Представления о судьбе как божественном предопределении присуще всем современным религиям (фатализм). В нефилософском смысле понятие судьбы употребляются так же для выражения стечения обстоятельств в жизни человека или целого народа.

Возможность и действительность – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих их возникновению. Категория действительности представляет любой объект (предмет, состояние, ситуация), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности.

Причина и следствие. Все явления, события, процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обуславливаются другими явлениями, событиями, процессами, т.е. более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) – называется причиной другого явления (процесса, события), если 1. Первое предшествует второму во времени, 2.первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. Причина и следствие существую объективно, отношения между ними называются причинностью (каузальностью) или причинной связью.

Эпистемология







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.