Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА





 

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства и потребления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением, обработкой, передачей информации. Практически в любой деятельности человека: в процессе чтения книг, просмотра телепередач, в разговоре — мы постоянно получаем и обрабатываем информацию.

Начиная с XVII в. объем научной информации удваивался, примерно, каждые 20 лет, в настоящее время он удваивается в 5—6 лет и тенденция ускорения сохраняется. Одной из важнейших проблем человечества наших дней является лавинообразный рост потока информации в любой отрасли жизнедеятельности. Подсчитано, что современный специалист должен тратить около 80 % своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми работами в его области деятельности.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и войти в 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям:

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. Эта модель ориентирована на будущее, но в развитых странах уже сейчас можно отметить целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. Среди этих изменений можно выделить следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений "информационное общество" можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Выделяют пять информационных революций:

Первая революция (начальный этап предыстории, примерно 40 тысяч лет назад) – освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стал специфическим социальным средством хранения и передачи информации. Распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка стало решающим этапом в развитии общества.

Вторая революция связана с изобретением письменности. Письменность позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, скрадывала несовершенство человеческой памяти и позволяла вести летописи. Появилась возможность передавать знания от поколения к поколению. Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций. Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).

Третья революция (1440 г.) вызвана изобретением Иоганном Гутенбергом (немецкий изобретатель) книгопечатания, которое радикально изменило организацию деятельности человека. Третья информационная революция отличалась от своих предшественниц тем, что сделала любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Книгопечатание удешевило книги и привело к их массовому распространению. Напомним, для сравнения, что в XV веке в университетских библиотеках книги приковывались цепью к пюпитру, а профессор приходил на занятия с собственной которую он читал студентам с пояснением трудных мест.

Когда в коммуникациях, в передаче сообщений, в использовании информации начинают все шире и шире использоваться технические достижения, наступает следующий этап развития информатики.

Четвертая (19 в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Сначала получил широкое распространение электромагнитный телеграф, изобретенный в 1837 году Сэ́мюэлом Фи́нли Бриз Морзе, затем 1876 год изобретение телефона (Александр Грэм Белл). В 90-х годах 19-го века независимо друг от друга Попов, Маркони и Тесла изобретают средство передачи информации на расстояние — радио. В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции — 9XM в США.

Пятая (70-е годы 20 в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегрированных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Последняя информационная революция как результат выдвинула на первый план новую отрасль - ИНФОРМАЦИОННУЮ ИНДУСТРИЮ, связанную с производством технологических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный "скачок" вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов.

Информационная индустрия – отрасль, связанная с производством технологических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний, производство же энергии и материальных благ возложено на машины.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания. Основным видом производимых продуктов является информационный продукт.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА

 

В жизни современного человека слово «информация» очень распространено и часто используется в разных контекстах. Информацией обычно называют любые сведения, которые кого-либо интересуют, которые мы получаем или передаем. Например: «В результате научных исследований была получена информация о...» или «Из донесения мы информированы о...», «По телевидению была передана информация о...».

Увеличение объема используемой человеком информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли знания, связанной с автоматизацией обработки информации, — информатики.

Информатика — это наука, сложившаяся сравнительно недавно. Ее развитие связано с появлением в середине XX века электронно-вычислительных машин, которые явились универсальными средствами для хранения, обработки и передачи информации.

Термин " информатика " происходит от французского INFORMATION - " информация " и AUTOMATIQUI - " автоматика ". Он утвердился в Европе и России, в США, Японии и ряде других стран используется его синоним "компьютерная наука".







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.