Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деловая игра «Функциональное разделение труда в аппарате управления организацией»





Описание деловой игры

Создается новая коммерческая организация. В аппарат управления предполагается включить следующие функциональные подразделения: юридический отдел, отдел безопасности, канцелярию, финансово-экономический отдел, отдел социально-бытового обслуживания, отдел управления персоналом, лабораторию социологических исследований, бухгалтерию, второй отдел. Функции отдела управления персоналом приводятся в табл. 3.2.

Постановка задачи

Необходимо спроектировать функциональное разделение труда в процессе выполнения отделом управления персоналом функций при помощи построения схемы функциональных взаимосвязей этого отдела с другими подразделениями аппарата управления организации.

Методические указания

Схема функциональных взаимосвязей отражает горизонтальные связи функциональных подразделений аппарата управления. Эту схему можно представить в виде таблицы, с левой стороны которой по вертикали указываются функции управления, выполняемые конкретным функциональным подразделением, а вверху по горизонтали - все функциональные подразделения аппарата управления и должности высших руководителей. На пересечении строк и столбцов проставляются символы, отражающие степень участия отдельных функциональных подразделений и руководителей в выполнении конкретных функций данного подразделения. Применяются следующие символы: О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ; П - предоставляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У - участвует в выполнении данной функции; С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций; Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.



Описание хода деловой игры

Роли распределяются следующим образом. Каждый из участников игры выполняет либо роль одного из начальников перечисленных выше функциональных подразделений, либо роль руководителя организации. При этом каждый участник проставляет символы по всем функциям, выполняемым отделом управления персоналом, определяя степень участия возглавляемого им отдела в выполнении этих функций. То же самое делает и участник, выполняющий роль руководителя организации. Если в выполнении той или иной функции какой-либо из отделов не принимает участия, то клеточка остается пустой. Внеся символы в табл. 3.2, студенты обсуждают полученные результаты и принимают решение об окончательном варианте схемы функциональных взаимосвязей.

Ответ. В табл. 3.2 приведен результат проведения деловой игры.

Деловая игра «Функции менеджера по персоналу»

Описание игры

Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения. Он выполняет следующие функции:

• разработка стратегии управления персоналом;

• разработка кадровой политики;

• планирование кадровой работы;

• наем и отбор рабочих, а также специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и подготовки;

Таблица 3.2

ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Наименование функций отдела управления персоналом Функциональные подразделения и должностные лица
и т.д.
1. Подбор и расстановка кадров У         О         С Р
2. Составление плана потребности в персонале П П П П П О П П П   Р  
3. Оформление приема, перевода, увольнения работников   С   С   О   С     С Р
4. Изучение причин текучести кадров         П О П       Р  
5. Осуществление контроля за правильным использованием персонала         П О У       Р  
6. Создание резерва кадров и его обучение           О         Р  
7. Ведение учета личных дел           О   С     Р  
8. Оформление документации для награждения У     С У О     П   С Р
10. Осуществление работы по профессиональному продвижению кадров П П П П П О П П П   С Р
11.Рассмотрение писем, жалоб, заявлений     П     О         с р
12. Осуществление трудовой мотивации персонала П П П П П О П П П   С Р
13. Совершенствование стиля и методов работы с персоналом           О         С Р
14. Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. П П П П П О П П П   Р  

Условные обозначения:

1. Юридический отдел

2. Отдел безопасности

3. Канцелярия

4. Финансово-экономической отдел

5. Отдел социально-бытового обслуживания

6. Отдел управления персоналом

7. Лаборатория социологических исследований

8. Бухгалтерия

9. Второй отдел

10. Начальник отдела управления персоналом

11. Руководитель организации

• анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих кадрах и специалистах;

• маркетинг персонала;

• поддержание деловых связей со службами занятости и другими источниками персонала;

• планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов и руководителей;

• комплектование организации с учетом перспектив ее развития руководящими, рабочими кадрами и специалистами;

• анализ профессионального, возрастного и образовательного состава персонала;

• оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью их рационального использования;

• аттестация персонала;

• создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников;

• планирование деловой карьеры;

• участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации;

• организация учета движения персонала;

• изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;

• управление занятостью персонала;

• оформление приема, перевода и увольнения работников;

• нормирование трудовых процессов;

• мотивация труда работников;

• стимулирование труда работников;

• разработка и внедрение систем оплаты труда;

• участие в разработке и внедрении планов социального развития предприятия;

• профориентационная работа;

• формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);

• организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием, организация работы по их закреплению и использованию на предприятии;

• подбор и расстановка кадров;

• создание резерва кадров и его обучение;

• применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;

• диагностика социально-психологических ситуаций;

• разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;

• использование компьютерной техники при обработке периодической отчетности и анализе выполнения планов по кадровой работе;

• применение законов о труде, решение правовых вопросов в трудовых отношениях;

• управление социальными и производственными конфликтами;

• участие в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда;

• участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;

• организация работы с увольняющимися работниками;

• ведение личных дел;

• рассмотрение писем, жалоб, заявлений.

Постановка задачи

1. Выбрать из числа перечисленных функций 10, которые в первую очередь должен выполнять руководитель отдела управления персоналом.

2. Проранжировать выбранные функции по степени их важности, используя метод попарных сравнений.

Методические указания

Каждый из участников деловой игры самостоятельно выбирает 10 функций из числа приведенных в исходных данных. Затем при помощи голосования большинством голосов устанавливается 10 функций, выбранных всеми участниками деловой игры, которые записываются в табл. 3.3 и 3.4 в графе «Наименование функции».

Каждый участник деловой игры индивидуально заполняет табл. 3.3 и определяет суммарное значение в баллах по каждой из 10 функций. Затем эти данные каждый участник заносит в табл. 3.4, выступая в роли одного из экспертов. Если число участников больше 10, то число экспертов в табл. 3.4 может быть увеличено до числа, соответствующего количеству участников.

После обработки данных табл. 3.4 и определения среднеарифметического значения в баллах по каждой функции определяется ранг функции. Итоги деловой игры подводятся ее участниками под руководством преподавателя.

Таблица 3.3

МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Таблица 3.4

СВОДНАЯ МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.