Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Положение об индексации зарплаты в федеральных отраслевых (межотраслевых) и региональных соглашениях





В соответствии со ст.134 ТК РФ порядок индексации заработной платы для организаций коммерческого сектора экономики может быть также определен и соглашениями. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст.45 ТК РФ). В данном случае нас интересуют отраслевые (межотраслевые) соглашениях, заключаемые на федеральном уровне, и региональные соглашения.

Согласно закону соглашения распространяются на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 ст.48 ТК РФ. Этой статьей также предусмотрен вариант “принудительного распространения” федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения (ФОС) на иных работодателей, не поименованных в частях 3 и 4 статьи (см. части 3, 4, 8, 9 ст.48 ТК РФ).

Итак, если ФОС распространяется на работников соответствующего предприятия и в этом документе прописан порядок индексации зарплаты - указанный порядок обязателен для конкретного работодателя.

Анализ ФОС показывает, что не всегда соглашение содержит конкретные условия индексации зарплаты - с указанием размера, периодичности и оснований повышения реального содержания зарплаты работников (как правило, переписывается ст.134 ТК, а установление порядка индексации отдается на откуп самим организациям). В приведенной ниже таблице представлены положения некоторых ФОС, имеющих различную формулировку индексации зарплаты.

Отметим, что организации могут конкретизировать условия индексации в своем колдоговоре и локальном акте, при этом, не ухудшая положение работников по сравнению с прописанным в соответствующем ФОС.



Напомним, что если положения соответствующего ФОС не исполняются, то у работника появляется право обратиться в органы по надзору и контролю, а также в районный суд с заявлением об индексации зарплаты в соответствии с требованиями ФОС. Многочисленные примеры из судебной практики показывают, что если в ФОС достаточно точно и однозначно прописан порядок индексации зарплаты и ФОС распространяется на соответствующего работодателя, то заявленные исковые требования работника удовлетворяются в полном размере.

Полномочные представители работников (как правило, это первичная профсоюзная организация) также вправе инициировать коллективный трудовой спор в связи с невыполнением требований соответствующего ФОС. Порядок регулирования данных правоотношений предусмотрен в гл.61 ТК РФ.

Кроме того, и в региональном трехстороннем соглашении, заключаемом на уровне соответствующего субъекта РФ, возможно предусмотреть порядок индексации зарплаты. Однако, согласно требованиям той же ст.48 ТК РФ, нормы регионального соглашения будут распространяться на работодателей, поименованных в частях 3 и 4 ст.48 ТК РФ. Требования же частей 7, 8 и 9 ст.48 ТК РФ на региональные трехсторонние соглашения не распространяются.

На практике часто возникают случаи, когда региональное соглашение действуют в отношении незначительного числа работодателей. Причины такого положения: далеко не все региональные работодатели являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение; не все работодатели уполномочили указанное объединение участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение; не все работодатели свободно присоединяются к соглашению после его заключения.

Однако из создавшейся ситуации есть выход. На уровне субъекта РФ профсоюзы могут инициировать разработку областного закона (например, о социальном партнерстве в регионе) или внести изменения в уже действующий соответствующий областной закон. Тем более что многие территориальные объединения организаций профсоюзов обладают правом законодательной инициативы на региональном уровне. Изменения действующего областного закона или новый законопроект будут направлены на создание аналогичных условий “принудительного распространения” регионального соглашения на иных работодателей, не участвующих в разработке соглашения, не уполномочивших его заключать и добровольно не присоединившихся к нему. Такой порядок “принудительного распространения” регионального соглашения как для федеральных отраслевых (межотраслевых) соглашений, прописанный в ст.48 ТК РФ, предусмотрен в некоторых областных законах субъектов РФ, в том числе в Архангельской области.

При наличии в субъекте соответствующего областного закона, позволяющего распространить принцип “принудительного” присоединения к региональному соглашению, профсоюзы “одним ударом” могут покрыть весь регион в целях незамедлительного исполнения требований законодательства. Потому как ни для кого не секрет, что огромное количество работодателей не исполняют требования ст.134 ТК РФ, на многих работодателей не распространяются действия того или иного ФОС, многие работодатели не проводят ежегодную индексацию зарплаты в отношении всех работников организации и на уровень не ниже индекса потребительских цен на товары и услуги. Наличие конкретного и однозначного порядка индексации зарплаты в региональном соглашении также позволит облегчить работу первичных профорганизаций по отстаиванию трудовых прав членов профсоюза и улучшить работу по закреплению соответствующего порядка индексации зарплаты в колдоговоре и локальном акте организации.

Системы заработной платы

Трудовой кодекс ничего не предусмотрел о системах зарплаты (и это его пробел). Он лишь упоминает их в ст.135 и 150.

Системой заработной платы называется способ начисления работнику оплаты в зависимости от измерителя его труда. Если таким измерителем является отработанное им рабочее время, то это будет повременная система. Если оплата труда начисляется по количеству выработанной им продукции надлежащего качества, то это - сдельная система. Указанные системы заработной платы являются основными. Большинство рабочих получают оплату по сдельной системе, а служащих - по повременной. Могут быть и иные системы заработной платы.
В дополнение к основным системам зарплаты для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении производственных заданий и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться премиальные системы, в том числе премии, вознаграждение по итогам работы за год и другие формы материального стимулирования.
Повременная система может быть простой повременной и повременно-премиальной. Различают ее по времени начисления: почасовая, поденная и помесячная. Большинство служащих - на повременной помесячной оплате, а специалистов - на повременно-премиальной помесячной. Поденная оплата применяется на сезонных работах. На почасовой оплате находятся некоторые преподаватели-почасовики.
Сдельная система (пять видов): простая неограниченная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная, а также косвенная.

Аккордная система зарплаты - это оплата за комплекс работ, рассчитанная по сдельным расценкам, применяется главным образом на дорожно-ремонтных работах (оплата за ремонт 1 км пути) и в строительстве. Для вспомогательных рабочих (ремонтников, подносчиков и т.д.) применяется косвенная сдельная оплата. Ее размер определяется по результатам труда обслуживаемых ими основных рабочих в процентном отношении к их оплате.
По сдельным системам (особенно при аккордной) оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы.

Премиальные системы разрабатывают и устанавливают работодатели с учетом мнения профкома положениями, прилагаемыми к коллективным договорам. В положениях о премиальных системах указывается, за что премируется работник (показатели премирования) и при каких условиях выплачивается премия (условия премирования), а также за что администрация может полностью или частично лишить работника премии, когда он имеет право на нее (депремирование). Премиальная система может дополнять все разновидности систем заработной платы. И на премию по системе зарплаты работник может претендовать в исковом порядке, чего нельзя делать при единовременной премии, выплачиваемой по усмотрению работодателя в качестве меры поощрения за труд к праздникам.
Должностные оклады судей Российской Федерации установлены в процентном отношении к окладу Председателя Верховного Суда РФ в зависимости от должности судьи: от 67% (судьи районных, городских судов) до 95% (первому заместителю Председателя Верховного Суда РФ).
В дополнение к системам заработной платы может устанавливаться вознаграждение работникам данного производства по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли предприятия, организации. Его размер определяется в соответствии с утверждаемым работодателем с учетом мнения профкома положением о порядке выплаты вознаграждения по итогам годовой работы с учетом результатов труда работника и непрерывного стажа его работы на предприятии, в организации.
Оплата труда на тяжелых работах и с вредными или опасными условиями труда устанавливается в повышенном размере по результатам аттестации рабочих мест (ст.147 ТК РФ).
Заработная плата работников подлежит систематической индексации в порядке, установленном законом о ней. Так, при повышении Правительством РФ в связи с ростом цен ставки (оклада) 1-го разряда по единой 18-разрядной тарифной сетке для работников бюджетной сферы увеличиваются уже автоматически (по поразрядным коэффициентам) ставки других 17 разрядов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.