Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Технологии нетрадиционных по форме педагогических советов в дошкольной образовательной организации (2 часа)





Аннотация. В данной теме рассматриваются особенности организации и проведения наиболее распространенных нетрадиционных форм организации советов педагогов в детском саду; раскрыта технология педсовета - деловой игры и её разновидностей.

Ключевые слова: педагогический совет - конференция, педагогический совет - научно- практическая конференция, ситуативный педсовет, педсовет - дискуссия, педсовет - творческий отчет, педсовет - презентация, педсовет - конкурс, педсовет - аукцион, педсовет - фестиваль, педсовет - деловая игра, педсовет — продуктивная деловая игра, педсовет - защита инноваций.

Методические рекомендации по изучению темы. После внимательного прочтения лекции выполните контрольные задания 1 и 2. Творческое контрольное задание 3 следует выполнить письменно и, по возможности, не менее, чем в 3-х вариантах. В случае затруднений обратитесь к предложенной литературе.

Как и вся методическая работа в детском саду, организация деятельности совета педагогов требует сегодня инновационных подходов. В литературе и практике ДОО накоплено множество вариантов нетрадиционных по форме педагогических советов. Наиболее распространены следующие их них:

Педагогический совет - конференция. Предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов. Суть ПС - конференции - творческий обмен опытом. Такой ПС может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который старший воспитатель организует с группой специалистов (муз. руководителем, психологом, руководителем физвоспитания, логопедом и др.). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации и решения.

Педагогический совет — научно-пвактическая конференция. Проводится, как правило, объединённо для нескольких ДОО и предполагает обсуждение чего-то нового (открытий) в ходе экспериментальной работы дошкольного учреждения (там, где работает наука, ученые). Лучше перед его проведением провести дни открытых дверей для педагогов. Важно, чтобы в выступлениях о своем опыте, а также в обсуждении и принятии решений участвовали все дошкольные учреждения, участвовавшие в ПС. Решения могут быть приняты как общие для всех ДОО, так и для каждого дошкольного учреждения отдельно.

Ситуативный педсовет. В его основе - решение конкретных психолого­педагогических ситуаций. Эти ситуации могут проигрываться заранее подготовленными участниками или могут быть записаны с помощью видеокамеры.

Педсовет дискуссия (патоеидностъю педсовета - дискуссии является педсовет — круглым стол). Такой ПС предполагает, что каждый педагог (или большинство) выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Следовательно, важно, чтобы участники педсовета заранее подготовились. Как вариант предварительной подготовки к такому ПС может быть подготовка в малых группах концепций обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии целесообразно разместить участников лицом друг к другу: так удобнее вести обсуждение, спор и выработать общее мнение. Например, можно обсудить тему «Каким должен быть план воспитательно-образовательной работы, и какая его форма наиболее целесообразна?»

Педсовет - творческий отчет отдельного воспитателя или группы, когда обобщается передовой практический опыт, отбираются наиболее эффективные пути повышения качества педпроцесса. Таким образом, опыт отдельного педагога становится достоянием всех и, следовательно, повышается методический уровень педагогов.

Педсовет поезентаиия. Проводится для официального представления новых программ, методических пособий и разработок по определенной проблеме. Его цель – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым программно-методический пособием, дать ему общественную оценку (всего коллектива).

Педсовет - конкурс. Ставит целью подвести итоги конкурсов педагоГИЧМКОГО мастерства в педколлективе, выделить лучших. Заранее разрабатывается положение О конкурса, условия его проведения, процедура подведения итогов.

Педсовет - аукиион. Рассматривает множество пердставленных идей (методических приемов, методик) по определенной проблеме. Педагоги «покупают» только те, которые более реальны, заслуживают внимания и пр. Это может быть и «защита проекта», поощряющая роет инициативы, самостоятельности, творчества педагогов (какой-то программы, разработки),

Педсовет - Фестиваль. Проходит как большой общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, средств обучения И воспитания детей в разнообразии их художественного оформления.

Педсовет - деловая игра.

Игровые технологии в настоящее время широко используются не только ■ педагогическом процессе, но и в сфере методической работы, в частности в организации и проведении педагогических советов. Это обучающая форма педсовета, в которой все участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно ие только правильное решение, но и поведение самих участников, их отношения, тон, мимика, интонация. Специфической особенностью игрьь является возможность создать эмоциональный настрой, повышающий интерес педагогов к обсуждаемой проблеме, повышает творческую активность.

Для педсовета - деловой игры характерны (необходимы) следующие признаки - условия:

  1. наличие проблемы - цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив. Обычно проигрываются взаимоотношения или взаимодействия;
  2. имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате осуществляется коллективное решение проблемы. Чаще всего разыгрываются социальные роли: дети, воспитатели, родители, администрация ДОО, органы управления, органы власти (чиновники) и др.;
  3. реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективностью позиций, различной ответственностью и др.;
  4. соблюдение игровых правил и условий;
  5. наличие игрового стимулирования; соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

6. Весь процесс организации и проведения педсовета — деловой игры можно разделить на 6 этапов:

  1. . Разработка (конструирование) игры. На этом этапе:
  2. проводится диагностика состояния педагогического процесса и выявляется (определяется) задача (проблема), которую надо решить в процессе игры;
  3. формулируются общая и частные цели для групп и для участников игры;
  4. составляется сценарий, создается конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность в соответствии с исполняемой ролью;
  5. разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд,

12.. Организация, ввод в игру (начало игры). Организующий игру разъясняет участникам сс цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, стянит перед исполнителями конкретные задачи, назначает секретаря, экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно

использовать экспресс - опрос (Какую должность Вы хотели бы занимать в деловой игре? Кого хотели бы Вы видеть в роли руководителя? С кем бы хотели работать вместе? и т.д.).

. Групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Это наиболее важный этап. Работа в группе может представлять собой изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством лидера, определенного самой игровой ситуацией (например, старшим воспитателем) или выбранным группой. Участники игры действуют соответственно правилам и указаниям ведущего. Для подготовки выступления от группы (общего решения) дается определенное время.

. Межгрупповая дискуссия; выступления групп, защита идей, проектов; взаимооценки; открытый микрофон.

. Подведение итогов, анализ и обобщение результатов. Включает выступление экспертов (может быть руководитель), принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты особое внимание обращают на актуальность, оптимальность, реальность и, может быть, экономичность решений.

. Игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

Разновидностью данного вида педагогического совета является ПС - продуктивная деловая игра, когда в ее ходе разрабатываются планы, программы, которые оцениваются, дорабатываются и приводятся к общему знаменателю. В итоге продуктивной деловой игры создается позитивный проект по совершенствованию педагогической практики.

Ещё одна разновидность совета педагогов - деловой игры - ПС - зашита инноваций. Каждой группе педагогов дается задание: предварительно подготовиться (изучить инновацию) и на ПС в лаконичной форме изложить идеи и особенности данной педагогической инновации. При этом группа выбирает из своего состава исполнителей, например, следующих ролей:

1. автор-новатор - носитель передовых идей, руководитель группы;

2. оптимисты - сподвижники, защитники, пропагандисты идеи;

3. пессимисты - консерваторы и скептики, противники идеи;

4. реалисты - аналитики, взвешивающие все «за» и «против», умеющие делать необходимые выводы.

В результате ПС приходит к какому-либо решению о целесообразности использования инновации.

Общий вывод: ПС не должен быть скучным, нелюбимым времяпровождением, он должен быть праздником педагогического труда!

22. Контрольные вопросы и задания к лекции № 9:

13. В чем отличие технологии деловой игры от других видов игр, используемых в

методической работе детского сада?

14. В чем отличие педсовета - конференции от педсовета - научно-практической конференции?

15. Наметьте возможные варианты нетрадиционного совета педагогов ДОО на тему «Организация взаимодействия с родителями на основе использования активных форм».

23. Основная литература:

- Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в

ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 112с.

- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96с.

Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микпяева, Ю.Н. Родионова. -М.: Айрис - пресс, 2008. - 192с.

 

 

1. Елжова H.B. Методическая копилка для педагогов дошкольвЬго образовательного учреждения / Н.В. Елжова. - Изд. 3-е, перер. и дополи. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.-250с.

2. 9.13. Дополнительная литература:

3. 46. Белая К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение. - М., 2004.

4. 47. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. - М., 2010.

5. 48. Данилина Т.А. и др. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - М., 2003.

6. 49. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2008.

7. 50. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. 51. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М., 2009.

9. 52. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. -М„ 2008.

10. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное

11. пособие. - М., 2000.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.