|
Тема 3.4. Ценообразование в организации1. Экономическое содержание цены. Виды цен. Политика ценообразования в Республике Беларусь. Государственное регулирование цен. 2. Состав цены по элементам. Формирование отпускной цены организации. Налоги, включаемые в цену: налог на добавленную стоимость, акциз. 3. Обоснование цены в организации. Методы ценообразования. 1. В соответствии с Законом «О ценообразовании»: "цена – это денежная оценка стоимости единицы товара". От уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия. Как экономическая категория цена используется для определения: объёма производства в стоимостном выражении; темпов роста объёма производства; отраслевой структуры промышленности; учёта инвестиций, основных и оборотных средств; себестоимости изделия, так как все, из чего сделано изделие, - сырьё, материалы, комплектующие, труд работников, вода и т.д. имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции Основными принципами ценообразования являются: - определение основ государственной политики в области ценообразования; - сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); - установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли. Цены выполняют ряд функций: - информационная – дает сведения о товаре; - распределительная – состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена. - уравновешивающая – обеспечивает равновесие между спросом и предложением. - стимулирующая – производитель заинтересован в повышении качества и снижении издержек. - обеспечения доходности – позволяет повысить конкурентоспособность продукции и завладеть большей долей рынка. Под одним наименованием "цена" существует множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования. В таблице 1. рассмотрены основные признаки классификации цен. Таблица 1. Признаки классификации и виды цен
По степени и способу регулирования цены подразделяются на: жестко фиксированные (назначаемые или твердые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные). Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) – устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Регулируемые (изменяемые) – устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину. Договорные (контрактные) – определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем. Свободные (рыночные) – освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. В зависимости от обслуживаемого оборота различают: отпускная цена предприятия, оптовая и розничная цены. Отпускная цена предприятия-изготовителя – по ней предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы. Цотп = С+Пр+НДС+А Оптовая ц ена – по ней оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером. Рознична я цена – по ней розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером, она исчисляется с учетом оптовой надбавки (т.е. включает в себя оптовую надбавку). Цены на услуги называются тарифами, которые формируются исходя из затрат, прибыли и качества услуг. К важнейшим направлениям ценовой политики Республики Беларусь можно отнести: - политику свободных цен; - регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей; - защиту собственных товаропроизводителей; - сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России; - переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др. Все цены подразделяются на 2 группы: свободные и регулируемые государством. В соответствии с Законом «О ценообразовании» под его государственным регулированием понимается: «воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.» Гос.регулирование цен осуществляется в 2-х формах: - метод косвенного воздействия (антимонопольное законодательство, стимулирование малого бизнеса, налоговая политика) - метод прямого воздействия – установление ценового потолка, ценового пола и коридора цен. Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применялись на: - товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; - отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Особенности государственного регулирования цен: 1. Ограничение на формирование цен в виде их фиксирования, установления предельных цен, предельной рентабельности (доходности) или других ограничительных нормативов. 2. Установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя. 3. Государственная поддержка цен и доходов в виде дотаций и субсидий потребителю или производителю. 2. Цена состоит из отдельных элементов, которые последовательно, в соответствии с действующим законодательством, включаются в ее состав по мере движения товаров от производителя до потребителя.
Соотношение между отдельными элементами цены в ее общей величине, взятой за 100 % или 1, выраженное в процентах или долях, называется структурой цены. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|