|
Построение зубьев эвольвентного профиля методом обкаткиЦель работы: - Ознакомление с нарезанием нулевых и корригированных зубчатых колес методом обкатки и вычерчивание их профилей зубьев на приборе. - Изучение процесса подрезания и заострения зубьев экспериментальным путем и определение смещения режущего инструмента для их устранения. Общие сведения Нарезание эвольвентных профилей методом обкатки или огибания является наиболее производительным и распространенным способом производства зубчатых колес. При обкатке режущий инструмент и заготовка получают относительное движение, которое они имели бы в случае нормального зацепления шестерни с колесом. Процесс нарезания зубчатого колеса рейкой складывается из поступательного движения заготовки А вдоль рейки Б и её вращении вокруг своей оси (движение подачи заготовки) и возвратно–поступательного движения режущего инструмента вдоль оси заготовки (рабочий ход), во время которого происходит съём стружки (рис. 11,а). Рис. 11. Нарезание зубьев методом обкатки: а – схема процесса нарезания зубьев; б – схема образования профиля зуба Эвольвентный профиль зуба получается как огибающая профиля рейки в нескольких последовательных её положениях, то есть рейка как бы обкатывается относительно заготовки (рис. 11,б). Цикл повторяется до окончания обработки всех зубьев. При использовании этого метода на одном станке одним и тем же инструментом можно нарезать эвольвентные профили с разными параметрами. При выполнении данной лабораторной работы применяются следующие понятия теории зубчатых зацеплений (рис. 12). Модульная прямая рейки (МПР) – средняя прямая, на которой толщина зуба равна ширине впадины и составляет половину шага Р. Делительная прямая рейки (ДПР) – прямая, касающаяся делительной окружности колеса. Делительная окружность колеса – окружность, на которой шаг зацепления равен шагу инструментальной рейки . Шаг рейки постоянен для любой прямой, параллельной модульной прямой в границах прямолинейного профиля зуба; поэтому заготовку можно устанавливать так, чтобы делительная окружность колеса касалась любой этой прямой, которая и будет делительной. При нарезании профиля зуба делительная прямая катится по делительной окружности без скольжения и, следовательно, обе линии являются центроидами в относительном движении рейки и колеса. Точки Р касания центроид будет полюсом зацепления при нарезании зубчатого колеса. Если делительная окружность колеса касается модульной прямой рейки, то профиль зуба будет нормальным (“нулевым ” или “некорригированным”). У такого колеса высота головки зуба ha равна модулю: а толщина зуба S по делительной окружности равна ширине впадины: Уменьшение числа зубьев при нормальном зубчатом зацеплении может вызвать подрезание зубьев. Для устранения подрезания и улучшения работы зубчатых колес при их изготовлении применяется коррегирование. Коррегирование зубчатых колес производится с целью уменьшения габаритов и улучшения качества (исправления) зацепления: устранения подрез ножки зуба, увеличения коэффициента перекрытия, уменьшения износа, повышения прочности зуба. Рис. 12. Зацепление зубчатого колеса с инструментальной рейкой Коррегирование (исправление) эвольвентных зубчатых колес осуществляется смещением стандартного режущего инструмента от оси заготовки, при этом по делительной окружности будет перекатываться не модульная прямая рейки, а любая другая, параллельно ей. Зубья колеса будут иметь при этом эвольвентный профиль, однако вид их будет иной, чем у зубьев нулевых колес. Расстояние между модульной и делительной прямой называется сдвигом рейки (рис. 12) . Смещение рейки относительно её положения для нормального колеса в направлении от центра колеса называется положительным сдвигом, а в направлении к центру колеса О – отрицательным сдвигом. Коэффициентом смещения (сдвига) называется отношение сдвига рейки к модулю зацепления m: В зависимости от видов корригирования комбинации смещений пары сопрягаемых зубчатых колес могут быть следующими: 1. Нулевое зацепление, когда сдвиги рейки для обоих колес равны нулю X1 =X2 =0 2. Равносмещенное зацепление, когда сумма коэффициентов смещения для обоих колес равна нулю: X1 +X2=0. 3. Неравносмещенное зацепление, когда сумма коэффициентов смещения для обоих колес не равна нулю: - положительно смещение X1 +X2 >0; - Отрицательное смещение X1 +X2 <0. Величина относительного сдвига (коэффициента смещения) рейки, необходимая для устранения подрезания ножки зуба, определяемая формулой , где ha * - коэффициент высоты головки зуба; Z – число (количество) зубьев колеса; - угол профиля рейки. Для зубчатых колес с нормальным исходным контуром по ГОСТ 13755-81, для которых ha * =1 и =200, формула определения коэффициента смещения будет иметь вид Абсолютный сдвиг рейки, необходимый для устранения подрезания ножки зуба, определяется формулой Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|