Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи позновательного развития





Задачи позновательного развития

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

—развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

—формирование познавательных действий, становление сознания;

—развитие воображения и творческой активности;

—формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

—формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативност

 

Познавательное развитие детей

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем ми

Компоненты познавательной сферы:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление)

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира)

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и позн

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможно сть правильно воспринимать и пониматьинформацию, переданную ему посредством слов

Мир ближайшего окружения ребенка 5 л ет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Средства и способы познания мира:

- через действия, через собственный практический опыт;

- посредством слова, т. е. через рассказы взрослых;

- благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных в организации предметно-развивающей среды

В 6 лету детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Содержательное упорядочивание - это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная и др.).

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитиепознавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неѐ характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребѐнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребѐнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возрастамы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребѐнка проникнуть пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии

интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворѐнности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребѐнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности –учебно-познавательная задач

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно

-исследовательской деятельность

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природ

Вариант 2.

Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия.

Система игр берет на себя всю обучающую нагрузку. Именно в совместной деятельности

должна быть сформирована система знаний и умений детей по разным разделам программы.В данном варианте совместной деятельности А.А. Столяр предлагает использовать систему обучающих игр. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно» ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к знаниям, но и к тому, что изучается. Для ребенка 5—7 лет специальная система обучающих игр —наиболее приемлемый вариант организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Обучающие игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только представления детей по основным разделам программы, но и определенные структуры мышления, и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем знаний и их применения к решению разного рода задач. Названием «обучающая игра» подчеркивается использование игры как формы обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации

Функция воспитателя в этом блоке —создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

 

Проэктный метод как вариант интеграции трех блоков

Типы проектов в ДОО.

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами у**а" сгнико0(подчиняясь конечному результату (продуманную структуруимеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированныес четко обозначенным» ориентированным на

социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют

компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательскийпроект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании

.

Содержание математических представлений в дошкольном возрастев современной методике развития математических представлений называется предматематикой (А. А. Столяр), то есть обеспечивает освоениелогико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейшейсоставляющей личности ребенка —его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. В результате освоения предматематики удетей развиваются способности к абстрагированию, анализу, сравнению,обобщению, сериации, классификации, умение сравнивать предметыи явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизироватьи упорядочивать. Это составляющие логико-математического опытаребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Содержание математического развития детейдошкольного возраста отвечает следующим требованиям:

—личностно-развивающая направленность содержания;

—социализирующая направленность математического содержания

Предметно-развивающая среда

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, –осознанность и активность ребенка в получении нужного знания.

Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов.

Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей.

К объектам для познавательного развитияв реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка доестественных природных и культурных объектов.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.

К нормативно-знаковомуотносится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждой

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений в ДОО оборудуютсяуголки экспериментированияв каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

- для неструктурированных материалов (стол «песок

- вода» или ѐмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

•Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верѐвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щѐтки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвѐртки, винтики, тѐрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колѐсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

•Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

•Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

•Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчѐнный пенопласт и др.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно –

пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту –одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий.

Задачи позновательного развития

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

—развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

—формирование познавательных действий, становление сознания;

—развитие воображения и творческой активности;

—формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

—формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативност

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.