Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карибский кризис и его международные последствия





Этапы деколонизации

Процесс деколонизации, т.е. ликвидации колониального владычества и предоставление политической независимости народам, растянулся на несколько десятилетий и имел три этапа, отличавшихся по содержанию друг от друга.

Первый из них охватил 1945-1955 гг. Он открылся августовскими революциями 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии. Воспользовавшись поражением в войне оккупировавшей эти страны Японии, левые силы, организованно боровшиеся против японцев, провозгласили независимость. Их бывшие метрополии – Франция и Голландия, восстановив собственную государственность после германской оккупации, попытались вернуть господство над этими странами, но в многолетней кровопролитной войне потерпели поражение. Объявивший в октябре 1945 г. независимость Лаос был вновь оккупирован Францией и получил свободу лишь в 1953 г вместе с Камбоджей.

Иначе поступили со своими колониями в Азии, требовавшими независимости, англичане. Лейбористское правительство пошло им навстречу, передав всю полноту власти в руки национальных сил, уже подготовленных к этому. В 1947 г. были созданы независимые правительства в Индии и Пакистане в 1948 г. – в Бирме, Израиле и Шри-Ланке. Всего за первое послевоенное десятилетие независимость получили 11 государств в Азии и одно в Африке (Ливия).

Второй этап (середина 50-х – конец 60-х годов) отличался большей организованностью и даже некоторой планомерностью в предоставлении независимости колониям. Примирившись с неизбежностью утраты колоний, европейские страны, в первую очередь Англия, позаботились о дополнительной подготовке кадров управленцев, военных, учителей, врачей и др. чтобы не допускать хаоса в новых государствах и чтобы сохранить свое влияние в них. Вырабатывались принципы и порядок управления, Механизм передачи власти. Для этого колонизаторы нередко шли и на контакт с национально-освободительными движениями. За этот период независимость получили 7 стран в Азии и 37 – в Африке. Решающим был 1960 г., когда сразу 17 африканских стран стали самостоятельными. Он вошел в историю как «год Африки. Только в случае с Алжиром Франция использовала все силы и средства, чтобы воспрепятствовать независимости. 8 лет – с1954 по 1962 г. – она вела колониальную войну, что было связано и с большой интегрированностью двух экономик и с найденными в



Алжире огромными месторождениями нефти. Лишь в 1962 г Алжир стал независимым, чему способствовала поддержка мировой общественности и ООН, еще в 1960 г. принявшей «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам»

На третьем этапе, начавшемся в первой половине 70-х годов, ликвидировались остатки некогда могущественных колониальных империй. В 1975 г. пала последняя из них, португальская, предоставив независимость Анголе, Мозамбику, Сан-Томе и Принсипи. До середины 90-х годов 11 стран в Африке обрели свой государственный статус. Примечательно, что большинство африканских стран сохранили тесные связи с метрополиями. Многие из них входят соответственно в Британское и Французское содружество наций.

Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаически отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические, финансовые, торговые, военно-политические.

На протяжении двух десятилетий после второй миро­вой войны распад колониальных империй в основном за­вершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость круп­нейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо­сти Намибии.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так назы­ваемый "третий мир", который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития.

В странах "третьего мира" наука выделяла в основном три группы государств. В некоторых из них, где капитали­стический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитых стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено к типу "капитали­стической ориентации". Наконец, некоторые страны, где ка­питалистические отношения, как правило, вообще отсутст­вовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, "социалистической ориентации". В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.

В моделях государственной организации страны "ка­питалистической ориентации" подражали прежним метро­полиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику дея­тельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т. п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, не утверди­лись в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые системы этих стран также имели во многом искусственный характер: продол­жали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большин­ство населения продолжало жить по нормам обычного пра­ва. Во многих из этих стран частично действовало и му­сульманское право.

Правящая группировка стран "социалистической ори­ентации" в создании государственной структуры подража­ла странам тоталитарного социализма (руководящая роль единственной разрешенной партии, советы, демократиче­ский централизм и т. п.), в ряде случаев придав государственным институтам еще более одиозный характер (предусмотренное законом создание слитных партийно-государ­ственных структур и др.). Право этих стран характеризова­лось сочетанием институтов различных эпох, зачастую про­тиворечащих друг другу ("социалистические" нормы, акты прежней метрополии, нормы обычного, мусульманского пра­ва).

Таким образом, в подавляющем большинстве стран не­зависимо от "ориентации" сложились, как правило, автори­тарные политические режимы с характерной концентраци­ей власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверх­централизацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые ох­ватывали все сферы жизни общества.

Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не менее не смогло решить важных проблем социально-экономиче­ского развития новых, освободившихся стран. В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капи­талистического хозяйства, а внешняя задолженность веду­щим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляется неравномерность развития освободившихся стран. Если “новые индустриальные” и некоторые нефтедобывающие страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономического роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. В последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начали вводить в экономическую струк­туру и политическую надстройку различные элементы, до­казавшие свою эффективность и общечеловеческую значи­мость (равноправие форм собственности, рыночные отно­шения, многопартийность, парламентаризм и т. п.).

Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, пре­дусматривающих разделение властей, существование не­скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей­ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука­занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото­рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).

 

2. Антиколониальные движения
a) Азия

К моменту окончания II Мировой войны колонии Азиатского региона уже были охвачены национально-освободительным движением. В результате японской оккупации Бирмы, Малайи, Индонезии, Индокитая и Филиппин были ликвидированы европейские и американские колониальные органы власти. Местное население, создав вооружённые партизанские отряды и целые армии, вели борьбу сначала с оккупантами, а затем и с метрополиями.

Особенно широкий размах движение приобрело во Вьетнаме, входившем в состав французского Индокитая. Во время августовской революции 1945 г. повстанцы во главе с Хо Ши Мином разоружили японский гарнизон и свергли власть марионеточного правительства императора Бао-Дай. 2 сентября 1945 г., в день капитуляции Японии, Национальный комитет освобождения, возглавляемый компартией, провозгласил независимость Вьетнама, первым президентом которого стал Хо Ши Мин. Не желая мириться с потерей колонии и властью коммунистов, французское правительство встало на путь силовых методов, развязав самую изнурительную и кровопролитную из всех колониальных войн, длившуюся с 1946 по 1954 гг. В ходе этой войны, названной в истории «грязной войной», французские колонизаторы широко использовали пытки, убийства и массовые репрессии против мирного населения, что лишь усиливало сопротивление. К 1954 г. французские войска оказались в окружении в районе Дьенбьенфа, что побудило Париж обратиться за помощью к США. Однако американское предложение использовать атомное оружие французов не устроило, т.к. в результате подобной акции пострадал бы и окружённый французский корпус. После 2-месячной блокады французский гарнизон во Вьетнаме капитулировал, а в июне 1954 г. на совещании министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета Безопасностии Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) в Женеве было подписано соглашение о прекращение военных действий в Индокитае и разделе территории Вьетнама по 17 параллели. Впоследствии на всей территории Вьетнама планировалось провести демократические выборы, но это решение, как и в Германии и в Корее, не было выполнено. Во Вьетнаме возникло 2 государства: опирающийся на западную помощь Южный Вьетнам со столицей Сайгон, и коммунистический ДРВ со столицей Ханой. 17 августа 1945 г. о независимости объявила голландская Индонезия, первым президентом которой стал лидер Национальной партии Сукарно.

В английской Бирме Япония многими была расценена как союзник в борьбе за независимость. В 1941 г. здесь была создана Армия независимости Бирмы во главе с Аун Саном, сотрудничавшим с японцами. Однако, осознав, что японцы стремятся сохранить контроль над Бирмой даже после провозглашения в 1943 г. её независимости, Аун Сан изменяет свои взгляды. В 1944 г. была созданаАнтифашистская лига народной свободы, которая в марте 1945 г. подняла против японцев восстание. Послевоенные попытки англичан сохранить контроль над колонией провалились и в 1947 г. Бирма обрела независимость, а первым главой правительства стал Аун Сан. Расширение антиколониального движения крайне обеспокоило метрополии, заставив их активизироваться. Англия, как самая крупная колониальная держава, пошла по пути предоставления колониям прав доминиона, преобразовав империю в Британское содружество наций. Доминионы получали самоуправление и формальное равенство в союзе, сохраняя свое подданство британской короне.По похожему пути пошла и Франция, провозгласив образование со своими колониями Французского союза.

Однако не все колонии удовлетворились данными уступками, заставляя метрополии либо признать их независимость, либо начать полосу колониальных войн.

15 августа 1947 г. Англия объявила о разделе Индии по религиозному признаку на 2 государства: индуистскую Индию и исламский Пакистан, и предоставлении им права доминиона. Первым главой новой Индии стал выдающийся деятель индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру. Главой Пакистана стал лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан. И Индия и Пакистан оказались очень сложными государственными образованиями, имеющими множество проблем и противоречий, наиболее острыми из которых были религиозные и территориальные. Индия на своем начальном этапе была союзом, состоящим из княжеств. Причем со времен завоеваний Великих Моголов княжеская аристократия, в большинстве своем, исповедовала ислам и тяготела к Пакистану. Население же, преимущественно, было индуистским, что и предопределило принадлежность княжеств. Продолжала активно влиять на развитие доминионов и Англия, в 1948 г. предоставив право доминиона входившему в состав бывшей колонии Индии о. Цейлону (ныне Шри-Ланка). Пакистан, в свою очередь, состоял из двух частей – на востоке и западе от Индии, что в 1971 г. привело к отделению восточной части и провозглашении там государства Бангладеш. Добившись самоуправления, правящие группы и население доминионов продолжило движение к полной независимости. В 1950 г. Индия отказалась от статуса доминиона и провозгласила республику, в 1956 г. подобный шаг сделал Пакистан.

США, добившиеся в результате разгрома Японии преобладания в тихоокеанском регионе, в отношениях со своими колониями больше заботились о сохранении своего военного влияния в регионе. Предоставляя колониям независимость, американцы стремились сохранить свои военные базы. Так, предоставив в 1946 г. независимость Филиппинским о-вам, Вашингтон заключил с филиппинским правительством ряд соглашений, позволяющим сохранить на островах военно-морские базы США, и предоставляющие американцам экономические привилегии.


б) Ближний Восток

Упорную борьбу с колонизаторами вели народы Ближнего Востока.

В 1946 г. Англия дала независимость Иордании, подобно США заключив соглашение о сохранении на ее территории английских войск. Франция же вынуждена была признать независимость Сирии и Ливана и вывести оттуда свои войска.

Единственной колонией в этом регионе оставалась Палестина со смешанным арабско-еврейским населением. Проблема Палестина во многом исходила не столько из стремления Англии сохранить свою колонию, сколько из-за национально- религиозных противоречий местного населения. Территория Палестины считалась «святой землёй», а ее столица Иерусалим была центром для трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

Стремление Запада сохранить свое влияние в этом нефтеносном регионе привело к принятию 14 мая 1948 г. решения ООН о создании на территории Палестины еврейского государства Израиль. Создание в полном арабско-мусульманском окружении иудаистского Израиля с одной стороны, создало очаг постоянной напряженности, а с другой – поставило Израиль под контроль Запада, т.к. только при его поддержке он мог противостоять нападкам арабов. Арабский мир не признал этого решения и сразу начал против Израиля вооруженную борьбу. 1-ая арабо-израильская война 1948-49 гг., в которой с арабской стороны выступали Иордания, Египет, Сирия, Ливан и Ирак, привел к поражению арабов. Израиль, опираясь на помощь США, занял еще около 6,7 тыс кв. км, планируя захватить всю Палестину и ряд сопредельных территорий. Наиболее экстремистские группировки мечтали о создании «Великого Израиля» от Суэцкого канала до Евфрата. В 60-х гг., готовясь к новой войне, арабские страны заключили против Израиля военный союз. Египетская блокада порта Эйлат была воспринята Израилем как акт агрессии, и побудила его предпринять упреждающий удар.

В результате шестидневной войны в июне 1967 г. египетская армия была полностью разгромлена, а силы Сирии и Иордании серьезно потеснены. Израиль включил в свой состав западный берег р. Иордан и сектор Газа.

Арабо-израильская война 1973 г. вновь показала военное преимущество израильской армии, вооруженной и поддержанной США, стремящимися через еврейское государство влиять на развитие Ближнего Востока.

Огромное значение для Запада, благодаря запасам нефти, имели арабские Иран и Ирак.

Сохранив правящие монархии, колонизаторы, в основном англичане, взяли под свой контроль добывающие отрасли и внешнюю торговлю, оставляя страны в полуколониальной зависимости. Прозападная политика монархий вызывала недовольство населения, что выливалось в революционные выступления.

14 июля 1958 г. в ходе революции в Ираке была свергнута прозападная монархия и провозглашена республика. Новое руководство вывело из страны английские военные базы и вышло из Багдадского пакта (ближневосточный филиал НАТО), что наносло сильный удар по позициям Запада на Ближнем Востоке. Окончательный разрыв с Западом произошел после национализации нефтяной промышленности. Толчком к исламской революции в Иране послужили еврокапиталистические реформы шаха, приведшие к сближению с Западом и разрывом с духовенством. В нач. 1979 г. шах бежал из страны, а 1 апреля 1979 г. в Иране была провозглашена Исламская республика, отказавшаяся и от капитализма, противопоставив им свой «исламский» путь развития. Захватившее в стране власть духовенство во главе с аятоллой Хомейни начало против США психологическую войну. А захват в заложники всего персонала американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 г. привела к установлению между странами открыто враждебного отношения (американская операция по освобождению заложников провалилась и они были освобождены лишь во время Ирано-иракской войны за 3 млрд доллароа).


в) Африка

Вслед за государствами Ближнего Востока борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки. В 50-е гг. независимости добилась итальянская Ливия, французские Ливан и Тунис, после 8-летней колониальной войны независимым стал Алжир.

Но к самым серьезным последствиям в ходе антиколониального движения мог привести

«Суэцкий кризис» 1956 г. В 1952 г. в Египте произошла антифеодальная и антиимпериалистическая революция. Свергнув монархию, к власти в стране пришло патриотически-настроенное офицерство во главе с Гамалем Абдель Насером.
26 июля 1956 г. Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, с последующей компенсацией и гарантиями свободного прохода по каналу судов всех стран. Подобная акция нанесла мощный удар по экономическим и политическим интересам Англии и Франции, что вызвало немедленную ответную реакцию. В ночь на 30 октября 1956 г. ближневосточный союзник Англии Израиль вторгся в Египет и через Синайский п-ов устремился к Суэцкому каналу. 31 октября англо-французская авиация нанесла бомбовые удары по египетским городам. Мировая общественность резко осудила эту агрессию, а Чрезвычайная сессия ООН 2 ноября приняла резолюцию с требованием прекращения огня. Однако агрессора не отреагировали и на следующий день, 3 ноября высадили в Порт-Саиде свой десант. Египет не мог противостоять сразу трем столь мощным державам, но на его стороне выступил СССР. 5 ноября Москва потребовала немедленного прекращения военных действий и очищение Египта, заявляя о готовности оказать египетскому правительству военную помощь любым видом оружия. Единственным, кто мог уравнять силы, были США, но американское правительство предпочло сохранить нейтралитет. Оно не желало из-за чужих интересов развязывать атомную войну с СССР и, кроме того, ослабление позиций Англии и Франции на Ближнем Востоке привело бы к усилению в этом регионе американских позиций. «Суэцкий кризис» завершился выводом из Египта англо-франко-израильских войск. И уже в январе 1957 г. правительство президента США Д.Эйзенхауэра провозгласило доктрину, согласно которой именно США призваны заполнить «вакуум силы», образовавшийся на Ближнем Востоке.

 

Последствия войны 1965

 

Индо-пакистанская война 1965 года завершилась без убедительной победы какой-либо из сторон. И в Индии, и в Пакистане государственная пропаганда сообщала об успешном завершении войны; в современном Пакистане до сих пор принято считать, что страна в 1965 году одержала значительную победу. В то же время многие независимые наблюдатели полагают, что в случае продления боевых действий и после 23 сентября успех в конечном счёте был бы на стороне Индии. Продолжавшаяся месяц война унесла более 5 тысяч жизней, были уничтожены сотни танков и десятки самолётов, хотя цифры потерь, приводимые официальными источниками с обеих сторон, полностью расходятся друг с другом.

Конфликт между Индией и Пакистаном был одним из немногих конфликтов того времени, не имевших отношения к «холодной войне». И СССР, и США сохраняли нейтральную позицию в ходе боевых действий, а страны НАТО ввели эмбарго на поставку оружия обеим воюющим странам. После очередной индо-пакистанской войны, произошедшей в 1971 году (и на этот раз не связанной с Кашмиром), события 1965 года оказались во многом забытыми, но их влияние на развитие ситуации в Южной Азии нельзя недооценивать.

Пакистан после введения американского эмбарго стал увеличивать размеры военного сотрудничества с Китаем, что побудило Индию к более тесным связям с СССР. Индийское военное командование усвоило уроки войны и продолжило реорганизацию армии.

Этапы деколонизации

Процесс деколонизации, т.е. ликвидации колониального владычества и предоставление политической независимости народам, растянулся на несколько десятилетий и имел три этапа, отличавшихся по содержанию друг от друга.

Первый из них охватил 1945-1955 гг. Он открылся августовскими революциями 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии. Воспользовавшись поражением в войне оккупировавшей эти страны Японии, левые силы, организованно боровшиеся против японцев, провозгласили независимость. Их бывшие метрополии – Франция и Голландия, восстановив собственную государственность после германской оккупации, попытались вернуть господство над этими странами, но в многолетней кровопролитной войне потерпели поражение. Объявивший в октябре 1945 г. независимость Лаос был вновь оккупирован Францией и получил свободу лишь в 1953 г вместе с Камбоджей.

Иначе поступили со своими колониями в Азии, требовавшими независимости, англичане. Лейбористское правительство пошло им навстречу, передав всю полноту власти в руки национальных сил, уже подготовленных к этому. В 1947 г. были созданы независимые правительства в Индии и Пакистане в 1948 г. – в Бирме, Израиле и Шри-Ланке. Всего за первое послевоенное десятилетие независимость получили 11 государств в Азии и одно в Африке (Ливия).

Второй этап (середина 50-х – конец 60-х годов) отличался большей организованностью и даже некоторой планомерностью в предоставлении независимости колониям. Примирившись с неизбежностью утраты колоний, европейские страны, в первую очередь Англия, позаботились о дополнительной подготовке кадров управленцев, военных, учителей, врачей и др. чтобы не допускать хаоса в новых государствах и чтобы сохранить свое влияние в них. Вырабатывались принципы и порядок управления, Механизм передачи власти. Для этого колонизаторы нередко шли и на контакт с национально-освободительными движениями. За этот период независимость получили 7 стран в Азии и 37 – в Африке. Решающим был 1960 г., когда сразу 17 африканских стран стали самостоятельными. Он вошел в историю как «год Африки. Только в случае с Алжиром Франция использовала все силы и средства, чтобы воспрепятствовать независимости. 8 лет – с1954 по 1962 г. – она вела колониальную войну, что было связано и с большой интегрированностью двух экономик и с найденными в

Алжире огромными месторождениями нефти. Лишь в 1962 г Алжир стал независимым, чему способствовала поддержка мировой общественности и ООН, еще в 1960 г. принявшей «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам»

На третьем этапе, начавшемся в первой половине 70-х годов, ликвидировались остатки некогда могущественных колониальных империй. В 1975 г. пала последняя из них, португальская, предоставив независимость Анголе, Мозамбику, Сан-Томе и Принсипи. До середины 90-х годов 11 стран в Африке обрели свой государственный статус. Примечательно, что большинство африканских стран сохранили тесные связи с метрополиями. Многие из них входят соответственно в Британское и Французское содружество наций.

Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаически отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические, финансовые, торговые, военно-политические.

На протяжении двух десятилетий после второй миро­вой войны распад колониальных империй в основном за­вершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость круп­нейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо­сти Намибии.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так назы­ваемый "третий мир", который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития.

В странах "третьего мира" наука выделяла в основном три группы государств. В некоторых из них, где капитали­стический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитых стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено к типу "капитали­стической ориентации". Наконец, некоторые страны, где ка­питалистические отношения, как правило, вообще отсутст­вовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, "социалистической ориентации". В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.

В моделях государственной организации страны "ка­питалистической ориентации" подражали прежним метро­полиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику дея­тельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т. п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, не утверди­лись в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые системы этих стран также имели во многом искусственный характер: продол­жали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большин­ство населения продолжало жить по нормам обычного пра­ва. Во многих из этих стран частично действовало и му­сульманское право.

Правящая группировка стран "социалистической ори­ентации" в создании государственной структуры подража­ла странам тоталитарного социализма (руководящая роль единственной разрешенной партии, советы, демократиче­ский централизм и т. п.), в ряде случаев придав государственным институтам еще более одиозный характер (предусмотренное законом создание слитных партийно-государ­ственных структур и др.). Право этих стран характеризова­лось сочетанием институтов различных эпох, зачастую про­тиворечащих друг другу ("социалистические" нормы, акты прежней метрополии, нормы обычного, мусульманского пра­ва).

Таким образом, в подавляющем большинстве стран не­зависимо от "ориентации" сложились, как правило, автори­тарные политические режимы с характерной концентраци­ей власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверх­централизацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые ох­ватывали все сферы жизни общества.

Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не менее не смогло решить важных проблем социально-экономиче­ского развития новых, освободившихся стран. В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капи­талистического хозяйства, а внешняя задолженность веду­щим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляется неравномерность развития освободившихся стран. Если “новые индустриальные” и некоторые нефтедобывающие страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономического роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. В последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начали вводить в экономическую струк­туру и политическую надстройку различные элементы, до­казавшие свою эффективность и общечеловеческую значи­мость (равноправие форм собственности, рыночные отно­шения, многопартийность, парламентаризм и т. п.).

Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, пре­дусматривающих разделение властей, существование не­скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей­ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука­занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото­рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).

 

2. Антиколониальные движения
a) Азия

К моменту окончания II Мировой войны колонии Азиатского региона уже были охвачены национально-освободительным движением. В результате японской оккупации Бирмы, Малайи, Индонезии, Индокитая и Филиппин были ликвидированы европейские и американские колониальные органы власти. Местное население, создав вооружённые партизанские отряды и целые армии, вели борьбу сначала с оккупантами, а затем и с метрополиями.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.