Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обострение индо-пакистанских отношений





 

Восстановление дипломатических отношений между Индией и Пакистаном в мае 1976, а также возобновление воздушного сообщения между двумя странами летом того же года означали завершение важного этапа нормализации обстановки в регионе, когда в значительной мере были преодолены отрицательные последствия вооруженного конфликта 1971 для И.-п. о.

В конце 70-х и особенно в 80-е гг. развитие И.-п. о. замедлилось. Возникли серьезные разногласия и противоречия по ряду проблем не только двусторонних отношений, но и регионального плана, в том числе, в связи с ситуацией вокруг Афганистана. Активизация военно-политического сотрудничества Пакистана с США вызвала отрицательную реакцию Индии.

В 80-е — начале 90-х гг. возросла потенциальная опасность кашмирской проблемы для стабильности И.-п. о. Со сложным развитием ситуации вокруг Кашмира было связано возникновение нового терри­ториального спора между Пакистаном и Индией, обусловленного их взаимными притязаниями на ледник Сиачен (длина около 85 км, площадь 1180 кв. км), расположенный в горах Каракорума. С весны 1984 Сиачен не раз становился ареной вооруженных столкновений между специальными подразделениями армий двух стран. Во второй половине 80-х гг. состоялось несколько раундов пакистано-индийских переговоров на разных уровнях по вопросу о Сиачене, выявивших принципиальное различие политических позиций сторон.

В эти же годы обострились индийско-пакистанские разногласия по ядерной проблеме.

Вместе с тем стороны предпринимали усилия, направленные как на достижение договоренностей по отдельным спорным проблемам, так и на ослабление напряженности и нормализацию взаимоотношений в Целом. Отвергнув сделанное в январе 1980 предложение премьер-министра Индии И.Ганди о заключении пакта о ненападении, который содержал бы обязательства двух стран об отказе от агрессин и применения силы друг против друга, осенью 1981 пакистанское правительство само предложило индийской стороне начать двусторонние переговоры относительно заключения договора о взаимных гарантиях ненападения и неприменения силы друг против друга. В начале 1982 индийское правительство, в свою очередь, предложило Исламабаду заключить договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Предполагалось, что в нем должны быть закреплены обязательства сторон не разрешать создания иностранных баз па своей территории и решать спорные межгосударственные вопросы без привлечения третьих стран. В течение 1982-1989 Дели и Исламабад поддерживали контакты по этому вопросу, которые, однако, не привели к заключению соответствующего сог­лашения.

Проблемы развития И.-п. о. не раз обсуждались во время пакистано-индийских встреч на высшем уровне, ставших регулярными особенно в связи с проведением ежегодных конференций глав государств и правительств стран-членов СААРК. Важным событием в И.-п. о. стали, в частности, приезд Р.Ганди в Исламабад в декабре 1988 для участия в IV конференции СААРК на высшем уровне и его переговоры с Б. Бхутто, в результате которых был подписан ряд соглашений, в том числе о взаимном ненападении на ядерные объекты друг друга. Пакистано-индийские контакты на высшем уровне были продолжены во время краткого визита Р.Ганди в Исламабад в июле 1989. Интенсивные пакистано-иидийские переговоры на разных уровнях в конце 80-х-начале 90-х гг. привели к достижению договоренностей по таким вопросам, как совместные действия по борьбе с контрабандой наркотиков, мерах по укреплению пакистано-иидийской границы (с целью пресечения незаконных ее переходов), облегчении контактов граждан двух стран и связей по линии туризма и др. Выдвинув еще в середине 70-х гг. предложение о превращении ЮА в зону, свободную от ядерного оружия, Пакистан продолжал поиск путей реализации этого предложения. В июне 1991 премьер-министр Пакистана Наваз Шариф выступил с инициативой обратиться к посредничеству США, Советского Союза и Китая в вопросе о мерах, обеспечивающих нераспространение ядерного оружия в ЮА. Пакистанское правительство выдвинуло также предложение о заключении двусторонних соглашений или достижении странами ЮА общего соглашения о запрещении любых средств массового уничтожения; предложенные главой пакистанского правительства меры также включали взаимное и сбалансированное сокращение обычных вооруженных сил в ЮА в соответствии с принципом равной и гарантированной безопасности.

В 90-е гг. сохранилось сложное развитие И.-п. о. В начале 1990 вследствие резкого обострения обстановки вокруг Кашмира Пакистан и Индия оказались на грани военного противостояния. Исламабаду и Дели удалось удержать ситуацию под контролем, были приняты меры к ослаблению напряженности. В июле 1990 в Исламабаде начался первый раунд пакистано-индийских переговоров на уровне секретарей по иностранным делам МИД двух стран; усилия сторон были сосредоточены на поиске путей к улучшению взаимоотношений. Переговоры продолжались, с перерывами, до начала 1994, не дав сколько-нибудь ощутимых результатов.

Перспективы позитивного сдвига в И.-п. о. наметились в 1997. Премьер-министры Пакистана Наваз Шариф и Индии Индер Кумар Гуджрал неоднократно заявляли о своем стремлении приложить усилия для нормализации отношений между двумя странами. В мае 1997 состоялась их встреча в Мале (Мальдивские острова), где прошла конференция глав государств и правительств стран-членов СААРК. Во время встречи была достигнута договоренность об освобождении всех гражданских лиц, удерживаемых обеими сторонами, а также создании рабочих групп, в задачи которых будет входить урегулирование двусторонних проблем, в том числе кашмирской. Было решено продолжить консультации на уровне глав МИД.

В сентябре 1997 вновь имела место встреча Наваз Шарифа и И.К. Гуджрала в Нью-Йорке, где они участвовали в работе сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Несколько раньше, в марте 1997, возобновились переговоры на уровне секретарей по иностранным делам МИД двух стран; на второй встрече в июле того же года были определены восемь групп проблем, на которых предполагается сосредоточить внимание в переговорном процессе, в их числе — кашмирский вопрос.

В 90-е годы влияние на И.-п. о. начал оказывать новый фактор — заинтересованность Пакистана и Индии в развитии торгово-экономических и других связей с государствами Центральной Азии.

Полно­масштабная реализация соглашений, подписанных Индией и Пакистаном с новыми государствами, проектов создания системы коммуникаций, связывающих Южную и Центральную Азию, возможна лишь в условиях устойчивой нормализации И.-п. о.

Установление отношений добрососедства и сотрудничества между Пакистаном и Индией — процесс сложный и долговременный из-за наслоений длительной конфронтации между ними, особенностей их внутриполитической ситуации и др.

Трудности создают существенные различия в позициях сторон о путях укрепления взаимоотношений.

Официальные круги Пакистана настаивают на том, что доминирующим пунктом на переговорах должна стать кашмирская проблема; государственные деятели Индии предлагают на начальных этапах переговоров сосредоточить внимание на менее сложных проблемах.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.