|
Анализ розничного товарооборотаОсновными задачами анализа розничного товарооборота торгового предприятия являются: • оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде; • изучение объема товарооборота в динамике (то есть за ряд лет); • изучение структурных сдвигов в товарообороте; • определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота; • изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам; • выявление и использование внутренних резервов развития товарооборота. В розничном товарообороте выделяют реализацию: за наличный расчет и реализацию в кредит. В процессе анализа определяют, какой из видов оборота обеспечивает наибольшую выручку, и оценивают, как изменяется товарооборот по видам продаж, устанавливают, какое из условий оплаты в наибольшей степени способствует росту товарооборота и, следовательно, денежной выручки от продаж. В анализе товарооборота по организационным формам изучают реализацию: • через стационарную торговую сеть, т.е. торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях; • через мелкорозничную торговую сеть, в которой выделяют розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки и передвижные средства развозной и разносной торговли; • через виртуальные интернет-магазины; • по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений (посылочную торговлю); • комиссионную — розничную продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами— комитентами по договорам комиссии. Развозной называют розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств. Разносной считается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах. Форма торгового обслуживания — это разные методы обслуживания покупателей. По формам торгового обслуживания различают: • индивидуальное обслуживание через прилавок; • самообслуживание; • индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания; • салонное обслуживание; • обслуживание по заказам; • обслуживание по образцам; • обслуживание через Интернет; • обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах; • обслуживание через автоматы. В анализе товарооборота по составу осуществляют сравнение фактического товарооборота с плановым оборотом по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания. Оценивают степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах. Исчисляется удельный вес каждой составляющей товарооборота, например доли товарооборота стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем товарообороте, или удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д., проверяют выполнение плана по удельным весам. Такое исследование проводят за год и по кварталам, месяцам, а также в динамике за ряд периодов. Если товарооборот по составу не планировался, ограничиваются динамическими сравнениями по каждой из составляющих товарооборота цепным и (или) базисным способами. Анализ позволяет выявить: • наиболее существенные для организации составляющие товарооборота, которые занимают наибольший удельный вес; • перспективные направления продаж, удельный вес которых растет; • несущественные для организации продажи, доля которых незначительна; • методы или формы торговли, по которым снижается доля товарооборота из-за падения покупательского спроса либо по другим причинам; в перспективе эти методы и формы могут быть исключены из торгового процесса. Следует учитывать и последствия применяемых методов или форм торговли. Например, при анализе продаж в кредит в розничной торговле учитывают возможные последствия отсрочки, включая задержку денежных поступлений, риск неоплаты, вероятность инфляции и ее влияние на финансовый результат от данного вида продаж. В анализе учитывают преимущества тех или иных составляющих товарооборота. Например, организационная форма продаж через интернет-магазины позволяет свести к минимуму складские запасы, а товар может доставляться от производителя с использованием методов логистики.
В рамках анализа общего объема товарооборота оптовых предприятий изучают также структуру товарооборота: в ассортиментном разрезе, по рынкам сбыта, клиентам. В розничной торговле анализируют структуру товарооборота: по периодам (кварталам, месяцам), в ассортиментном разрезе. Удовлетворение покупательского спроса является главной целью формирования структуры товарооборота. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам разных категорий покупателей. Анализ структуры товарооборота в ассортиментном разрезе позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах. Структура товарооборота — это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме товарооборота: Уд. вес группы товаров = (Тгт: Т) х 100, (6) где: Тгт –товарооборот по товарной группе; Т - общий объем товарооборота. Такую структуру товарооборота анализируют в следующей последовательности: 1) изучают выполнение плана по товарным группам; 2) рассчитывают удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота; 3) анализируют динамику продаж отдельных товаров цепным и (или) базисным способами; 4) выявляют сезонность спроса. В процессе анализа оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объеме товарооборота. Выполнить план по структуре — значит обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров (видов, групп). Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации. Каждый из видов товаров имеет свои затраты по закупкам, размер торговой надбавки, доходоемкость, спрос. Поэтому изменения в ассортименте и структуре товарооборота приводят к изменению выручки, размеров доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, прибыли и эффективности работы торгового предприятия в целом. План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более доходоемких товаров, товаров с большей оборачиваемостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными. Исходные и расчетные данные сводят в таблицы для последующего изучения, выполнения АВС-анализа, выводов и рекомендаций. На основе изучения товарооборота по структуре принимают решения: что закупать для предложения покупателям, в каком объеме и ассортименте. Вместе с тем на процесс формирования структуры товарного ассортимента влияет также и характер спроса. В этом аспекте выделяют: • спрос, не допускающий замены одного товара другим, что наблюдается при покупке товаров с учетом строгих технологических требований, стандартов; товаров, предназначенных, как правило, для профессионального использования при производстве высококачественной продукции; • спрос, допускающий замену товаров после ознакомления с полным ассортиментом товаров, встречается, например, в оптовой торговле; • импульсивный спрос, формируемый под влиянием товарного предложения, когда, например, при покупке одного товара появляется желание приобрести сопутствующий ему товар, например при покупке пальто приобрести шарф, перчатки. В процессе анализа изучают удельные веса товаров, относящихся к тому или иному характеру спроса, оценивают их динамичность и определяют необходимые пропорции взаимозаменяемых и сопутствующих товаров в соотношениях с основным ассортиментом, оценивают их соответствие плану, разрабатывают рекомендации по улучшению структуры продаж. Анализ структуры товарооборота по рынкам (регионам) сбыта и в динамике за рядлет важен для оптовых предпр иятий, т.к. позволяет получить информацию, где и в каком регионе дела обстоят хуже или лучше, какие из них обеспечивают наибольший объем продаж, регионы с растущим спросом. Важной часть сбытовой работы оптового торгового предприятия является формирование взаимовыгодных отношения с клиентами, что позволяет иметь стабильных покупателей и увеличивать их количество. Для того, чтобы иметь представление об основных клиентах и их доли в объеме товарооборота, стоит осуществить анализ структуры товарооборота в разрезе клиентов и выполнить его в динамике за несколько лет. Анализ структуры товарооборота по клиентам и в динамике по годам позволяет выяснить, кто из них какую долю продаж обеспечивает, как она изменяется в динамике, как в дальнейшем формировать систему взаимоотношений с ними. Пример такого анализа показан в таблице 1. По данным проведенных исследований потеря 10% клиентов грозит снижением прибыли вдвое.
Таблица 1. Анализ состава клиентов
Анализ ритмичности продаж Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации товаров покупателям, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте и выручке, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы торговой фирмы снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов. Изучение ритмичности — это оценка объема товарооборота за определенные отрезки времени. Существует несколько методов расчета ритмичности и равномерности продаж. Наиболее простым способом ритмичность оценивают по коэффициенту ритмичности — отношению числа периодов, за которые план по объему товарооборота был выполнен, к общему числу периодов. Возможен также расчет отношения числа периодов, в течение которых объем товарооборота выше среднего, к общему числу периодов в динамическом ряду. Например, если план выполнялся 8 месяцев в году, коэффициент ритмичности (Крит) будет равен: Крит = 8: 12 = 0,67, или 67%. Коэффициент ритмичности измеряется в долях единицы или процентах и принимает значение числами от 0 до 1. Чем ближе Крит к 1, тем ритмичнее осуществляются продажи, и наоборот, приближение коэффициента к нулю означает неритмичную работу торговой организации. Коэффициент ритмичности изучают в динамике, а также в сравнении с аналогичным показателем других подразделений предприятия или других организаций, выявляют лучшие организации и подразделения по данному показателю, изучают их опыт. Коэффициент равномерности продаж рассчитывают на основе среднего квадратического отклонения:
где: xi – процент реализации товаров за i-й период в отношении к итоговому объему продаж; ¯x - средний процент реализации; n – число анализируемых периодов. Равномерность при этом может исчисляться за любой период (5, 10, 15 и 30 дней) по всему обороту, отдельным покупателям, по отдельным товарам. Значения коэффициента равномерности колеблются в пределах от 0 до 100%. Чем ближе его значение к 100%, тем более равномерно осуществлялись продажи. Значения коэффициентов равномерности продаж сравнивают в динамике, чтобы определить, как изменяется ритмичность продаж с течением времени, оценить наметившиеся тенденции. Сравнение по этому показателю проводят также между организациями или их подразделениями для определения лучших подразделений, изучения их опыта и выявления причин отставания худших подразделений в ритмичности продаж. Такими причинами могут быть неравномерность поставок, приводящая к дефициту предложения товаров, нарушение режимов торговли, неудовлетворительное размещение товаров, пропуски рабочего времени и др.
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|