Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Феномен человека. Проблема человека в философии





Феномен человека. Проблема человека в философии

Проблема антропосоциогенеза. Основные научные и философские концепции генезиса человека и общества.

Образ человека в истории развития философской мысли.

Феномен человека: единство социального и биологического.

Человек в единстве трех модусов: дух, душа, тело.

Категории описания феномена человека: личность, индивид, индивидуальность.

Система духовных ценностей в жизни человека (гедонизм, аскетизм, утилитаризм, соборность, коэволюция).

  Проблема человека – центральная проблема во всей мировой философской мысли. Какова е специфика философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. Неслучайно в «Новейшем философском словаре» нет однозначного определения категории «человек», поскольку человек соединяет в себе множество противоположных начал: биологическое-социальное, душа- тело, природное-культурное и др. Существует множество трактовок понятия «человек» в истории философской мысли: «Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека», - Ф. Петрарка. «Человеческая природа – такая природа, которая была помещена на всеми творениями бола и лишь немного ниже ангелов», - Н. Кузанский. В рамках философии феномен человека изучает такая наука как антропология. Основателем антропологии считается М. Шелер. Он выделил 5 различных дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) Европейско-христианский; 2) Антично-греческий; 3) Натуралистический; 4) Декаданский (от лат. Decadence - упадок) – общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе к. 19-н. 20 веков, характеризующийся оппозицией к общепринятой, «мещанской морали», провозглашением культа красоты как самодавлеющей ценности, сопровождающихся нередко эстетизацией греха и порока. 5) Ориентированный на сверхчеловека.   Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной. Диапазон размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философская антропология наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо пони-мая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философия познанием человека как такового или интересует особый, свой угол зрения на него? Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Имеете с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Эти два основных понятия, т. е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различают по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие от естественного бытия, и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, и исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», также как и неизменной «сущности».

 

Человек и природа

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культу­ры и цивилизации. Природа является объектом естествозна­ния. Представления о природе как пространстве для разверты­вания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на ис­пользование сил природы для удовлетворения потребностей че­ловека. Научно-рационалистический подход к природе превра­щал ее в постоянный объект для усилий человека с целью вы­живания и обеспечения элементарного существования. Исполь­зуя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставля­ет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Последняя сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человеко-центризма», о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека» из «сча­стья планеты». Эти идеи высказывались еще в начале и сере­дине XX в. в концепциях выхода человека в Космос (К. Э, Циол­ковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский), «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), устойчивого раз­вития на основе коренной переоценки нынешних представле­ний о самом себе и своих ценностях («восемь смертных грехов цивилизованного человечества» — К. Лоренц) и др. Образ природы в религиях основан на специфическом для них понимании роли и места человека в природе как «тварного» существа, призванного не изменять природу по своему ус­мотрению на основании гордыни разума, а жить в гармонии с «Божьим миром», относиться к природе с благоговением, беречь и приумножать ее ресурсы. В высшей степени это относится к живой природе, к нашим «братьям меньшим», в духе, принципа «непричинения зла живому» и «благоговения перед жизнью». Все природные явления и процессы воспринимаются как символические и сакральные. Для человека гораздо важ­нее «быть», а не «иметь». Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определя­ется не инстинктами, а является актом свободной воли. Пос­леднее обстоятельство несет в себе возможность хищническо-10 отношения к природе, что вызвало современный экологи­ческий кризис.   2. Образ человека в истории развития философской мысли.  
Античность (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.) Средневековье (со II в. по XIV в.)   Возрождение (с XIV в. по XVI в.) Новое время (с XVII в. по XIX в.) Новейшее время (XX в. – XXI в.)
Космоцентризм (мир целостный, гармоничный порядок, все подчинено року, человек часть мира); Натуралистический подход понимания человека как микрокосм; Человек должен принять достойно то, что послано судьбой. Человек – герой, победитель, а мир как данность Теоцентризм, трансцендентность. Рассматривая человека, говорили, что человек есть богочеловек. Божественный смысл превыше человека, человек – связующее звено между божественным и тварным миром. Почему звено? Он создан по образ и подобию Бога. Идеал – преодолеть двойственность (телесное) и оставить духовное => аскетизм (готовность к вечной жизни). Человек не может самостоятельно добыть знания; оно открывается в откровении.   Пантеистичность мышления, воплощение активного творческого начала. Мир есть бог, культ творчества. Человек есть сотворец бога, т.к. создан по его образу и подобию – это и есть проявление божественного начала, неповторимая индивидуальность: важно воплощение, самореализация. Рационалистичность, установка на познание всего, человек может все познать и изменить в этом мире. Возможности разума безграничны (культ разума), т.к. человек есть мыслящее существо, а разум – это врожденное свойство человека. Человек – человекобог: человек творит мир и самого себя. Главное в человеке – интеллект без всякой субъективности. Идеал – интеллектуальный мыслитель. Человек формируется в процессе общения => социоцентризм: все человеческие качества не врожденные, а приобретенные. Культ общества. Человек – субъект истории => человек творит мир и самого себя в зависимости от наработанного опыта предшествующих поколений. Существуют объективные законы развития. Деятель должен изменить мир.

Выделение физической, социальной, духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждым и з элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.

Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни. Как вы думаете, с какого момента человек становится личностью? В возрасте трех лет (соображение, проявление желаний, своего мнения).

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, родителя, т.е. личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности.

В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке или в какой-то степени утратить личностные качества вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека:

Понятие «индивид» было введено Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом» (неразложимый элемент бытия социума). Индивид – это единичный представитель человеческого рода и имеет ряд отличительных признаков: две руки, две ноги, отсутствие волосяного покрова на теле, сознание.

Индивидуальность – то уникальное своеобразие человека. Индивидуальность с рождения: тембр голоса, особенность поведения, характера, далее в процессе социализации – особенности общения, манеры одеваться.

Гедонизм (в пер. с греч. наслаждение) – утверждает, что главной ценностью и высшим благом является наслаждение. Причем отказываться от наслаждения с их точки зрения легко, нужно наслаждаться, не будучи рабом своих страстей.

Утилитаризм (от лат. польза, выгода) – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Главная установка – жить, принося пользу другим: жить для и во имя людей.

Соборность (в пер. с греч. всеобщий). Является наработкой российских мыслителей. Соборность – это общий принцип устранения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (Вл. Соловьев). Иначе говоря, означает добровольное, совместное действие многих во имя общего дела.

Феномен человека. Проблема человека в философии







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.