|
Феномен человека. Проблема человека в философии
Феномен человека. Проблема человека в философии
Проблема антропосоциогенеза. Основные научные и философские концепции генезиса человека и общества.
Образ человека в истории развития философской мысли.
Феномен человека: единство социального и биологического.
Человек в единстве трех модусов: дух, душа, тело.
Категории описания феномена человека: личность, индивид, индивидуальность.
Система духовных ценностей в жизни человека (гедонизм, аскетизм, утилитаризм, соборность, коэволюция).
Проблема человека – центральная проблема во всей мировой философской мысли. Какова е специфика философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. Неслучайно в «Новейшем философском словаре» нет однозначного определения категории «человек», поскольку человек соединяет в себе множество противоположных начал: биологическое-социальное, душа- тело, природное-культурное и др.
Существует множество трактовок понятия «человек» в истории философской мысли:
«Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека», - Ф. Петрарка.
«Человеческая природа – такая природа, которая была помещена на всеми творениями бола и лишь немного ниже ангелов», - Н. Кузанский.
В рамках философии феномен человека изучает такая наука как антропология. Основателем антропологии считается М. Шелер. Он выделил 5 различных дискурсов, по-разному ставивших проблему человека:
1) Европейско-христианский;
2) Антично-греческий;
3) Натуралистический;
4) Декаданский (от лат. Decadence - упадок) – общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе к. 19-н. 20 веков, характеризующийся оппозицией к общепринятой, «мещанской морали», провозглашением культа красоты как самодавлеющей ценности, сопровождающихся нередко эстетизацией греха и порока.
5) Ориентированный на сверхчеловека.
Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной.
Диапазон размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек.
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философская антропология наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо пони-мая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философия познанием человека как такового или интересует особый, свой угол зрения на него?
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Имеете с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Эти два основных понятия, т. е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различают по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие от естественного бытия, и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, и исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», также как и неизменной «сущности».
|
Человек и природа
Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации. Природа является объектом естествознания. Представления о природе как пространстве для развертывания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Научно-рационалистический подход к природе превращал ее в постоянный объект для усилий человека с целью выживания и обеспечения элементарного существования. Используя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию.
Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Последняя сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человеко-центризма», о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Эти идеи высказывались еще в начале и середине XX в. в концепциях выхода человека в Космос (К. Э, Циолковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский), «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), устойчивого развития на основе коренной переоценки нынешних представлений о самом себе и своих ценностях («восемь смертных грехов цивилизованного человечества» — К. Лоренц) и др.
Образ природы в религиях основан на специфическом для них понимании роли и места человека в природе как «тварного» существа, призванного не изменять природу по своему усмотрению на основании гордыни разума, а жить в гармонии с «Божьим миром», относиться к природе с благоговением, беречь и приумножать ее ресурсы. В высшей степени это относится к живой природе, к нашим «братьям меньшим», в духе, принципа «непричинения зла живому» и «благоговения перед жизнью». Все природные явления и процессы воспринимаются как символические и сакральные. Для человека гораздо важнее «быть», а не «иметь».
Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли. Последнее обстоятельство несет в себе возможность хищническо-10 отношения к природе, что вызвало современный экологический кризис.
2. Образ человека в истории развития философской мысли.
| Античность
(с VI в. до н.э. по VI в. н.э.)
| Средневековье
(со II в. по XIV в.)
| Возрождение
(с XIV в. по XVI в.)
| Новое время
(с XVII в. по XIX в.)
| Новейшее время
(XX в. – XXI в.)
| Космоцентризм (мир целостный, гармоничный порядок, все подчинено року, человек часть мира);
Натуралистический подход понимания человека как микрокосм;
Человек должен принять достойно то, что послано судьбой.
Человек – герой, победитель, а мир как данность
| Теоцентризм, трансцендентность. Рассматривая человека, говорили, что человек есть богочеловек. Божественный смысл превыше человека, человек – связующее звено между божественным и тварным миром. Почему звено? Он создан по образ и подобию Бога. Идеал – преодолеть двойственность (телесное) и оставить духовное => аскетизм (готовность к вечной жизни). Человек не может самостоятельно добыть знания; оно открывается в откровении.
| Пантеистичность мышления, воплощение активного творческого начала. Мир есть бог, культ творчества. Человек есть сотворец бога, т.к. создан по его образу и подобию – это и есть проявление божественного начала, неповторимая индивидуальность: важно воплощение, самореализация.
| Рационалистичность, установка на познание всего, человек может все познать и изменить в этом мире. Возможности разума безграничны (культ разума), т.к. человек есть мыслящее существо, а разум – это врожденное свойство человека.
Человек – человекобог: человек творит мир и самого себя. Главное в человеке – интеллект без всякой субъективности. Идеал – интеллектуальный мыслитель.
| Человек формируется в процессе общения => социоцентризм: все человеческие качества не врожденные, а приобретенные. Культ общества. Человек – субъект истории => человек творит мир и самого себя в зависимости от наработанного опыта предшествующих поколений. Существуют объективные законы развития. Деятель должен изменить мир.
|
Выделение физической, социальной, духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждым и з элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.
Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни. Как вы думаете, с какого момента человек становится личностью? В возрасте трех лет (соображение, проявление желаний, своего мнения).
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, родителя, т.е. личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности.
В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке или в какой-то степени утратить личностные качества вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека:
Понятие «индивид» было введено Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом» (неразложимый элемент бытия социума). Индивид – это единичный представитель человеческого рода и имеет ряд отличительных признаков: две руки, две ноги, отсутствие волосяного покрова на теле, сознание.
Индивидуальность – то уникальное своеобразие человека. Индивидуальность с рождения: тембр голоса, особенность поведения, характера, далее в процессе социализации – особенности общения, манеры одеваться.
Гедонизм (в пер. с греч. наслаждение) – утверждает, что главной ценностью и высшим благом является наслаждение. Причем отказываться от наслаждения с их точки зрения легко, нужно наслаждаться, не будучи рабом своих страстей.
Утилитаризм (от лат. польза, выгода) – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Главная установка – жить, принося пользу другим: жить для и во имя людей.
Соборность (в пер. с греч. всеобщий). Является наработкой российских мыслителей. Соборность – это общий принцип устранения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (Вл. Соловьев). Иначе говоря, означает добровольное, совместное действие многих во имя общего дела.
Феномен человека. Проблема человека в философии
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|