Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Административное право как отрасль права и как наука.





Тема: Административное право как отрасль права и как наука.

Понятие, предмет и метод административного права.

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).

Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения.

Административно-юстиционные и организационно-охранительные отношения.

Место административного права в правовой системе России.

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной мас­сив регулируемых нормами административного права и являющихся его пред­метом общественных организационных отношений. Они возникают в про­цессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуще­ствления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управ­ленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последстви­ями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены во вне, к объектам управления и административно-пра­вового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими(в отличие от внутриаппаратных) организацион­ными отношениями.

Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной влас­ти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юри­дическими лицами.



 

Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности.

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы пуб­личного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратнымиадминистративно-правовыми от­ношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атри­бутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместите­лями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового рас­порядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисцип­лины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установ­ление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режи­ма работы со служебными документами; информационное, материально-тех­ническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служеб­ной деятельности работников данного органа и т.д.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосудар­ственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который вот­личие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей уп­равленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляет­ся в масштабах всего государства, от имени верховных государственных ор­ганов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам. Общегосударственная контрольная де­ятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Фе­дерального собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.

 

Административно-юстиционные и организационно-охранительные отношения.

Административно-юстиционные и организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судебного конт­роля за законностью решений и действий государственной и местной адми­нистрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Админнстративно-юстиционная деятельность государства, осуществляемая посредством применения судами и судьями различных мер админист­ративно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования.

Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации— это прерогатива судебного контроля как особой специфи­ческой части административно-юстиционной деятельности государства в об­ласти общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Там же, где имеет место спор о праве (имуществен­ном, личном неимущественном, трудовом и др.), хотя бы и вытекающем из административно-правовых отношений, суд рассматривает заявление-жало­бу субъекте по правилам искового гражданского судопроизводства, руковод­ствуясь нормами ГПК РФ.

 

Тема: Административно-правовые нормы.

Тема: Административно-правовые отношения и их особенности

Тема: Субъекты административного права

Обращение граждан и их виды

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

- действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

- в судебном порядке;

- в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Обязательные работы

Обязательные работы как вид административной ответственности

26.06.2012

08 июня 2012 года Федеральным законом № 65-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым административная ответственность дополнена дополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания является новым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.4 ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотрено административная ответственность в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Также указанным Законом установлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работы назначаются судьей.

Указанный вид наказание применяется с 1 января 2013 года.

 

Наказания за административное правонарушение налагаются в пре­делах, установленных нормативным актом, предусматривающим от­ветственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законом.

Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

1. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

2. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

Вопрос

Административно-правовой режим – это порядок функционирования субъектов административного права, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.

Целями назначения для введения административно-правовых режимов является:

- обеспечение конституционной безопасности при возникновении внутренних или внешних угроз; вооруженных конфликтов, массовых беспорядков;

- обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное значение;

- определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на этих территориях;

- установление порядка пользования предметами или сведениями, составляющими государственную тайну;

- обеспечение защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализации обстановки, восстановление правопорядка.

Основаниями для установления административно-правовых режимов выступают:

- чрезвычайные ситуации, обстоятельства экстраординарного или природно-технического характера;

- создание соответствующего объекта (заповедника, пункта пропуска);

- возникновение других факторов.

Административно-правовые режимы регламентируются как федеральными законами, так и подзаконными актами.

В условиях действия административно-правовых режимов изменяется правовой статус субъектов, находящихся на данной территории. Административно-правовые режимы характеризуются дополнительными запретами и обязываниями, ограничивающих правовой статус субъектов, использованием специальных административно-правовых мер (экспертиза, мониторинг, регистрация, лицензирование), ужесточением контроля и надзора за выполнением режимных требований, использованием организационно-технических средств (транспорт, связь, специальное оборудование).

Административно-правовые режимы бывают как постоянного, так и временного характера. Постоянный характер носят режим Государственной границы, пограничной зоны, режим заповедников, заказников, закрытых городов. Временный – режим чрезвычайного положения, военного положения, режим карантина.

Всем видам административно-правовых режимов характерны следующие признаки:

1. ограничение территории;

2. создание специальных постоянных или временных органов на этой территории;

3. установление особых режимных правил осуществления деятельности;

4. закрепление правового положения объекта (т.е. его статуса).

 

Вопрос

Чрезвычайное положение – это ситуация, представляющая реальную непосредственную и угрозу конституционному строю РФ, ее территориальной целостности, а также жизни, здоровью, правам и свободам граждан РФ.

Режим чрезвычайного положения регулируется Законом РФ «О чрезвычайном положении», принятым в 2001 г. В соответствии с этим законом чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения, который утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Чрезвычайное положение может быть введено как на всей территории РФ, так и в любой ее части. Чрезвычайное положение в отдельных частях РФ вводится на срок до 60 дней, на всей территории РФ на срок до 30 дней. В случае необходимости и с согласия Совета Федерации действие указа может быть продлено.

В соответствии с законом режим чрезвычайного положения обеспечивается органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, с участием внутренних войск МВД РФ. Использование Вооруженных сил для обеспечения режима чрезвычайного положения допускается в исключительных случаях.

Правовой режим чрезвычайного положения предусматривает введение некоторых особых условий управления:

Во-первых, создаются специальные органы управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, деятельность которых подконтрольна Президенту РФ. Указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом РФ.

В составе комендатуры указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Оперативным штабом руководит комендант территории.

На территории, где введено чрезвычайное положение, может вводиться особое управление путем создания временного специального органа управления, который действует на основании положения, утвержденного Президентом. Временному специальному органу управления могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Руководитель временного специального органа назначается Президентом. Комендант территории переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и является его первым заместителем.

Во-вторых, на территории чрезвычайного положения вводится особый режим въезда, выезда и передвижения. Въезд на территорию чрезвычайного положения осуществляется только с разрешением ОВД. ОВД вправе ограничивать, либо запрещать проезд автотранспортных средств в тех или иных местностях в зоне чрезвычайного положения. В отдельных случаях на территории чрезвычайного положения может быть установлен комендантский час.

В-третьих, в условиях чрезвычайного положения ограничивается реализация некоторых конституционных прав и свобод. Запрещается проведение забастовок, митингов, собраний и иных массовых мероприятий, осуществляется контроль за деятельностью средств массовой информации, приостанавливается деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, осуществляется проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств, ограничивается свобода передвижения граждан в пределах зоны чрезвычайного положения.

В-четвертых, законодательство предусматривает особый порядок применения мер государственного принуждения. Так, граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, - до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника ОВД, а по решению суда – не более 10 суток. К лицам, совершившим административные правонарушения может применяться административное наказание в виде административного ареста на срок до 30-ти суток, либо в виде административного выдворения за пределы зоны чрезвычайного положения или к месту постоянного жительства правонарушителя.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. При невозможности осуществления правосудия судами по решению Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ может быть изменена территориальная подсудность дел.

В жизни случаются чрезвычайные ситуации, которые не требуют введения режима чрезвычайного положения. К ним обычно относят правовые режимы экономического бедствия и карантина. Содержание названных правовых режимов определяется ведомственными нормативно-правовыми актами. Данные правовые режимы не требуют создания специальных органов управления, тем не менее, при соответствующем руководителе региона создается коллегиальный координационный орган, который обеспечивает взаимодействие различных государственных и муниципальных органов.

В целях ликвидации последствий, вызванных данной чрезвычайной ситуацией, в отдельных случаях допускается ограничение, либо запрещение въезда или выезда на соответствующую территорию, а также проведение специальных мероприятий медицинского, гигиенического и противоэпидемиологического характера. Весь комплекс мер, проведение которых необходимо в этих условиях, устанавливается специализированными государственными органами и утверждается руководителем региона. В случаях, когда местные органы не в состоянии самостоятельно справиться с последствиями возникших чрезвычайных ситуаций, содействие им оказывает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

МЧС обеспечивает оказание населению медицинской и иной помощи, организует работы по устранению последствий стихийных бедствий, а при необходимости по спасению жизней граждан, проживающих на данной территории.

Как правило, основные права и свободы граждан, за исключением права на свободу передвижения, не ограничиваются. Однако государственные органы вправе рекомендовать гражданам воздерживаться от проведения массовых мероприятий. При этом государственные органы не вправе скрывать информацию о реальном положении дел в зоне чрезвычайной ситуации.

 

Вопрос

Режим военного положения вводится при наличии агрессии против РФ или реальной угрозы вооруженной агрессии со стороны иностранных государств.

Правовой режим военного положения устанавливается Федеральным законом от 30 января 2002 г. «О военном положении». Режим военного положения вводится указом Президента РФ, который утверждается Советом Федерации в течение 48 часов. Военное положение вводится на неопределенный срок. Президент РФ самостоятельно решает вопрос о прекращении режима военного положения. Режим военного положения может быть введен либо на всей территории РФ в случае введения боевых действий, либо в части приграничной территории РФ, откуда исходит реальная угроза вооруженного нападения.

В соответствии с указом о введении военного положения управленческие функции могут передаваться органам военного управления. Органы военного управления по своему усмотрению вправе передать часть управленческих функций гражданским органам.

Режим военного положения обеспечивается Вооруженными силами РФ и всеми военизированными формированиями на территории РФ.

На основании указа Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей;

3) эвакуация объектов хозяйственного, культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы;

4) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду или агитацию, подрывающую оборону и безопасность РФ;

5) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, к участию в борьбе с пожарами;

6) изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

7) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

8) запрещение забастовок, собраний, митингов и демонстраций, шествий и других массовых мероприятий;

9) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

10) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, спиртных напитков;

11) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории;

12) прекращение деятельности в РФ иностранных международных организаций, если они ведут подрывную деятельность.

В условиях военного положения вводится особый порядок передвижения по территории РФ. Как правило, лица, направляющиеся в тот или иной населенный пункт, должны иметь при себе документы, подтверждающие право перемещаться по этой территории. Органы военного управления вправе проверять документы, удостоверяющие личность, а также осуществлять досмотр вещей и транспортных средств, при необходимости задерживать граждан на срок до 30 суток.

Любые массовые мероприятия проводятся только со специального разрешения органов военного управления. В зонах боевых действий проведение массовых мероприятий запрещено. В условиях военного положения, государство вправе устанавливать цензуру за средствами массовой информации и контролировать публикацию любой информации, связанной с ведением боевых действий.

В условиях военного положения Правительство РФ может объявить полную или частичную мобилизацию всех военнообязанных граждан. Лица, освобождаемые от несения военной службы, указываются специальным постановлением Правительства РФ.

В условиях военного положения действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В случае невозможности осуществления правосудия судами может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

 

Вопрос

Режим охраны государственной тайны или режим секретности установлен специальным Федеральным законом «О государственной тайне РФ». В соответствии с этим законом режим секретности в отношении тех или иных сведений устанавливается Президентом РФ, который своим указом утверждает перечень сведений отнесенных к государственной тайне РФ.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Ст. 5 Закона определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов по подготовке и проведению операций, о дислокации, структуре, сооружении и численности войск и т.д.;

2) сведения в области экономики, науки и технологии: мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и боевой техники, об объемах и о запасах стратегического сырья, о силах и средствах гражданской обороны, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах и т.д.;

3) сведения в области внешней политики: о внешнеполитической, внешнеэкономической, финансовой, денежно-кредитной деятельности в отношении иностранных государств;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, источниках, методах, планах, результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе, о защите секретной информации, о защите государственной границы и т.д.

С целью обеспечения неразглашения государственной тайны используются следующие меры:

а) засекречивание сведений и их носителей;

б) особый порядок допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну;

в) организация ознакомления должностных лиц с теми сведениями, которые необходимы ему для выполнения его должностных обязанностей;

г) некоторые временные ограничения прав должностных лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (например, ограничение права выезда за границу).

Режим охраны государственной тайны обеспечивается 3 степенями секретности:

Во-первых, на носителе или сопроводительном письме на него ставится гриф «Сведения для служебного пользования». Доступ к таким сведениям получают все лица, занимающие государственные должности в том или ином государственном органе. Данный режим не предусматривает специального порядка допуска к таким сведениям.

Во-вторых, сведения под грифом «Секретно». Доступ к данным сведениям получают только лица прошедшие процедуру допуска к государственной тайне.

В-третьих, сведения под грифом «Совершенно секретно». Доступ к таким сведениям получают только те должностные лица, которые прямо предусмотрены законодательством РФ или специальным нормативно-процессуальным актом.

Процедура допуска к сведениям, составляющих государственную тайну устанавливается, как правило, органами государственной безопасности РФ и включает в себя полную проверку соответствующего лица, а также дача им подписки о неразглашении сведений составляющих государственную тайну. Нарушение такой подписки является основанием для привлечения данного лица к уголовной ответственности. Лицам, имеющим допуск к государственной тайне, может быть запрещен выезд за пределы РФ.

Со временем осуществляется рассекречивание сведений и их носителей. Как правило, оно осуществляется в административном порядке, по решению должностного лица, которое приняло решение о засекречивании. По общему правилу срок засекречивания не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Но некоторые сведения никогда не рассекречиваются (сведения об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др.)

Рассекречивание может быть досрочным

- в связи с международными обязательствами РФ,

- связи с изменениями объективных обстоятельств, когда засекречивание не целесообразно,

- в связи с необоснованным засекречиванием (обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжаловано в суд).

 

 

Вопрос

Под Государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории. Прохождение Государственной границы по суше устанавливается по характерным точкам, линиям рельефа, на море – шириной 12 миль, отсчитываемых от точки наибольшего прилива.

Различают несколько видов защиты Государственной границы страны:

1. Политическая – целью которой является обеспечение неприкосновенности границы страны, соблюдение порядка перехода, переезда, перелета через Государственную границу РФ и др., перемещения транспортных средств.

2. Экономическая – направлена на защиту экономического суверенитета страны и заключается в осуществлении единой таможенной политики.

3. Санитарная – осуществляется в целях предупреждений заноса инфекционных заболеваний из-за границы.

Защита Государственной границы обеспечивается установлением специальных административно-правовых режимов.

Режим охраны Государственной границы РФ регулируется Законом РФ «О государственной границе» и обеспечивается Федеральной службой безопасности, в составе которой действуют пограничные войска. Режим охраны Государственной границы состоит из 3х элементов:

1. Режим Государственной границы РФ. Он включает в себя правила инженерного оборудования Государственной границы, определения мест для пунктов пропуска через Государственную границу, а также порядок организации и несения службы по охране Государственной границы РФ. Эти правила также включают в себя правила применения огнестрельного оружия, в отношении лиц нарушающих режим Государственной границы.

2. Пограничный режим. Он включает правила, устанавливающие порядок выезда и передвижения в пределах пограничной зоны, порядок ведения хозяйственн









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.