Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место административного права в правовой системе России.





Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тес­но взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях на­ряду с другими правовыми отраслями служит основой, фундаментом воз­никновения и функционирования многих уже сложившихся или сравни­тельно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей, в первую очередь таких, как финансовое право, трудовое, а также налого­вое право и ряд других отраслей.

Характерная особенность административного права - тесное взаимодействие с другими отраслями российского права.

Особо необходимо подчеркнуть взаимосвязь, взаимодействие с конституционным правом, его основополагающий характер для развития и эф­фективного функционирования административного права. Многие нормы конституционного права, и в первую очередь сама Конституция РФ, явля­ются юридическим фундаментом административного права. Даже при схе­матичном взгляде эта органическая взаимосвязь очевидна.

Поскольку конституционное право - ведущая отрасль российского права, оно закрепляет принципы организации и деятельности исполнительной власти, ее систему, место, правовые основы субъектов государственной власти - законодательной, судебной. Эти взаимосвязи в той или иной сте­пени регламентируются ст. 3, 5, 10, 11, 71-72,83-88,102-103, 111, особен­но- 117, 125 Конституции РФ.

Тесное взаимодействие норм конституционного и административного права отчетливо проявляется в ч. 2 ст. 85, согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствую­щим судом. Это как раз тот случай, когда имеет место взаимодействие норм конституционного, административного и судебного права.



В чистом виде исходной и обязательной для административного права является ст. 110 Конституции РФ, определяющая состав Правительства РФ; ч. 1 ст. 117, предусматривающая право Правительства подать в отставку.

Глубокие связи административного права с финансово-кредитным берут свои начала, в частности, в конституционном праве. Например, назна­чение на должность Председателя Центрального банка РФ, принятие Госу­дарственной Думой закона о федеральном бюджете и обязательное рас­смотрение этого закона в Совете Федерации.

В нормах административного права находят свои начала нормы и положения финансового права. В частности, это видно из Положения о Мини­стерстве финансов, которое является одновременно источником админист­ративного и финансового права. Например, для развития финансового пра­ва чрезвычайно важной является функция федерального органа исполни­тельной власти по изданию методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и осу­ществления ими своих функций.

К сказанному относительно взаимосвязей административного права и финансового нужно добавить следующее. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности. При этом финансовое право широко применяет метод прямого приказа, характерный для административно-правового регулирования. Как отмечалось, нормы, регулирующие статус финансовых органов (Министерство финансов, Финансовое управ­ление и т.д.), являются одновременно нормами административного и фи­нансового права. Организация деятельности финансовых органов опреде­ляется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов, в то время как финансовое право - сами финансовые отношения, являющиеся особой разновидно­стью экономических отношений.

Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Например, административное и гражданское право нередко регламентируют одни и те же отношения, но применяют разные методы ре­гулирования. Довольно часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то для гражданского права характерно юридическое равенство воли сторон, отсюда широкое приме­нение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воли сторон: воля одной обычно главенствует над волей дру­гой. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наде­лена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она, первая сторона, принимает управленческие решения, осуще­ствляет государственный контроль за действиями другой, может в преду­смотренных законом случаях применить к ней принуждение.

Весьма заметна взаимосвязь административного права с трудовым. Нормы первого определяют полномочия органов исполнительной власти (правительства, Министерства труда и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится к изданию приказов об оформлении на работу, о предос­тавлении отпуска на определенный срок. Нормы трудового права служат предпосылкой возникновения административно-правовых отношений. Гражданин - член трудового коллектива участвует в управлении делами предприятия, учреждения, организации, где он работает.

Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Статус указанных органов регулируется ад­министративным правом.

Нормы административного права, регламентирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема на эту службу и ее прохождения, тесно пересекаются, подчас трудно провести четкие грани между ними. Некоторые аспекты статуса государственных служащих - проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чи­нов и рангов, введенных применительно к сферам и отраслям управле­ния, - регламентируются нормами административного права.

Весьма глубока и органична связь административного права с новой комплексной правовой отраслью - таможенным правом. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нор­мальную деятельность таможенных органов, - эти и другие аспекты, свя­занные с таможенной деятельностью, регулируются нормами администра­тивно-правового характера.

Многогранна связь между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организация налоговой службы, положение о классных чинах работников Государственной нало­говой службы и ряд других вопросов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.

Таким образом, отчетливо проявляются многосторонняя и глубокая связь и взаимодействие административного права со многими отраслями российского права - конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым. Эта взаимосвязь, переплетение норм раз­личных отраслей права - закономерные явления, отражающие сложный процесс формирования и функционирования правовой системы, в том чис­ле административного права России, в новых социально-экономических и политических условиях.

 

Тема. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.