|
Тема 1.2. Информационные системы (ИС) и информационные технологии1. Основные понятия и определения информационных систем. 2. Классификация ИС 3. Структура и составные элементы информационных систем, принципы их организации и функционирования. 4. Состояние развития информационных систем в коммерческой деятельности
Вопрос 1-2 Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте. Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д. Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени. Подсистема - часть любой системы. Свойства системы (в т.ч. ИС): сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей; делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам; целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое; многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью; структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям; адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области; интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (табл.1.1).
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.
Свойства информационных систем: любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем; при построении ИС необходимо использовать системный подход; ИС является динамичной и развивающейся системой; ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий; выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций; участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
· Процессы в информационной системе: · ввод информации из внешних и внутренних источников; · обработка входящей информации; · хранение информации для последующего ее использования; · вывод информации в удобном для пользователя виде; · обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.
С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д. Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
· В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются: · ИС фондового рынка; · страховые ИС; · статистические ИС; · ИС в налоговой сфере; · ИС в таможенной деятельности; · финансовые ИС; · банковские ИС (БИС); · ИС промышленных предприятий и организаций (в этот контур входят бухгалтерские ИС - БуИС).
Этапы развития информационных систем.
Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл. В 70-х - начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Соотношение между ИС и ИТ. Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Вопрос 3 Независимо от классификационных признаков любая ЭИС организационно состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Функциональная часть ЭИС определяется совокупностью решаемых задач, выделенных по определенным видам деятельности различных хозяйствующих объектов. В хозяйственной практике производственных объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак декомпозиции информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая и другие виды деятельности. Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида (методологических, технических, организационных), которые обеспечивают функционирование системы в целом или отдельных ее частей. В составе ЭИС предусмотрены информационное, программное, техническое, математическое и организационно-правовое обеспечение. Информационное обеспечение (ИО) представляет собой систему показателей и средств их описания (классификаторы и коды, экономическая документация и соответствующим образом организованная информационная база). Основной целью разработки ИО является формирование системы экономических показателей, наиболее полно удовлетворяющих потребности органов управления на основе единства классификации и кодирования экономической информации и совершенствования форм ее представления, а также рациональных методов организации баз данных, обеспечивающих минимизацию их ввода и многократное использование при решении задач.
При формировании системы экономических показателей
выполняются работы, связанные с выявлением полной, актуальной и своевременной информации, необходимой для решения задач в функциональных подсистемах для нужд управления. Программное обеспечение (ПО) представляет собой комплекс программных средств (приложений), реализующих автоматизированное решение экономических задач. Оно состоит из общего ПО, в которое входят операционная система и программы технического обслуживания, и прикладного ПО, ориентированного на непосредственное решение различных экономических задач в конкретной предметной области. К специальному ПО относятся комплексы программ общего назначения, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации, и пакеты прикладных программ, реализующие обработку информации в конкретной предметной области. Пакеты прикладных программ представляют собой комплекс программных средств, имеющий четко выраженную модульную структуру и стандартные средства связи между ними. Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для реализации технологического процесса сбора, передачи, обработки, хранения, размножения и выдачи экономической информации на всех уровнях ЭИС. В комплекс технических средств входят:
компьютеры любых моделей;
устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи;
оргтехника и устройства автоматического съема информации.
Техническое обеспечение должно обеспечивать необходимую достоверность и качество обработки данных на всех этапах технологического процесса, а также эффективное функционирование информационно-вычислительной сети в процессе решения различных экономических задач.
Математическое обеспечение (МО) это совокупность эко-номико-матема-тических методов, моделей и алгоритмов, необходимых для решения экономических задач с использованием современных вычислительных средств.
В МО входят описание типов^іх экономических задач, средства моделирования бизнес-процессов, методы оптимизации, экономико-математические модели и другие средства моделирования.
Организационно-правовое обеспечение (ОПО) состоит из совокупности действующих в ЭИС нормативных документов, определяющих и регламентирующих деятельность персонала при решении задач в условиях ее функционирования.
По структуре ОПО подразделяется на общесистемное, включающее нормативные и нормативно-технические документы, регулирующие вопросы деятельности системы в целом, и ОПО различных функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ЭИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ЭИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
· статус информационной системы;
· права, обязанности и ответственность персонала;
· правовые положения отдельных видов работ процесса управления;
· порядок создания и использования информации и др.
· Определяющими принципами создания и функционирования ЭИС являются:
· системность разработки ее элементов;
· единство организационной структуры;
· единство информационной базы;
· единство технической базы;
· интегрированная обработка данных;
· типизация проектных решений;
· развитие системы и ее преемственность.
В основе всех принципов создания ЭИС как единой информационно-вычислительной системы лежит системный подход, заключающийся в рассмотрении всех ее элементов в единстве и взаимодействии. Принцип единства организационной структуры состоит в общем подходе к построению функциональной и обеспечивающей частей ЭИС. Применение этого принципа обеспечивает возможность типизации проектных решений, технологических процессов обработки данных, программного обеспечения и т.д. Единство информационной базы обеспечивает полноту информационного отображения, однократный ввод исходных данных в систему обработки и их многократное использование для решения различных задач, что существенно повышает эффективность функционирования ЭИС. Единство технической базы предполагает применение единой технической политики по развитию технической базы. Этот принцип проявляется в технической, информационной и программной совместимости используемых технических средств и служит основой для разработки проектных решений и применения типовых технологических процессов обработки информации. Интегрированная обработка данных предполагает единство информационной базы, независимость используемых данных от их принадлежности к различным формам документов, исключение дублирования данных, взаимную увязку данных в процессе их обработки. Типизация проектных решений состоит в разработке однотипных проектов для различных частей ЭИС. Такие проекты ориентированы обычно на стандартную технологию обработки данных, единые форматы сообщений, типовые способы их подготовки и передачи. Применительно к технологическим процессам обработки данных типизация позволяет многократно использовать универсальные эффективные технологии и сокращать проектные и эксплуатационные затраты. Ориентация при этом делается на применение типовых пакетов прикладных программ для решения экономических задач в определенной предметной области. Принципы развития и преемственности определяют стратегию поэтапного создания системы, ориентируют разработчиков на ее последовательное развитие и совершенствование, и тем самым, закладывают определенные требования к решению организационных, методологических, информационных, программных и технических вопросов проектирования и внедрения системы в направлении ее дальнейшего развития и качественного совершенствования. Вопрос 4 Информация — совокупность сведений, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи. Коммерческая информация — совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи. Информационное обеспечение коммерческой деятельности — система сбора, обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.
Дня обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:
· информация о потребителях и мотивах их покупок;
· информация о товаре;
· информация о конкурентной среде;
· информация о конъюнктуре рынка; · информация о потенциальных возможностях торговой фирмы.
Главным источником получения коммерческой информации является комплексное изучение рынка путем проведения маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торгового предприятия.
Информация, полученная в результате комплексного исследования рынка, должна отвечать следующим требованиям:
необходимость и достаточность по объему;
своевременность получения и передачи; достоверность; полнота; сопоставимость.
Эти требования выполняются при создании информационной системы обеспечения данных коммерческой деятельности, представляющей собой систему сбора, накопления и обработки коммерческой информации о рынке товаров и услуг, для обеспечения эффективной деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики. Это позволяет упорядочить поток коммерческой информации.
Коммерческая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной проблемы полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых (выборкой), а также в результате устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров.
Под вторичными данными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников информации для целей, отличных от целей проводимого маркетингового исследования. Это, главным образом, сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического, прогностического характера.
К внутренним вторичным источникам получения коммерческой информации относятся данные статистической и бухгалтерской отчетности торгового предприятия, а также оперативного учета результатов коммерческой работы и др.
Из внутренних источников информации можно получить сведения об общем объеме товарооборота, его структуре, динамике, объеме закупок, размере товарных запасов, товарооборачиваемо- сти, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, выполнения договоров поставки, издержках обращения, рентабельности и т. д. На основании этой информации выявляются проблемы в коммерческой работе торгового предприятия, вырабатываются направления по ее совершенствованию.
К внешним источникам вторичной информации относятся сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики; статистическая информация и результаты ее обработки, публикуемая министерствами и ведомствами; материалы обследования домашних хозяйств; периодической печати; платная информация коммерческих исследовательских организаций и др.
При сборе коммерческой информации используют два основных метода: •
метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.; •
метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.
Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы, может требовать особой защиты.
Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|