Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»





КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

с заданиями для самоподготовки и самоконтроля

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

студентов всех специальностей


 


Введение

Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями, что очень важно в профессиональной деятельности всех медицинских работников.

Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах историзма, традиций и новаторства, связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.

Преподаваниеучебной дисциплины «Основы философии» осуществляется в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, в основу которых положена идея реализации деятельностно-компетентного подхода к современному профессиональному образованию. В преподавании применяются разнообразные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Применяя современные педагогические технологии, коллективные и индивидуальные методы и приёмы можно успешно развивать творческие способности обучающихся, формировать гибкость и самостоятельность мышления студентов, учить анализировать и обобщать.



В данном методическом пособии представлен опыт проведения теоретических занятий (лекций) по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения студентами философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими, политическими реалиями и будущей медицинской деятельностью.

Теоретическая часть усваивается студентами в ходе лекционных, семинарских занятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Необходимость разработки данного пособия обусловлена тем, что студенты не всегда успевают подробно записывать текст лекции со слов преподавателя, который ограничен аудиторным временем занятия.

В пособии каждая тема изучаемого материала разделена на отдельные вопросы, в которых основные понятия, категории и определения выделены и сопровождаются разъяснениями. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, позволяющие студенту выполнить самооценку степени успеваемости теоретического материала. Включены тестовые задания с эталонами ответов.

В пособие имеется список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

В методическом пособии представлен весь теоретический курс (16 лекций) по дисциплине «Основы философии» Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебников, чтобы усвоить изучаемую тему.


Лекция №1

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

Цель:Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.

 

План лекции:

Этимология термина «философия».

Мировоззрение, его исторические типы.

Предмет и метод философии.

Законы мышления в философии.

Этимология термина «философия».

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» - это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Термин «философия» был предложен греческим математиком и философом Пифагором. В переводе на русский язык означает любовь (филео) к мудрости (софия), любомудрие, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.

Философия зарождается как особый тип мировоззрения около 2,5 тыс. лет назад в кон. 1-й пол. I тыс.до н.э. (6 в.до н.э.) примерно параллельно и одновременно в государствах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Индии, Китае) и Древнего Запада (государствах античного мира) - Греции и Риме.

Лекция №2

Тема: «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФИЛОСОФИИ»

Цель:Изучить основные понятия, категории и вопросы философии.

 

План лекции:

1. Вечные (главные) философские вопросы.

Основные понятия и категории философии.

Основные понятия и категории философии.

- Бытие – объективная реальность, все существующее

- Материя – объективная реальность и основа бытия, первопричина, обладающая физическими свойствами; а все иные формы бытия (дух, человек, общество)- проявления материи

- Сущность (сущее) – внутреннее содержание предмета

- Реальность – существующее в действительности

- Понятие – мысль, слово о предметах и явлениях в обобщенной форме отражающее общие и специфические свойства и связи между ними

- Категории – предельно общие понятия

- Явление – внешние формы проявления существования предмета

- Субстанция – первооснова мира

- Материальное – вещественное, существующее

- Идеальное – материальное, отраженное в мысли, сознании человека через чувственные, умственные образы, духовные ценности, идеалы

- Объективное – существующее на самом деле

- Субъективное – отражение объективного человеческим сознанием

- Диалектика – философское учение о всеобщих законах развития в природе, обществе и человеческом мышлении и взаимосвязи мира

- Метафизика – учение, отрицающее взаимосвязь и развитие мира или признающее, но односторонне истолковывающее их

- Материализм – учение, признающее реальным бытием, основанием мира материю

- Идеализм – учение, признающее реальным бытием и субстанцией духовную сущность, сознание

- Монизм – учение об одной субстанции мира

- Дуализм – учение, признающее материальное и духовное двумя субстанциями

- Плюрализм – учение о множественности самостоятельных субстанций

- Рационализм – философское учение, признающее силу разума в познании

- Иррационализм – философское учение, отрицающее силу разума в познании, определяющую роль придающее бессознательному (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарение)

- Сциентизм – учение, признающее науку как высшую ступень развития человеческого разума

- Скептицизм – учение, отвергающее возможность познания мира

- Трансцендентное – бытие, выходящее за пределы человеческого опыта, запредельное, непознаваемое разумом

- Индукция – метод научного познания, движение мысли от единичного (частного) к общему

- Дедукция – метод научного познания, движение мысли от общего к частному

Лекция №3

Основные разделы философии.

Функции философии.

Основные разделы философии.

Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления и стала предшественницей других форм теоретического знания, например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы являлись одновременно основателями таких наук о природе как физика, математика, ботаника, зоология.

Философское знание проделало определенный путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются: бытие в качестве первоосновы сущего, познание и человек. Соответственно, разделы их изучающие, - онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании) и философская антропология (учение о человеке). Выделяется и ряд других разделов: логика – учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая нравственность, понятие прекрасного в различных его проявлениях; аксиология, изучающая духовные ценности; социальная философия, изучающая общество.

Функции философии.

Философия, как и любая другая наука, имеет определенное значение, которое определяется ее функциями. Основными функциями философии являются:

1) Мировоззренческая. Заключается в способности философии определять картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик для осознания некой основы всех сфер реальности.

2) Методологическая. Состоит в определении философией способов, законов, которые являются основой для познания мира. В соответствии со своей спецификой философия вырабатывает не узколокальные, а фундаментальные (общенаучные) методы и принципы действия.

3) Критическая. Состоит в том, что философия подвергает сомнению идеалы и смыслы. Критичность – основа движения философской мысли.

4) Гуманистическая. Реализуется в предельно внимательном отношении к человеку на основе этического и эстетического подходов.

5) Практическая. Заключается в моральности и заботе о благе людей путем наделения целеполагательным смыслом деятельности человека.

6) Гносеологическая. Состоит в разработке философией форм иметодов научного познания, с целью его преобразования в соответствии с потребностями человека.

7) Аксиологическая. Философия восстанавливает иерархию ценностей, способствует их переоценке в меняющемся мире.

8) Интеграционная. Философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта.

9) Прогностическая. Философия прогнозирует модели будущего развития.

Для Сократа и Платона назначение философии заключалось в воздействии на человека для «становления более совершенным». В.С. Соловьев определял значение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».

Предназначение философии – поиск человеком смысла жизни и своего места, возвышение человека, его совершенствование.

Вопросы к лекции №3:

1. Как называются основные разделы философии?

2. Что является объектом изучения онтологии?

3. Что представляет собой гносеология?

4. С какими областями знания исторически связана философия?

5. Чем в большей степени выступает философия: наукой, практикой, духовной составляющей, областью искусства?

6. Какие основные функции выполняет философия?

7. Почему методы философии называют фундаментальными, общенаучными?


Лекция №4

Философия Древней Индии.

Философия Древнего Китая.

Песня арфиста»

Философия Древней Индии.

В Древней Индии зачатки философского мышления относятся ко II - началу I тыс. до н.э. (2500 – 2000 гг. до н. э.). Это связано с вторжением ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, они покорили оседлое население страны, произошло разложение первобытнообщинного строя, формирование государственности и классового общества в рамках жесткого кастового строя.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

Санхья (6 в. до н.э.)

Вайшешика (5 в. до н.э.)

Миманса(5 в. до н.э.)

Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

Ньяя (3 в. до н.э.)

Йога (2 в. до н.э.)

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2) Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.)

Джайнизм (4 в. до н.э.)

Философия Древнего Китая.

Древнекитайская философия складывалась во II – начале I тыс. до н. э. в тесной связи с религиозным мировоззрением и зачатками научных знаний. Древние книги “Го юй”и “Цзю чжуань” свидетельствуют о развитии философской мысли в Древнем Китае. Особенностью китайской философии является ее нравственно-политическая направленность в рамках иерархически-чиновничьей деспотии.

Китайцы полагали, что все существующее и происходящее в мире зависит от воли Неба. Поэтому Китай называли «Поднебесной», а главу государства – «сыном неба». Жители Китая верили, что жизнь зависит от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения.

По мнению древнекитайских философов, мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: Инь (женское, темное начало) и Янь (мужское, светлое начало) упорядочили бесформенный хаос путем соединения с эфиром, состоящем из материальных частиц ци и породили пять первоначал: воду, огонь, древо, металл и землю.

В философских взглядах Древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа, и люди.

Наиболее влиятельными философскими школами были:

1. Школа «Инь – Янь» (Натурфилософия) Представители: Цзы – вэй, Цзоу Янь.

Нахождение гармонии (Цзы) между началами.

Даосизм (Лао – Цзы)

Вселенная является источником гармонии, поэтому все в мире, от растения до человека, прекрасно в своем естественном состоянии. Лучший правитель тот, который оставляет людей в покое.

Моизм (Мо Ди / Мо – Цзы)

Идея всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе.

5. Фа – цзя / Легисты (школа закона). Представители: У Ци, Шан Ян.

Разработка проблем социальной теории (изначально заложенная в человеке звериная злая сущность не может быть изменена воспитанием, но ее проявления могут быть предотвращены строгими едиными законами) и государственного управления (жесткое с единым военно-бюрократическим аппаратом).

6. Мин – цзя (школа имен). Представители: Дэн Си, Мао – гун.

В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию. Несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу.

Предание гласит, что первым крупным философом Древнего Китая был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), его учение даосизм носит атеистический характер и проникнуто элементами наивной диалектики. Лао-Цзы считал, что жизнь развивается по естественному пути - Дао, который мыслился как универсальная закономерность, вместе с первовеществом ци составляет основу мира. Вещь, достигнув в своем развитии определенного уровня, превращается в свою противоположность. Само развитие совершается по кругу. Это учение, впервые сформулировавшее логическую категорию закономерности, носило, однако, созерцательный характер: оно утверждало, что люди способны только понимать вещи, но не распоряжаться ими; усердие людей бесполезно, поскольку оно приводит к результатам, противоположным замыслу. Находить удовлетворение в спокойствии, умеренности и недеянии - вот принцип разумного поведения.

Родоначальником систематизированного нравственного нравоучения и идеалистического направления в философии был Конфуций / Кун - Цзы (551 – 479 гг. до н.э.). Основной этической категорией его учения - конфуцианства является “гуманность” - нравственный принцип, согласно которому должны определяться отношения между людьми в обществе и семье: нормы «Сяо» - уважение и любовь к старшим по возрасту и положению, взаимное великодушие, соблюдение культа предков; субординация - действие в соответствии со своим общественным положением, послушание; нравственное и умственное самосовершенствование. Основой порядка в стране признавались нормы «Ли»: церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность. Конфуций стремился к устранению четырех зол: жестокости, грубости, разбоя и жадности. Подчеркивается идея «Чжун» (преданности) – идея покорности. Конфуцианство заимствовало из древней религии понятие неба как верховного божества, являющегося первопричиной, диктующей свою волю человеку.

Таким образом, в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были либо слабы, либо заимствованы из других школ.

Все последующее развитие китайской философии характеризуется борьбой между основными направлениями в китайской философии - конфуцианством, даосизмом и буддизмом.

Вопросы к лекции №4:

1. К каким древневосточным странам восходит зарождение философии?

2. Какие взгляды господствовали в ближневосточной философии древности: материалистические или идеалистические?

3. Как называется самая древняя книга в мире и где она была найдена?

4. Как называются основные периоды развития древнеиндийской философии?

5. Что такое веды?

6. В чем отличия ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии?

7. Какие философские школы были распространены в Древнем Китае и каковы их особенности?


Лекция №5

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие«материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Кинизм (цинизм)

Эпикуреизм

Скептицизм

Стоицизм

Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее —арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

Неоплатонизм.

Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.

Лекция №6

Эмпиризмом

Сенсуализмом

Рационализмом

Сенсуализм (Эпикур, Джон Локк, Этьен Боно де Кондильяк, Карл Густав Юнг) - направление в гносеологии (теории познания), признающее ощущения и другие формы чувственного восприятие единственным источником достоверных знаний.

Эмпиризм (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли) – метод научного познания, в основе которого лежит опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, наука должна служить жизни и практике, знания, не приносящие реальной пользы,- ненужная роскошь.

Особенностью эмпиризма является разработанный Бэконом индуктивный метод – метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, в основе которого лежат наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию и философию. Философское кредо: «Знание – сила»

Рационализм (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Барух Спиноза) – один из самых распространенных направлений гносеологии Нового времени, в основе которого лежит вера в неограниченные возможности человеческого разума. Опыту рационалисты отводили роль простой практической проверки данных интеллекта.

Декарт разработал дедуктивный метод научного познания, суть которого заключается в движении мысли от общего к частному, в определении неизвестного через ранее познанное. Считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»)

Идеи материализма получили в Новое время очень широкое распространение, но в своеобразной форме. Например, по мнению Декарта, Вселенная представляет собой огромный механизм, не отрицая идеи существования Бога, он отводил ему роль силы, направившей первоначальный импульс к существованию и развитию мира, последующие изменения в котором определяются самостоятельной творческой силой материи.

Дальнейшее развитие получил и идеализм в духе традиций классического реализма.

Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии.

Вопросы к лекции №6:

1. Как развивается философия в эпоху Средневековья?

2. Что такое схоластика и патристика?

3. Какие направления в развитии имела философия в эпоху Возрождения?

4. Что представляет собой натурфилософия?

5. Какие направления в гносеологии философии развиваются в Новое время?

6. Кто разработал индуктивный метод, его особенность?

7. Каков вклад в развитие философии внес Рене Декарт?


Лекция №7

Иммануил Кант (1724-1804)

Кант является основоположником немецкой классической философии. К наиболее выдающимся достижениям его научного творчества относят исследование процесса познания, которое, по его мнению, должно предшествовать решению проблем бытия, морали, религии.

Предметом философии он делает ни бытие в целом, ни объекты познания, а познающего субъекта. В субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К первому уровню он относит природу, ко второму - человека. Философ считает, что человек познает лишь явление, а сущность (вещь в себе) для него непознаваема. Все, что находится за пределами опыта (умопостигаемый мир), может быть достигнуто только с помощью разума. Разум оперирует идеями, т.е. представлениями о цели, к которой стремится наше познание. Стремясь к абсолютному знанию, разум выходит за пределы опыта, но средства разума – понятия и категории – действуют только в пределах опыта. Поэтому разум (рассудок) впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Это теоретический разум. А практический разум, движущей силой которого является не мышление, а воля руководит поступками человека.

В качестве условий (процесса) познания он выделял опыт, человеческую чувственность и рассудок (разум). Целью познания Кант называл стремление к обретению Абсолютного знания – разум в виде целого ряда идей.

Кант противопоставляет субъекту (человеку) объект (внешний мир). Таким образом, Кант провел разделение на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы.

Вопросы к лекции №7.

1. Каковы особенности немецкой классической философии?

2. Философские идеи И. Канта – основоположника немецкой классической философии.

3. Главная задача философии И. Фихте и Ф. Шеллинга, их вклад в развитие философии.

4. Философская система Г. Гегеля.

5. Чем отличается гегелевская модель логики от аристотелевской?

6. Каково значение немецкой классической философии?


Лекция №8

Тема: «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Цель:Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии.

 

План лекции:

Лекция №9

Тема: «ФИЛОСОФИЯ XX века»

Цель:Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.

 

План лекции:

Классический

Представители: Кант, Авенариус, Миль, Спенсер.

Главная идея заключается в том, что философия должна ставить перед собой задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать основы математической логики.

Эмпириокритицизм (махизм)

Представители: Эрнст Мах, Корнелиус.

Эмпириокритицизм (дословно критика опыта) - субъективно-идеалистический вариант позитивизма, появившийся в связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук.

Основные задачи:

- очищение не только философии, но и науки от ненаучных измышлений (критика опыта);

- философия сводится только к теории познания;

- наука должна только описывать, но не объяснять явления.

Неопозитивизм

Представители: Морис Шлик, Рассел, Осин.

Особенностью является стремление не выходить за рамки научного анализа. Единственной реальностью признается язык. Функции философии сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще.

Постпозитивизм

Представители: К.Поппер, Г.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

Представляет собой критику и ревизию (пересмотр) неопозитивизма, своеобразную «реабилитацию философии», возвращение к метафизике.

2. Прагматизм– философское направление, обозначающее практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле бросается вызов сугубо философскому (созерцательному) подходу к миру.

Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, К.Льюис.

3. Персонализм – философское религиозно-идеалистическое учение, гуманистическое по своему содержанию, отстаивающее идею личности как высшей духовной ценности, первичной реальности.

Представители: Боун, Кнудс, Брайтмен, Керр, Штерн, Мунье, Лакруа, Н.Бердяев.

По их мнению:

- наш мир – проявление активности Бога;

- только религиозная философия может решить задачу ориентации человека в современном мире;

- главный способ самоутверждения личности в самоусовершенствовании.

4. Фрейдизм.

Основатель Зигмунд Фрейд. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике.

Фрейд не отрицал важной роли сознания («Я») в человеческой жизни, с помощью которого индивиды ориентируются в окружающем мире. Но кроме него существует еще и:

- «Сверх-Я», которое представляет собой совокупность перенесенных «вовнутрь» человеческой психики социально значимых идеальных принципов, регуляторов;

- «Оно», которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Уровни бессознательного он делит на:

- «низшие» - они «прорываются» в снах, гипнотических состояниях, а также в тех случаях, когда мы делаем описки, бессознательно прячем, убираем предметы;

- «высшее» бессознательное – оно связано с процессами творчества.

По убеждению Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Фрейд увеличил роль в жизни человека сексуальных инстинктов и свел их к чисто бессознательным непреодолимым побуждениям.

5. Экзистенциализм – философия существования.

Основной представитель – Мартин Хайдеггер.

Главные идеи:

1) Философия должна заниматься не проблемами науки, а – человеческого существования;

2) Человек живет прежде всего эмоциями;

3) Существование – это духовное бытие личности, ее сознание;

4) Задача человека – не в изменении мира, а в изменении отношения к нему;

5) Кризис в современной общественной жизни можно преодолеть благодаря узкому кругу общения людей, а также – мистическому общению с Богом.

6. Феноменология – философское направление, изучающее сознание как особый регион бытия, внутренний мир человека.

Родоначальник – Эдмунд Гуссерль.

В России феноменологами были Г.Г.Шпет









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.