Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философии индивидуальности».





Наиболее яркими представителями «философии тотальности»славянофилы (И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин), проповедовавшие идеи православия как фундамента мировоззрения и познания, обеспечивающего возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном знании». Относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала, негативно и критично воспринимали российскую действительность, развитие событий в которой грозило распадом крестьянской общины и европеизацией страны.

Наиболее активными последователями их философских воззрений в 60-е годы стали «почвенники» (А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский), выступавшие противниками социализма, называя его порождением католицизма и атеизма.

К представителям философии тотальности относят также:

- К.Н.Леонтьева с его пессимистической историософией, построенной на отказе от национального принципа, и с отношением к православию как суровой аскетической вере на грани мироотрицания;

- И.Федорова (философия русского космизма) с его опорой на православное христианство и стремление достижения «братства» через объединение теоретического и практического разума, Бога, человека и природы, науки и искусства в религии.

Философия индивидуальности представлена идеями западничества (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г Белинский, А.И Герцен) с характерной для него ориентацией на западноевропейскую цивилизацию, с критикой православия, акцентированием внимания на личностное начало, тяготевших к материализму и атеизму.

Философию в России этого периода представляли также:

- революционные демократы (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), ориентировавшиеся в познании на науку и подпитавшие идеологию «народничества»;



- народники (Бакунин, Лавров, Ткачев, Кропоткин);

- русский космизм (Одоевский, Сухово-Кобылин, Циолковский, чижевский, Рерих);

- религиозные философы (Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев).

Л.Н. Толстой создал свою «рациональную» религию, включавшую в себя все ценное из христианства и восточных религий и представляющую для него «новое жизнеописание», основанное на принципах любви (Бог есть любовь) и «непротивления злу».

Особое место в русской философии второй половины XIX века занимает творчество В.С. Соловьева, выдвинувшего в качестве социального идеала «свободную теократию» или «вселенскую церковь», чуждую какому-либо национализму и объединяющую православие, католицизм и протестантизм. В.Соловьев выступает противником идеи о «непротивлении злу силой», говоря о необходимости войны в обреченном на несовершенство мире. Он отстаивал тезис значимости для человечества европейской цивилизации, отвергавшийся Л.Н.Толстым.

Период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.

Изменения, произошедшие в России после октября 1917 года, оказали очень сильное воздействие на русскую философскую мысль. Марксистские идеи (диалектический материализм), став официальной идеологией Советской власти, вытеснили все остальные на многие десятилетия, что негативно сказалось не только на развитии наук в нашей стране (и в первую очередь гуманитарных), но и на образовании, нравственности, духовности общества. Философия утратила идеалистическое направление и была представлена лишь материалистическим направлением – философией марксизма (Плеханов, Троцкий, Ленин, Бухарин).

Период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.

Вопросы к лекции №8:

1. Чем отличается русская философия от мировой?

2. Почему у русской философии не было античного периода развития?

3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?

4. В чем особенности первого периода?

5. Основное содержание второго периода русской философии?

6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?

7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?

8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?


Лекция №9

Тема: «ФИЛОСОФИЯ XX века»

Цель:Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.

 

План лекции:

Особенности современной философии.

Философские направления XX века.

Особенности современной философии.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия:

1) Современные философы, как и ученые, перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного аппарата, получают зарплату и реализовывают свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.

2) Философия 20 века прежде всего антиидеологична, она борется против любой идеологии как упрощенного, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений.

3) Современная философия отказывается от претензий на обладание абсолютной истиной.

4) Считает, что есть только один путь изменений – изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения.

5) Многим философам 20 в. свойственно трагичное мироощущение, «скорбное неверие» в конечную победу сил разума и добра.

6) Современный мир не существует автоматически, по мнению мыслителей 20 в. Мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой. В этом плане современная философия глубоко демократична.

Философские направления XX века.

1. Позитивизм – философское направление, в основе которого лежит идея о том, что все подлинное (позитивное) знание является результатом деятельности специальных наук. Наука вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией с ее исследованиями философских проблем.

В развитии позитивизма выделяют 4 этапа:

Классический

Представители: Кант, Авенариус, Миль, Спенсер.

Главная идея заключается в том, что философия должна ставить перед собой задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать основы математической логики.

Эмпириокритицизм (махизм)

Представители: Эрнст Мах, Корнелиус.

Эмпириокритицизм (дословно критика опыта) - субъективно-идеалистический вариант позитивизма, появившийся в связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук.

Основные задачи:

- очищение не только философии, но и науки от ненаучных измышлений (критика опыта);

- философия сводится только к теории познания;

- наука должна только описывать, но не объяснять явления.

Неопозитивизм

Представители: Морис Шлик, Рассел, Осин.

Особенностью является стремление не выходить за рамки научного анализа. Единственной реальностью признается язык. Функции философии сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще.

Постпозитивизм

Представители: К.Поппер, Г.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

Представляет собой критику и ревизию (пересмотр) неопозитивизма, своеобразную «реабилитацию философии», возвращение к метафизике.

2. Прагматизм– философское направление, обозначающее практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле бросается вызов сугубо философскому (созерцательному) подходу к миру.

Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, К.Льюис.

3. Персонализм – философское религиозно-идеалистическое учение, гуманистическое по своему содержанию, отстаивающее идею личности как высшей духовной ценности, первичной реальности.

Представители: Боун, Кнудс, Брайтмен, Керр, Штерн, Мунье, Лакруа, Н.Бердяев.

По их мнению:

- наш мир – проявление активности Бога;

- только религиозная философия может решить задачу ориентации человека в современном мире;

- главный способ самоутверждения личности в самоусовершенствовании.

4. Фрейдизм.

Основатель Зигмунд Фрейд. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике.

Фрейд не отрицал важной роли сознания («Я») в человеческой жизни, с помощью которого индивиды ориентируются в окружающем мире. Но кроме него существует еще и:

- «Сверх-Я», которое представляет собой совокупность перенесенных «вовнутрь» человеческой психики социально значимых идеальных принципов, регуляторов;

- «Оно», которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Уровни бессознательного он делит на:

- «низшие» - они «прорываются» в снах, гипнотических состояниях, а также в тех случаях, когда мы делаем описки, бессознательно прячем, убираем предметы;

- «высшее» бессознательное – оно связано с процессами творчества.

По убеждению Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Фрейд увеличил роль в жизни человека сексуальных инстинктов и свел их к чисто бессознательным непреодолимым побуждениям.

5. Экзистенциализм – философия существования.

Основной представитель – Мартин Хайдеггер.

Главные идеи:

1) Философия должна заниматься не проблемами науки, а – человеческого существования;

2) Человек живет прежде всего эмоциями;

3) Существование – это духовное бытие личности, ее сознание;

4) Задача человека – не в изменении мира, а в изменении отношения к нему;

5) Кризис в современной общественной жизни можно преодолеть благодаря узкому кругу общения людей, а также – мистическому общению с Богом.

6. Феноменология – философское направление, изучающее сознание как особый регион бытия, внутренний мир человека.

Родоначальник – Эдмунд Гуссерль.

В России феноменологами были Г.Г.Шпет и А.Ф.Лосев.

Феноменология утверждает, что люди плохо понимают сознание, поэтому пытается восполнить этот недостаток, стремясь сохранить и преумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, высказываний. И совершается переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу благодаря интуиции.

7. Герменевтика– философское направление, изучающее проблемы языка, интерпретацию, понимание текстов; это философия вопрошания о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний.

Современная герменевтика – это реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то человек стал восприниматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. И новатором в этом был Кьеркегор.

8. Постмодернизм – это философское направление, которое направлено против философии Нового времени, это критика рациональности, разума, исследование проблем секса и безумия.

Постмодернисты призывают к плюрализму, хаосу, чувственности, иронии критике авторитетов, поиску нестабильности, несогласия, к отсутствию единообразия, скептическому отношению к ценностям.

Наиболее видными постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар и американские мыслители.

Вопросы к лекции №9:

1. В чем отличия современной философии от предыдущего периода развития?

2. Какие существуют основные современные философские направления?

3. Каковы этапы в развитии позитивизма?

4. Какое философское направление разработал З. Фрейд?

5. Что представляет собой постмодернизм и каково его влияние на развитие философии?

6. Почему современную философию часто называют «философией жизни»?


 

Лекция №10

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.