Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ





Образовательные результаты З1, З2, З8

План:

1.Основные понятия, классификация и свойства информационных систем.

2.Этапы развития экономических информационных систем.

3.Процессы, происходящие в экономической информационной системе, основные положения и принципы построения систем обработки и передачи экономической информации.

4.Функциональные и обеспечивающие подсистемы информационных систем.

5.Экономическая информация, её свойства, типы, структура и требования. Экономический документ.

6.Информационный массив, информационная база, информационный поток

7.Устройства ввода и вывода экономической информации.

 

Основные понятия, классификация и свойства информационных систем

Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте.

Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы. Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих свойств. Основные свойства системы: целостность, делимость, многообразие элементов и различия их природы, структурированность.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Автоматизированная информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, технических средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Подсистема - часть системы, выделенная по определенному признаку.

Свойства систем:

ü сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;

ü делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;

ü целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;

ü многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;

ü эмерджентность - появление новых функций и свойств у системы, которых не было у ее компонентов, т.е. система не сводится к простой сумме элементов;

ü структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;

ü адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;

ü интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

Свойства информационных систем:

ü любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

ü при построении ИС необходимо использовать системный подход;

ü ИС является динамичной и развивающейся системой;

ü ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

ü выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

ü участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

1). Классификация ИС по признаку структурированности задач:

ü структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними, удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения;

ü неструктурированные (неформализуемые) задачи– задачи, в кото­рых невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение таких задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями;

ü частично структурированные задачи - известна часть элементов и связей между ними.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подраз­деляются на два вида:

ü ИС, создающие управленческие отчеты и ори­ентированные главным образом на обработку данных (поиск, сорти­ровку, агрегирование, фильтрацию), обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предос­тавляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку;

ü ИС, разрабатывающие альтернативы реше­ний(модельные или экспертные) - предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, ис­поль­зование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
2). По характеру представления и логической организации хранимой информации:

ü фактографические ИС - накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов), которые отражают сведения по какому-либо факту, событию и пр., отделенному от других сведений;

ü документальные ИС - единичным элементом информации является документ и информация на вводе (входной доку­мент). При создании информационной базы процесс структуризации не производится или производится в ограниченном виде;

ü геоинформационные ИС- данные организованы в виде от­дельных информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте).

3). По выполняемым функциям и решаемым задачам:

ü справочные ИС, которые предоставляют поль­зователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, про­граммные или аппаратные электронные записные книжки и т. д.;

ü информационно-поисковые ИС, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по раз­личным поисковым образам на неком информационном пространстве;

ü расчетные ИС, которые производят обра­ботку информации по определенным расчетным алгоритмам, например вычисление определенных статистических характеристик;

ü технологические ИС, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или от­дельных его компонент производственной или организационной струк­туры, например, автоматизированные системы управления, системы ав­томатизации документооборота и пр.

4). По масштабу и интеграции компонент:

ü локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – про­граммно-технический комплекс, предназначен для реализации управ­ленческих функций на отдельном рабочем месте; информационно и функционально не связан с другими информационными системами;

ü комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реали­зующих в полном объеме функции управления;

ü компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечи­вающая интеграцию функций управления в масштабе предпри­ятия или группы бизнес-единиц;

ü корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

5). По характеру обработки информации на различных уровнях управ­ления предприятием:

ü системы обработки данных (EDP – Electronic data processing) - предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных доку­ментов для внешней среды (отчетов, накладных, платежных поручений) ;

ü информационные системы управления (MIS – Management Infor­mation System) - ориентированы на тактиче­ский уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и орга­низацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, ана­лиз и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ;

ü системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support Sys­tem) -используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формирова­нию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ре­сурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реали­зацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической об­работки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер.

6). По уровням управления:

ü ИС оперативного (операционного) уровня - (бухгалтерские, банковские, обработки заказов и пр.) поддерживают специалистов, об­рабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов) ;

ü ИС специалистов - специалистов помогают пользователям повысить продуктивность и производительность. Их задача – интеграция новых сведений и помощь в обработке бумажных документов;

ü ИС для менеджеров среднего звена - используются для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования;

ü стратегические ИС - обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации и помогают высшему звену управленцев осущест­влять долгосрочное планирование.

7). Классификация ИС по функциональному признаку:

ü производственные системы, связанные с выпуском продукции и на­правленные на создание и внедрение в производство научно-техниче­ских новшеств;

ü системы маркетинга, направленные на анализ рынка производите­лей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организа­цию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную организацию материально-технического снабжения;

ü финансовые и учетные системы, направленные на организацию кон­троля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, ста­тистической и оперативной информации;

ü системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для реализации функций оперативного планирования и учета личного со­става;

ü системы управления вспомогательным производством предназна­чены для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетиче­ским обеспечением.

8). По характеру использования информации:

ü информационно-поисковые системы производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без слож­ных преобразований данных (информационно-поисковая система в биб­лиотеке, в железнодорожных кассах);

ü информационно-решающие системы осуществляют все операции пе­рера­ботки информации по определенному алгоритму, выделяют управляющие и советующие системы

ü гипертекстовые системы.

9). По сфере применения:

ü информационные системы организационного управления предназна­чены для автоматизации функций управленческого и опера­тивного контроля и регулирования, оперативного учета и анализа, пер­спективного и оперативного планирования, бухгалтерского учета, управ­ления сбытом и снабжением и пр.;

ü информационные системы управления технологическими процес­сами предназначены для автоматизации функций производственного персонала: организации поточных линий, изготовления микросхем, под­держания технологического процесса и пр.;

ü информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщи­ков, конструкторов, архитекторов дизайнеров для проведения инженер­ных расчетов, создания графической документации (чертежей, схем, планов), создания проектной документации, моделирования проекти­руемых объектов;

ü корпоративные информационные системы используются для автома­тизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

10). Укрупненная классификация систем, предназначенных для автома­тизации различных видов хозяйственного учета:

ü локальные системы - достаточно успешно справляются с решением отдельных задач учета на предприятии, но, как правило, не предостав­ляют целостной информации для автоматизации управления;

ü средние интегрированные системы - представляют собой системы с ограниченными функциональными возможностями;

ü крупные интегрированные системы - наиболее функционально развитые и соответственно наиболее сложные и доро­гие системы, в которых реализуются стандарты MRP, ERP, SCRP.

11). Классификация по степени автоматизации:

ü ручные;

ü автоматические;

ü автоматизированные.

12). Классификация по сфере применения

ü ИС организационного управления;

ü ИС управления технологическими процессами (ТП);

ü ИС автоматизированного проектирования (САПР);

ü Обучающие ИС;

ü Корпоративные ИС;

ü Интегрированные (корпоративные) ИС.

13). По степени распределённости ИС отличают:

ü настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

ü распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам:

-файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

-клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

Информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

14).С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.