Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок управления имуществом государственного (муниципального) учреждения





 

Основополагающим документом, регламентирующим имущественные отношения государственных (муниципальных) учреждений, является Гражданский кодекс РФ (ч.1). В соответствии со ст.120 ГК РФ имущество за государственными (муниципальными) учреждениями, независимо от типа закрепляется собственником на праве оперативного управления. Собственником имущества в этом случае является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. При этом устанавливается степень участия собственника в обязательствах учреждения отдельно для каждого типа:

- по своим обязательствам казенное учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случае их недостаточности – ответственность ложится и на собственника имущества;

- автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, исключая недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником. При этом собственник не отвечает по обязательствам автономного учреждения;

- бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, включая имущество, закрепленное за ним собственником, так и приобретенное на средства от приносящей доход деятельности. В объем ответственности также не включается недвижимое и особо ценное движимое имущество. Также собственник имущества не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения.

Таким образом, для разных типов государственных (муниципальных) учреждений установлены разные права по распоряжению имуществом, закрепленным собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником. Наиболее широкие возможности предоставлены автономным учреждениям, которые имеют возможность распоряжения недвижимым и движимым имуществом, приобретенным за счет предпринимательских доходов. В отличие от них, бюджетные учреждения не имеют права распоряжения таким имуществом. Фактически бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжения только движимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных доходов.

Особо ценное движимое имущество – движимое имущество, без которого осуществление государственным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

 

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации (порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №538). В соответствии с данным документом к категории особо ценного движимого имущества в обязательном порядке относятся:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

- для федеральных автономных и бюджетных учреждений - в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

- для автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ - в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, либо размера, устанавливаемого учредителем;

- для автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе муниципального имущества - в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей, либо размера, устанавливаемого учредителем;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Учредители, таким образом, могут установить свои критерии отнесения имущества к особо ценному, если такое право предусмотрено законодательно.

Что касается казенных учреждений, то собственник имущества осуществляет полное финансирование расходов на его содержание. Однако в отношении автономных и бюджетных учреждений действует иной порядок: в том случае, если имущество, закрепленное собственником, передано в аренду, то финансирование его содержания не осуществляется.

Таким образом, учредитель при финансировании деятельности автономных и бюджетных учреждений предоставляет субсидии на содержание:

- недвижимого имущества, предоставленного на праве оперативного управления;

- особо ценного движимого имущества, переданного на праве оперативного управления.

 

Финансовый механизм ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Планирование доходов и расходов казенного учреждения

 

Ст.161 БК РФ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы. В отличие от других типов государственных (муниципальных) учреждений предоставление субсидий казенным учреждениям запрещено.

Вместе с тем, по решению учредителя, казенным учреждениям может также формироваться государственное (муниципальное) задание, однако при этом сохраняется сметный порядок финансирования.

Составление, утверждение и ведение сметы осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 №112н (далее - Приказ Минфина РФ №112).

Форма бюджетной сметы утверждена тем же Приказом №112, которым определено право главного распорядителя бюджетных средств при формировании порядка составления и ведения бюджетной сметы установить дополнительные разделы, реквизиты, а также определить правила ее заполнения.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения предполагает:

- составление бюджетной сметы;

- утверждение бюджетной сметы;

- ведение бюджетной сметы.

В соответствии с Приказом Минфина №112н:

 

Составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.

 

Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

 

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных распорядителем средств бюджета расчетных показателей на соответствующий финансовый год, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. В обязательном порядке к проекту сметы прилагаются обоснования плановых сметных показателей, которые использовались при формировании сметы. Распорядители средств бюджета самостоятельно определяют порядок расчета плановых показателей по кодам классификации КОСГУ. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18.03.2013 г. №141 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации», который устанавливает требования к бюджетной смете, а также порядку расчета плановых показателей. Аналогичные нормативные акты принимаются и другими распорядителями (главными распорядителями) бюджетных средств.

Форма проекта сметы устанавливается Приказом Минфина №112н и представлена в Приложении 4. Нормативными актами предусмотрено право главного распорядителя, распорядителя средств бюджета, а также самого казенного учреждения дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Проект сметы утверждается:

- для казенных учреждений, являющихся органом государственной (муниципальной) власти, а также органом управления государственного внебюджетного фонда и при этом являющегося главным распорядителем бюджетных средств – руководителем этого органа;

- для казенных учреждений, не являющихся главным распорядителем бюджетных средств – руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Однако руководитель главного распорядителя имеет право передать функции по утверждению бюджетной сметы руководителю самого казенного учреждения. Смета утверждается руководителем казенного учреждения также в том случае, если учреждение работает на основе государственного (муниципального) задания;

- для обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета - руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Смета составляется учреждением по образцу, представленному в Приложении 5.

В течение финансового года на основе утвержденных плановых значений осуществляется ведение сметы.

 

Ведение сметы – внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

 

Изменения показателей сметы составляются учреждением по образцу, представленному в Приложении 6.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс," и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».

Изменение сметы производится в случае:

- изменения объемов лимитов бюджетных обязательств;

- изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

- изменения распределения сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

- изменения распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Изменения в смете утверждаются аналогично порядку, предусмотренному для утверждения сметы.

 

3.2. Сущность и порядок формирования государственного задания государственных (муниципальных) учреждений

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственного (муниципального) задания.

Государственное задание (муниципальное задание) – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

 

Формирование задания устанавливается для автономных учреждений с момента их создания в 2007 году, в то время как бюджетные учреждения перешли на данный вид финансирования с момента реформы 2011 года. Для казенных учреждений формирование государственного задания не является обязательным и осуществляется в том случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Появление государственного задания, как уже отмечалось ранее, стало одним из этапов бюджетной реформы, направленной на повышение качества бюджетных расходов путем расширения программно-целевого финансирования. Принципиальным отличием государственного задания от сметного порядка финансирования является наличие зависимости объемов финансирования учреждения от показателей эффективности его деятельности.

Следовательно, задание представляет собой ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и является основой для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Исходя из этого, основными отличиями государственного задания от традиционной системы финансирования, являются:

• Объем задания является переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

• Финансируется не учреждение, а оказываемые им услуги, а значит следует уделить особое внимание формированию содержания каждой конкретной услуги (работы).

Порядок формирования и финансирования государственного задания регламентируется:

- ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ;

- Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

- Письмом Минфина России от 16.05.2011 №12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Приказом Минфина РФ №138н, Минэкономразвития РФ №528 от 29.10.2010 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания».

Законодательство определяет, что государственное (муниципальное) задание формируется учредителем государственного (муниципального) учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного или автономного учреждения. Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Главная особенность нового порядка финансирования деятельности бюджетных и автономных учреждений заключается в том, что государственное задание выступает основой для составления проекта бюджета и планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Такой подход коренным образом изменяет порядок формирования соответствующего бюджета, а также создает условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании. Следовательно, это способствует повышению эффективности бюджетных расходов. Вместе с тем, задание формируется на этапе планирования бюджета с учетом действующих бюджетных ограничений.

Государственное задание формируется на основе ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении).

На первом этапе:

1) Определяются основные виды деятельности учреждения на основе его учредительных документов;

2) Разрабатывается ведомственный перечень услуг (работ) оказываемых (выполняемых) учреждениями

На втором этапе учредителями формируется государственное (муниципальное) задание на срок 1 или 3 года, в зависимости от порядка планирования бюджета, применяемого в субъекте РФ (муниципальном образовании). Форма государственного задания представлена в Приложении 7.

Государственное задание должно содержать:

· показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;

· категории физических (юридических) лиц – потребителей услуг;

· порядок оказания услуг;

· предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления;

· порядок контроля;

· требования к отчетности.

В том случае, если в деятельности учреждения существует стандарт оказания услуги, то в госзадании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт (например, Федеральный государственный образовательный стандарт и т.п.). Следовательно, в данной ситуации стандарт будет являться обязательным требованием выполнения задания, то есть невыполнение стандарта является невыполнением задания. В то же время показатели, описывающие качество услуги, будут использоваться для определения дополнительных характеристик оказания услуги или результата оказания услуги (например, доля выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, является показателем качества оказания услуги по реализации образовательной программы общего образования в данной школе).

Если государственное (муниципальное) учреждение в рамках выполнения государственного задания должно оказывать несколько услуг (работ), то государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы). Если государственное (муниципальное) учреждение осуществляет и оказание услуг, и выполнение работ, то государственное задание формируется из 2 частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и выполнению работы.

В ходе формирования государственного задания определяется порядок оказания государственной (муниципальной) услуги, включая нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуги, и способы информирования потенциальных потребителей услуги. В качестве способов информирования потребителей могут быть использованы:

- информирование при личном обращении о получении услуги;

- телефонная консультация;

- информация у входа в здание;

- информация в помещении;

- информация в сети Интернет.

В государственном задании могут быть предусмотрены платные услуги, если платность таких услуг установлена законом (например, оплата услуг за содержание детей в детских садах, посещение театров). В этом случае в задании определяются цены (тарифы) на оказание услуг, а также наименование органа, устанавливающего эти значения.

Задание также предусматривает установление порядка контроля за выполнением государственного задания (п.7 задания). В качестве форм контроля могут быть установлены:

- выездная проверка;

- камеральная проверка;

- ведение журнала звонков, полученных от населения по «горячей линии», организованной органом исполнительной власти;

- ведение книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями.

На третьем этапе осуществляется планирование затрат на выполнение государственного задания. Планирование и формирование задания как правило происходят одновременно. Порядок планирования затрат будет рассмотрен в соответствующем разделе пособия.

На четвертом этапе осуществляется:

1) утверждение государственного (муниципального) задания;

2) назначение ответственного за выполнение государственного (муниципального) задания;

3) размещение государственного (муниципального) задания на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

На пятом этапе осуществляется подготовка соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Примерная форма соглашения утверждена совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 138н/528. Примерная форма представлена в Приложении 8.

Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, периодичность перечисления субсидии в течение года, а также возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным.

Все перечисленные этапы осуществляются на стадии формирования проекта бюджета. Утверждение задания происходит только после утверждения закона (решения) о бюджете и формирования сводной бюджетной росписи. Утвержденное задание должно незамедлительно доводиться до учреждения для исполнения. Показатели задания должны своевременно доводиться до учреждения для обеспечения возможности формирования им плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

После утверждения государственного (муниципального) задания учреждение осуществляет его выполнение за счет средств, предоставляемых в виде субсидий из соответствующего бюджета.

В отличие от сметного финансирования, предусматривающего выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, после утверждения государственного задания внесение в него изменений предполагает более сложную процедуру. В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, изменение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, возможно только в случае соответствующего изменения государственного (муниципального) задания. По сути это означает, что учредитель может сократить объем бюджетных ассигнований только при изменении параметров самого государственного задания – объема или качества оказания государственных (муниципальных) услуг (работ).

В случае изменения госзадания, формируется новое государственное (муниципальное) задание, которое утверждается учредителем. Новое государственное задание формируется в случаях:

1) внесения изменений в показатели государственного (муниципального) задания;

2) внесения изменений в нормативно-правовые акты, на основе которых сформировано государственное (муниципальное) задание;

3) изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.