Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политико-правовая мысль Древнего Китая





Тема 1.

История политических и правовых учений как научная дисциплина

 

План:

1.1. Предмет истории политических и правовых учений.

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.

1.3. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

1.4. Периодизация истории политических и правовых учений.

1.5. Методологические проблемы изучаемого курса.

 

 

1. .Составной частью духовной культуры человечества является всемирная история политических и правовых учений. (Понятие Д.С. Лихачева «Гомосфера» - человекоокружение).

История политических и правовых учений (ИППУ) относится к историко-теоретическим дисциплинам. Её задачи - ознакомить с содержанием и историей наиболее значительных теоретических концепций государства и права прошлых эпох.

Изучение ИППУ актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике - неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи, в результате чего сложилась система доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Дискутировались такие злободневные проблемы, как юридическое равенство, сословные привилегии, права человека, соотношение личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформ и революции и т.д.

Знание о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях решений - важнейшая составляющая политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

В настоящее время в России возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссииоб этих проблемах.



Если узко конкретизировать вопрос, то предметом ИППУ является история возникновения и развития теоретических знания о государстве, праве, политике и законодательстве; история политических и правовых теорий. Это одно из распространённых определений. Уточним ряд аспектов:

—Во-первых, вне предмета ИППУ, в целом, остаются различные фрагментарные, то есть не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории суждения разных мыслителей...

—Во-вторых, соединения в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений, обусловлено тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий. Под этим углом и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете ИППУ. (Так история политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией, за рамками предмета которой останется история правовых учений). В-третьих, немалое место в ИППУ занимает изучение объемов понятий: «Политическое» «Государственное». Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т.д. Так, древнегреческие авторы, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, ещё не знали термина «государство», который вошёл в научный оборот во времена Макиавелли.

На сегодняшний день более типичны представления о преобладании объёма понятия «политическое» по сравнению с «государственное».

—В-четвертых, в отличии от истории государства и права, предметом ИППУ являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.

— В-пятых, ряд ученых отмечают как принципиальное обстоятельство (В.С.Нерсесянц), что предмет рассматриваемой дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и её методологии.

—Другое определение (О.Э.Лейст) имеет несколько другую направленность: «Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленное в доктрину (учение), взгляды на государство, право и политику». Считается, что политико-правовая доктрина включает три компонента:

1. Логико - теоретическая основа (Методологический стержень учения). Возможные варианты: философская, религиозная основы... Эти основы тесно связаны с мировоззрениями эпохи. Так, политические учения древнего мира опирались преимущественно на религиозные и философские обоснования. Мировоззрения средних веков было теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм...

2. Содержание (или выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.)

Уточним, что содержанием политико-правовой доктрины являются её понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный ключевой характер именно в данной доктрине.

—К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности и т.д.

3.Программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Программные положения придают политико-правовой доктрине социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание её теоретическое части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Здесь наиболее чётко выражен идеологический характер доктрины.

Через программные положения политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определённых классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим началом, поскольку оформление политико-правовых взглядом в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

2. Существует несколько периодизаций истории ППУ. Ряд ученых дают её опираясь на схему общественно-экономических формаций. Другие ориентируются на классическое деление общей истории (Древний мир. Средние века. Новое и Новейшее время).

На сегодняшний день достаточно распространена типология ИППУ, включающая три большие эпохи, соответствующих главным периодам государственно-организованного общества:

1.Политико-правовая идеология сословно-кастового общества;

2.Политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому обществу;

3.Политико-правовая идеология гражданского общества. Хронологически первый период охватывает время от возникновения государства и права примерно до XV - XVI веков. Традиционно - это Древний мир и Средние века. Особенность данного периода состоит в том, что социальная структура общества определялась правом не равным для разных сословий, а государство зависело от высшего сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства. Даже в государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как «дела народного» под народом разумелась лишь малая часть общества. Редкие рассуждения некоторых философов V века до нашей эры о том, что все люди по природе равны следует, скорее всего, понимать ограничительно или даже как неверную передачу античного источника.

Второй период примерно охватывает XV - ХVШ в. (он не «умещается» в формационную схему, а по общеисторической периодизации совпадает с поздним Средневековьем и началом Нового времени). Эта эпоха кардинальных изменений и поисков в области духовного развития в целом (особенно в Европе). Великие потрясения тех лет нередко обозначаются именами собственными: Возрождение, Реформация, Просвещение. Исторический смысл этого периода состоял в признании и утверждении всеобщего равенства людей перед законом. По существу была сформирована теоретическая модель бессословного гражданского общества равноправных людей.

Результатом политических революций в ряде стран Европы ХVII - XVIII вв. стало становление и развитие гражданского общества (Условно говоря, бессословного, промышленного, капиталистического).

Итак, XIX -XX вв. - это третий период развития политико-правовой идеологии, проблемы которого связаны и сегодняшним днем.

Следует обратить внимание, что в процессе развития мировой цивилизации разные страны не одновременно вступали в этот или иной период развития. В ряде государств отличался и попятный процесс. Соответственно позже мы будем рассматривать темы курса по хронологическо-региональному принципу.

3. На сегодняшний день каждый изучающий данный курс уже имеет представление о богатом арсенале философских и специально-научных методов, прежде всего формально-логического исследования, диалектического, системного и сравнительно-исторического. Тот или иной метод - не самоцель, а лишь путь познания и приемы исследования. Научная значимость применяемого метода определяется его эвристическим потенциалом. В некотором роде ИППУ - это своеобразная история методов политико-правового познания. В.С.Нерсеcянц применительно к ИППУ выделяет три основные функции метода: 1 – метод как способ построения определенной политико-правовой теории (главным образом речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретной системы теоретического знания, о компонентах данной системы...); 2- метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико-правовых учений (данный аспект преимущественно отражает характер отношений между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли); 3- метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.).

Особую роль в изучении ИППУ играет принцип историзма. Он выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности.

При изучении курса большое внимание уделяется вопросу о единстве и взаимосвязи конкретно-исторической и общетеоретической сторон политико-правового учения. С учетом этого освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приёмов изложения. Данное сочетание позволяет глубже выявить общее и особенное в различных политико-правовых учениях.

Значительную роль играют приёмы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ /в синхронном и диахронном плане/ различных концепций конкретизирует наши познания об их общих и специфических чертах...

В определенной мере к методологическим проблемам изучаемого курса относится и вопрос о многообразии политико-правовых доктрин. Примем к сведению ряд замечаний.

Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное, соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели различных социальных групп.

Нередко дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той же группы по той причине, что каждый из них видит современность по-разному и строит свою теорию на отличной от других методологий.

ИППУ свидетельствует о том, что важнейший показатель степени свободы и демократизма того или иного общества и государства - состояние политико-правовой мысли. («Мне ненавистны ваши взгляды, но я готов жизнь отдать за то, чтобы вы могли их свободно высказывать»).

Считается, что организация и жизнь любого общества основываются либо на подавлении одной части общества другой его частью, либо на компромиссах, на увеличении численности среднего класса за счет нищих и высших слоев общества. Что касается политической и правовой идеологии, то противостоящие учения не поглощаются новыми доктринами, выражающими социальное равновесие. (Например, в учениях о государстве Нового и Новейшего времени крайними направлениями можно назвать анархизм и — авторитаризм (в духе теории Гоббса) или тоталитаризм (как в «Кодексе природы» Морелли). Между этими крайностями находится концепция правового и социального государства с развитым общественным самоуправлением. Разумеется, эта «теоретическая середина» является не соединением названных крайних направлений, а отрицанием того и другого, качественно иной концепцией.

Идеи и анархизма, и авторитаризма, и тоталитаризма сохраняют свою жизненность. Каковы же причины? Сложность социально-политических проблем, рост государственного механизма и др. питают концепцию анархизма с его непревзойдённой критикой феномена власти, с его предсказанием опасности подавления личности.

Питательной средой для распространения авторитарных или даже тоталитарных идей, зовущих к усилению государственной власти является социальная неустроенность больших групп населения, рост преступности, экологический или демографический кризис... («Говорят, что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема» Гёте).

В гражданском обществе закономерно многообразие правовых концепций, основанных на различных пониманиях права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо.

Юридический позитивизм и разработанная на его основе нормативная концепция права являются основой основ законности правоприменительной практики в правовом государстве. Однако нормативная концепция права отождествляет право и тексты законов, открывая тем самым возможность: 1 - для подмены юридических норм декларациями или лозунгами; 2 - для издания законов, грубо противоречащих нормам нравственности.

Социологическая концепция права даёт возможность выявить жизненные интересы, требующие юридического признания и защиты, но ещё не предусмотренные законом. В то же время социологическое понимание права отождествляет право с правопорядком, заменяет право распространенной практикой, общепринятостью, эффективностью.

На основе теории естественного права возможна поистине нравственная оценка действующего права и обоснование естественных прав человека, предшествующих закону и практике его применения. Но данная теория (и родственная ей психологическая теория) способна принять за право разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д.

Каждое из пониманий права - необходимый противовес другим пониманиям, не дающий уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Ряд учёных считают, что польза каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций выявить негативные свойства и опасные тенденции самого права.

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Если критерием берётся предположение о сроках и способах достижения идеала, то политико-правовые учения, различаются на радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не всё и не сразу), революционные (настраивающие на насильственном преобразовании существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью) /Лейст/.

По мнению Лейста «...с точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки ИППУ её содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.»

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения. (Политическим отчуждением называется процесс и результат превращения государства, возникшего в итоге человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним.)

Считается, что в идеологической борьбе, обуславливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: 1 - за увековечивание политического отчуждения, 2 - за его преодоление. Так было и в государствах Древнего Востока.

4. Наиболее краткое содержание данного вопроса может быть дано в следующем тезисе: социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементах в различных учениях было неодинаковым. Поясним:

- прикладной характер (главное содержание учения составляли вопросы, касающиеся «ремесла» управления, разрабатывались конкретные проблемы техники власти. В большинстве учений государственная власть отождествлялась с властью императора.

- слияние с моралью (этико-политический характер) (повышенный интерес к проблемам морали характерен для идеологии формирующихся классов. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствования государя, к управлению силой личного примера. Народ восставал во имя справедливости и перераспределения богатства, но не подвергал сомнению экономические и политические основы общества.)

- Религиозный характер (не только сохранение, но и развитие религиозно- мифологических воззрений. Наиболее общие вопросы (например, происхождение государства и права) решались с религиозных позиций.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени его посещения Египта (V в. до н.э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей, т.е. в течении 11.340 лет правили только смертные люди. До этого в Египте властвовали боги, которые жили совместно с людьми.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейском народом, и одно время даже являлся его главой. Считается, что законы еврейского народа получены Моисеем прямо от Бога.

Многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Их политико-правовые учения не получили развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

В Др. Индии ведущими направлениями политической и правовой идеологии были брахманизм и буддизм. Они возникли примерно в середине I тыс. до н.э., когда у арийских племён, покоривших Индию, началось образование классов. Корни обоих направлений восходят к религиозно-мифологическому воззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Расхождение между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Итак, зачатки идеологии брахманизма встречаются в Ведах (II тыс. до н.э.) = санскритское слово «ведение» или «знание». В Ведах говорится о делении общества на четыре сословия (варны), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «... брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей: из ног возник шудра».

По мировому закону (рта) определяется строение общества и положение сословий. Рабы находились вне варн. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины были господствующими варнами, а вайшии (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры («свободные низы») -подчиненными.

Дальнейшее развитие брахманизм получает в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах (IX-VI вв. до н.э.). Согласно Ведам и Упанишадам все варны и их члены должны были следовать божественно предустановленной для них драхме (джамме) - закону, долгу. Идеологий брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры

- правовые сборники, которые составлялись различными брахманисткими школами.

Примерно ко II в. до н.э. относиться письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника - «Законов Ману». В них защищаются соответствующие положения «Вед» и «Упанишад» о делении общества на варны. Подчеркивается: «Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы...» Даже царь при своём божественном статусе должен чтить брахманов. А главное назначение царя и его слуг - охранять систему варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Значимая роль отводится наказанию, которое в своем земном облике буквально означает палку. «Данда» - «данданити» (руководство палкой - искусство управления). «Весь мир подчиняется посредством наказания».

Неравенство прав членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV-Ш вв. до н.э.), автором которого считается (Чанакья), влиятельный советник царя Чандрагупты I.

Полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы. Отмечается высшая сила царского указа. «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу». Возможно, идеи «Артхашастры» выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества.

С критикой многих положений Вед, Упанишад и брахманисткой идеологии в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (Просветленным).

Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака» (Три корзины) принадлежит II — I вв. до н.э. Одна из центральных идей буддизма - освобождение человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы других каст, если в результате духовного подвижничества получают статус «архата» (брахмана). В известном каноне IV-Ш вв. до н.э. «Дхаммападе» (Стезе закона) подчеркивается: «Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать». Дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. «Джаммы обусловлены разумом»; «...никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма».

В «Дхаммападе» чётко видна тенденция к ограничению наказания. Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет невнимание учения к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий.

Постепенно идеи буддизма, в том числе концепция дхаммы, стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влияние буддизма распространилось на многие страны Азии.

Представление о естественном характере законов мироздания и общества наиболее последовательно развиты школой локаяты (чарвака) (в VI в. до н.э. - критика брахманизма с атеистических позиций).

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы и брахманизма и буддизма и др. верований. В первых веках н.э. буддизм становиться одной из мировых религий.

В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепции "буддисткого социализма".

В современных словарях часто повторяется определение: "Буддизм - религиозная идеология, оппозиционная брахманизму. Содержит 4 истины: 1- "все" — "это страдание", 2 - у всякого страдания есть своя причина, 3 - имеется возможность положить конец страданию, 4 - есть путь, ведущий к прекращению страданий. Жизнь изображается как зло. Чтобы достичь блаженного состояния (нирваны), человек "не должен совершать злого действия против кого-либо...


Тема 2

План.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л., 1989.

IX - VI вв. до н.э.

Древние мифы уже в изложении Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (VII в. до н.э.) подвергаются политико-правовой интерпретации. Смена верховных богов: Уран - Крон - Зевс. Утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни складывалось с установлением власти богов - олимпийцев во главе с Зевсом.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (описание событий ХШ в. до н.э.) Зевс выступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике), карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Употребляемые Гомером понятия «дике» (справедливость) и «темис» (обычай, обычное право) значимы для правопонимания в ту эпоху греческого строя (конец II - начало I тыс. до н.э.), так называемая «гомеровская Греция». Дике - основа темиса.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» и «Труды и дни». Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. Пo «Теогонии» от брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются две дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Эвномия обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации нравственно - правового порядка в человеческих делах получают развитие в творчестве «семи мудрецов»: Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул, Хилон. Они подчеркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Некоторые из них, будучи законодателями, приложили немало усилий для реализации своих идеалов. «Повинуйся законам» - призывал спартанец Хилон (его знаменитое изречение «Познай самого себя» начертано на храме Аполлона в Дельфах).

Солон (≈638-559 гг. до н.э.) в обстановке острой политической борьбы между демосом и знатью был избран первым архонтом. Его законы 594г. до н.э. существенно изменили социально-политический строй афинского полиса. Солон отменил частные и государственные долги, запретил обеспечение ссуды личной кабалой. По имущественному признаку разделил население: пентакосомедимны, всадники, зевгиты, феты. Вновь был учрежден Совет четырехсот (по 100 от каждой из афинских фил). «Я точно волк, вертелся среди стаи псов».

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI-V вв. до н.э. выступили Пифагор (580-500гг. до н.э.), пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит (53О-470гг. до н.э.). Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» - умственной и нравственной элиты. Пифагор бежал с острова Самос, после прихода к власти тирана Поликрата и поселился в Южной Италии (Великая Греция). Там стали возникать пифагорейские гетерии - аристократические по духу тайные философско-политические союзы. Впрочем, к VI в. до н.э. они были разгромлены сторонниками демократии. Определенную роль во всем мировоззрении пифагорейцев играло учение о числах (т.е. о начале и сущности мира). При освещении проблем права они первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.

Справедливость у пифагорейцев, это - воздаяние равным за равное. Наихудшим злом они считали анархию (безвластие).

Автором одной из реальных моделей полиса был Фалей Халкедонский. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо по Фалею, уравнять земельную собственность всех граждан.

Проект идеального полисного устройства предложил во 2-й половине V в. до н.э. неопифагореец Гипподам. Население полиса должно было составлять 10.000 граждан и делиться на 3 класса: ремесленников, земледельцев и воинов. Все магистры избираются народам...

... Политико-правовые воззрения Гераклита связаны с его общефилософскими положениями. Мышление по Гераклиту присуще всем людям, но большинство из них не понимают всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому необходимо следовать. Критикуя демократию, (где правит толпа и нет места лучшим) Гераклит выступал за правление лучших. Для принятия закона не обязательно всеобщее одобрение; главное в законе - его соответствие всеобщему логосу, что понимают не все люди.

Итак, появилась концепция новой аристократии (не по крови, а по духу). Критерии для определения «лучшего»: логико-философские, научно-математические и др. (не «природные»).

Тема 4.

Тема 5

Тема 6.

ТЕМА 7

ПЛАН.

1. Естественно-правовые теории в Германии.

2. Правовая теория Ч. Беккариа.

3. Политико-правовые учения во Франции.

4. Политико-правовые учения в США.

 

Литература:

Бэррес Ричард Т. Документы американской революции. Тверь-Москва, 1994.

• Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

• Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

• Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии ХУШ в. - Л., 1980.

• Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

1. Значительные отличия социально-политических условий Германии и Италии от обстановки в Нидерландах или Англии предопределили существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него немецких и итальянских мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для революционной трактовки идей естественного права обусловило коллизии между общечеловеческими началами, заложенными в этой теории, и классовых их истолкованием. Так, немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала.

Самуил Туфендорф (1632-1694) - юрист, историк. Его книги были переведены на многие европейские языки; при Петре I - и в России. Наиболее известные труды: «Право естественное и право народов». «О должностях человека и гражданина». Автор подчеркивал, «что право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства». Одновременно обосновывал необходимость крепостничества и княжеского абсолютизма.

Следуя Туфендорфу, естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Но человеческая природа противоречива. Она не порождает «войну всех против всех» (как считал Гоббс), но достаточно эгоистично. Именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей единиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникает политическое общежитие и государство. В основе возникновения государства лежат два договора: первый - между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным или правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповеданий ...), но не допускает сопротивление власти. Лучшей же формой правления является монархия, возможно с неким представительным органом (ландтаг…).

Последователем учения можно считать профессора Христиана Томазия (1655 -1728) - ректора университета в Галле, который первым в Германии начал читать лекции по естественному праву не на латыни, а на немецком языке. Будучи весьма религиознымТомазий, тем не менее, провозгласил (одним из первых), что философии пора перестать быть служанкой богословия. Он подчеркивал, что основа естественного права - мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но поскольку среди людей есть разделение на мудрых и глупых, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Государство - «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия». Также Томазий разделял точку зрения о двух общественных договорах.

Различие между правом и моралью состоит в том, что единственным источником морали является внутреннее убеждение человека, независимое от приказов власти. Право в государстве имеет императивный и запретительный характер, оно определяет только внешние обязанности, и только в правовой сфере действует приказ государства. В моральной сфере единственной средство воздействия - совет. Отсюда свобода совести. Иноверцы не должны подвергаться уголовному преследованию; еретиков, в крайнем случае, можно выслать из государства.

Лучшей формой государства Томазий считал монархию: утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему, и что народ даже имеет право на пассивный протест против монарха.

Наиболее консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства прослеживается в учении Христиана Вольфа (1679 - 1754) - профессора естественного и международного права университета в Галле. В целом разделяя представления о свободе личности, он делал практические выводы в оправдание полицейского государства, в какой-то мере видя в нем государство просвещенного абсолютизма.

«Нет права без нравственности обязательства, которое ему предшествует, в котором оно коренится и из которого оно проистекает. Есть врожденные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие обязанности». Все дальнейшие рассуждения Вольфа исходят из этой посылки - право проистекает из обязанности, нравственной, но обязанности человека.

Семьи решили объединиться в государство, так как не имели достаточно средств для совершенствования. Цель государства - «общее благосостояние и общая безопасность», обеспечивающие совершенствование людей. Лучшая форма государства - монархия, так как только монарх представляет весь народ. Законы государства -практическая реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.