Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Большой Ставропольский канал





Большой Ставропольский канал — ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края России. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа.

Реки Ставропольского края Кубань, Терек, Кума с ее притоками — в основном обеспечивают южную и юго-западную части территории. Основная же: центральная, северо-восточная и восточная — остаются практически безводными. Две трети сельскохозяйственных угодий края находятся в зоне рискованного земледелия, где альтернативы созданию оросительно-обводнительной системы нет. Решение о создании самой грандиозной в Европейской части СССР обводнительно-оросительной системы, питающие реку Калаус водами Кубани было принято правительством за два дня до нападения на Советский Союз нацистской Германии. Война задержала его осуществление на шестнадцать лет.

В 1957 году гидростроители приступили к созданию Кубань-Калаусской обводнительно-оросительной системы, названной Большим Ставропольским каналом (БСК). Ее задача — завершить обводнение засушливого Центрального Предкавказья. Канал начинается у г. Усть-Джегута на реке Кубань, оканчивается у Чограйского вдхр. на реке Восточный Маныч. Протяженность Большого Ставропольского канала 480 км.

Начинает свою историю с 28 марта 1957 года, когда у южной окраины станицы Усть-Джегутинской был вынут первый ковш грунта. Вскоре мощная плотина перегородила Кубань, образовав Усть-Джегутинское водохранилище. Его полезный объем — 475 миллионов кубометров воды. Протяженность плотины 7 километров, площадь зеркала составляет 50 квадратных километров. Береговая линия по периметру — 34, 5 километров. Откачка воды из водохранилища длится с конца сентября до мая месяца. В летний период по Большому Ставропольскому каналу подается до 180 кубометров воды в секунду. Порядка 115 из них идет транзитом на орошение и обводнение засушливых земель, затем через каскад гидроэлектростанций возвращается в реку Кубань, 60-70 кубометров сбрасывается в водохранилище, которое при таком режиме наполняется до нормального подпорного уровня.

 

Классификация судоходных шлюзов

В зависимости от величины преодолеваемого напора, характера грузов и направления грузопотоков, геологических условий, рельефа местности, а также эксплуатационных соображений устраиваются различные типы судоходных шлюзов, отличающихся по числу и расположению камер, по конструкции камер, системам водопроводных устройств и по роду основного строительного материала.

Однокамерные шлюзы со стенкой падения наиболее распространенные и применяются обычно при напорах, не превышающих 15—20 м.

Многокамерные шлюзы состоят из нескольких последовательно расположенных камер, разделенных промежуточными головами со стенкой падения. Общий напор в этом случае делится поровну между камерами, а конструкции отдельных элементов и размеры камер принимаются одинаковыми.

При строительстве многокамерного шлюза уменьшается объем земляных работ, расход воды на шлюзование, облегчается конструкция, возможно применение типовых сборных элементов и типового оборудования. Однако пропускная способность многокамерных шлюзов меньше, и они сложнее в эксплуатации.

По числу линий движения судов различают шлюзы в одну, две и более линий. Шлюзы в две линии иногда называют парными, а вообще такие шлюзы называются параллельными и применяются на водных путях с интенсивным движением судов при больших грузопотоках. Основное преимущество параллельных шлюзов состоит в возможности специализации отдельных линий по направлению движения или же по роду грузов.

При специализации работы линий шлюзов увеличивается пропускная способность, создается более благоприятное условие для движения судов различных габаритов. Однако при этом в связи с односторонним шлюзованием увеличивается количество расходуемой воды.

Разновидности судоходных шлюзов:

а) шлюзы без стенки падения. Их применяют обычно при малых напорах, когда для простоты устройства пороги верхней и нижней головы закладывают на одинаковой отметке. В таких шлюзах глубина воды над порогом верхней головы значительно больше необходимой судоходной глубины, принятой на нижней голове, вследствие чего объемы работ по устройству верхней головы и подходного канала получаются преувеличенными;

б) шлюзы со стенкой падения. В таких шлюзах отметку порога верхней головы назначают так, чтобы обеспечить в верхнем бьефе лишь необходимую судоходную глубину. Верхняя голова сопрягается с камерой при помощи стенки падения, высота которой получается примерно равной напору на шлюзе. Такое устройство камеры позволяет уменьшить высоту верхних ворот и объем работ по устройству верхней головы и подходного канала;

в) шлюзы со вспомогательной (промежуточной) головой. В длинных однокамерных шлюзах иногда в пределах камеры устраивают вспомогательную голову, которая делит камеру на две, обычно неравные, части. Вспомогательная голова выполняет роль или верхней, или нижней головы полукамер и тем самым допускает шлюзование судов трех размеров по длине, позволяет уменьшить объем сливной призмы и сократить время шлюзования;

г) шлюзы со смещенными головами. Такие шлюзы имеют укороченную длину и удвоенную ширину камеры. Шлюзуемые суда вводятся в камеру по очереди и размещаются рядом, что увеличивает период шлюзования и ухудшает условия эксплуатации. Поэтому такие шлюзы устраивают обычно при ограниченности выбора места по топографическим или геологическим условиям;

д) шахтные шлюзы применяют при одной камере с большим напором и при сравнительно небольших габаритах шлюзуемых судов. Они имеют глубокую камеру и большой объем сливной призмы. Для уменьшения размера и веса нижних ворот устраивают забральную стенку, стесняющую надводные судоходные габариты, что является основным недостатком шлюзов шахтного типа;

е) шлюзы со сберегательными бассейнами. Их применяют для уменьшения расходования воды при шлюзовании, что особенно важно для водораздельных участков шлюзованных каналов, не Имеющих естественного питания. Сберегательные бассейны устраивают рядом с камерой и соединяют друг с другом галереями, перекрываемыми затворами. При опорожнении камеры воду сливают в эти бассейны, а при наполнении камеры в нее постепенно сливают воду из сберегательных бассейнов и лишь недостающее количество воды пополняют из верхнего бьефа.

ж, з) поворотные (стрелочные) шлюзы устраивают в местах пересечения нескольких водных путей. Камеры таких шлюзов имеют в плане различную форму. Размеры камеры назначают из условия разворота судов для перехода из одного-водного пути в другой. В зависимости от уровней воды устраивают с двусторонним подпором. Это достигается устройством двух пар ворот, из которых одна поддерживает подпор в одном направлении, а другая — в обратном.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.