Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансово-правовая ответственность: понятие, признаки, место в системе юридической ответственности.





Наличие противоправных деяний со стороны субъектов права (налогоплательщиков, участников бюджетного процесса, участника валютно-финансовых операций и т. д.), послужило основанием для появления такого института как финансово-правовая ответственность. Финансово-правовая ответственность в настоящее время активно изучается (авторы исследуют понятие, сущность, виды, меры ответственности и т. д.), но общего определения финансово-правовой ответственности, ее места в правовой науке, ее элементов так до конца и не выработано, нет четкого закрепления в нормативных документах определения всех видов финансовой ответственности (как правило, выделяют только налоговую и бюджетную ответственность).

В силу того, что финансовая ответственность является подвидом юридической ответственности, то представляется необходимым рассмотреть данное явление. Среди ученых, исследующих вопросы, связанные с природой юридической ответственности, выделяется две точки зрения по поводу характеристики и основания юридической ответственности. Сторонники одного мнения выделяют два основания данного правового института: первое — правовое основание, т. е. обязательное закрепление положений о юридической ответственности в нормативных актах; второе — само правонарушение, т. е. совершенное противоправное деяние, являясь фактическим основанием, которое приводит в движение всю структуру юридической ответственности» [4, с. 12—17].

Согласно части 2 ст. 54 Конституции РФ [7] никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Отсутствие состава правонарушения, установленного нормативным актом, действующим в момент совершения противоправного деяния, исключает юридическую ответственность.



Сторонники другого взгляда, помимо наличия правонарушения, содержащегося в нормативном акте, требуют также и процессуального основания, которым признается акт судебного или административного органа применения юридической ответственности [6, с. 205—206].

Таким образом, основаниями юридической ответственности следует считать нормативное, фактическое и процессуальное.

Необходимо заметить, что юридическая ответственность также обладает и охранительной функцией, поскольку государство стремится к стимулированию участников общественных отношений к совершению действий в интересах общества путем закрепления в нормативно-правовых актах мер ответственности.

При этом следует разграничивать меры принуждения к исполнению обязанности субъекта права и меры юридической ответственности, которая связана с совершением правонарушения в случае возложения дополнительного обременения наряду с пресечением нарушения и восстановлением нарушенных прав. Исполнение обязанности в принудительном порядке, не выполненной добровольно не может являться мерой юридической ответственности, в силу отсутствия дополнительного обременения при принуждении к исполнению обязанности [3].

Таким образом, юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, закрепленная в норме права, обладающая охранительной функцией, возникающая как реакция на совершение противоправного деяния, наряду с применением мер пресечения и правовосстановительных мер.

В юридической литературе понятие финансово-правовой ответственности рассматривается многими авторами и трактуется примерно единообразно. С.Е. Батыров определяет финансово-правовую ответственность как «правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения» [1, с. 13]. А.А. Мусаткина считает, что «финансово-правовая ответственность является юридической обязанностью субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном поведении, а в случае совершения финансового правонарушения — обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера» [8].

По мнению Н.В. Сердюковой, сформулировавшей признаки финансово-правовой ответственности, данная категория установлена нормами финансового права, возникает за особое финансовое правонарушение, обеспечивается специфическими мерами государственного принуждения, связана с применением санкций финансово-правовых норм, выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя, реализуется в соответствующей постепенно зарождаемой процессуальной форме, реализует охранительные нормы финансового правоотношения, применяется уполномоченными на то субъектами [10, с. 13]. Многие авторы указывают на наличие в рамках финансово-правовой ответственности особого рода финансовых санкций.

Стоит отметить, что, если в норме не закреплена обязанность по соблюдению предписаний, то соответственно и отсутствуют предпосылки для возникновения финансовой ответственности. Финансово-правовая норма выступает формальным основанием финансовой ответственности.

Поскольку финансово-правовая ответственность возникает только при совершении правонарушение, то необходимо определить и данное понятие.

Финансовое правонарушение — закрепленное в норме права, совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), субъектом финансового права, за которое законодательством (как финансовым, так и административным) установлена ответственность.

В законодательстве РФ не содержатся такие понятия как «финансово-правовая ответственность», «финансовое правонарушение», но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которые является частью финансового законодательства РФ, присутствуют нормы права, устанавливающие правонарушения и ответственность за их совершение. Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. Глава 16 НК РФ устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение [9].

Согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В БК РФ закреплены меры ответственности (принуждения) за нарушение бюджетного законодательства, такие как:

· бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

· бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

· бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

· приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

· передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств [2].

Другие правовые институты финансового законодательства (валютное, таможенное, банковское и др.) не содержат исчерпывающее понятие правонарушения в той или иной сфере.

В главе 15 Кодекса об административных правонарушений РФ установлены нормы, обуславливающие административную ответственность в других сферах финансового законодательства (валютного, таможенного и т. д.) [5].

Итак, финансово-правовую ответственность можно определить, как меру государственного принуждения по соблюдению финансового законодательства, применение которой осуществляется уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на субъект противоправных деяний дополнительные обременения, а также способствующей должное выполнение субъектами права своих финансовых обязанностей.










Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.