Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бюджетное право: понятие, особенности, круг регулируемых отношений.





Финансово-правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения, образуют центральный раздел финансового права - бюджетное право.

Бюджетное право является системой финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при определении бюджетного устройства, состав доходов и расходов Государственного и местных бюджетов, принципов их разграничения, компетенции государства и органов местного самоуправления в сфере соответствующих бюджетов в связи с регулированием составления, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их выполнении (в связи с осуществлением бюджетной деятельности).

Предметом бюджетного права являются отношения по поводу формирования и использования государственного и местных бюджетов. Иными словами отношения, регулируемые бюджетным правом, возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства и органов местного самоуправления на каждой территории. Эти отношения можно объединить в определенные группы, которые регулируют отдельные стороны бюджетной деятельности:

1) виды бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины, принципы их связи;

2) структуру доходов и расходов как бюджетной системы в целом, так и каждого вида бюджетов, принципы распределения доходов и расходов между бюджетами;

3) полномочия Украины и местных органов самоуправления в сфере бюджетной деятельности.

Бюджетно-правовые нормы регулируют отношения при установлении бюджетной системы, распределении расходов и доходов между отдельными видами бюджетов в процессе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, исполнения их и отчетности об их выполнении.

Особенностью юридического содержания бюджетно-правовых норм является то, что они устанавливают правила поведения для отдельного круга субъектов, которые отличаются от субъектов других видов финансово-правовых отношений. Этот круг уже, чем скажем в налоговых или кредитных отношениях.

Бюджетно-правовые нормы принято подразделять на материальные и процессуальные.

Материальные устанавливают материальное содержание бюджета, то есть структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов, их объемы, разграничения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, размеры резервных фондов, полномочия субъектов бюджетных правоотношений в сфере бюджетов и др. Материальные нормы объединяются в правовой институт "бюджетное устройство" и входят в раздел финансового права - бюджетное право.

Процессуальные бюджетно-правовые нормы также составляют отдельный институт финансового права, который входит в раздел "бюджетное право" и регулируют отношения, возникающие при составлении, рассмотрении проекта бюджета; утверждении и исполнении бюджета; сборке, рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета.

Бюджетно-правовые нормы, составляющие бюджетное право, является видом финансово-правовых норм. им свойственны рассмотрены уже определенные особенности. Они все выраженные в императивной форме, что категорический характер. Все суммы платежей в бюджет, запланированы при составлении проекта бюджета, становятся обязательными после принятия акта о бюджете. Исполнительные органы должны выполнять обязанности, возложенные на них законом о Государственном бюджете и решениями местных советов о местных бюджетах по сбору доходов, и имеют право на целевое расходование их в размерах, предусмотренных в этих актах.

Под субъектами бюджетно-правовых отношений понимают их участников. Каждый субъект этих отношений участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами, получении бюджетных средств, сборке, рассмотрении, утверждении, кассовом исполнении бюджетов, составлении отчетности и ее утверждении. Все участники бюджетных отношений имеют права и обязанности, возложенные на них нормами актов бюджетного законодательства. Урегулированы бюджетно-правовыми нормами бюджетные отношения принимают форму бюджетных правоотношений.

Бюджетные отношения возникают между:

1. Украина в лице Верховной Рады Украины и Автономной Республикой Крым, территориально-административными единицами в лице органов власти АРК и органов местного самоуправления в связи с распределением доходов и расходов между Государственным и местными бюджетами, утверждением нормативов отчислений от общегосударственных доходов и налогов в местных бюджетов, составлением, рассмотрением и установлением различных видов бюджетов.

2. Между Верховной Радой Украины, представительными органами АРК и местного самоуправления и соответствующими органами исполнительной власти по поводу утверждения бюджетов и отчетов об их выполнении.

3. Между финансовыми органами, другими органами государственной власти и местными органами исполнительной власти, государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями по поводу составления, рассмотрения и исполнения бюджетов.

4. Между финансовыми органами и кредитными учреждениями по поводу кассового исполнения бюджетов.

Не могут быть субъектами бюджетных правоотношений отдельные коммерческие предприятия, общественные организации, отдельные граждане. При определенных условиях они становятся субъектами налоговых, кредитных правоотношений, но не бюджетных. Они не участвуют в образовании бюджетной системы, распределении доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, сборке, рассмотрении и исполнении бюджетов. Бюджетные правоотношения, как вид финансовых, возникают исключительно на основании нормативно-правового акта - акта о бюджете - Закон о Государственном бюджете, решение органа местного самоуправления о местном бюджете, которые в соответствии с действующим законодательством всех стран принимаются на один год.

Как вида финансовых правоотношений бюджетным присущие особенности - их возникновения по финансовой деятельности и денежный характер; одна сторона отношений наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, какое бы место в системе органов государства она не занимала; возникновение, изменение и прекращение их всегда связано с нормативно-правовыми актами. Однако бюджетные отношения возникают из отдельного вида финансовой деятельности, поэтому они имеют свои специфические особенности. Во-первых, как и все виды финансовых, бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законов (ст. 92 Конституции Украины). Статья 96 Конституции Украины установила, что Государственный бюджет Украины утверждается на период с 1 января по 31 декабря, то есть закон о Государственном бюджете принимается на летний (бюджетный период), следовательно, все отношения, возникающие на основе закона о Государственном бюджете, действуют один период - с 1 января по 31 декабря. Это позволяет сделать вывод, что бюджетные правоотношения имеют периодический характер. С началом нового бюджетного периода и действием нового закона о Государственном бюджете или решения местного совета о местном бюджете возникают новые бюджетные правоотношения. Если в этих актах о соответствующих бюджетах речь идет о тех же субъектов правоотношений, которые принимали участие в них в прошлом бюджетном периоде, то с началом нового бюджетного периода отношение возобновляются и продолжаются до окончания года.

Второй особенностью бюджетных правоотношений является то, что в них участвует более узкий круг субъектов, чем в других видах финансовых отношений. Субъектами бюджетного права являются юридические лица, которые принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, или получают из Государственного или местного бюджетов денежные средства в различных формах (финансирование, дотации, субвенции и др.), Или участвующих в стадиях (одной стадии) бюджетного процесса. Таким образом, не бывают субъектами бюджетных правоотношений юридические лица - предприятия и организации негосударственной и немуниципальных формы собственности. их взаимоотношения с бюджетом осуществляются через налоговые или кредитные отношения. Не могут быть субъектами бюджетных правоотношений и отдельные граждане. их взаимоотношения с бюджетом также осуществляются через налоговые, трудовые и другие виды правоотношений.

Бюджетные отношения согласно ст. 4 Бюджетного кодекса Украины регулируются: Конституцией Украины, нормами пола Бюджетного кодекса Украины; законами о Государственном бюджете Украины, законами Украины, которые устанавливают источники доходов Государственного и местных бюджетов; нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, которые касаются формирования и выполнения Государственного и местных бюджетов, нормативно-правовыми актами центральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины; решениями органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Основным систематизированным актом среди названных источников является Бюджетный кодекс, который введен в действие с 1 января 2002 года и состоит из шести разделов.

Раздел первый. Общие положения. В разделе определяются отношения, регулируемые кодексом, разъясняются основные термины, даются понятия бюджетного периода, перечень источников бюджетного законодательства, принципы построения бюджетной системы, понятие бюджетной классификации. В нем содержится понятие бюджетного процесса по Государственному и местным бюджетам. Определены главные распорядители бюджетных средств, их полномочия, порядок формирования резервного фонда для различных видов бюджетов, порядок проведения финансового контроля и аудита, обнародования бюджетных материалов.

Раздел второй. Государственный бюджет Украины. Здесь определяется состав доходов и расходов Государственного бюджета. Раскрывается порядок составления прогнозов Государственного бюджета Украины, основных направлений бюджетной политики, рассмотрения проекта бюджета Верховной Радой в трех чтениях, утверждения Государственного бюджета Украины; также раскрыта роль Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства в разных стадиях бюджетного процесса. Определены основы ведения бухгалтерского учета и выводы бюджета после окончания бюджетного периода.

Раздел третий. Местные бюджеты. Определяются доходы и расходы местных бюджетов, закрепленные за местными бюджетами. Раскрываются стадии бюджетного процесса по местным бюджетам.

Раздел четвертый. Межбюджетные отношения. Определяются критерии разграничения видов расходов между бюджетами и указываются расходы, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов. Раскрывается механизм передачи средств для выполнения собственных полномочий между местными бюджетами и передача права на исполнение делегированных полномочий. Определяются финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, регулируются вопросы межбюджетных трансфертов, дотаций выравнивания местным бюджетам, различных видов субвенций из Государственного бюджета.

Раздел пятый. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственности за бюджетные правонарушения. В разделе определяются полномочия по контролю за соблюдением законодательства Верховной Рады Украины, Счетной палаты, Министерства финансов, Государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы, Верховной Рады и Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов местных советов. Даются понятия бюджетного правонарушения, критерии нецелевого использования бюджетных средств, определен порядок принятия решения о наложении взыскания и обжалования его и закрепляется за Министерством финансов определения формы, порядка и передачи по назначению протокола о бюджетном правонарушении.

Раздел шестой посвящен переходным положениям. В них определяется срок действия некоторых положений - до пяти лет, и данный перечень законов, которые необходимо принять Верховной Раде Украины для того, чтобы бюджетное законодательство соответствовало принятому Бюджетному кодексу Украины.

В связи с принятием Бюджетного кодекса положения нормативно-правовых актов при осуществлении бюджетного процесса могут применяться только тогда, когда они не противоречат нормам Конституции Украины, Бюджетного кодекса Украины и законов о Государственном бюджете Украины.

Если нормы действующего бюджетного законодательства входят в противоречие с нормами международных договоров Украины, представленных на ратификацию, Верховная Рада рассматривает вместе с ратификацией договора проекты законов об изменении соответствующих норм бюджетного законодательства Украины.

В тех случаях, когда в Верховную Раду Украины подаются законопроекты, влияющие на доходную и расходную часть бюджета (ст. 27 Бюджетного кодекса Украины), они должны получить экспертное заключение Комитета по вопросам бюджета Верховной Рады и Министерства финансов Украины. Такие законы должны быть обнародованы до 15 августа года, предшествующего плановому бюджетному периоду. Иначе они могут применяться только с началом бюджетного периода, следующего за плановым.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.