|
Банки: понятие, отличие от иных юридических лиц. Публично-правовые обязанности банков. Ответственность банков за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством.Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Признаки, отличающие банк от кредитных и иных организаций: 1) имеет исключительное право осуществлять привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; 2) имеет исключительное право осуществлять размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; 3) имеет исключительное право осуществлять открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Основное предназначение банков – в осуществлении банковских операций, к которым относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме того, в соответствии с лицензией ЦБ РФ на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности: – частной; – коллективной; – акционерной; – смешанной; – государственной. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций понимаются: – совместные банки, т. е. банки, уставный капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов; – иностранные банки – банки, уставный капитал которых формируется за счет нерезидентов; – филиалы банков-нерезидентов. Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков. У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Отличие банковской кредитной организации от небанковской состоит в следующем: только банковская кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Небанковские кредитные организации могут: 1) осуществлять обслуживание юридических лиц на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг; 2) осуществлять расчеты по пластиковым картам; 3) осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; 4) осуществлять кассовое обслуживание юридических лиц; 5) осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. В настоящее время российскому законодательству известно три вида небанковских кредитных организаций. 1. Расчетные небанковские кредитные организации, которые могут осуществлять: а) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; б) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Временно свободные денежные средства расчетные небанковские кредитные организации вправе: 1) размещать только в виде вложений в государственные ценные бумаги, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском; 2) хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. 2. Небанковские кредитные организации инкассации — могут на основании лицензии, выданной Банком России, осуществлять банковскую операцию инкассации: – денежных средств; – векселей; – платежных и расчетных документов. 3. Депозитно-кредитные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции и сделки в валюте РФ и при наличии соответствующей лицензии в иностранной валюте: 1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); 2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; 3) куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме и от своего имени и за свой счет; 4) выдачу банковских гарантий. Они не вправе осуществлять: 1) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; 2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 3) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 5) купля-продажа иностранной валюты в наличной форме; 6) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 7) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Главой 18 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.
К основным нарушениям налогового законодательства банками относятся: - открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе; - открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица; - несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет; - нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа; - неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; - исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации; -неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа; - совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа; - непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения и другие.
Все указанные нарушения влекут за собой взыскание штрафов, размеры которых установлены налоговым законодательством.
Отделом урегулирования задолженности краевого управления и налоговыми органами Ставропольского края осуществляются контрольные мероприятия по исполнению кредитными организациями края поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджет, решений налоговых органов о взыскании налогов и сборов, а также решений о приостановлении операций по счетам. За 2014 год проведено более 307 проверок 195 кредитных организаций, а также их филиалов. Проверено исполнение банками 59920 платежных документов и 71348 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.
В результате осуществления контрольных мероприятий отделами урегулирования задолженности налоговых органов края вынесено 49 решений о привлечении к ответственности на сумму более 600 тыс. руб., из них в настоящее время уже оплачено около 469 тыс. руб. (78.1%).
Большинство решений о привлечении к налоговой ответственности вынесены по таким нарушениям, как неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, несвоевременное представление банком справок (выписок) по операциям на счетах, неправомерное неисполнение банком в установленный срок поручения налогового органа о перечислении налога, исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога, сбора, пеней, штрафа либо иного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ и др.
Отдел урегулирования задолженности УФНС России по Ставропольскому краю обращает внимание, что неоднократное нарушение обязанностей банков в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|