Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовой режим банковских счетов. Основания без акцептного списания денежных средств с банковского счета юридического лица, предусмотренные публично-правовыми нормами.





Правовой режим банковских счетов По договору банковского счета банк обязуется принять от клиента и третьих лиц денежные средства в наличной и безналичной формах, исполнять поручения клиента по перечислению денежных средств со счета клиента на счета третьих лиц, а также на счета клиентов в иных кредитных организациях, выдавать денежные средства в наличной форме, совершать иные операции, предусмотренные законом или договором. Клиент обязуется выплатить вознаграждение.

Предметом договора банковского счета являются услуги, оказываемые банком владельцу счета. По своей правовой сущности договор банковского счета представляет собой совокупность договоров поручения, агентирования, хранения, возмездного оказания услуг.

Порядок открытия и закрытия счетов кредитными организациями регулируется Инструкцией Банка России от 14.09.2006 № 28-и «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам».

Банки открывают в валюте РФ и иностранной валюте:

· 1. Текущие счета – открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью;

· 2. Расчетные счета – открываются юридическим лицам и ИП для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью;

· 3. Бюджетные счета;

· 4. Корреспондентские счета;

· 5. Счета доверительного управления;

· 6. Специальные банковские счета;

· 7. Депозитные счета судов, подразделений ССП, нотариусов;

· 8. Счета по вкладам (депозитам).

 

Основания без акцептного списания денежных средств с банковского счета юридического лица, предусмотренные публично-правовыми нормами Согласно п. 1 ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. В банковской практике распоряжения клиента, как правило, оформляются на бланках установленной формы (платежное поручение, заявление на аккредитив, чек и т. д.). Требования к содержанию и оформлению расчетных документов определены в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Центральным банком РФ 12.04.2001 № 2-П.



В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ списание находящихся на счете средств без распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Пунктом 11.1 Положения № 2-П установлено, что в платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Пункт 11.3 указанного Положения обязывает банк при приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств проверить наличие вышеназванных ссылок, а также в установленных случаях наличие показаний измерительных приборов и действующих тарифов либо записи о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.

Согласно п. 11.5 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке.

Таким образом, банк не проверяет правильность и обоснованность указанных в требовании оснований для взыскания. Если законодательный акт, на который сослался взыскатель, не предусматривает права на бесспорное списание, либо предусматривает применение такого порядка при иных основаниях, либо иным органом, банк не несет ответственности перед клиентом (плательщиком) за неправильное (неосновательное) списание средств со счета.

Банк плательщика вправе вернуть платежное требование взыскателю только в случае предъявления требований с нарушением установленных правил оформления платежных. документов.

На практике нередко возникает вопрос о квалификации действий банка, получившего для исполнения требование, в котором в качестве основания списания содержится ссылка на пункт (статью) акта, не являющегося актом законодательства. Можно рассматривать такое требование как неправильно оформленное в связи с отсутствием ссылки на акт законодательства, поскольку этого требует Положение о безналичных расчетах в РФ, и по этой причине вернуть без исполнения.

Однако, на наш взгляд, такой подход по существу означает, что мы возлагаем на банк обязанность проверять обоснованность требований и правильность ссылок, содержащихся в требовании. Указанный подход не учитывает роль банка, выступающего в подобных случаях в качестве технического исполнителя предъявленных к оплате платежных требований. Следовательно, в данном случае требования не могут рассматриваться как не подлежащие исполнению банком в связи с их неправильным оформлением.

Важно учитывать, что право на списание средств со счета клиента без его согласия может быть предоставлено взыскателю только законом определенного вида - федеральным законом, т. е. нормативным юридическим актом, принятым федеральным законодательным органом и действующим на всей территории Российской Федерации.

В то же время положения, содержащиеся в ст. 4 Федерального закона от 26.01.96 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», устанавливают, что не являющиеся законами нормативные акты Верховного Совета РФ и Президента РФ по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (в редакции Федерального закона от 26. И.2001 № 147-ФЗ).

Возможность применения вышеуказанных нормативных актов, предусматривающих безакцептное (бесспорное) списание, изначально вызывало у судей определенные сомнения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 01.10.96 № 8 «О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента» указал, что в тех случаях, когда постановлениями Верховного Совета РФ, носящими нормативный характер, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в пределах полномочий, данных Правительству в законе либо в указе Президента РФ, и применяемыми на территории РФ постановлениями Правительства СССР установлен безакцептный порядок списания средств, они подлежат применению до принятия соответствующего закона по данному вопросу.

Так, Постановлением Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий» предусмотрено, что расчеты коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий с потребителями (кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения) за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показателей измерительных приборов без акцепта плательщика.

Указ Президента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» предусматривает, что расчеты за отпущенные энерго- и газоснабжающими организациями электрическую, тепловую энергию и газ, а также за реализуемые нефтедобывающими объединениями и предприятиями и организациями концерна «Роснефтепро-дукт» нефть и нефтепродукты производятся в порядке безакцептного списания средств со счетов потребителей (кроме бюджетных организаций и населения) на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов.

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.98 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» сообщается, что энергоснабжающая организация вправе произвести взыскание задолженности за отпущенную энергию в безакцептном порядке в соответствии с Указом Президента РФ от 18.09.92 № 1091, а при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему энергии по вине третьего лица энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке.

Как показывает арбитражно-судебная практика, споры о законности безакцептной формы расчетов за поставляемую энергию рассматривались и рассматриваются в настоящее время арбитражными судами с учетом всех вышеуказанных нормативных актов, а также с учетом информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Приведем пример, который интересен еще и тем, что спор между сторонами возник относительно субъекта бесспорного списания.

Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к Сберегательному банку РФ об обязании принять к исполнению платежное требование на безакцептное списание с акционерного общества задолженности за отпущенную электрическую энергию.

Сберегательный банк РФ иск отклонил со ссылкой на отсутствие у истца права на безакцептное списание задолженности за электроэнергию, поскольку последний не относится к числу энергоснабжающих организаций.

Арбитражный суд иск удовлетворил по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ТОО предъявило в отделение Сберегательного банка РФ платежное требование на взыскание с акционерного общества в безакцептном порядке задолженности по оплате за отпущенную электроэнергию. Акционерным обществом был заявлен отказ от акцепта со ссылкой на оплату взаимозачетом. Отделением Сбербанка РФ отказ был принят, платежное требование возвращено взыскателю (ТОО) без исполнения.

В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется } банком на основании распоряжения клиента. , Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно Указу Президента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций и населения, за отпускаемые энерго- и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию и газ… производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков.

Аналогичный порядок установлен также Постановлением Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канали-зационных предприятий».

Статьей 1 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что к энергоснабжающим организациям относятся коммерческие организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Вышеуказанные нормативные акты, установившие безакцептный порядок расчетов, имеют силу закона и в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.01.96 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.

Согласно ст. 279, 282 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве по исполнительным и приравненным к ним документам списание средств со счета производится в бесспорном порядке. Приравненными к исполнительным документам признаются платежные требования, оплачиваемые в безакцептном порядке.

В соответствии со ст. 280 названных Пра-I вил списание средств со счетов в бесспорном г порядке производится на основании распоряжений взыскателен, представляемых на бланке платежного требования (0401001). 1 распоряжении должна быть сделана ссылка на пункт акта законодательства, которым взыскателю предоставлено право списания средств в бесспорном порядке.

Ответственность за правильность взыскания, а также ссылки на основание для бесспорнoгo взыскания несет взыскатель. Учреждения банка не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания средств в бесспорном порядке. Приостановление или отмена взыскания допускается лишь по распоряжениям взыскателей или их вышестоящих органов, а также по постановлениям арбитражных или судебных органов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что взыскатель (истец) оформил и предъявил к оплате без акцепта платежное требование в точном соответствии с действующим законодательством, поэтому у отделения Сбербанка РФ не имелось оснований для неисполнения платежного документа и его возврата взыскателю.

В ходе судебного разбирательства установлено, что задолженность за отпущенную истцом электроэнергию акционерным обществом по предъявленному в безакцептном порядке платежному требованию не погашена. Доказательств обратного последний не представил.

Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда оставлено без изменения по тем же основаниям.

Б. М. Сейнароев, поддерживая сложившуюся арбитражно-судебную практику по безакцептной форме расчетов за поставляемую энергию, указывал следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Однако реализация этой нормы наталкивается на коллизию между нею и ст. 854 ГК РФ. Согласно последней без распоряжения клиента списание банком денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором, заключенным между банком и клиентом. Из анализа указанных статей Кодекса надлежит сделать заключение о правомерности применения безакцептной формы расчетов), если она предусмотрена правовыми актами или соглашением сторон1.

Таким образом, из буквального толкования вышеназванных нормативных актов, из смысла, придаваемого им официальным толкованием, данным Высшим Арбитражным Судом РФ, и сложившейся правоприменительной практики следует, что энерго- и газоснабжающие организации, нефтедобывающие объединения и предприятия и организации концерна «Роснефтепродукт» производят взыскание платы за отпускаемые электрическую и тепловую энергию, газ, нефть и нефтепродукты, услуги водоснабжения и водоотведения с юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) в бесспорном порядке, то есть без распоряжения владельца счета.

Представляется, что положение о безакцептном порядке расчетов, предусмотренных Указом Президента РФ от 18.09.92 № 1091 и Постановлением Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1, не может применяться судами постольку, поскольку взыскание платежей в безакцептном порядке без согласия плательщика нарушает конституционное право частной собственности и противоречит ст. 8, 34, 35, 45, 46 и 55 Конституции РФ.

Применение безакцептной формы расчетов за поставляемую энергию обусловлено спецификой энергии и технологии энергоснабжения (единый цикл производства, транспортировки и потребления, многочисленность контрагентов-потребителей, состоящих в договорных отношениях с энергоснабжающими организациями).

Однако, на наш взгляд, предоставление энергоснабжающим организациям права безакцептного взыскания денежных средств ограничивает самостоятельную экономическую деятельность организаций-плательщиков, посягает на право частной собственности.

Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1); признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2).

Конституция РФ (ст. 35, 45, 46) устанавливает юридические гарантии права частной собственности. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием принудительного прекращения права частной собственности. Лишение лица принадлежащего ему имущества в виде безакцептного списания денежных средств (т. е. без согласия плательщика) есть принудительное прекращение права собственности.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ право частной собственности может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (ч. 1 ст. 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29).

Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 19.12.66 (ст. 4).

Уясняя гарантии экономических прав граждан (право на экономическую деятельность, право частной собственности), следует учитывать, что в силу самой своей природы эти права чаще всего реализуются гражданами через объединения, являющиеся юридическими лицами. Несмотря на то, что экономические права закрепляются Конституцией РФ в главе «Права и свободы человека и гражданина», гарантии этих прав распространяются и на объединения граждан.

В соответствии со ст. 96 (ч. 1) Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным подлежащим применению в конкретном случае, а также объединения граждан.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.10.96 № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 07.03.96 «О внесении изменений Закон Российской Федерации «Об акцизах» отметил, что граждане и созданные, и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности самого объединения, в тех случаях, когда их деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями).

Акционерное общество, товарищество и общество с ограниченной ответственностью по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ)

В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлениях от 17.12.96 № 20-П по делу о проверке Конституционности подп. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 «О федеральных органах налоговой полиции», от 20.05.97 № 8-П по делу о сверке конституционности п. 4 и 6 ст. 280 Таможенного кодекса РФ, от 11.03.98 № 8-П делу о проверке конституционности. 266 Таможенного кодекса РФ, части второй ст. 85 и ст. 222 КоАП РСФСР, а также в определении от 06.07.2001 № 131-О по жалобе Сберегательного банка РФ и ОАО «Красноярскэнерго» на нарушение конституционных прав и свобод положением ст. 12 Транспортного устава железных дорог РФ, только акт суда может являться итогом решения вопроса о лишении лица его имущества.

Отсутствие согласия плательщика на оплату стоимости отпущенной ему энергии исключает безакцептное списание денежных средств. В таком случае заинтересованные лица имеют право на обращение за разрешением спора в суд, который рассматривает дело по существу на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся доказательств.

Согласно ч. 2 ст. 87 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения, положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Таким образом, поскольку положение о безакцептном порядке расчетов, предусмотренных Указом Президента РФ от 18.09.92№ 1091 и Постановлением Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1, по существу является таким же, как положения, которые ранее были предметом обращения и по которым Конституционным Судом РФ вынесены постановления, сохраняющие свою силу, оно, на наш взгляд, не может применяться судами, поскольку служит основанием для безакцептного взыскания денежных средств при несогласии плательщиков с их уплатой.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.