|
Понятие и основные характеристики группы
Группа не является суммой составляющих ее людей. С момента возникновения это самостоятельное явление с собственными характеристиками, собственной историей и закономерностями. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется во всех этих группах: - семья, - студенческая группа, - спортивная команда, - рок-группа, толпа на стадионе, - трудовой коллектив, Ассоциация медсестер России и т.д. Очень важно каков будет результат этих групповых влияний, т.е. закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.
Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
Социальная группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда.
Основные характеристики группы: 1. композиция группы (или ее состав) - численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение; 2. структура группы - функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций); 3. групповые процессы - групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения. 4. положение индивида в группе: - статус - обозначающий место индивида в группе. Статус соединяет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе; - роль индивида в группе. Содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы; 5. система групповых ожиданий – от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций. Выполнение обязательно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и групповые санкции. 6. групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов; 7. система санкций - совокупность механизмов, с помощью которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения групповых норм. Санкции бывают: - поощрительные и запретительные, - позитивные и негативные.
Классификация групп
Социальные группы делятся на условные и реальные. Условная группа - это группа, подобранная по определенному признаку, например студенты средних медицинских учебных заведений России. Реальные группы: Большие стихийно возникшие группы – это толпа, публика, аудитория. Большие устойчивые группы – это этнические, профессиональные, классовые группы. Малые группы – это семья, учебная группа, спортивная команда, коллектив отделения ЛПУ и т.д. Структура малой группы Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
Члены малой группы объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Нижняя граница численности малой группы 2 человека, а верхняя должна соответствовать определению малой группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы структуры предпочтений, власти, коммуникаций.
Групповые процессы 1. Процесс группового давления. Участники группы должны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы. Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы. Возможно: - сознательное, свободное принятие норм; - вынужденное под угрозой санкций; - демонстрация антагонизма по отношению к группе (Я не такой, как вы все); - осознанное, свободное отвержение норм с учетом всех возможных последствий. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма. Различают: - внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений, - и внутренний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства. Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот. Также конформизм связан с размером группы вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы. Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма. Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает, при возможности отвечать письменно человек освобождается от опасений показаться странным или смешным перед членами группы. Уровень конформизма также зависит от пола и возраста. Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих. Процесс развития группы Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий. В группе среднего учебного заведения: 1. l-я стадия – идет процесс знакомства. Формируются представления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет – преподаватель. 2. 2-я стадия - период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений. 3. 3-я стадия - стадия конфликта. Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями. 4. 4-я стадия сбалансированности завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности. 5. 5-я стадия - сложившейся группы возникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы ». Появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу. 6. 6-я стадия – эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера. Огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью). 7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости. Группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы. На процесс сплочения могут влиять: - эмоциональная привлекательность членов группы; - возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой; - предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство; - особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени; - удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе; - стиль руководства. Характеристики сплочённой группы: - четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий; - стремление к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выполнения деловых задач; - творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|