Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧАСТЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ





ЧАСТЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА 1. Введение в социальную психологию

Содержание: Предмет, методы социальной психологии. Социально-психологические явления. История социальной психологии. Психологические механизмы социальных влияний на человека. Методы социальной психологии. Структура социальной психологии.

Социально-психологические явления

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с разными и важными для нас явлениями, такими как: общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, конформизм и др. В основе этих явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов.

Эти явления, рождаются при взаимодействии как отдельных личностей, так и их объедине­ниях - социальных групп – это семья, трудовой коллектив, компания друзей, спортивная команда, политическая партия, це­лый народ, составлявший население той или иной страны.

Любой из этих социальных субъектов конкретная лич­ность или конкретная социальная группа взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно соци­альную природу.

Например,:

На протекание конфликта между двумя студентами, будут влиять: особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок.

Но, тем не менее, определяющими здесь окажутся другие факторы: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это про­исходит.

Каждый из данных факторов представляет собой сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально-психологические» подходит к этим факторам и соответствующим им явле­ниям. А, наука, изучающая подобные явления и их зако­номерности, называться социальная психология.

Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом

Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накоп­ления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использова­лись в практике.

Например:

Правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведе­нием с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.

Как самостоятельная наука социальная психология возник­ла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами - М. Лаца­русом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психоло­гия народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале ХХ века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».

Таким образом, история социальной психологии началась с выде­ления особой науки под названием «психологии народов» («этничес­кая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разра­батывать представители разных наук: историки, философы, лингвис­ты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоедини­лись психологи (в лице, например, В. Вундта).

Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века - первые десятилетия ХХ века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых - социологов и социальных психологов - оказалась проблематика психологии масс и толпы.

Психологией масс и толпы в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г.Лебон во Франции; С. Сигеле в Италии, В. М. Бехтерев в России.

Хотя социально-психологические идеи, зародились еще в середине XIX векa, однако до начала ХХ столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в десятые-двадцатые годы ХХ века благодаря исследованиям, прове­денным в это время: немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).

И только в тридцатые годы ХХ века социально-психоло­гическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышен­ное внимание. Это произошло в США и было связано, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей ста­ло в это время нуждаться в активной социально-психологической по­мощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).

Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновре­менно приступают к разработке социально-психологической пробле­матики малых группи методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают первую социально-психологи­ческую теорию малых групп.

Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие со­циально-психологические проблемы, например: на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время.

После окончания войны к проблематике малых групп добавляются вопросы, по­рожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны:

зарождение и распространение фашизма, агрессивности, проявлений жестокости и беспомощ­ности в социальных и человеческих взаимоотношениях.

 

Предмет социальной психологии

 

Предметом социальной психологии являются:

1. Социально-психологические характеристики (свойства, процес­сы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений: общительность, комфортность, толерантность, агрессивность, совме­стимость, конфликтогенность и т.д.

2. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований: соци­ально-психологический климат и атмосфера в группе, структура группы, управление, групповые процессы, групповые нормы и т.д.

3. Взаимодействие между людьми и его частная форма - обще­ние: межличностное (преподаватель - студент, медсестра - пациент, руководитель - исполнитель, родитель - ребенок), внутри­групповое, межгрупповое и т.д.

4. Массовые психические явления, такие, как паника, слухи, мас­совые страхи, мода, обычаи, традиции.

5. Психологические механизмы социальных влияний на человека и его окружение: механизмы убеждения, внушения, принуждения, подражания, и т.д.

В рамках курса мы рассмотрим социально-психологические ха­рактеристики индивида и группы, а также взаимодействие между индивидами.

 

Вопросы для самоконтроля

Ø Что изучает социальная психология как наука?

Ø Что является предметом изучения социальной психологии?

Ø Чем отличается социальная психология от общей психологии?

Ø Существуют ли социально-психологические явления, проявляющиеся при взаимодействии человека с человеком? Назовите их.

Ø Какие массовые психические явления вы знаете?

Ø Назовите социально-психологические характеристики индивида.

Ø Назовите социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

Ø Назовите психологические механизмы социальных влияний на человека.

Ø Какие социально-психологические свойства личности определяют с помощью тестов в социальной психологии?

Ø Для чего используют метод групповой оценки личности?

Ø Охарактеризуйте метод социометрии. Для диагностики чего он может применяться?

Ø Что такое Контент-анализ?

Ø В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально-психологические знания в медицине?

ТЕМА 2. Социальный контроль

Содержание: Понятие социальный контроль: экспектации, нормы и санкции. Признаки социальных норм. Формы социального контроля.

 

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек свя­зан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Так, воспитываясь в опре­деленной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаб­лоны поведения, формируя собственные цели и ценности, инди­вид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.

Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведе­ние человека. В широком социально-психологическом смысле со­циальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жест­кими являются нормы.

Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов­-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают ре­гулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе аби­туриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту стар­шего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент мо­жет делать это совершенно свободно.

Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки.

Наиболее значимыми признаками социальных норм являются:

1. Общезначимостьнормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства.

Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он спо­собен сделать это, не вызывая негативного общественного мне­ния.

- Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества;

- Если нормы являются групповыми, то их общезначи­мость ограничивается рамками данной группы.

Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.

Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посто­ронний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувст­вовать неловкость. Поэтому, когда субъект первый раз попадает в новый коллектив, принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незна­комую компанию, он прежде всего старается понять нормы груп­пы, т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать. Индивид не может прий­ти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким ис­ключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное.

2. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций - наград или наказаний, одобре­ния или порицания.

3. Третий признак нормы ­ наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах:

- во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно;

- во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам.

Стремление человека к психологическому комфорту будет на­правлять его к установлению баланса между внешним и внутрен­ним миром.

Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное по­ведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека.

4. Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они об­разуют сложные системы, регулирующие действия людей.

Норма­тивные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного.

Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие - естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными.

Например, Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия пре­ступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время об­щество стремится усовершенствовать нормы и санкции для пре­дотвращения деятельности антисоциальных групп.

5. Пятым признаком или особенностью норм является масштаб­ность.

Нормы различаются по масштабу на: собственно социаль­ные и групповые.

Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы соци­ального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д.

Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки ).

Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно от­нести к социальным и групповым (табу).

Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых чле­ны группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.

 

Социальные санкции

 

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми.

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций:

- негативные и позитивные,

- формальные и неформальные.

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций:

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например, пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций.

Например, Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например, взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

 

Основные формы соци­ального контроля

 

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются:

- законы,

- табу,

- обычаи,

- тра­диции,

- мораль и нравы,

- этикет, манеры, привычки.

 

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства.

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.

Напри­мер, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например, студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе.

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.

Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

- во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

- во-вторых, передаются из поколения в поколение;

- в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например, традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традициисолидарность людей. Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе.

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совестьособое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность.

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например, нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манерысовокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы.

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер.

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены.

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Вопросы для самоконтроля

 

Ø Что такое социальный контроль?

Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ.

Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм.

Ø Что обозначает понятие социальная санкция?

Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже.

Ø Назовите главное условие эффективности санкций.

Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их.

Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.

 

 

ТЕМА 3. Личность и общество

 

Содержание: Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания.

Социализация личности

 

Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с дру­гой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности).

Основными проблемами изучения личности в социальной пси­хологии является:

- социализация,

- проблема соци­альных установок,

- и анализ социально-психологических качеств лич­ности.

· Социализация - процесс становления личности человека, кото­рый продолжается в течение всей жизни.

Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает уста­новки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойствен­ные определенной культуре или социальной группе.

Вы­деляют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации:

- деятельность,

- общение,

- самосознание.

1 сфера Деятельность:

В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, ду­мать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.)

и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные).

В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ре­бенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, мани­пулятор и др.) и осмысливает их.

2 сфера Общение:

Общение в контексте социализации рассматривается в смыс­ле его расширения и углубления.

Расширение общения можно по­нимать как умножение контактов с другими людьми.

Углубление общения - как переход от монологического общения к диалоги­ческому.

У человека формируется способность, ­умение принять другую точку зрения.

3 сфера Самосознание:

В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

 

Институты социализации

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения.

В семье дети приобретают:

- первые навыки взаимодействия,

- осваивают первые социальные роли, в том числе половые,

- осмысливают первые нормы и ценности.

В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

Развитие Я-концепции

 

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.

Я-концепция - это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

- восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

- самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

- внешние данные, ощущение силы и здоровья;

- социальные ценности, ожидания, идеалы;

- опыт социального поведения.

Функции Я-концепции

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.

Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью - не изменила своего представления о себе».

2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному.

Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Многие исследователи считают эту функцию централь­ной.

Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят:

«Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или

«Я знаю, что плохо сдам экзамен».

Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.

Например: Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.

В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

 

Вопросы для самоконтроля

Ø Назовите проблемы изучения личности в социальной психологии.

Ø Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни.

Ø Охарактеризуйте сферы в которых осуществляется процесс социализации человека.

Ø Перечислите стадии процесса социализации.

Ø Какие институты социализации Вы знаете?

Ø В течение какого времени продолжается социализация человека?

Ø Где дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, нормы и ценности? Приведите примеры.

Ø Дайте определение Я-концепции.

Ø Как называют описательную составляющую Я-концепции, с чем она связана?

Ø Что влияет на формирование Я-концепции?

Ø Охарактеризуйте основные функции Я-концепции.

Ø Дайте определение понятиям установка, убеждения, стереотип, предрассудки.

Ø Какие составляющие имеет социальная установка личности?

Ø В чём кроется основная причина формирования предрассудков?

Ø Что означает понятие стереотипное мышление?

Ø При каких действиях медсестры стереотипное мышление будет ей мешать и наоборот? Приведите примеры.

Ø Охарактеризуйте роль семьи как института социализации.

Ø Какие факторы семьи, как социально-психологического феномена, оказывают влияние на формирование «Я-образа» ребёнка?

Ø Назовите типы неадекватного семейного воспитания. Какое влияние на формирование личности ребёнка они оказывают?

 

 

ТЕМА 4. Психология групп

 

Содержание: Группы как социально-психологический феномен. Классификация групп. Групповые процессы. Конформизм. Факторы, влияющие на структуру группы. Психологическая совместимость. Социально-психологический климат группы.

Классификация групп

 

Социальные группы делятся на услов­ные и реальные.

Условная группа - это группа, подобран­ная по определенному признаку, например студенты средних ме­дицинских учебных заведений России.

Реальные группы:







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.