|
Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение Соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием различных факторов. Важнейшие из них – организационные и экономические, проявляющиеся в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу. Она отражает процессы повышения технического уровня управления на базе использования дорогостоящей электронно-вычислительной техники и других технических средств. Сегодня необходимы кадры со специальной управленческой подготовкой. Управление стало профессией. Принципы управления – это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности. 1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Проблема сочетания централизации и децентрализации – это проблема распределения полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается подход, при котором централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики организации – ее целей и стратегии, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению. Централизованная форма управления предусматривает руководство хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений при отсутствии у них хозяйственной самостоятельности. Под децентрализацией понимают передачу права принятия решений низшему оперативно-хозяйственному звену — производственным отделениям, обладающим хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровня управления организацией, выступающей как единое целое. 2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем. Например, в Англии однопартийная власть, ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интересам правящей администрации. Однако эта налоговая политика утверждается многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества. 3. Принцип планового ведения хозяйства — установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирования является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского. Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. 4. Принцип материального и морального стимулирования. Поскольку уровень удовлетворения потребностей каждого человека и коллектива в целом соответствует количеству и качеству затраченного труда, в управлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства. Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива – мощные рычаги в управлении. Однако не менее важно и моральное стимулирование как средство одобрения работника, оценки его достоинств. В зарубежных фирмах создаются отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дженерал моторс» категорически запрещается повышать голос на персонал и делать выговоры в первой половине рабочего дня. В инструкции японскому мастеру предписывается, чтобы он в течение рабочего дня дважды поговорил с каждым подчиненным на темы, не относящиеся к работе. В области материального стимулирования также имеются интересные решения. Так, в автоиндустрии США, в корпорациях «Крайслер» и «Форд мотор», применяют надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни и пожизненное пособие по болезни. 5. Принцип научности означает построение системы управления производством на основе новейших данных науки. Научное управление несовместимо с субъективизмом. При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, осуществлять индивидуальный подход к каждому объекту управления. 6. Принцип ответственности — создание четкой организационной структуры; тщательная разработка положений о ее подразделениях, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций для исполнителей; установление материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработка положений о премировании и депремировании работников; правильное оформление приказов, распоряжений и проведение других организационных мероприятий. На Западе все большее значение придается социальной ответственности предпринимателя, выпуску продукции, безопасной для жизни и здоровья людей, природной среды, соблюдению нравственных принципов. 7. Принцип подбора и расстановки кадров означает, что подбор и 8. Принцип экономичности и эффективности. В производстве необходимо добиваться не только эффективности сочетания использования людских и материальных ресурсов, по и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накопления. 9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. В территориальном управлении исходят из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета состояния экологии, эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. 10. Принцип преемственности хозяйственных решений — единство экономических явлений и процессов как последовательность количественных и качественных изменений во времени и в пространстве. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Она нужна в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Преемственность необходима в кадровой политике, предполагающей сочетание опытных кадров, имеющих знания, навыки принятия решений, жизненный опыт, и молодых работников, не имеющих достаточного багажа знаний и опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, неконсервативных. Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в нормативных документах, договорных обязательствах, законодательных актах и т.д. Функции управления Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями, поэтому в теории управления вопрос о функциях всегда был одним из главных. Он связан с общественным характером труда и сложностью производства, необходимостью дифференциации целенаправленных воздействий, разделением и специализацией труда в сфере управления. Слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления — относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи. Функции управления определяют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями. Изучение содержания функций управления и их четкая классификация необходимы для разработки рациональных основ построения аппарата управления, установления объема работ по каждой функции, определения численности персонала по ней, в конечном счете — проектирования самой структуры, установления оптимального уровня централизации и децентрализации, обязанностей, прав и ответственности структурных звеньев (отделов, групп) и отдельных работников. Необходимость выполнения той или иной функции управления определяется характером производства. В свою очередь, функция определяет необходимость в соответствующем органе управления. Различают основные и конкретные (специальные) функции управления. К основным относят планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль. Они выполняются в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда. В перерабатывающей организации они вытекают из структуры производства, его дифференциации во времени (подготовка, производство и реализация продукции). Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что и как делать, кому и когда. Оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование — это первая и исходная функция управления. Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них. Координация заключается в согласовании различных процессов управления, действий исполнителей во времени и пространстве. Ее цель — найти баланс в работе отдельные служб, руководителей и специалистов организации, подчинить различные, иногда противоречивые интересы главной пели. Необходимость в координации существует всегда. Следует отметить, что при хорошо разработанных планах и оптимальной организации производства большая часть работы по координации осуществляется как бы автоматически. Процесс управления не замыкается на функциях планирования, организации и координации. В деятельности организации неизбежно возникают проблемы сохранения и полдержания системы в работоспособном состоянии, ее усовершенствования и развития. Решение этой задачи составляет суть еще одной функции управления — регулирования. Регулирование — это вид управленческого труда, целью и назначением которого является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, его нарушающими (возмущающими). Это процесс воспроизведения упорядоченности системы в непрерывно меняющихся условиях, на новом уровне. Регулирование необходимо не только для полдержания упорядоченности той или иной системы, но и для ее реорганизации с целью эффективного решения новых задач. Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленными требованиями или принятыми решениями. Другими словами, он призван обеспечить реализацию поставленных целей. Процесс контроля предполагает использование стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в случае, когда они существенно отличаются от стандартов (нормативов). Комплекс специальных (конкретных) функций управления состоит из общего (линейного) руководства организацией, ее цехами, производственными участками, а также функционального руководства. По характеру работ функции управления можно разделить на административные, технические, производственные, экономические и хозяйственные. К административным относятся функции общего руководства. Их выполняют, как правило, линейные руководители (директор. начальник цеха, мастер), к производственным — оперативное управление, к экономическим — функции технико- экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета, управления финансами и др. Наконец, к хозяйственным относятся функции материально-технического снабжения, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание. Применительно к организациям перерабатывающей промышленности этот список можно конкретизировать, выделив следующие функции. 1. Функции управления основными процессами: получение, хранение, распределение средств производства, включая приемку сырья, контроль запасов, внутризаводской транспорт, хранение товаров на складах, управление запасами; технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию, контроль качества, упаковка, техническое обслуживание оборудования; хранение и распределение конечного продукта, предназначенного для потребителя, включая размещение его на складе, обработку заказов, доставку; маркетинг товара — изучение потребностей клиентов, оформление товара, ценообразование, стимулирование и осуществление товарообмена. 2. Функции управления вспомогательными процессами: снабжение — покупка сырья, ресурсов, основных и вспомогательных материалов, лабораторного оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг; технологическое развитие — научные исследования и разработки, внедрение нововведений, совершенствование информационных систем и т.д.; управление персоналом — подбор, расстановка, подготовка кадров, разработка систем оплаты труда. Особое значение имеет оперативное управление производством: ежедневное распределение материальных и трудовых ресурсов; контроль и регулирование хода производства; проведение нарядов или диспетчерских совещании. Необходимы согласование оперативной работы всех служб организации, четкое и быстрое устранение разногласий, возникающих в ходе производства. Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.
ЛЕКЦИЯ 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 1.Система методов управления. 2.Экономические методы. 3.Организационно-распорядительные методы. 4.Социально-психологические методы. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ Методы управления — это пути воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Выделяют методы: Прямого воздействия - при их использовании предполагается непосредственный результат воздействия, Косвенного воздействия - направлены на создание условий для получения определенных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы. Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — природы, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений. Социально-психологические методы построены на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяется система методов, в которой каждый из них дополняет и усиливает другой. Понятие «система методов управления» означает, что все методы, которые могут быть применены в конкретной организации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования. Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения определяется следующими факторами: 1. финансовое состояние организации и, как следствие, возможность широкого использования экономических методов; 2. заинтересованность работников в конечных результатах; 3. размер организации и численность персонала; 4. тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры; 5. социальный состав работников; 6. уровень квалификации работников управления и исполнителей; 7. морально-психологический климат в коллективе; 8. авторитет руководства и органов управления. При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ. Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоятельствах при решении различных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преобладающее значение разные методы. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем. Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования. Все методы управления могут использоваться на различных уровнях — государственном, отраслевом, территориальном, а также на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении. Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно. Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллективов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно развитие каждого работника. Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого рада задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и поощрительными и т. д. Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития. Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Бюджетная политика выражается в определении доли внутреннего валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей покрытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК. Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Система кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитование. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование. Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, увеличения объемов продукции, а также защитить отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров. Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего сектора экономики. Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, трактоваться однозначно. Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в организациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование, в случае наступления заранее оговоренных случайных событий. Аграрный протекционизм — это система государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству. Система экономических методов управления на уровне организации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др. Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда. Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений. Экономический анализ. Необходим для эффективного управления, правильного решения экономических и социальных проблем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д. Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня. В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рентабельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования - создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества. Единство интересов еще не означает их рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рычагов механизма управления. Экономические рычаги можно рассматривать по уровням влияния. Так, категория заработной платы — один из важнейших экономических рычагов, действующий на уровне личности работника; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|