Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и сущность управления





ЛЕКЦИЯ 1.

Понятие и сущность управления

 

1. Управление и его элементы.

2. Закономерности и принципы управления.

3. Функции управления.

 

Управление и его элементы.

 

Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенных результатов.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, может быть физическое и юридическое лицо, а также социально-экономическая система, процесс.

Основы науки управления сформировались в современном понимании в конце Х1Х – начале ХХ в., в ответ на требования промышленности, которая постепенно приобретала такие специфические черты, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости. Мощные корпорации испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей:

1. осуществляется непрерывно во времени и в пространстве, охватывая все необходимое пространство, влияет на объект не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;

2. требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;

3. результат воздействия субъекта управления на объект должен соответствовать поставленной цели.

Предметом и продуктом в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средства управленческого труда – все то, что будет способствовать осуществлению операция с информацией: компьютер, телефон, авторучка и т.д.

Основа всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, - объективные законы природы, общества и мышления как составные части законов общества. Общество подчиняется законам природы, определяющим глубинные, наиболее общие основы бытия и развития мира.

Законы управления трактуются двояко:

- как акты, принимаемые законодательной властью:

- как выражение объективных законов природы и общества.

Из законов управления вытекают принципы управления – исходные, фундаментальные идеи управленческой деятельности; из них, в свою очередь, цели – идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Для достижения целей необходимо решить множество зада. Задачи решаются с использованием определенных методов управления – совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект. Методы реализуются с помощью функций.

Законы, принципы, цели, задачи, методы, функции и др. категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие связей субъективно-объективных отношений в управленческом процессе.

Закономерности и принципы управления.

 

Управление специфический вид трудовой деятельности, вы­делившийся в процессе разделения труда. А потому помимо об­щих законов и закономерностей оно подчиняется также специфи­ческим законам и закономерностям.

Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, су­щественные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как перво­начальная формулировка закона в начале его теоретического ос­мысления и исследования.

Закономерности управления составляют контрольное звено отечественной теории управления.

1. Единство системы управления производством, то есть устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Это одна из важнейших характеристик системы, отражающая такие связи между ее элементами, которые сохраня­ют целостность в течение длительных периодов изменения состо­яния социально-экономической системы.

Единство системы управления производством устанавливает­ся не автоматически и проявляется не только при ее формирова­нии. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепля­ется. Нарушение единства системы управления может про­явиться либо в фактической потере объективно необходимой самостоятельности и определенной обособленности какого-либо производственного звена или, наоборот, в излишнем его обособ­лении.

Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.

2. Пропорциональность производства и управления непрерыв­ное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем как одно из условий высокой производительности труда. Пропорцио­нальность важна как на уровне народного хозяйства, так и в орга­низации, в основном и вспомогательном производстве, между цехами и участками.

Пропорциональность необходимо соблюдать не только в организации производства, но и в организации труда (между профессиями, квалификацией работников внутри отдельных профессиональных групп и т.д.)

Централизация и децентрализация управления.

Централизованное управление представляет собой непрерывную, постоянно действующую и достаточно устойчивую подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательно согласовывать управленческие решения, содержание которых определяется едиными целями развития системы, централизованно.

Функции управления

Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями, поэтому в теории управления вопрос о функциях всегда был одним из главных. Он связан с общественным характе­ром труда и сложностью производства, необходимостью диффе­ренциации целенаправленных воздействий, разделением и специ­ализацией труда в сфере управления.

Слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления — относительно обособленные направле­ния управленческой деятельности, которые позволяют осуществ­лять определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи. Функции управления опреде­ляют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями.

Изучение содержания функций управления и их четкая класси­фикация необходимы для разработки рациональных основ пост­роения аппарата управления, установления объема работ по каж­дой функции, определения численности персонала по ней, в ко­нечном счете — проектирования самой структуры, установления оптимального уровня централизации и децентрализации, обязан­ностей, прав и ответственности структурных звеньев (отделов, групп) и отдельных работников.

Необходимость выполнения той или иной функции управле­ния определяется характером производства. В свою очередь, фун­кция определяет необходимость в соответствующем органе управ­ления.

Различают основные и конкретные (специальные) функции управления. К основным относят планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль. Они выполняются в каж­дой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конк­ретные функции обычно связывают с разделением управленческо­го труда. В перерабатывающей организации они вытекают из структуры производства, его дифференциации во времени (подго­товка, производство и реализация продукции).

Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что и как делать, кому и когда. Оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, сред­ства и методы их достижения. В целом планирование — это первая и исходная функция управления.

Организация представляет собой не только деятельность по со­зданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы орга­нов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.

Координация заключается в согласовании различных процессов управления, действий исполнителей во времени и пространстве. Ее цель — найти баланс в работе отдельные служб, руководителей и специалистов организации, подчинить различные, иногда про­тиворечивые интересы главной пели. Необходимость в координа­ции существует всегда. Следует отметить, что при хорошо разра­ботанных планах и оптимальной организации производства боль­шая часть работы по координации осуществляется как бы автома­тически.

Процесс управления не замыкается на функциях планирова­ния, организации и координации. В деятельности организации неизбежно возникают проблемы сохранения и полдержания сис­темы в работоспособном состоянии, ее усовершенствования и раз­вития. Решение этой задачи составляет суть еще одной функции управления — регулирования.

Регулирование — это вид управленческого труда, целью и на­значением которого является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, его на­рушающими (возмущающими). Это процесс воспроизведения упорядоченности системы в непрерывно меняющихся условиях, на новом уровне. Регулирование необходимо не только для пол­держания упорядоченности той или иной системы, но и для ее ре­организации с целью эффективного решения новых задач.

Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленны­ми требованиями или принятыми решениями. Другими словами, он призван обеспечить реализацию поставленных целей. Процесс контроля предполагает использование стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в случае, когда они существенно отличаются от стандартов (нормативов).

Комплекс специальных (конкретных) функций управления со­стоит из общего (линейного) руководства организацией, ее цеха­ми, производственными участками, а также функционального ру­ководства.

По характеру работ функции управления можно разделить на административные, технические, производственные, экономичес­кие и хозяйственные.

К административным относятся функции общего руководства. Их выполняют, как правило, линейные руководители (директор. начальник цеха, мастер), к производственным — оперативное управление, к экономическим — функции технико- экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета, уп­равления финансами и др. Наконец, к хозяйственным относятся функции материально-технического снабжения, общее делопро­изводство и хозяйственное обслуживание.

Применительно к организациям перерабатывающей промыш­ленности этот список можно конкретизировать, выделив следую­щие функции.

1. Функции управления основными процессами:

получение, хранение, распределение средств производства, включая приемку сырья, контроль запасов, внутризаводской транспорт, хранение товаров на складах, управление запасами;

технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию, контроль качества, упаковка, техническое обслуживание оборудования;

хранение и распределение конечного продукта, предназначенного для потребителя, включая размещение его на складе, обработку заказов, доставку;

маркетинг товара — изучение потребностей клиентов, оформление товара, ценообразование, стимулирование и осуществление товарообмена.

2. Функции управления вспомогательными процессами:

снабжение — покупка сырья, ресурсов, основных и вспомогательных материалов, лабораторного оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг;

технологическое развитие — научные исследования и разработки, внедрение нововведений, совершенствование информационных систем и т.д.;

управление персоналом подбор, расстановка, подготовка кадров, разработка систем оплаты труда.

Особое значение имеет оперативное управление производством: ежедневное распределение материальных и трудовых ресурсов; контроль и регулирование хода производства; проведение нарядов или диспетчерских совещании. Необходимы согласование оперативной работы всех служб организации, четкое и быстрое устранение разногласий, возникающих в ходе производства.

Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.Система методов управления.

2.Экономические методы.

3.Организационно-распорядительные методы.

4.Социально-психологические методы.

СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления — это пути воздействия субъекта управле­ния на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие.

Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.

Выделяют методы:

Прямого воздействия - при их использовании предполага­ется непосредственный результат воздействия,

Косвенного воздействия - направ­лены на создание условий для получения определенных результа­тов.

Можно выделить методы формального и неформального воз­действия. Их соотношение отражает характерные черты стиля уп­равления.

Наибольшее значение имеет классификация методов управле­ния на основе объективных законов, присущих системе управле­ния, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономи­ческие, организационно-распорядительные и социально-психо­логические методы.

Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — приро­ды, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и обще­ства.

Организационно-распорядительные методы базируются на пра­вах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы орга­низационных отношений.

Социально-психологические методы построены на формирова­нии и развитии общественного мнения относительно обществен­но и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.

Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяет­ся система методов, в которой каждый из них дополняет и усили­вает другой.

Понятие «система методов управления» означает, что все методы, которые могут быть применены в конкретной органи­зации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования.

Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения определяется следующими факторами:

1. финансовое состояние организации и, как следствие, возмож­ность широкого использования экономических методов;

2. заинтересованность работников в конечных результатах;

3. размер организации и численность персонала;

4. тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры;

5. социальный состав работников;

6. уровень квалификации работников управления и исполните­лей;

7. морально-психологический климат в коллективе;

8. авторитет руководства и органов управления.

При выборе средств воздействия на конкретного человека учи­тывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.

Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных мето­дов управления. В различных обстоятельствах при решении раз­личных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преоб­ладающее значение разные методы. Руководитель должен безуп­речно владеть всеми методами управления, обладать высокой эко­номической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем.

Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования.

Все методы управления могут использоваться на различных уровнях — государственном, отраслевом, территориальном, а так­же на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Экономические методы управления — это система экономи­ческих стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Экономические интересы образуют в обществе систему, кото­рая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.

Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах сво­его труда как такового; во-вторых, в результатах труда производ­ственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных кол­лективов и каждой личности. Без создания материальных предпо­сылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное су­ществование личности и коллектива. Без обеспечения нормаль­ных условий деятельности коллектива невозможно развитие каж­дого работника.

Проблема сочетания личных, коллективных и государствен­ных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого рада задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и по­ощрительными и т. д.

Применение экономических методов уп­равления необходимо для сознательного использования всей си­стемы экономических законов и категорий общественного раз­вития.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.

Бюджетная политика выражается в определении доли внутрен­него валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимо­отношениях между федеральной властью и субъектами Федера­ции, в структуре расходной части бюджета, в распределении рас­ходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей по­крытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важ­нейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.

Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Систе­ма кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недо­ступна для реального сектора АПК. Следует более широко ис­пользовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитова­ние. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование.

Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими от­раслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, уве­личения объемов продукции, а также защитить отечественных то­варопроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование его самого, с дру­гой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затра­гивают и проблему национальной безопасности, так как непроду­манная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего секто­ра экономики. Налоговая система должна быть предельно про­стой. Законодательные нормы о налогах должны действовать авто­матически, трактоваться однозначно.

Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в орга­низациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление дру­гих выплат лицам, в отношении которых проводится страхова­ние, в случае наступления заранее оговоренных случайных со­бытий.

Аграрный протекционизм — это система государственных меро­приятий, направленных на стимулирование отечественного про­изводства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводите­лей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продоволь­ственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система ли­цензирования для предъявления повышенных требований к каче­ству.

Система экономических методов управления на уровне органи­зации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирова­ние, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномо­чий руководителей и специалистов, подготовку кадров управле­ния и повышение их квалификации, разработку технологии уп­равления, содержания управленческого труда. Единство планового управления производством и деятельнос­тью управленческих работников обеспечивает планомерное и ди­намичное развитие коллектива. Большое значение имеют форми­рование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффектив­ное использование научно-технического и производственного по­тенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совер­шенствования планирования. Основные пути его следующие: ши­рокий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, те­кущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных эконо­мических нормативов; применение технических средств; исполь­зование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; раз­витие договорных отношений.

Экономический анализ. Необходим для эффективного управле­ния, правильного решения экономических и социальных про­блем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использо­вания; определение путей повышения эффективности производ­ства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рента­бельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и систем­ным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стиму­лирования - создание объективных условий для эффективной ре­ализации социально-экономических законов общественного раз­вития в интересах личности, коллектива и общества.

Единство интересов еще не означает их рациональное, эффек­тивное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влия­ние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рыча­гов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням вли­яния. Так, категория заработной платы — один из важнейших эко­номических рычагов, действующий на уровне личности работни­ка; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать при­быль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупа­емость инвестиций, экологичность производства и т. д.

 

Лекция 3

Управленческая информация

1. Понятие упр.информации, роль в системе управления, виды управленческой информации

2. Информационные системы управления

ЛЕКЦИЯ 4.

ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основ­ные концепции следующие:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиций психологии и человеческих отношений;

- управления с позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы науч­ного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Орга­низация в целом выигрывает, если каждая группа работников со­средоточится на том, что она делает успешнее всего.

Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.

• Научный подбор рабочих. Эффективное производство требу­ет подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки спо­собностей разрабатываются тесты.

• Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изуче­ние затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.

• Специализация работы. Производство должно быть разделе­но на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

• Важность побудительных мотивов (заработной платы).

• Справедливое распределение ответственности между рабочи­ми и управляющими.

Крупнейшими последователями Тейлора были его соотече­ственники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менед­жмент был признан самостоятельной областью научных исследо­ваний. Было доказано, что методы, используемые в науке и техни­ке, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления направлена на разработ­купроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

- технической — осуществление производственного процесса;

- коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;

- финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;

- бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;

- административной — оказание воздействия на работников;

защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, органи­зации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования орга­низации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов ад­министративного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмер­сон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности.

В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомо­бильный король начала XX в. Генри Форд.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецко­го ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:

- глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;

- четкое построение по иерархическому принципу;

- система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;

- подбор кадров по формальным признакам на конкурентной ос­нове с последующим продвижением в зависимости от старшин­ства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результа­тов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.

Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделе­ния: гигантским неповоротливым предприятиям первой полови­цы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила управления как «обеспечение выпол­нения работы с помощью других лиц». Исследования, проведен­ные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономи­ческие силы, как считали сторонники научного управления, а раз­личные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочи­ми и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наиболь­шее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важней­шем положении, что применение приемов управления межлично­стными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повыше­ния его производительности.

Концепция управления с позиций науки о поведении — теория по­лучившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эф­фективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных ас­пектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орга­низациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь ра­ботнику в осознании своих возможностей путем применения по­ложений поведенческих наук к построению организации и управ­лению ею.

Таким образом, все четыре концепции менеджмента направле­ны на совершенствование стратегии отдельных предприятий с це­лью получения намеченной прибыли.

Современная зарубежная наука управления представлена са­мыми различными течениями, школами, направлениями, концеп­циями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все на­правления, концепции, взгляды объединяет стремление соеди­нить научные исследования организационно-технических про­блем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: дости­жение стабильности экономического развития, преодоление со­циально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повы­сить практическую значимость теоретических исследований в об­ласти менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоре­тических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной те­ории менеджмента.

На современном этапе важнейшее значение в теории управле­ния приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориента­ции предприятия в сложившихся условиях.

Концепция адаптации







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.