|
ЛЕКЦИЯ 9. Стратегия производственного менеджмента.
План 1. Введение в стратегию производственного менеджмента 2. Универсальные стратегии. 3. Стратегические принципы операционного менеджмента (по Шонбергеру и Ноду). 4. Этап реализации операционной стратегии 5. Интеграционные образования в производстве.
Введение в стратегию производственного менеджмента Стратегическое управление – это не набор правил, а скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: · определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных); · анализ среды (макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации); · выбор стратегии; · выполнение стратегии; · оценка и контроль выполнения. Важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. При этом процесс выполнения оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения. 2. Универсальные стратегии . Майкл Портер (Гарвардский университет) утверждает, что предприятие может следовать одной из трех видов стратегии: · Ценовое лидерство; · Продуктовая дифференциация; · Фокусирование на потребителе или продукте. Различие и главная (осевая) компетенция. Принцип Гауса или аксиома Гриннеля – В природе два вида животных никогда не занимают одну нишу; если два вида находятся в одной нише, они будут развивать разные способы поведения, или один вид будет угнетать другого. Профессора Прахалад и Хаммель советуют руководству компаний "нанизывать" стратегию компании на ее осевую компетенцию. Постоянное совершенствование, как стратегия. Японцы используют для этого термин " кайзен ". Термин используется в банковском деле и в дипломатических отношениях. При использовании в бизнесе, подразумевается, что все вносят вклад в постоянное улучшение процессов, реализуемых компанией или организацией. Изменения вносятся небольшие, но их много и процесс практически непрерывен. В качестве альтернативного пути используется термин "кайрайо", означающий резкое, существенное изменение (тоже к лучшему). В европейско-американской терминологии этому соответствует термин "Реинжиниринг бизнес-процессов.
Стратегические принципы операционного менеджмента (по Шонбергеру и Ноду). Этап разработки стратегии · По отношению к потребителям. 2) Знать своих ближайших и конечных потребителей и работать с ними в одной команде. Это первый и наиболее важный принцип. Все остальные описывают, как лучше обслужить потребителя. 3) Быть приверженным постоянному, быстрому улучшению качества, гибкости, вариации параметров и сервиса, сокращению затрат и времени. · По отношению к своей компании. 4) Достигать общих целей через открытый обмен информацией и вовлечение всего коллектива (команды) в планирование и осуществление изменений. · По отношению к конкурентам. 5) Знать конкурентов и лидеров мирового уровня. О конкурентах нужно знать: · методы разработок; · мощности; · основные способности; · связи с поставщиками и клиентами; · затраты; · качество; · гибкость; Изучение и знание лучших образцов обозначается термином Benchmarking. Это постоянный процесс сопоставления продукции, услуг и деятельности своей компании с наиболее сильными конкурентами и компаниями - признанными лидерами в промышленности. Выделяются: · Внутренний Benchmarking; · Benchmarking в среде конкурентов; · Функциональный Benchmarking; · Общий Benchmarking. Этап реализации операционной стратегии - Разработки и организация. 5) Сократите количество продуктов или компонентов услуг или операций и число поставщиков до нескольких лучших. 6) Организуйте ресурсы в "цепочки потребителей", ориентируя каждую цепочку на продукт, услугу или группу пользователей; создавайте команды по производственному потоку, ориентированные ячейки и «заводы в заводе». Для того чтобы обеспечить хорошую координацию, предотвращение ошибок и постоянное совершенствование, потребитель – в идеале конкретный человек на следующей операции – должен быть известным, знакомым, реальным партнером или членом команды. Производственные мощности 7) Постоянно инвестируйте в человеческие ресурсы посредством кросс-тренинга для освоения многих навыков; обучения; ротации работ и путей карьеры; а также сохранения здоровья, повышения безопасности и защиты. Старая практика состоит в разделении работы на малые и простые операции, такие, что неопытный человек осваивает их за один день. Постоянное совершенствование, напротив, предполагает, что каждый работник непрерывно осваивает все больше операций и навыков, методы решения проблем и самоменеджмента. Переключением с работы А к работе В работники изучают влияние работы А на работу В, они познают как свой коллективный вклад во всю услугу или продукт, так и его влияние на удовлетворение клиента. 8) Поддерживайте и совершенствуйте существующее оборудование и человеческий труд, перед тем как думать о новом оборудовании; автоматизируйте в том случае, если разброс параметров процесса не может быть уменьшен другими методами. Самый рациональный способ достигнуть прогресса заключается в том, что служащие отказываются от привычной расхлябанности и негодной практики. Это устраняет затраты и сложность автоматизации. 9) Присматривайте простое, гибкое, перемещаемое, дешевое оборудование, которое может быть приобретено в нескольких экземплярах – для команд по производственному потоку, ориентированных ячеек и «заводов в заводе». Персональные компьютеры лучше мейн-фреймов. 10) Для того чтобы изготавливать/предоставлять товары или услуги без дефектов и неустойчивости процесса, старайтесь всемерно упростить процесс. Do it right the first time Делайте сразу правильно! 11) Сокращайте время перемещения (время ожидания), расстояние и запасы вдоль всей цепочки потребителей. 12) Сокращайте время установки, переналадки, подготовки и запуска. 13) Работайте в ритме потребления продукта пользователем (или в сглаженном варианте этого ритма); уменьшайте время цикла и размер партии. Решение проблем и контроль. 14) Записывайте и храните данные о качестве, процессе и проблемах на рабочем месте. Обеспечьте, чтобы рабочие группы (команды) решали проблему первыми - до штабных специалистов. 15) Сокращайте запросы и отчетность, контролируйте причины, а не симптомы. Интеграционные образования в производстве. Факторы, определяющие интеграционные решения. Жесткая конкуренция в глобальных масштабах, насыщенность большинства рынков, нестабильность экономических и политических систем потребовали иных типов реакции производственных предприятий на эти изменения и, соответственно, иных организационных и структурных решений. Прежде всего это новые формы интеграции предприятий – стратегические партнерства. Под термином «стратегическое партнерство» подразумеваются различные формы сотрудничества между независимыми организациями: долгосрочные соглашения о поставках, продажа лицензий, стратегические альянсы, совместные предприятия, а также сотрудничество типа «поставщик – производитель», которые направлены на достижение стратегических целей и задач, которые являются взаимовыгодными для организаций. Типы интеграционных образований (стратегических партнерств).
Взаимные соглашения. Связывают поставщиков, производителей, дистрибьюторов и покупателей, а также конечных потребителей продуктов и услуг в вертикальные каналы. Потенциальные выгоды: · более низкие издержки по закупкам сырья и материалов, сбыту продукции; · большая надежность поставок сырья и компонентов и распределения продукции; · большая эффективность в координации различных этапов производственной цепи; · расширение возможностей и областей для потенциальных нововведений; · повышение барьеров против проникновения конкурентов в данный бизнес. Негативные стороны вертикальных связей: · введение во вновь интегрируемые сферы деятельности значительных капиталовложений не всегда обеспечивает даже среднюю прибыль; · сложно достичь баланса между стадиями по производственной цепи; · отдельные производственные подразделения, как правило, жестко привязаны к традиционным технологиям, и им труднее приспособиться к переменам на рынке; · погоня за оптимальными масштабами может обернуться потерей уровня специализации на отдельных стадиях производственной цепи, каждая из которых требует определенных форм организации, контроля и стиля управления. Стратегические альянсы. Стратегическим альянсом двух производств называется соглашение о сотрудничестве для достижения одной или нескольких общих целей. Это объединяющая связь между организациями на одном и том же уровне распределения продукции. Горизонтальные связи могут задействовать конкурентов и других представителей отрасли. Основными причинами альянса могут быть приобретение доступа на рынок, использование существующих каналов дистрибуции, распределение затрат на разработку технологии или приобретение специфичных навыков и ресурсов. Оба партнера оказываются в прибыли от распределения функциональных взаимодополняющих обязанностей. В Казахстане для альянсов существенны проблемы: · меняющиеся стратегические требования и нестабильности рынка и технологий, а также отсутствие достаточной ответственности за принятие решений; · различия целей, культурные различия и различия стилей принятия решений; · уменьшение долгосрочного интереса и информированности одного из партнеров; · определение целесообразности и рисков, связанных с передачей навыков и технологий партнеру; · уровень доступа к конфиденциальной технологии и другим конкурентным преимуществам; · уровень взаимодоверия и прямота отношений с партнером по альянсу. В горизонтальной интеграции обычно объединяются производители конкурирующей или взаимодополняющей продукции и услуг. Благодаря такому слиянию все организации получают лидирующее или близкое к нему положение.
Контрольные вопросы. 1. Известно, что для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне компаниям необходимо управлять четырьмя видами ресурсов, назовите их. 2. Перечислите функций которые относятся к компетенции операционных менеджеров? 3. Назовите пять наиболее важных условия для выживания американской промышленности в 21-м веке 4. Какие их перечисленных Вами условий наиболее существенны для казахстанской промышленности? 5. Какие условия Вы бы добавили?
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|