Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система открытого образования





Система открытого образования

 

 

Т.Н. Манцерова

 

 

Статистика

 

Курс лекций

 

 

Минск

Редакционно-издательский центр

Академии управления при Президенте Республики Беларусь


УДК 311

ББК 60.6

М24

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Манцерова Т.Ф. Статистика.: Курс лекций ‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 196 с.

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

ISBN 985-457-154-8 ã Т.Ф. Манцерова 2003
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОГО СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ...................................................................................................................... 5

Лекция 1. Предмет, метод и задачи статистики.................................... 5

Контрольные вопросы.............................................................................. 12

ТЕМА 2. ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.......... 13

Лекция 2. Теория статистического наблюдения................................. 13

Контрольные вопросы.............................................................................. 22

ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ............................... 23

Лекция 3. Сводка и группировка статистических данных............... 23

Контрольные вопросы.............................................................................. 34

Лекция 4. Статистические таблицы и графики.................................. 35

Контрольные вопросы.............................................................................. 42

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ............ 43

Лекция 5. Теория статистических показателей................................... 43

Контрольные вопросы.............................................................................. 51

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН.......................................... 52

Лекция 6. Теория средних величин....................................................... 52

Контрольные вопросы.............................................................................. 61

ТЕМА 6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВАРИАЦИИ.............. 62

Лекция 7. Статистическое изучение вариации.................................... 62

Контрольные вопросы.............................................................................. 76

ТЕМА 7. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ...................... 77

Лекция 8. Выборочный метод к статистике........................................ 77

Контрольные вопросы.............................................................................. 82

ТЕМА 8. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ......................................................... 83

Лекция 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.................................................................................................................... 83

Контрольные вопросы.............................................................................. 94

ТЕМА 9. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 95

Лекция 10. Индексный метод в статистических исследованиях....... 95

Контрольные вопросы............................................................................ 104

ТЕМА 10. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ................................................ 105

Лекция 11. Статистическое изучение связи социально-экономи-
ческих явлений....................................................................................... 105

Контрольные вопросы............................................................................ 113

ТЕМА 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ............................................................................ 114

Лекция 12. Макроэкономические показатели производства товаров
и услуг..................................................................................................... 114

Контрольные вопросы............................................................................ 123

ТЕМА 12. ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ 124

Лекция 13. Показатели образования и распределения доходов..... 124

Контрольные вопросы............................................................................ 136

ТЕМА 13. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ И НАКОПЛЕНИЯ 137

Лекция 14. Показатели использования доходов и накопления 137

Контрольные вопросы............................................................................ 141

ТЕМА. 14. СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА... 142

Лекция 15. Статистика национального богатства........................... 142

Контрольные вопросы............................................................................ 155

ТЕМА 15. СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
И ЗАНЯТОСТИ..................................................................................... 156

Лекция 16. Статистика населения, трудовых ресурсов и занятости 156

Контрольные вопросы............................................................................ 166

ТЕМА 16. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.................................................................................................................. 167

Лекция 17. Статистика уровня жизни и потребления...................... 167

населения................................................................................................ 167

Контрольные вопросы............................................................................ 182

ТЕМА 17. СТАТИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ....................................................................................... 183

Лекция 18. Статистика эффективности функционирования
экономики............................................................................................... 183

Контрольные вопросы............................................................................ 190

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................... 191


 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Лекция 1. Предмет, метод и задачи статистики

 

Основные понятия:

Статистика; предмет статистики; методы статистического изучения явлений; статистическая закономерность; закон больших чисел; статистическая совокупность; единица совокупности; признак; вариация; статистический показатель; оперативно-технический учет; бухгалтерский учет; статистический учёт; задачи органов государственной статистики и ведомственной статистики.

Слово «статистика»произошло от латинского слова «статус» (status), что означает определенное состояние, положение вещей.

Статистическая практика началась еще в глубокой древности со счета населения. Самые ранние свидетельства об этом находятся в Китае и имеют более чем 4-х тысячелетнюю историю. В Древнем Риме в цензах (переписях), кроме счета населения (только свободных граждан), отмечались и некоторые элементы их имущества. Эти данные использовались в военных целях и при обложении налогами.

Во второй половине IХ века в летописях древней Руси встречаются упоминания о сборе дани. Главным объектом обложения является сельское хозяйство, и в особенности земледелие. Уже к Х-ХI вв. относится немало учетных данных, характеризующих возникновение и развитие городских поселений, которые создавались главным образом на водных торговых путях (наличие храмов, церквей, монастырей, крепостных сооружений, жилых строений из дерева и камня).

В XV-XVII вв. учетно-статистические данные уже оформлялись писцовыми и переписными книгами. Эти документы представляют собой первые опыты территориально-статистических описаний (материал о положении крестьян, подробное описание городов, церквей и т.д.). Они составлялись периодически. В переписях населения XVII в. встречались данные, позволяющие разделить населения по полу, семейному положению и по возрастным группам.

Организация учета естественного движения населения связана с деятельностью Петра I. «Духовным регламентом» 1722 г. предписывалось священникам православной церкви регистрировать акты гражданского состояния, т.е. рождения, смерти и браки. В метрических книгах при крещении делались записи о дне, месяце и годе рождения ребенка с указанием родителей и крестных, а также день, месяц и год крещения. При регистрации смерти указывался день, месяц и год смерти. Возраст умерших стал регистрироваться с 1726 г., тогда же эти сведения стали направлять в военную коллегию. Данные о числе родившихся и умерших по церковным приходам один раз в 4 месяца отправлялись в архиерейские приказы, а оттуда в синод. Государственный порядок регистрации актов гражданского состояния в России был введен раньше, чем в западных странах (в Норвегии с 1735, Швеции – 1749, Франции – 1806, Англии – 1838 г.).

Статистическая наука имеет богатую историю. Сначала статистика трактовалась как наука о достопримечательностях производительных сил. Она связывалась с их историей и географией. Здесь господствовало описательное направление.

По мере развития производительных сил простые учетные операции усложнились и стали включать в себя элементы анализа тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно возникла отрасль знаний, получившая впоследствии термин «статистика». Ее основы были заложены трудами Уильяма Петти, в частности, его знаменитой «Политической арифметикой» (1683 г.). Существенный вклад в развитие статистической науки внес Дж.Граунт, собравший за ряд лет сведения об умерших в Лондоне и составивший таблицу смертности в виде ряда относительных чисел, доживающих до того или иного возраста. Проявление же в статистических числах некоторой закономерности было осознано лишь в середине XVIII века Зюсмильхом, увидевшем в этой закономерности проявление «божественного порядка» (например, в устойчивом соотношении чисел мальчиков и девочек среди новорожденных 21:20).

Другим источником статистической науки, которому статистика обязана и самим своим названием, явились работы немецких ученых по государствоведению, начавших преподавание этого курса в университетах Германии в конце XVII в.

Государствоведение в России получило свое выражение в ряде трудов М.Ломоносова. В конце XVIII в. в России появились первые теоретические труды по статистике, в частности работы Бернулли, посвященные анализу смертности и браков.

Таким образом, статистика сложилась из элементов политической арифметики и государствоведения. От политической арифметики статистика получила комплексный анализ количественных характеристик массовых явлений с целью познания их закономерностей, а от государствоведения – систему количественного описания социально-экономических явлений.

Дальнейшее развитие статистики как науки характеризовалось совершенствованием методов сбора и обработки данных, необходимых для анализа разнообразных массовых социально-экономических явлений. В XIX веке большой вклад в развитии статистики внесли труды русских ученых Д.Журавского, А.Чупрова, Ю.Янсона и др.

Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика изучает:

- массовые общественные явления при помощи статистических показателей (численность населения, объем выполнения плана) и их динамику (изменение уровня жизни населения);

- количественную сторону общественных явлений и дает количественное, цифровое освещение общественных явлений;

- количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием;

- характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах;

- количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии (математические методы, корреляционно-регрессионный анализ и т.д.).

Теоретической основой статистикиявляются положения социально-экономической теории. Опираясь на знания положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категории, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку методов их изучения и анализа.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях:

1) под статистикой понимают совокупность сведений о тех или иных явлениях (статистика промышленности, статистика труда);

2) сам процесс получения сведений с последующей их разработкой, т.е. практическую деятельность статистических органов;

3) науку, излагающую приемы статистического исследования и построения статистических показателей применительно к самым различным общественным явлениям.

Основными разделами статистической науки являются:

1) общая теория статистики, в которой излагаются общие принципы и методы статистики;

2) социально-экономическая статистика, которая разрабатывает методы построения системы показателей уровня и развития общества;

3) отраслевая статистика, которая изучает отдельные области общественных явлений или отдельные отрасли народного хозяйства: демографическая статистика (статистика населения), статистика промышленности, транспорта, торговли.

Следовательно, предметом изучения статистики служат различные общественные социально-экономические явления, исследование которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих имзакономерностей. Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий. В статистике таких понятий несколько.

Изучаемые статистикой явления, как правило, состоят из множества отдельных элементов и фактов. Эти множества единиц с отличающимися признаками составляют так называемые статистические совокупности (совокупность населения, совокупность произведенной энергии). Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоторой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.

Предметом изучения статистикиявляются различного рода статистические (массовые) совокупности. Совокупности характеризуются рядом особенностей:

1) они охватывают массу единиц;

2) входящие в них единицы обладают признаками, которые варьируют, т.е. изменяются от одной единицы совокупности к другой.

Поэтому в статистике прежде всего определяют общую для всей совокупности величину признака или итог по совокупности.

3) закономерности, выявленные для той или иной совокупности, обнаруживаются благодаря действию «закона больших чисел». Сущность этого закона заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных причин, определяющих величину признака у отдельных единиц совокупности, взаимно погашается в сводных характеристиках совокупности, т.е. в последних выступает действие основных причин, которые и определяют закономерность.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации. Наиболее полное выражение специфика общественных процессов находит в системе статистических показателей.

Статистический показатель – одно из основных понятий статистики, под которым имеется в виду обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени (численность населения, объем выпуска, товарная продукция, уровень производительности труда, снижение себестоимости).

Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающих взаимосвязи, существующие между явлениями.

С понятием показателя взаимосвязано понятие признака. Если показатель выражает единство качественной и количественной стороны явления, то признаки характеризуют отличительные особенности объектов статистической совокупности.

Признак – качественная особенность единицы совокупности, то есть это свойство, характерные черты или особенности объектов (явлений), которые могут быть охарактеризованы рядом статистических величин. Признаки могут быть количественными, качественными, территориальными и временными (динамическими). Система признаков используется для составления программы статистического наблюдения и последующей группировки материалов. Например, в статистике населения признаками служат пол, возраст, профессия, образование и т.д.

Статистическая закономерность – одна из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе (впервые выявлена в естествознании в противоположность понятию динамической закономерности, когда строго определенным значениям каких-либо факторов всегда соответствуют определенные значения величин, зависимых от этих факторов). Наступление отдельного события при статистической закономерности связано с известной вероятностью (колебание норм выработки у отдельных рабочих).

Выборочный метод в статистике дает возможность путем исследования ограниченного числа единицы совокупности судить обо всей (генеральной) совокупности.

Для характеристики различных явлений общественной жизни статистика пользуется методом диалектики, т.е. изучает явления взаимосвязано, в развитии вскрывает то новое, прогрессивное, что зарождается в существующем и определяет направления развития (динамика производительности труда, зависимость производительности труда от объема производства и затрат труда, определяет влияние роста производительности труда на выполнение плана производства и на уровень себестоимости производства), использует присущие только ей, приемы исследования. Специфические приемы статистики находят свое выражение в следующих 4 этапах статистического исследования:

1) Научно-организованное массовое наблюдение, с помощью которого собирают сведения об отдельной совокупности (массе явлений). Массовое наблюдение – основа статистики.

2) Группировка и сводка материала, т.е. расчленение всей массы случаев на однородные группы, подсчет итогов по каждой группе и оформление результатов в виде статистической таблицы. Группировки дают возможность выделить из состава совокупности и раздельно изучать явления разного качества, показать особенности явлений.

3) Обработка статистических данных – исчисление на основе абсолютных величин, полученных при сводке, показателей, отражающих особенности отельных групп, обобщающих данные по группам или характеризующих соотношения и взаимосвязи между группами. Они определяются в форме средних, относительных величин и индексов.

4) Анализ данных для получения экономически обоснованных выводов, которые излагаются в текстовой форме.

Большое значение статистики в современном обществе объясняется тем, что она представляет собой одно из самых основных средств, с помощью которых государство ведет учет в народном хозяйстве.

Статистика, оперативно-технический и бухгалтерский учет образуют единую систему учета. У каждого вида учета свои специфические черты и функции.

Оперативно-технический учет дает срочную информацию о всех фактах в деятельности предприятия, необходимую для текущего оперативного руководства работой предприятия. Примером этого учета могут служить записи в табеле о явке или неявке на работу работников предприятия; учет выполненной за день работы.

Бухгалтерский учетосуществляет непрерывное и сплошное отражение всех хозяйственных операций, связанных с движением материальных и денежных средств предприятия в процессе производства и обращения (получение топлива от поставщиков, передача его на склад, оплата счетов поставщиков, передача топлива в производство). Бухгалтерский учет осуществляет денежный контроль за деятельностью предприятия, способствует сохранности собственности предприятия.

Статистический учёт в свою очередь, используя данные различных видов учета, получает систему обобщающих показателей, характеризующих все стороны социально-экономической жизни общества.

Задачей статистики являются:

1) выявление хода выполнения народнохозяйственных планов по каждому предприятию, отрасли, всему народному хозяйству (не только установление факта выполнения или невыполнении плана, но и вскрытие причин, вызвавших отклонения от плана, обобщение передового опыта);

2) точные и выверенные данные статистики необходимы для составления текущих и перспективных планов;

3) статистикой производится разработка и анализ данных за длительные период времени для целей планирования и прогнозирования;

4) статистика выявляет конкретную меру эффективности общественного производства.

Развитие статистики связано непосредственно с развитием производительных сил общества. Большое внимание развитию статистики в России уделял В.Ленин. 25 июля 1918 г. им было подписано «Положение о государственной статистике». В соответствии с ним было образовано ЦСУ. На ЦСУ возлагалось проведение общегосударственных переписей, ведение отраслевых статистик, руководство статистикой ведомств, распространение статистических знаний.

Вся система органов статистики построена по территориально-производственному принципу и состоит из 2-х частей: органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.

Основной задачей органов государственной статистики является сбор, проверка, разработка и представление Правительству, Администрации Президента, Парламенту научно-обоснованных статистических данных, характеризующих выполнение народнохозяйственных планов, роста благосостояния, культуры, образования в РБ, развития здравоохранения, использования природных трудовых и материальных ресурсов в народном хозяйстве, анализ статистических данных, опубликование итогов выполнения планов, подготовка и издание статистических сборников, журналов и бюллетеней подготовка новых форм статистической отчётности; методическое обеспечение статистической работы и подготовка прогнозов развития народного хозяйства страны и т.д. Органы ведомственной статистики производят сбор, проверку и анализ статистических данных, характеризующих состояние дел в отрасли.

Указом Президента РБ от 02.02.2000 г. № 35 23 августа в РБ отмечается День работников государственной статистики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что означает термин «статистика»?

2. Что является предметом исследования статистической науки?

3. Основные категории статистики.

4. В чем заключается сущность понятия «статистический показатель»?

5. Назовите этапы статистического исследования.

6. Назовите основные задачи статистики.


 

Статистическая сводка; группировка; группировочный признак; простые и комбинационные группировки; интервал группировки; формула Стерджесса; равный, неравный интервал; закрытый, открытый интервал; дискретная и непрерывная вариация признака.

В результате статистического наблюдения получают «сырой» материал, записи об отдельных единицах наблюдения. Этот материал непригоден для непосредственного использования ни для практических целей, ни для целей научного анализа. Возникает необходимость в специальной обработке статистических данных, т.е. в сводке материалов наблюдения.

Сводка представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность в целях выявления типических черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Задача сводки – охарактеризовать исследуемый предмет с помощью систем статистических показателей, выявить и измерить его существенные черты и особенности.

Статистическая сводка проводится по определенной программе. Разработать программу сводки – это значит определить, какие группы и подгруппы будут выделены в изучаемой совокупности, какие показатели в виде итогов, средних или относительных величин должны быть подсчитаны для выделенных групп и в целом по совокупности. в каких таблицах будет оформлен результат сводки

При разработке программы определяют статистическое подлежащее и статистическое сказуемое. Подлежащее – это объект исследования, расчлененный на группы и подгруппы. Сказуемое – это статистические показатели, которые характеризуют подлежащее сводки.

По глубине обработки материала сводка бывает простой и сложной. Простой сводкой называются операции по подсчёту общих итогов по совокупности. Сложная сводка представляет собой комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчёт итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.

По форме обработки материала сводка может быть централизованной и децентрализованной. При централизованной сводке весь материал наблюдения сосредоточивается в одном центральном органе и там обрабатывается. При децентрализованной сводке материал наблюдения подвергается обработке на нескольких этапах (отчет производственного объединения района область итоги по области республика).

По технике выполнения сводка может быть ручной и механизированной (в настоящее время - доминирующая).

Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

Расчленение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку, называется группировкой.Группировка является центральным моментом любой сводки. Именно благодаря группировкам материал наблюдения принимает систематизированный вид.

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

· выделения социально-экономических типов явлений;

· изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём;

· выявления связи и зависимости между явлениями

Впервые в статистике Д.П.Журавский уделил должное внимание методу группировок. Он считал основным методом анализа выделение и изучение «одновидных частей», категорий и групп.

Жилищный фонд

(на конец года, миллионов квадратных метров общей площади)

 
Весь жилищный фонд 182,4 208,2
в среднем на одного жителя, 17,9 20,8
Городской жилищный фонд 106,4 131,5
в среднем на одного жителя, 15,5 18,8
Сельский жилищный фонд 76,0 76,7
в среднем на одного жителя, 22,6 25,3

 

Группировки, при помощи которых выявляется взаимосвязь между явлениями,называются аналитическими.

Особенности аналитических группировок следующие:

1. в основу группировки положен факторный признак;

2. каждая выделенная группа характеризуется средними значения результативного признака;

Аналитические группировки позволяют изучить многообразие связей и зависимости между варьирующими признаками. Преимущество метода аналитических группировок перед другими методами анализа связи состоит в том, что он не требует соблюдения каких-либо условия для своего применения, кроме одного - качественной однородности исследуемой совокупности.

При построении таких группировок, из двух или более взаимосвязанных показателей один рассматривается как фактор
(т.е. влияющий на другой), а второй – как результат влияния первого. Чтобы выявить зависимость между показателями, необходимо разгруппировать единицы совокупности по факторному признаку и для каждой выделенной группы рассчитать среднее значение результативного показателя и проследить за его изменениями ( табл.5).

Таблица 5

К трудовой деятельности

0 – 15 лет - нетрудоспособные
16 – 18 - лица полурабочего возраста
19 – 59 - лица рабочего возраста
60 – 69 - лица полурабочего возраста
70 и старше - нетрудоспособные

 

Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы (табл.10).

 

Таблица 10.

Суточный пробег автомобилей

Рис.4. Средние цена на бензин в г.Минске

 

 

Они незаменимы, когда на одном графике нужно показать динамику нескольких явлений.


 

- ленточные

 
 

Рис.5. ВВП в странах СНГ в 2001 г. (в процентах к 2000 г.)

- секторные (структурно-относительные и структурно-абсолютные). Применяются для изображения структуры. Площадь всего круга принимается за , где - явление в процентах.

 

 
 

Рис.6. Распределение экспорта Республики Беларусь по странам

 

Картограммы применяют тогда, когда решается задача графического отображения географического распределения изучаемого явления. Картограмма представляет собой контурную карту или план территории, на которой с помощью точек, фоновых знаков либо изолиний наносятся значения показателей, характеризующих отдельные части изображаемой территории.

Различают точечные, фоновые и изолинейные картограммы.

В точечных картограммахзначения статистических показателей наносят с помощью точек, количество которых соответствует размерам изображаемых явлений.

На фоновых картограммах статистические величины обозначаются различного вида штриховкой или раскраской территориальных единиц. Эти картограммы в основном предназначены для изображения относительных и средних величин (плотности населения, урожайности, выработки электроэнергии на душу населения). Большим величинам изображаемого показателя должна соответствовать более густая штриховка или более интенсивная окраска. Число групп не должно превышать 6-8, так как в противном случае теряется наглядность.

Изолинейная картограмма строится путем проведения на карте линий, соединяющих места с одинаковой величиной показателя.

В качестве знаков для графика можно применять фигуры, форма которых характеризует изучаемое явление. Это пиктограмма (для графического изображения роста построенного жилья в качестве знака можно использовать рисунок дома).

Знаки Варзара (1881-1940 гг.) применяют в тех случаях, когда нужно сравнить величины, представляющие собой произведения двух сомножителей и показать роль каждого из них в формировании этой величины.

       
 
   
 


       
   
 
 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что называется скелетом таблицы?

2. Что представляет собой макет таблицы?

3. Назовите основные требования, предъявляемые к оформлению таблиц.

4. С какой целью строятся графики в экономико-статистических исследованиях?

5. Что такое поле графика?

6. Назовите основные формы графического изображения статистических величин.


В 1990-1999 гг. (млн.кВт-ч)

Годы
Производство электроэнергии
Потребление в отраслях народного хозяйства

 

Качественное содержание – производство и потребление электроэнергии; территория – РБ; числовые значения (величины) – см.табл.12; единица измерения – млн.кВт-ч.; время – 1990-1999; статистическая форма показателя – общая сумма значения количественного признака; методология исчисления – учет производства электроэнергии по всем источникам.

Статистические показатели можно условно подразделить на:

первичные (объемные, количественные, экстенсивные);

вторичные (производные, качественные, интенсивные).

Первичные характеризуют либо общее число единиц совокупности, либо сумму значений какого-либо признака. Взятые в динамике, во времени, они характеризуют экстенсивный путь развития экономики и культуры. По статистической форме эти показатели являются суммарными абсолютными величинами.

Вторичные, производные показатели обычно выражаются средними и относительными величинами, и взятые в динамике, обычно характеризуют путь интенсивного развития (например, снижение себестоимости и трудоемкости единицы продукции).

В зависимости от применяемых единиц измерения различают показатели: натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые.

В зависимости от сферы применения различают показатели, исчисленные на народнохозяйственном, региональном, отраслевом уровне и т.д.

По точности отражаемого явления различают ожидаемые, предварительные и окончательные величины показателей.

В зависимости от объема и содержания объекта статистического изучения различают индивидуальные (характеризующие отдельные единицы совокупности) и сводные (обобщающие) статистические показатели (эффективность производства, качество жизни).

С течением времени некоторые статистические показатели могут исчезать и появляться новые.

Построение и совершенствование статистических показателей должно основываться на соблюдении следующих принципов:

1) объективности и реальности, т.е. показатели должны правдиво и адекватно отражать сущность соответствующих экономических или социальных категорий;

2) всесторонней теоретической и методологической обоснованности, т.е. определение величины показателя, его измеримость и сопоставимость в динамике должны быть всесторонне научно аргументированы, четко и доступно сформулированы и однозначно, в единообразном толковании применимы.

Это предполагает обеспечение полной достоверности показателей, величины которых исчисляются и измеряются только на основе достаточного объема и качества первичных данных учета, отчетности и других источников информации.

Наряду с общими требованиями к каждому статистическому показателю можно предъявлять специфические требования.

Между показателями плана и статистики существует неразрывное единство, т.к. они: 1) отражают количественную сторону одних и тех же конкретных социально-экономических явлений; 2) плановые и статистические (отчетные) показатели исчисляются по единой методологии, они соизмеримы и сопоставимы.


Вместе с тем между ними существуют и различия:

1) плановые показатели представляют собой задания по дальнейшему развитию данного объекта и носят директивный, законодательный характер, а статистические показатели отражают фактически достигнутый уровень развития, ход выполнения плана;

2) статистические показатели более подробно характеризуют социально-экономические явления, отражают существенные о







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.