Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для непрофильных специальностей





Омск 2013

ФИЛИАЛ НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ОМСК) ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БУК «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА»

ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

_________________________________________________________________________________

 

Курс лекций по истории

Для непрофильных специальностей

 

 

Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО

«Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

 

 

Омск-2013

УДК 93(075)

ББК 63я7

К 93

 

 

Рецензенты:

Д.и.н., профессор – А.А. Штырбул;

К.и.н., доцент – И.В. Новикова.

К 93 Курс лекций по истории для непрофильных специальностей: учебное пособие/ О.А. Кирьяш (и др.); под ред. О.А. Кирьяш – Омск: ИПК Макшеевой Е.А.: 2013. – … с.

 

ISBN 978-5-904154-61-5

 

Курс лекций по истории для непрофильных специальностей дает возможность ознакомиться с основными проблемами отечественной и мировой истории. Пособие выполнено в рамках историко-краеведческой лаборатории БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.

 

ISBN 978-5-904154-61-5

 

 

© Историко-краеведческая лаборатория

БУК «Омская государственная областная научная библиотека

им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина


Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………………………

Лекция 1. Средневековье как этап всемирной истории………………………….

Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV – XVI вв.: Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)……………………..

Лекция 3. Киевская Русь: от раннефеодального государства до политической раздробленности………………………………………………………………………………….

Лекция 4. Страны Европы в XVI в. Абсолютизм: общее и особенное………………………..

Лекция 5. Социальные движения в России (конец XVI - XVII вв.)……………………………

Лекция 6. Великие географические открытия, международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII вв……….……………………………………………

Лекция 7. Буржуазные революции в Европе. Война за независимость Североамериканских колоний и образование США…………………………………………………………………….

Лекция 8. Эволюция международных отношений XVII- конец XX в……………………..…..

Лекция 9. Революции 1905 и 1917 гг. в России…………………………………………………

Лекция 10. Развитие стран Востока: политическое, экономическое развитие, особенности менталитета (1918 - 2000.)……………………………………………………………………….

Лекция 11. Советская модель модернизации…………………………………………..

Лекция 12. Народы России и национально-государственное строительство в XVI - XX вв..

Лекция 13. СССР во Второй мировой войне. Отечественная война советского народа……

Лекция 14. Внешняя политика СССР и России: общее и особенное (1945-2010)…..………..

Лекция 15. Формирование постиндустриальной цивилизации (конец XX- начало XXI в.)...

Список литературы……………………………………………………………………………

Информация об авторах…………………………………………………………………………..

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины в большинстве случаев является зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории.

В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как:

- владение культурой мышления;

-способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

- знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории.

- уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов.

- владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации.

Лекционный курс по дисциплине «История» предназначен для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина и является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История». Курс лекций разработан на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX - XXI вв.

Несмотря на наличие других образовательных форм обучения, лекция не теряет своей актуальности и значимости. Она является ведущей формой обучения в вузе. Ее основная цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, образовательные, воспитательные, мировоззренческие функции.

Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В лекции отражается личное творчество лектора. Это способствует повышению у студентов интереса к предмету, активизирует их мысленную работу.

Курс лекций по дисциплине «История» является базовым из трёх изданий включающих в себя справочное пособие по дисциплине «История» и методические разработки для проведения семинарских занятий. Курс представлен 15 лекциями по отечественной и мировой истории.

Лекционный курс выстроен по проблемно-хронологическому принципу. В связи с переоценкой многих событий и процессов мировой и отечественной истории, авторы попытались представить полный спектр мнений и подходов. В основу лекционного курса легли принципы многообразия и дискуссионной рефлексии теоретических и содержательных альтернатив исторического процесса. Проблемность построения лекционного материала способствует развитию логического мышления и аналитических способностей студентов.

Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям, дискуссионность как основной дидактический принцип - все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин в последнее время. Такой подход способствует формированию у студентов умения мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, альтернативные варианты ее решения, аргументировать свою точку зрения.

Каждая лекция сопровождается списком литературы, с которым может ознакомиться студент, для более глубокого освоения проблемы. Литература представлена как печатными, так и электронными ресурсами. После каждой лекции авторами предложен список вопросов, ответив на которые студент может повторить и закрепить, а также переосмыслить предложенный материал.

Предлагаемый курс лекций призван:

- показать множественность и динамику развития взглядов в отношении событий, явлений и процессов мировой и отечественной истории;

- показать многофакторность исторического процесса, его сложность и неоднозначность;

- развить у студентов умение поиска конкретной исторической информации (в каждую лекцию включен обзор необходимой литературы по рассматриваемой проблеме);

Лекционный курс может быть использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе, вступительным экзаменам в вузе, семинарским занятиям, экзаменам в вузе по дисциплине «История».

Настоящее издание адресовано преподавателям, школьникам, абитуриентам, студентам, а также всем интересующимся историей.

 


Вопросы

 

1. Охарактеризуйте временные рамки Средневековья, предложенные в различных научных школах.

2. Кто и когда ввел термин «средние века» в научный оборот?

3. Охарактеризуйте формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

4. Перечислите отличительные черты феодализма в Западной Европе.

5. Назовите периоды Средневековья.

6. Дайте характеристику основных событий, произошедших в период Средневековья.

7. Перечислите типологические черты Средневековья.

8. Охарактеризуйте основные источники по периоду Средневековья.

 

Литература

1. Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков / А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. - М.: МБА, 2008.

2. Егер, О. Всемирная история. Средние века / О. Егер. - М.: АСТ, 2006.

3. История средних веков: в 2-х т / под ред. С.П. Карпова. - М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.

4. Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа / Г. Кенигсбергер. - М.: Весь мир, 1987.

5. Косминский, Е. А. Историография средних веков. V век - середина XIX века. Лекции / Е.А. Косминский. - М.: Издательство Московского университета,1963.

 


Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.:

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные положения христианской религии.

2. Как кризис античного общества повлиял на трансформацию христианской церкви в IV в. н. э.?

3. Каковы основные цивилизационные отличия между западным (римско-католическим) и восточным (византийским) типами христианства после падения Западной Римской империи?

4. Как происходил выбор восточного типа христианства на Руси?

5. Как происходило формирование религиозно-мистической идеи «Москва - Третий Рим»? В чём состоял религиозно-политический смысл этой идеи?

Литература

 

1. Буассонад, П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения Жизнь и труд в средневековой Европе / П. Буассонад. - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2010.

2. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. / отв. ред. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. - М.: «Наука», 1989.

3. Курбатов, Г.Л., Фролов, Э.Д., Фроянов, И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. - Л.: Лениздат,1988.

4. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи (Тайны земли русской) / С.В. Первезенцев. - М.: Вече, 2001.

5. Петрухин, В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству (Cogito, ergo sum) / В.Я. Петрухин - М.: АСТ: Астрель, 2006.

6. Федотов, Г.П. Собрание сочинений / Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2001.

 


Вопросы

1. Сформулируйте основные факторы, определившие специфику исторического развития Древнерусского государства.

2. Сторонники норманнской теории утверждают, что Киевское государство было основано варягами. Каким образом можно опровергнуть эту версию?

3. Можно ли государство Киевской Руси назвать раннефеодальным?

4. Назовите основные группы населения в Древней Руси.

5. Назовите причины феодальной раздробленной раздробленности.

 

Литература

 

1. Галкина, Е.С. Тайны русского каганата / Е.С. Галкина. - М.: Вече, 2002.

2. Гудзь-Марков, А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне / А.В. Гудзь-Марков. - М.: Вече, 2004.

3. Кузьмин, А.Г. Начало Руси / А.Г. Кузьмин. - М.: Вече, 2003.

4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. - М.: Высш. шк., 2004.

5. Перевезенцев, С.В. Смысл русской истории / С.В. Перевезенцев. - М.: Вече, 2004.

6. Фомин, В.В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси / В.В. Фомин // Вопросы истории. - 2004. - № 8. - С. 149 - 163.

7. Цветков, С.Э Русская история / С.Э. Цветков. - М.: Центрполиграф, 2003.

 


Вопросы

1. Что такое Реформация?

2. Как она проходила в Германии, Скандинавии, Прибалтике, Швейцарии, Нидерландах, Англии, Шотландии, Франции?

3. В чём суть политики контрреформации и насколько она была эффективна?

4. Что особенно повлияло на развитие европейской культуры в XVI в.?

5. Чем отличались французский, испанский, немецкий, английский, скандинавский варианты абсолютизма?

 

Литература

1. Андерсон, П. Родословная абсолютистского государства. / П. Андерсон. - М.: Издат. дом «Территория будущего», 2010.

2. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер / отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: РОССПЭН, 2006.

3. Всемирная история: справочник. в 24 т. / А.Н. Бадак и др.- М. АСТ; Мн.: Харвест, 2003. -Т. 10: Возрождение и Реформация.

4. Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Ме­диа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007.

5. История средних веков: В 2 т. / под ред. С.П.Карпова. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. - Т. 2. Раннее новое время.

6. Смирнов, М. Ю. Реформация и протестантизм / М.Ю. Смирнов. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2005.

7. Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск: Харвест, 2002.


Вопросы

 

1. Каковы предпосылки Смуты начала XVII в.?

2. Чьим ставленником был Лжедмитрий I?

3. Как удалось преодолеть Смуту?

4. Каковы основные последствия Смуты?

5. Каковы основные тенденции политического и социально-экономического развития России в XVII в.?

6. Почему современники называли период правления царя Алексея Михайловича «бунташным временем»?

 

Литература

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII века: в 2-х т / отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ, 2000.

2. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - Тула, Приокское книжное изд-во, 1990. - Т. X - XII,

3. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993.

4. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.: «Книга», 1990.

5. Кузнецов, Д.В Церковный раскол XVII в. и его влияние на судьбу России: историческая реальность и утраченная альтернатива / Д.В. Кузнецов // История в подробностях. - 2013. - № 7. (37). - С. 34 - 51.

6. Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV в. - начало XVII в. / под ред. А.Н. Насонова, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина. М.: Изд-во Академии наук, 1955.

7. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

8. Скрынников, Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. / Р.Г. Скрынников. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

9. Смирнов, И.И. Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв. / И.И. Смирнов. - М.,Л.: Наука, 1966.

 


Вопросы

1. Какой смысл исследователи вкладывают в понятие «Великие географические открытия»?

2. Назовите основных участников и маршруты европейской колониальной экспансии?

3. Какое место занимала Россия в системе колониализма?

4. Каковы последовательность и причины смены мировых лидеров Испании, Англии, Франции в XV-XVIII вв.?

5. Что такое Вестфальская система международных отношений

6. Укажите причины крушения Вестфальской системы международных отношений?

 

 

Литература

 

1. Баландин, Р.К. Сто великих географических открытий / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2001.

2. Всемирная история войн: Харперская энциклопедия военной истории: в 4 кн. / Э. Р. Дюпюи, Т.Н. Дюпюи. - СПб.: Полигон: АСТ; М.: МСМХСVII, 1997.

3. Всемирная история: в 24 т. / А.Н. Бадак и др. - Минск: Современный литератор, 1999.

4. Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Ме­диа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007.

5. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

6. Голубев, Г.Н. Колумбы Росские: Историческая хроника / Г.Н. Голубев. - М.: Советский писатель, 1989.

7. Лебедев, Н.К. Завоевание Земли: Великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза / Н.К. Лебедев. - М.: Центрполиграф, 2002.

 

Вопросы

1. Докажите, что Нидерландская революция является не национально-освободительным движением, а буржуазной революцией.

2. Охарактеризуйте общие черты буржуазных революций в Европе и США.

3. Почему войну северо-американских колоний за независимость также относят к числу ранних буржуазных революций?

4. Какие пережитки феодального строя не были уничтожены в ходе революций?

5. Почему протестантство стало идеологическим знаменем революционных движений Европы?

 

Литература

1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

2. Дударев, С.Л. Статьи, заметки, лекции по истории / С.Л. Дударев. - Армавир, 2007. - Вып. VI. - С.151-159

3. Новая история стран Европы и Америки XVI–XIX века: в 3-х ч.: учеб. для студентов вузов / под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4. Разин, Е. А. История военного искусства: в 3-х т.- СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999.

5. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений в 20 т.- М.: Соцэкгиз, 1931.- Т. XIV.

 


Вопросы

1. Что такое система международных отношений?

2. На каких основных принципах строилась Ветсфальская система международных отношений?

3. Каковы были особенности Венской системы международных отношений?

4. В чем заключались слабые стороны Версальско-Вашингтонской системы международных отношений?

5. Каковы особенности современной системы международных отношений?

 

Литература

1. Богатуров, А. Современный международный порядок / А. Богатуров. URL: http://www.intertrends.ru/one/001.htm (дата обращения 4.06.2013).

2. Итоги развития международных отношений в Новое время. URL: http://3ys.ru/istoriya-mezhdunarodnykh-otnoshenij-seredina-xix-veka-1918-g/itogi-razvitiya-mezhdunarodnykh-otnoshenij-v-novoe-vremya.html (дата обращения 23.05.2013).

3. Наринский, М.М. История международных отношений. 1945-1975 / М.М. Наринский. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. URL: http://www.portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1145656367&archive=&start_from=&ucat=7& (дата обращения 1.06.2013).

4. Новое время и новые международные отношения. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-549381.html?page=4 (дата обращения 10.04.2013).

5. Нольфо ди Э. История международных отношений. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nolfo/01.php (дата обращения 7.04.2013).

6. Создание «Венской системы» и образование Священного союза.URL: http://www.historichka.ru/materials/ado/11_1.html (дата обращения 29.05.2013).

 

 

 


Вопросы

1. Каковы причины Первой российской революции?

2. Каковы итоги Февральской революции 1917 г.?

3. В чем заключаются предпосылки Октябрьской революции 1917 г.

4. Что такое диктатура пролетариата?

5. Укажите общие и особенные черты в революционных процессах 1905-1917 гг.

Литература

 

1. Авксентьев, Н. Большевистский переворот / Н. Авксентьев // Отечественная история.- 1992.- № 5.- С. 143-155.

2. Арсланов, Р.А., Керов, В.В., Мосейкина, М.Н., Смирнова Т.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина. - М.: Высш. шк., 2001.

3. Астахов, М.В. История «Социалистической революции» в России (1917-1939 гг.). / М.В. Астахов. - Самара. Самарский Государственный университет, 2003. URL: http://ru.znatock.com/docs/index-64489.html?page=21 (дата обращения 21.08.2013).

4. Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт. -М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.

5. Каковы причины, цели, движущие силы и характер февральской революции. URL: http://www.istmira.com/istoriya-rossii-s-drevnejshix-vremen-do-nashix/321-kakovy-prichiny-celi-dvizhushhie-sily-i-xarakter.html (дата обращения 22.08.2013)

6. Октябрьская революция 1917 г. URL: http://www.w10.ru/istoriya_i_istoricheskie_lichnosti/oktyabrskaya_revolyuciya_1917_ga.htm (дата обращения 22.08.2013)

7. Октябрьская революция. URL: http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xx/872-oktyabrskaya-revolyuciya.html (дата обращения 22.08.2013)

8. Революция 1905-1907 гг. Причины. URL: http://studentu-vuza.ru/istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava/lektsii/revolyutsiya-1905-1907-gg.-prichinyi.-itogi.html (дата обращения 22.07.2013)

9. Троцкий, Л.Д. Кем и как был совершен Октябрьский переворот / Л.Д. Троцкий // Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка. - М.: Современник, 1991.

 


Вопросы

1. Назовите общие черты в социально-политическом и экономическом развитие Стран Востока до Второй мировой войны.

2. Выявите основные черты развития национально-освободительного движения в Турции и Китае между мировыми войнами.

3. Под влиянием, каких государств развивались Страны Востока в 1920-е- 1990-е гг.?

4. На какие группы и по какому принципу можно подразделить Страны Востока?

5. Назовите основные отличия восточного и западного менталитета.

 

Литература

1. Мельянцев, В.А. Основные тенденции, факторы и противоречия экономического роста развивающихся стран в 1950-1990-е гг. / В.А. Мельянцев. URL: http://serv.iaas.msu.ru/pub_r/online_r/newvamel.htm (дата обращения 18.05.2013).

2. Омельченко, О. Всеобщая история государства и права. / О. Омельченко. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/index.php (дата обращения 18.05.2013).

3. Распад колониальной системы в мире. URL: http://protown.ru/information/hide/5851.html (дата обращения 12.05.2013).

4. Родригес, А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время / А.М. Родригес.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5. Сороко-Цюпа, О., Смирнов, В., Посконин, В. Мир в первой половине XX века. 1918-1945 / О. Сороко-Цюпа, В.Смирнов, В. Посокин. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/sor_mirperv/03.php (дата обращения 7.05.2013).

6. Толмачева, Р. Экономическая история: генезис рыночной экономики / Р. Толмачева. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/tolm/06.php (дата обращения 28.04.2013).

7. Хачатурян, В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века / В. Хачатурян. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hach_istmir/09.php (дата обращения 18.05.2013).

 


Вопросы

1. Укажите причины перехода к политике индустриализации

2. Каковы были основные итоги процесса коллективизации?

3. Почему «кулачество» представлялось основным врагом коллективизации?

4. Какими были основные задачи «культурной революции»?

5. Каковы основные особенности советской модели модернизации?

 

Литература

1. Арсланов, Р.А., Керов, В.В., Мосейкина, М.Н., Смирнова, Т.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. - М.: Высш. шк., 2001.

2. Геллер,М.Я., Некрич, А.М. Утопия у власти / М.Я. Геллер, А.М. Некрич. - М.: «МИК», 2000.

3. «Говорить о голоде считалось чуть ли не контрреволюцией» //Отечественные архивы. -2009. - № 2. URL: http://www.rusarchives.ru/publication/golod.shtml (дата обращения 27.07.2013).

4. Кара-Мурза, С. История советского государства и права / С. Кара-Мурза. URL: http://wordweb.ru/hist_gos/index.htm (дата обращения 25.07.2013).

5. Коллективизация // Уроки истории. XX век. URL: http://www.urokiistorii.ru/history/event/2009/05/kollektivizatsiya (дата обращения 25.07.2013).

6. Культурная революция. URL: http://ir.spb.ru/revolutscii/sotscialisticheskie-revolutscii/kul-turnaya-revolutsciya.html (дата обращения 25.07.2013).

7. Политические партии России: история и современность / под ред. А.И. Зевелева, Ю.П. Свириденко, В.В. Шелохаева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

8. Шпедт, А.А. История земледелия Сибири / А.А. Шпедт. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2003.

 

 


Лекция 12. Народы России и

В конце XIX в.

 

Конфессиональная принадлежность учащихся. Мужские гимназии Женские гимназии
Православные 63,2% 76 %
Римско-католические 11,2% 5,8%
Лютеране 14,8% 7,1%
Евреи (иудеи) 5,2% 8,3%
Магометане 1,2%  
Прочие 4,4% 2,8%

 

Составлено автором, по данным приведённым в статье Сапунова Б.В. Национальный вопрос в Российской империи. URL: http: //sir35.narod.ru/Sapunov/Nq_703 htm (дата обращения: 15.02.2013).

 

Данные таблицы показывают, что процентное соотношение населения по национальному признаку и процентные показатели структуры учащихся по конфессиональному составу практически совпали.

Приведенный выше материал, бесспорно, доказывает, что дореволюционная Россия не являлась колониальной империей в её признанном понимании.

Экономическое развитие отдельных окраин в третьей четверти XIX в. привело к росту буржуазных отношений. Как следствие привычная кооптация нерусских элит в правящий класс империи уже не являлась гарантом административно-территориальной целостности государства:

- о своих как экономических, так и политических претензиях заявила национальная буржуазия Польши, Финляндии, Украины, Закавказья. В отличие от русской она видела решения стоящих перед всей страной и её национальными окраинами проблем в федерализации отношений или вовсе в отделении от России. Попытки правительства ограничить в данных условиях права Финляндии, секвестрование имущества армянской церкви;

- составной частью процесса стала национальная интеллигенция, являющаяся проводником этих идей в широкие массы населения. К началу века наблюдается рост национальных периодических изданий, а количество национальных политических партий и организаций превышает в конечном итоге количество русских. Например, на Украине в обозначенный период действовали: Украинская социалистическая партия (1900-1904), Революционная украинская партия (1900-1905), Украинская народная партия (1902-1907), Украинская партия социалистов-революционеров (1903-1918), Украинская демократическая партия (1904), Украинская радикальная партия (1904-1905), Украинский социал-демократический союз («Спилка» 1904-1913), Украинская демократическо-радикальная партия (1905-1908), Украинская социал-демократическая рабочая партия (1905-1918);

- огромное влияние на устойчивость национальных отношений стало оказывать геополитическое положение империи. Особенно ситуация обострилась в годы Мировой войны к участию в которой оказалось привлеченным население Финляндии, Белоруссии, Украины, Польши, Закавказья и других регионов. В годы войны правительство столкнулось с фактами провидения на территории страны прогерманской и протурецкой пропаганды с целью создания независимых от России государственных образований;

- негативно народами Сибири, Алтая, Казахстана были восприняты меры по передачи земель в пользование царского двора (кабинета) и в переселенческий фонд. Данная политика вызвала многочисленные выступления народных масс поддержанных частью феодальной и родоплеменной верхушки.

Таким образом, различные по своему характеру требования национальных диаспор, оформивших своё политическое представительство в виде партий и организаций стали составляющими общественного, а затем революционного движения.

В качестве примера развития отношений, с конца XIX в. до принятия I советской Конституции и окончания Гражданской войны, обратимся к материалам Сибири, Северного Кавказа, Украины.

Первый этап Бурятского национального движения (1900-1903) связан с протестом против проведения землеустроительных работ и упразднения институтов родового самоуправления в районах компактного проживания бурятского этноса. Его основными формами являлась подача прошений об отмене законов о земельной и волостной реформе, сохранении за коренным населением «породных» земель и традиционной системы местного управления.

Второй этап (1905-1907) связан с событиями революции. В это время внутри бурятские элиты формируются два идейных течения - панмонгольское и западническое. Несмотря на разногласия, бурятская элита консолидировано выступила за развитие национального образования и культуры, пыталась противодействовать насаждавшейся из Центра аграрной реформе. Наряду с мирными формами протеста в районах проживания бурят вспыхивали вооруженные выступления.

После победы Февральской революции начался третий этап Бурятского национального движения (1917-1919), связанный с возникновением и развитием движения за общенациональную автономию. В апреле 1917 г. состоялся 1-й общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Его участники приняли «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии», являвшийся проектом бурятской автономии с широкими правами в области внутреннего законодательства, административного управления, судопроизводства, охраны порядка, здравоохранения, образования, духовной культуры. По инициативе делегатов съезда был создан Бурятский национальный комитет (Бурнацком).

Под давлением местных большевиков Бурнацком признал советскую власть. В конце 1917 - начале 1918 г. процесс формирования бурятской национальной автономии протекал в условиях мирной политической борьбы Бурнацкома с органами новой революционной власти-советами. В марте-апреле 1918 г. состоялся III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и инородцев Забайкальской области, который признал право бурятского народа на самоопределение. При этом в бурятских аймаках сохранялись органы национального самоуправления. Летом-осенью 1918 г. в условиях Гражданской войны национальная элита была вынуждена пойти на сотрудничество с атаманом Г.М. Семеновым, а затем и А.В. Колчаком. В ноябре 1918 г., после объединения Бурнацкома с бурятским отделом Правительства Забайкальской обл., образована Бурятская национальная дума. К началу 1919 г. цели Бурятского национального движения были достигнуты, так как органы национального управления официально признаны лидерами белого движения.

Четвёртый этап Бурятского национального движения (1919-1922) связан с попытками бурятской элиты реализовать право на самоопределение этноса. Одной форм национального движения являлся панмонголизм, который стал стержнем неосуществившегося проекта - создания «Велико-Монгольского государства». Более успешная попытка оформления национальной государственности была осуществлена в рамках Дальневосточной республики (ДВР). В марте 1920 г. группа автономистов образовала Временный общебурятский национальный комитет. Вехой в процессе национально-государственного строительства в бурятских аймаках стало принятие конституции ДВР (апрель 1921). По ней территория, занятая бурятами (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни.

Анализируя взгляды представителей горской интеллигенции в предреволюционный период, необходимо подчеркнуть, что они видели решение существующих проблем в рамках российской государственности. Тезис об «автономном самоуправлении» признавался возможным лишь при исключительных обстоятельствах. Февральская революция стала таким «исключительным обстоятельством». 5 марта 1917 г. было объявлено о создании Союза объединенных горцев и созыве съезда народов Северного Кавказа. Члены Союза объединенных горцев приняли непосредственное участие в конституировании местных органов Временного правительства и, тем самым, укрепляли новые государственно-политические реалии в регионе. Проблема автономии звучала, но она не стояла в плоскости немедленной реализации, а связывалась с решениями Учредительного собрания.

Однако представители исламских кругов Чечни и Дагестана были намерены восстановить на Северном Кавказе имамат - шариатское государство, видя в нем единственное средство преодоления анархии и распада. Фактически это привело к расколу горское национальное движение.

Национальный вопрос, актуализировавшийся после Февральской революции как проблема взаимоотношений горских народов с казаками, во многом предопределил характер национально-государственных процессов на Северном Кавказе в послеоктябрьский период. Именно для решения этого вопроса, трансформировавшегося в конце 1917 г. в конфликт и кровопролитие, был созван I съезд народов Терека, положивший начало большевизации региона и формировании советских форм национально-государственного устройства. С точки зрения анализа национально-государственных процессов важное значение имел II съезд народов Терека (февраль - март 1918), который признал власть советов, установившейся в центре и принял к руководству в области земельного вопроса положений Закона о социализации земли. Съезд избрал высшие органы власти и управления - Терский Народный Совет, в составе которого было предусмотрено специальное представительство от народов, населяющих республику и Совет Народных Комиссаров.

С самого начала происходит столкновение СНК Терской республики и Терско-Дагестанского правительства. В феврале 1918 г. Терский Совнарком своим декретом постановил, что «все декреты и распоряжения, издаваемые т.н. Терско-Дагестанским правительством, исполнению не подлежат».

Весной 1918 г. «Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана» предпринимает шаги для укрепления своих позиций. Но они были направлены не на создание внутренней опоры в массах горских народов, а на дипломатическое признание своего государственного статуса. В апреле Союз выступил с обращением к ряду государств Европы с просьбой о признании правительства Горской республики. 11 мая 1918 г. на конференции было объявлено о создании Горской республики и её признании Оттоманской Турцией и Германией. В этот же день была принята «Декларация об объявлении независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской республики)». 13 мая 1918 г. правительство Горской республики направило правительству РСФСР ноту о создании Горской республики и отделении ее от России.

В своем протесте от 15 мая Советское правительство отказало в признании независимости Горской республики, мотивируя свой отказ тем, что народы, проживающие на этой территории, на своих национальных съездах высказались за неразрывную связь с Российской Федерацией.

В мае 1918 г. представители большевиков на Северном Кавказе предпринимают активные шаги для консолидации народов региона под своими лозунгами. III съезд Советов по докладу Чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе провозгласил образование Кубано-Черноморской Советской Республики, которая рассматривалась съездом в качестве составной части РСФСР. На этом съезде был поставлен вопрос об объединении всего Северного Кавказа в одну Советскую республику, а в июле 1918 г. на I Северо-Кавказском краевом съезде советов было принято решение об объединении Кубано-Черноморской и Ставропольской советских республик в Северо-Кавказскую республику. Но Терская советская республика оставалась самостоятельной.

К лету 1918 г. определяющим фактором положения всей страны уже была гражданская война. Непосредственное влияние на ситуацию на Северном Кавказе имели события на Волге, Дону и Кубани, интервенция Антанты в Закавказье. С этого времени







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.