Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системный подход в изучении менеджмента.





В рамках школы науки управления сформировались системный и ситуационный подходы к управлению.

Системный подход в управлении рассматривает организацию как многоплановое явление, обладающее множеством связей с внутренним и внешним окружением.

Принципиальные отличия системного подхода от одномерных учений:

· системный подход исходит из многомерности управления ею;

· системный подход считает необходимым учет в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование.

Общая теория систем является теоретической базой системного подхода к управлению.

Системный подход:

· организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую);

· обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды.

Основные этапы развития теории менеджмента как науки.

Основные этапы развития теории менеджмента: классический менеджмент, бихевиористское, структуралистское, постмодернистское направления. Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.

1.Классическое направление: – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт), К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора. Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических); – административный менеджмент — внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет),

Недостатки административной школы управления: — недооценка социальных аспектов управления;

- невнимание к человеческому фактору в организации;

- недостаточное внимание к научной разработке методов управления;

- организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

2.(Бихевиористское направление) Школа человеческих отношений и поведенческих наук: школа человеческих отношений — Представители этой школы: Элтон Мэйо, А. Маслоу, Мэри Фоллетт и др. Школа человеческих отношений: определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей; обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности; объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями; вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями. Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо, который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (хоторнские эксперименты). Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Пирамида потребностей по Маслоу.

В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время). Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др. Они изучали: различные аспекты социального взаимодействия, мотивации; характер власти и авторитета; роль организационной структуры (организационное поведение человека); коммуникации в организации; лидерство; качества трудовой жизни человека и др. Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Герцберга, обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой. Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к работе. Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными. Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста. Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук: Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).

3. Наиболее поздняя теория классического менеджмента — теория так называемой структуралистской школы, основанной одним из отцов социологии Максом Вебером. Концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер). Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как не представляющие интереса для теоретика.

4. Современное направление: Школа науки управления (управленческой науки) (с 1950 г. по настоящее время)ориентировалась на использование в управлении математики, статистики, инженерных наук и количественных методов. Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем составляют суть подхода этой школы. Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.


Тема 2. Основные принципы и закономерности менеджмента (1 час)

Принципы менеджмента и их роль в становлении и развитии организации. Классификация принципов и их характеристика.

2.2. Состав и содержание закономерностей менеджмента.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.