Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ





ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

УЧЕБНИК

 

5-е издание, переработанное и дополненное

 

Ответственный редактор -

Доктор юридических наук, профессор

С.А. ЕГОРОВ

 

Рецензенты:

 

Глебов И.Н., доктор юридических наук, профессор, главный советник Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, заслуженный юрист РФ;

Капустин А.Я., доктор юридических наук, профессор, заведующий центром образовательных программ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Президент Российской ассоциации международного права.

 

Редакционная коллегия:

 

Черниченко С.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

Бирюков М.М., доктор юридических наук, профессор;

Моисеев А.А., доктор юридических наук.

 

Редактор-координатор

 

Касенова М.Б., кандидат юридических наук, профессор.

 

Авторы

 

Ашавский Б.М. - кандидат юридических наук, проф. (15.11, гл. 19)

Бирюков М.М. - доктор юридических наук, проф. (гл. 21)

Бордунов В.Д. - кандидат юридических наук, проф. (гл. 13)

Вельяминов Г.М. - доктор юридических наук, проф. (15.1, 15.2)

Гидирим А.В. - кандидат юридических наук, проф. (гл. 10)

Егоров С.А. - доктор юридических наук, проф. (предисл., 17.6, гл. 23, 24.4, 24.6, 25.1 - 25.12)

Зимненко Б.Л. - доктор юридических наук, проф. (5.6, 11.4)

Иванов С.И. - кандидат юридических наук, доцент (гл. 18)

Касенова М.Б. - кандидат юридических наук, проф. (5.3, гл. 26 (совместно с М.В. Якушевым)

Ковлер А.И. - доктор юридических наук, проф. (11.5)

Копылов М.Н. - доктор юридических наук, проф. (8.9 - 8.11)

Кузнецов В.И. - доктор юридических наук, проф. (гл. 1 (совместно с О.Н. Хлестовым)

Ляхов Е.Г. - доктор юридических наук, проф. (17.1 - 17.5, 24.1 - 24.3)

Мантусов В.Б. - доктор экономических наук, проф. (гл. 22)

Моисеев А.А. - доктор юридических наук (15.3 - 15.9, 20.8)

Молодцова Е.С. - доктор юридических наук (гл. 16)

Ромашев Ю.С. - доктор юридических наук, проф. (гл. 12)

Русинова В.Н. - кандидат юридических наук, доцент (25.13)

Тузмухамедов Б.Р. - кандидат юридических наук, проф. (5.4, 5.5, 24.5, 24.7)

Федоров В.Н. - доктор юридических наук, проф. (20.1 - 20.7)

Хлестов О.Н. - кандидат юридических наук, проф. (гл. 1 (совместно с В.И. Кузнецовым), 8.1 - 8.8)

Черниченко С.В. - доктор юридических наук, проф. (гл. 2, гл. 3, гл. 4, 5.1, 5.2, гл. 6, гл. 7, гл. 9, 11.1 - 11.3, 11.8)

Шилова Н.Л. - кандидат юридических наук (15.10)

Якушев М.В. - гл. 14, 26 (совместно с М.Б. Касеновой)

Ястребова А.Ю. - кандидат юридических наук (11.6, 11.7)

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Ашавский Борис Матвеевич - профессор кафедры международного права ДА МИД России, кандидат юридических наук (1976). Участник международных конференций и совещаний по линии ООН и других международных организаций. Эксперт Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Член международно-правового совета при МИД России. Имеет дипломатический ранг второго секретаря.

Бирюков Михаил Михайлович - заведующий кафедрой европейского права МГИМО(У) МИД России (с 2004 по н.в.), доктор юридических наук (2005), профессор (2007). Ответственный сотрудник центрального аппарата и загранучреждений МИД России (1974 - 1997). Профессор ДА МИД России (1997 - 2007). Член российских делегаций на переговорах о заключении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и России 1994 г. и на переговорах о вступлении России в Совет Европы. Член редколлегии "Московского журнала международного права". Имеет дипломатический ранг советника первого класса.

Бордунов Виталий Дмитриевич - кандидат юридических наук, профессор. Председатель Правления Независимого института международного права. Эксперт по правовым вопросам ИКАО. Член российских официальных делегаций на международных межправительственных конференциях по кодификации и прогрессивному развитию воздушного права. Руководитель рабочей группы по подготовке позиции России по изменению Варшавской конвенции 1929 г. (1996 - 1999), рабочей группы по подготовке позиции России по принятию Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (2000 - 2001).

Вельяминов Георгий Михайлович - доктор юридических наук (1981), профессор (1989), главный научный сотрудник Института государства и права РАН (с 1993 по н.в.). Постоянный арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ и в других арбитражных судах. Участник Великой Отечественной войны (1943 - 1944). Ответственный сотрудник в системе Минвнешторга СССР, включая долгосрочную работу в Торгпредстве СССР в Швеции (1949 - 1963); в Секретариате Совета экономической взаимопомощи (1963 - 1988). Участник множества межгосударственных конференций и заседаний (в том числе органов ООН, СЭВ и др.), а также научных конференций. Член Российской ассоциации международного права (с 1961). Автор многих научных трудов, служебных аналитических работ, лектор-профессор ряда высших учебных заведений. Специалист и первооснователь отечественной школы международного экономического права.

Гидирим Алексей Васильевич - профессор кафедры международного частного права ДА МИД России, кандидат юридических наук (1980). Работал консультантом в Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество, принимал участие в разработке Заключительного акта СБСЕ 1975 г. Работал советником по международно-правовым вопросам при ЦК Народно-демократической партии Афганистана, принимал участие в разработке Конституции, Гражданского кодекса и других законов Афганистана, соглашений об урегулировании ситуации вокруг Афганистана, награжден орденом Дружбы народов ДРА. Участник многих международных конференций, эксперт Государственной Думы России по вопросам международного права.

Егоров Сергей Алексеевич - доктор юридических наук (2000), профессор, заведующий кафедрой международного права ДА МИД России. Постоянный судья Международного трибунала ООН по Руанде. Доктор юридических наук (2000). Сотрудник исполкома советских обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (1977 - 1981). Член Экспертного совета по международному праву при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания России. Член редколлегии "Российского ежегодника международного права". Член редколлегии "Московского журнала международного права". Имеет дипломатический ранг второго секретаря.

Зимненко Богдан Леонидович - доктор юридических наук, профессор. Заместитель начальника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

Иванов Сергей Иванович - кандидат юридических наук (1983), доцент (1993). Сотрудник Женевского отделения Секретариата ООН (1976 - 1980). Выступал с лекциями по международному праву и вопросам внешней политики в Швейцарии, ФРГ, Мексике, Республике Конго. Имеет дипломатический ранг первого секретаря.

Касенова Мадина Балташевна - профессор, кандидат юридических наук (1987), заведующая кафедрой международного частного права ДА МИД России. Сотрудник Института государства и права РАН (1981 - 1989), член Международной и Российской ассоциаций международного права. Сотрудник Торгово-промышленной палаты СССР/России (1989 - 1992), член рабочей группы по правовым вопросам Совета делового сотрудничества СССР - Канада (1990 - 1992), участница и эксперт ряда международных конференций и организаций. Адвокат Международной юридической фирмы "Бейкер и Макензи" (1992 - 1995), заведующая юридической консультацией N 2 коллегии адвокатов "Инюрколлегия" (2001 - 2003), адвокат адвокатской конторы "Центральная" Московской межтерриториальной коллегии адвокатов (ММКА). Член Рабочей группы по международной информационной безопасности и глобальному управлению Интернетом (МИБ и ГУИ) при Экспертно-консультативном совете ПИР-Центра, эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Ковлер Анатолий Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Европейского суда по правам человека (1999 - 2012). Директор Центра сравнительного права Института государства и права РАН, главный редактор журнала "Государство и право" (1979 - 1999). В 1995 г. участвовал в качестве эксперта в работе Дейтонской конференции по мирному урегулированию в бывшей Югославии. Эксперт Государственной Думы РФ и Конституционного Суда РФ. Преподавал в университетах Европы и Америки. Автор работ по теории права, по правам человека.

Копылов Михаил Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов, академик РАЕН, Российской экологической академии, Международной академии наук, экологии и безопасности жизнедеятельности.

Кузнецов Валерий Иванович (1940 - 2002) - заведующий кафедрой международного права ДА МИД России (1987 - 2002), доктор юридических наук (1981), профессор (1982), заслуженный деятель науки России (1994). Член Комиссии международного права ООН. Член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, член Постоянной палаты третейского суда. Член Исполкома Российской ассоциации международного права. Участник ряда дипломатических конференций. Имел дипломатический ранг советника первого класса.

Ляхов Евгений Григорьевич - профессор Московского университета МВД России. Доктор юридических наук, профессор. Член Исполкома Российской ассоциации международного права. Советник Совета Федерации Федерального Собрания России (1994 - 2004). Участник ряда конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, сессий международных органов и организаций, занятых вопросами борьбы с преступностью. Разработчик международных документов в области противодействия преступности и терроризму с 1972 г.

Мантусов Владимир Бадьминович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической академии МИД России. Выпускник МГИМО (У), Дипломатической академии МИД России. С 1996 по 2002 г. сотрудник центрального аппарата МИД России, имеет опыт загранработы. Автор монографий, учебных пособий, научных статей по мировой экономике и экономико-правовой проблематике.

Моисеев Алексей Александрович - декан факультета международного права Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук. Сотрудник центрального аппарата и загранучреждений МИД России (1996 - 2004). Участник международных конференций, а также переговоров по вопросам инвестиционного сотрудничества, избежания двойного налогообложения, собственности России за рубежом, сотрудничества между университетами России и Австралии и др. Член Российской ассоциации международного права (1995). Почетный исследователь Университета Сиднея, Австралия (2001 - 2003). Доктор права Австралии (Министерство образования, науки и профессиональной подготовки Австралии, 2003).

Молодцова Елена Степановна - доктор юридических наук (2002). Старший научный сотрудник ИГП РАН (2001 - 2002), доцент кафедры международного права МГУ им. М.В. Ломоносова (1994 - 2001). Приглашенный профессор Университета Айовы (1994) и Университета Дрейка (США) (1993). Сотрудник юридической службы Международного агентства по атомной энергии (2004 - 2006). Практикующий юрист (с 2006 г. по н.в).

Ромашев Юрий Сергеевич - доктор юридических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, профессор НИУ "Высшая школа экономики", член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Научно-экспертного совета при Морской коллегии при Правительстве РФ, Ассоциации юристов России, Российской ассоциации международного права и Ассоциации международного морского права России. Участвовал в разработке международных договоров и федеральных законов. Неоднократно выступал с докладами на международных конференциях в России и за рубежом. Им опубликовано свыше 190 научных и учебно-методических работ по различным проблемам международного права, российского законодательства, борьбы с преступностью и другим актуальным научным проблемам.

Русинова Вера Николаевна - кандидат юридических наук, магистр права (Геттингенский университет), доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России и кафедры международного права НИУ "Высшая школа экономики". С 2008 по 2012 г. - заведующая кафедрой международного и европейского права Балтийского федерального университета им. И. Канта. Член редколлегии журнала "Международное правосудие", член Международной, Европейской и Российской ассоциаций международного права. Автор более 50 работ по международному праву прав человека, международному гуманитарному и уголовному праву.

Тузмухамедов Бахтияр Раисович - профессор, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса, советник Конституционного Суда РФ. В 2009 - 2012 гг. - судья Международного трибунала ООН по Руанде, с 2012 г. - судья Апелляционной палаты Международных трибуналов ООН по Руанде и по бывшей Югославии. Являлся экспертом делегаций СССР и РФ в спецкомитетах ООН по Индийскому океану и по операциям по поддержанию мира, экспертом Института ООН по исследованию проблем разоружения, сотрудником Сил ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии. Вице-президент Российской ассоциации международного права, заместитель главного редактора "Московского журнала международного права".

Федоров Владимир Николаевич (1932 - 2006) - профессор кафедры международного права ДА МИД России, главный советник Департамента международных организаций МИД России, доктор юридических наук (1983), профессор (1994). Заместитель руководителя делегации СССР, России в ряде комитетов ООН, член делегации России при ОБСЕ, представитель России в органах Совета евроатлантического партнерства и Совместного постоянного совета Россия - НАТО, участник разработки основополагающих документов СНГ. Имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса.

Хлестов Олег Николаевич - профессор кафедры международного права ДА МИД России (1972), кандидат юридических наук. Чрезвычайный и Полномочный Посол (1973), профессор (1972). Заведующий Договорно-правовым отделом, член Коллегии МИД СССР (1965 - 1979). Участвовал в сессиях ряда органов ООН, МАГАТЭ, ЮНИДО, во многих международных конференциях. Возглавлял делегации СССР в международных переговорах и на конференциях, в частности на Венской конференции по праву договоров 1969 г. и на переговорах о сокращении вооруженных сил в Центральной Европе. Участвовал в разработке законов СССР и России. Вице-президент Российской ассоциации международного права, член редколлегий "Московского журнала международного права" и журнала "Юрист-международник". Руководитель Экспертной группы по международному праву при Секретаре Совета Безопасности России.

Черниченко Станислав Валентинович - доктор юридических наук (1978), профессор (1979), заслуженный деятель науки РФ (1994). Главный научный сотрудник ИГП РАН. Вице-президент Российской ассоциации международного права. Президент Международно-правового клуба. Член Постоянной палаты третейского суда. Член делегации СССР в Комиссии ООН по правам человека (1974 - 1987), член Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите прав меньшинств (1988 - 1998). Член Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (Совет Европы, 2004 - 2008).

Шилова Наталья Леонидовна - кандидат юридических наук (2005). Юрисконсульт в представительствах крупных нефтяных компаний с иностранными инвестициями (1996 - 2006). В настоящее время - начальник корпоративного отдела российско-британского холдинга (управление горно-металлургическими проектами). Читает лекции по международному праву в сфере энергетики и недропользования в Дипломатической академии МИД России.

Якушев Михаил Владимирович - выпускник МГИМО МИД СССР. Сотрудник МИД СССР (России). Директор Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации (2004 - 2006). С 2010 г. вице-президент группы компаний "Мэйл.Ру". Представлял Российскую федерацию в рабочей группе "Большой восьмерки" по возможностям информационной технологии (DOT Force), в рабочей группе по управлению Интернетом при Генеральном секретаре ООН, являлся заместителем руководителя Рабочей группы Совета Европы по проблемам трансграничного Интернета. Автор двух монографий и большого числа научных и публицистических статей по правовым вопросам Интернета. Преподает на факультете международного права Дипломатической академии МИД России с 2011 г.

Ястребова Алла Юрьевна - кандидат юридических наук (1992), доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России (2009). Советник по правовым вопросам Российского Красного Креста, московской делегации Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, эксперт Представительства Международной организации по миграции. Преподаватель летних школ ЮНЕСКО и Центрально-Европейского университета (2003 - 2005, 2007).

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Международное публичное право является сегодня одной из основных профилирующих дисциплин для магистров и бакалавров, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (международное право). Настоящий курс включается также в учебные планы юридических высших учебных заведений и юридических факультетов вузов, готовящих специалистов по другим областям права. Международное публичное право преподается и тем студентам, которые специализируются в области международных отношений и внешнеэкономических связей.

Понимание сущности и значения международного права необходимо в наше время широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Уважение, соблюдение и применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями.

Уместно в связи с этим напомнить высказывание бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана относительно преподавания международного права: "Международное право уже не может, да и вряд ли могло когда-то рассматриваться как факультативный предмет, который юристы могут изучать, а могут и не изучать. Для того чтобы обеспечить господство права, юристы должны быть знакомы с международным правом, должны быть обучены его методам и должны уметь исследовать входящий в его сферу вопрос, когда в этом возникает необходимость".

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г., воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, - одна из важнейших целей нашей внешней политики, достижение которой соответствует высшему приоритету национальной безопасности - защите интересов личности, общества и государства. Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и применения.

Настоящий учебник международного права призван дать необходимое представление об основных понятиях, категориях, институтах и отраслях этой особой системы права, а в сочетании с самостоятельным изучением студентами специальной литературы по международному праву, его основных и вспомогательных источников - способствовать приобретению ими комплекса профессиональных знаний и умений, необходимых для эффективного участия выпускников в правотворческой, правоприменительной и иных видах деятельности в сфере международных отношений. Рекомендуемый список материалов для изучения приводится в конце каждой главы.

При организации учебного процесса на основе и с применением данного учебника приоритет отдается интерактивным формам занятий, в ходе которых учащиеся вырабатывают и совершенствуют навыки работы с нормативным материалом, сопоставляют научные концепции, дают оценку текущих социально-политических событий в свете международного права.

Обновляя и дополняя материал настоящего издания учебника международного права, авторы использовали результаты своих научных исследований и богатый опыт практической работы на ответственных постах в центральном аппарате МИД России, в других учреждениях и ведомствах Российской Федерации, в ее зарубежных представительствах, в ООН и других международных органах и организациях, включая Европейский суд по правам человека и Международные уголовные трибуналы ООН.

Учебник адресован не только слушателям Дипломатической академии, но и студентам других высших учебных заведений, изучающим право и международные отношения. Учебником могут пользоваться все, кто интересуется внешней политикой.

С.А.Егоров,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой

международного права Дипломатической академии МИД России

 

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

9.1. Классификация мер международно-правового принуждения

 

В зависимости от оснований применения мер международно-правового принуждения следует различать меры санкционного и несанкционного характера: первые - реакция на нарушение международного права, вторые - реакция на какие-либо обстоятельства, ситуации, действия, не нарушающие международного права, но требующие для предотвращения или устранения вредных последствий применения принуждения. В любом случае меры международно-правового принуждения не должны выходить за пределы, устанавливаемые международными договорами и обычаями.

В зависимости от цели их применения можно, следуя принятой в теории права классификации, выделить меры предупреждения (превентивные меры), меры пресечения, меры защиты (меры восстановления нарушенного правопорядка) и меры ответственности. Меры предупреждения, как и меры защиты, могут применяться в рамках санкционного и несанкционного международно-правового принуждения (например, при проведении операций ООН по поддержанию международного мира и безопасности с использованием вооруженных сил). Если не установлено, какое государство нарушает международное право, такие операции могут быть отнесены к превентивным несанкционным мерам. Меры пресечения имеют цель добиться прекращения длящегося нарушения международного права, а меры защиты - возвращения, насколько это возможно, ситуации, которая существовала до наступления обстоятельств, вызвавших необходимость применения принуждения. Если речь идет о санкционных мерах защиты, то они преследуют также, как правило, цель создать условия для возложения на нарушителя ответственности. Необходимо иметь в виду, что в международном праве одна и та же мера принуждения может быть направлена на достижение нескольких указанных выше целей. Так, самооборона в случае вооруженного нападения одного государства на другое играет одновременно роль меры пресечения и меры защиты (содействия восстановлению нарушенного международного правопорядка).

Меры ответственности тоже могут быть санкционными и несанкционными. Санкционные меры ответственности - своего рода завершение международно-правового принуждения. Вместе с тем в доктрине встречается точка зрения, согласно которой меры ответственности не должны включаться в число мер международно-правового принуждения и представляют собой самостоятельное явление.

Существуют материальные и психологические меры международно-правового принуждения (как и любого правового принуждения). Материальные меры связаны с тем или иным физическим действием (прекращение экономических отношений и т.д.). Психологические меры либо носят символический характер (предупреждение о том, что все последствия неправомерного поведения субъекта международного права лягут на нарушителя), либо содержат угрозу применения правомерных мер принуждения.

Наконец, в зависимости от участников межгосударственного общения, прибегающих к конкретной мере международно-правового принуждения, различают индивидуальные и коллективные меры. Меры, к которым прибегает международная организация, выступающая от собственного имени, следует считать коллективными. Деление мер принуждения на индивидуальные и коллективные относится лишь к международному праву.

 

9.2. Санкционные меры международно-правового принуждения

 

Существуют три категории индивидуальных материальных мер международно-правового принуждения: реторсии, репрессалии и вооруженные самозащитные меры. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 56/589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению подготовленный Комиссией международного права проект статей ответственности государств за международно-противоправные деяния и включила его в приложение к данной Резолюции. В нем говорится о контрмерах, которые потерпевшее государство может применить против государства, ответственного за международно-противоправное деяние (т.е. международное правонарушение), и побудить его выполнить свои обязательства, обусловленные международно-правовой ответственностью. Однако контрмеры как таковые не нужно рассматривать как варианты ответственности. Они направлены на реализацию ответственности. В статьях специально не выделены реторсии и репрессалии. Они охватываются понятием контрмер. Однако и в доктрине, и в практике между ними продолжает проводиться различие. В ст. 50 проекта репрессалии упомянуты. В ней предусматриваются контрмеры, которые не могут затрагивать: a) обязательств воздерживаться от угрозы силой или ее применения; b) обязательств по соблюдению основных прав человека; c) обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; d) иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права. В ст. 51 указывается на то, что контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду.

Реторсии - ответные ограничительные меры. Они могут использоваться как ответ не только на международное правонарушение, но и на недружественный акт, формально не нарушающий международное право (например, ответное ограничение въезда на свою территорию граждан другого государства). Тогда такое ограничение не будет мерой международно-правового принуждения.

Реторсии, являющиеся ответом на международное правонарушение, не обязательно повторяют буквально то, что сделал правонарушитель (это может быть и разрыв дипломатических отношений).

Репрессалии - меры, принимаемые в ответ на международное правонарушение, представляющие собой действия, которые, если бы они были совершены государством первым, считались бы международными правонарушениями (например, ответное ограничение возможности иностранного дипломатического представительства реализовать право на беспрепятственную связь со своим государством).

В международном обычном праве уже в течение сравнительно длительного времени существуют определенные ограничения применения репрессалий. Наиболее важным является запрет вооруженных репрессалий, вытекающий из принципа неприменения силы. В Декларации о принципах международного права 1970 г., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, сказано: "Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы". Репрессалии не должны также противоречить принципу уважения прав человека.

Недопустимость вооруженных репрессалий не означает недопустимости так называемых военных репрессалий как реакции на нарушение неприятелем права вооруженных конфликтов. Однако и здесь есть ряд ограничений. В Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., например, прямо или косвенно запрещены ряд действий, нарушающих права человека, осуществляемых в порядке репрессалий (пыток, истязаний, коллективных наказаний и т.д.).

Прибегать или не прибегать к репрессалиям - решает государство, руководствуясь политическими соображениями. В принципе репрессалии считаются исключительной мерой, которую применяют сравнительно редко.

Вооруженные самозащитные меры имеют целью не столько заставить нарушителя прекратить международное правонарушение, как при применении реторсий или репрессалий, сколько пресечь правонарушение силами жертвы правонарушения. И разумеется, такие меры отличаются от реторсий и репрессалий тем, что предполагают использование вооруженных сил против нарушителя. Эти меры не должны противоречить принципу неприменения силы. Они включают прежде всего индивидуальную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН как меру индивидуального международно-правового принуждения в ответ на вооруженное нападение. Другие меры, относящиеся к этой категории, не так интенсивны и должны быть соразмерны посягательствам на безопасность государства, его территориальную целостность и неприкосновенность, а также политическую независимость, если меры посягательства имеют менее опасный характер, чем вооруженное нападение. Нередко указанные меры называли мерами самопомощи.

Считалось, что подобного рода меры государства должны применять в пределах своей территории. Исключения возможны при осуществлении преследования по горячим следам в открытом море, а также в случае нападения на военные объекты, расположенные на территории иностранного государства по соглашению с последним, либо на отдельные военные корабли в открытом море или военные самолеты, находящиеся в воздушном пространстве над открытым морем.

В настоящее время начинает признаваться правомерность проведения в исключительных ситуациях спецопераций против террористов на территории иностранного государства, если его власти не способны или не желают своими силами воспрепятствовать их действиям. Соответствующие операции не должны иметь превентивный, упреждающий или тем более предвосхищающий характер, т.е. применяться в ответ лишь на предполагаемую угрозу совершения террористических актов или вероятность их совершения. Здесь также необходимо придерживаться правила соразмерности. Недопустимо проведение данных операций, если они могут повлечь за собой жертвы среди мирного населения или спровоцировать вооруженный конфликт. Если есть риск нарушения этих условий, то прибегать к таким операциям нельзя; если риск действительно велик, то их проведение следует рассматривать как чрезвычайную меру.

Коллективные материальные меры санкционного международно-правового принуждения можно подразделить на неинституционные и институционные.

Неинституционные меры применяются на основании соглашения между государствами без использования механизма международной организации. Они включают в себя обычно экономические санкции в ответ на нарушение каким-либо государством обязательства erga omnes (в отношении всего международного сообщества).

К ним можно отнести также коллективную самооборону (когда государства, не подвергшиеся вооруженному нападению, оказывают вооруженную поддержку жертве нападения). Примером самообороны можно считать операцию "Буря в пустыне", проводимую против Ирака с целью освобождения Кувейта, оккупированного иракскими войсками.

Нельзя считать коллективными неинституционными мерами "санкции", вводимые против политически неугодных режимов.

Институционные меры санкционного принуждения применяются по решению международной (межправительственной) организации. Они могут быть внутриорганизационными и внешними. Под внутриорганизационными мерами следует понимать меры, принимаемые в отношении государства - члена организации, которые ограничивают его деятельность в рамках организации.

К ним относятся, например, временное лишение права голоса, приостановление всех или некоторых прав и привилегий, вытекающих из членства в данной организации, исключение из организации. Принятие таких мер зависит от учредительного акта организации.

Внешние меры могут быть экономическими, политическими, военными. В учредительных актах международных организаций они предусматриваются реже, чем внутриорганизационные меры. Типичными примерами институционных мер являются меры, не связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 41 Устава ООН, и меры, связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 42 Устава ООН.

Механизм международной организации может использоваться и при осуществлении коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на члена организации, учредительный акт которой это предусматривает. В такой ситуации коллективная самооборона приобретает характер институционной меры.

Вооруженные силы по решению Совета Безопасности ООН могут применяться как для подавления акта агрессии, так и против государства, угрожающего международному миру и безопасности, в отличие от самообороны, которая независимо от того, является ли она институционной или неинституционной мерой, представляет собой ответ на вооруженное нападение и не должна осуществляться в превентивном порядке, т.е. против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности.

 

9.3. Несанкционные меры международно-правового принуждения

 

Основаниями для применения мер несанкционного международно-правового принуждения могут быть события (стихийные бедствия, эпидемии, выход из-под контроля технических средств и т.п.) и вооруженные конфликты либо угроза их возникновения как международного, так и немеждународного характера, создающие опасность для международного мира (если невозможно установить носителя угрозы или инициатора конфликта).

Меры несанкционного принуждения, как и меры санкционного принуждения, подразделяются на индивидуальные и коллективные. Круг этих мер по сравнению с кругом мер санкционного международно-правового принуждения отличается сравнительной узостью. Внешне они выглядят как международные правонарушения, таковыми не являясь, поскольку они оправдываются форс-мажорными обстоятельствами (особыми чрезвычайными силами), непреодолимой силой или крайней необходимостью.

Представляется очевидным, что необходимо учитывать несколько условий при использовании мер несанкционного принуждения: а) прибегать к ним только при наступлении упомянутых обстоятельств, которые заинтересованное государство, как правило, могло предвидеть; б) исходить из того, что только принятие соответствующих мер дает основания надеяться на предотвращение или прекращение нанесения ущерба, поскольку обычные действия, не имеющие характера принуждения, явно недостаточны; в) исходить из того, что принятие указанных мер не должно затрагивать интересы других государств сверх минимума, который может потребоваться для противодействия угрозе нанесения ущерба или наносимому ущербу. Кроме того, должны соблюдаться и ограничения, вытекающие из принципов неприменения силы и уважения прав человека. Если эти ограничения относятся к репрессалиям (реакции на правонарушения), то тем более они должны относиться к действиям, не являющимся реакцией на правонарушения.

Один из известных примеров несанкционных мер - временное ограничение свободы сношений дипломатических представительств, введенное в 1944 г. Великобританией с целью воспрепятствовать утечке информации о готовящейся высадке войск союзников во Франции.

Четкого различия между форс-мажорными обстоятельствами, непреодолимой силой и крайней необходимостью ни в теории, ни в практике нет. Нет также единства мнений относительно применяемой для обозначения соответствующей ситуации терминологии.

В статьях об ответственности государств за международные противоправные деяния среди обстоятельств, исключающих противоправность действий государства, называется форс-мажор. Он рассматривается как непреодолимая сила или непредвиденное обстоятельство, не поддающиеся контролю государства, кото







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.